Программа по самообразованию в первой младшей группе на 2021-2022 учебный год Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Ивонтьева Ирина Александровна

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо организовать целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка. Его следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, т.е. сформировать у него перцептивные действия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Солнышко»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МКДОУ

д/с №9 «Солнышко»

________ М.Н.Опалева

Программа

по самообразованию

в первой младшей группе

на 2021-2022 учебный год

Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Выполнила:

воспитатель

Ивонтьева И.А.

г.о.г. Чкаловск, 2021 год

Пояснительная записка:

Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо организовать целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка. Его следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, т.е. сформировать у него перцептивные действия.

Программа по самообразованию представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов.

Актуальность темы:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуальна, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- сплотить детский коллектив.

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы (зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, речь).

Срок реализации: 01.09.2021г. – 31.05.2022г.

Цель: повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Задачи:

- совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;

- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию в соответствии с ФГОС ДО (создание и приобретение новых игр при участии родителей);

- повысить компетентность родителей по данной теме через беседы, консультации, родительские собрания, мастер-классы, совместную деятельность.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников;
  2. Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
  3. Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
  4. Познакомить родителей сенсорным развитием детей.

Выход темы:

- Консультация для родителей и педагогов;

- Стендовая информация;

- Родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику»;

-Картотека дидактических игр по сенсорному развитию;

- Презентация темы по самообразованию на итоговом педсовете.

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

* сотрудничество через: индивидуальную работу, консультации, родительские собрания, беседы, совместную деятельность, практическую деятельность.

- Дети: сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию;

- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений;

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы, величины, цвета;

- Экспериментальная деятельность.

Работа по теме самообразования выстроена поэтапно.

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа.

* сбор и анализ информации по данной проблеме, изучение методической литературы, анализ исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников;

* подборку дидактических игр: развитие тактильных и вкусовых ощущений; упражнения для закрепления понятия формы, величины, цвета.

2 этап – проектировочный.

* Разработка и реализация плана работы по данной теме.

3 этап – творческий.

* Приобретение и создание дидактических игр и пособий на развитие сенсорных навыков, и оформление картотеки.

4 этап – итоговый.

* Диагностическое обследование детей в процессе наблюдения;

* Презентация темы по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» на итоговом педсовете.

Методическая работа

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

Сентябрь

2021 г.

Список использованной литературы

Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка

В течение учебного года

Наличие игр по сенсорному развитию

Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Январь

2022 г.

 Конспект консультации

Подготовка анкет к анкетированию родителей

Март

2022 г.

 Анкета

Подготовка и проведение родительского собрания

Апрель

2022 г.

 Конспект родительского собрания, фотоотчет о мероприятии

Анализ проведенной работы и отчет по теме самообразования

Май

 2022г.

Отчет

Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) 

В течение года

Работы детей и фотоотчет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

- «Чудесный мешочек»

- «Определи на ощупь»

- «Узнай фигуру»

- «Найди пару»

Сентябрь – Ноябрь

2021г.

Картотека игр на развитие тактильных ощущений.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

- «Найди предмет указанной формы»

- «Найди предмет такой же формы»

- «Какая фигура лишняя?» 

Декабрь

2021 г.

Картотека игр и упражнений для закрепления понятия форм.

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- «Сравни предметы по высоте»

- «Самая длинная, самая короткая»

- «Разноцветные кружки»

- «В какую коробку?»

- «Дальше – ближе»

Январь -Февраль

2022 г.

Картотека игр на закрепления понятия величины.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

- «Какого цвета не стало?»

- «Какого цвета предмет?»

- «Собери гирлянду»

- «Какие цвета использованы?»

- «Уточним цвет»

Март

2022 г.

Картотека игр на закрепление цвета.

Анкетирование родителей

Апрель

2022 г.

Анкета

Отчет по самообразованию

Май

2022 г.

Презентация

Реализация данного проекта осуществляется с участием родителей.

С родителями будут проведены: индивидуальные беседы: «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации: «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания.

Для родителей будут оформлены папки – передвижки: «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», «Самодельные игрушки и пособия по методике Монтессори», альбомы: «Палочки Кьюзенера», «Блоки Дьенеша».

Работа с родителями

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр.

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Март 2022г.

Консультация

Анкетирование родителей

Март 2022 г.

Анкета

Проведение родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику»

Апрель 2022 г.

Протокол собрания

Работа с педагогами

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Проектная деятельность в ДОУ

Октябрь 2021г.

«Сенсорное развитие детей в детском саду». История образования сенсорного развития.

Январь 2022г.

Презентация

Сенсорное развитие, ее роль в сближении родителей и детей.

Апрель 2022г.

Список литература:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» , 2003;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.

7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду». 2005.

11. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.

13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.

14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Программа профессионального саморазвития воспитателя Гумышкиной Людмилы Викторовны на 2017 – 2019 год Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

Программа профессионального саморазвитиявоспитателя Гумышкиной Людмилы Викторовны на 2017 – 2019 год Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры&raq...

План по самообразованию Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» на 2021-2022 учебный год

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражает...

Первая младшая группа №1 "Рыбка" Дидактическая игра на липучках для детей раннего возраста ."Теремок"(2023-2024)уч.год

Игра представляет собой мини-спектакль по известной русской сказке «Теремок». Дети познакомились с русской народной сказкой.Побывали героями этой сказки.Данная игра позволила ребенку быть ...