Мастер-класс «Сюжетно-ролевая игра – королева детской игры»
презентация к уроку (подготовительная группа)

Валюх Наталья Сергеена
Представиление опыта работы по организации сюжетно-ролевой игры в детском саду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_s-r_igra.docx37.08 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема«Сюжетно-ролевая игра – королева детской игры»

Цель: представить опыт работы по организации сюжетно-ролевой игры в детском саду.

Задачи.

• 1. Определение сюжетно-ролевой игры; определение диапазона возрастного развития игры, составляющих игры; роли воспитателя в руководстве игры и использование методов и приёмов в сюжетно-ролевой игре.

• 2. Развитие способности у педагогов дифференцированным приёмам для организации сюжетно-ролевой игры у детей разных возрастов.

• З. Воспитание у педагогов позитивного настроения, инициативы в творческом процессе.

Материал: панно-дерево на котором наклеены цветы с цифрами. Каждая цифра предусматривает определённое задание, которое нужно обсудить или выполнить; приложения №1,2, 3, 4,5; фигурки яблок.

Ход.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у детей дошкольного возраста  умений жить в сложном, быстро меняющемся мире, уметь взаимодействовать с окружающими людьми, жить в социуме.

 

       Как педагогу детского сада решить поставленные задачи? Какой путь выбрать?

А поможет  нам в этом старое, проверенное годами средство -сюжетно-ролевая игра. Именно она объединяет все представленные формы в единое целое.

Давайте вспомним, в какие игры мы играли в детстве?

Да мы играли в парикмахерскую, магазин, самолёт, школу, ателье и т.д.

А во что играют современные дети?

Салон красоты, супер-маркет, аэрофлот, школа искусств, дом мод, телевиденье…

Меняются жизненные условия, игры тоже меняются.

Вошедшим воспитателям предлагается вытащить номерок и сесть за тот стол на котором написан тот же номер. (Деление участников на 3 группы).

-Посмотрите, какое дерево выросло у нас. Оно не простое, при помощи его мы с вами рассмотрим вопрос - «Методика организации сюжетно-ролевой игры в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста». На нашем древе выросли красивые цветы - вопросы и задания, которые мы с вами сегодня разберём. (Отрываю цветок под цифрой 1).

Задание 1.

Определение.

(Группы зачитывают определения сюжетно-ролевой игры).

• Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

• Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Задание 2. (цветок № 2)

Этапы сюжетно-ролевой игры.

(Группам предлагается познакомиться с особенностями и зачитать этапы по возрастам).

Возрастные периоды (этапы) сюжетно-ролевой игры.

Способ построения сюжетно-ролевой игры - предметно-действенный (овладевают дети на этапе раннего и младшего дошкольного возраста).

1.5 – 3 года – ребёнок может осуществлять действия с игрушками предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстниками – игра осуществляется при помощи игровых действий (покатать машину, покормить куклу, уложить спать). Источником информации для детей является взрослый. Взрослый показывает предметы, называет их, производит с ними действия, которые сопровождаются словом. Действия взрослого ребёнок переносит в самостоятельную игру. Предметно-отобразительная  деятельность становится предпосылкой игровой деятельности. Взрослый постепенно приучает замещать недостающие предметы, называя их; вступает в игровые контакты с ребёнком, применяет методы прямого руководства игрой: придумывает сюжет, показывает и объясняет действия, берёт на себя роль, вовлекает ребёнка в игру, используя новую игрушку. В этом возрасте общение носит кратковременный характер.

Предлагаю посмотреть игровую ситуацию (показываю и комментирую).

Игровая ситуация «Процедурный кабинет».

Воспитатель одевает белый колпак, повязывает на руку повязку с красным крестом и играет роль медсестры.

Воспитатель. Я - медицинская сестра. Буду делать уколы. Кому доктор прописал уколы, подходите Я пока приготовлю шприцы. (Выкладывает шприцы - предметы -заместители). Кто следующий? Больные, проходите на уколы! Не бойтесь, я делаю уколы не больно (Обращается к игрушке). Мишка, где твой папа, зови его. Пора делать укол. (Воспитатель дает ребёнку игрушку и делает укол). Кто следующий? Лена, твоя дочка кашляет, врач прописал ей уколы. Приходи тоже, я жду. (Дети приходят с игрушками к медсестре). У меня образовалась целая очередь пациентов. Больные, проходите пожалуйста, по очереди. Я одна не справляюсь. Мне нужна помощь. Надо пригласить медицинских сестёр из других кабинетов. Где же они? (Приглашает девочек). Катя и Лера - вы медицинские сестры. Будете мыть руки? Вот больные ждут, надо делать уколы. А я пойду домой -моя смена кончилась. (Дети продолжают игру). (Назвать роли, основные игровые действия, методы и приёмы, которые использовал воспитатель., (роли - медсестра, больные, действия - делают уколы.

Способы построения сюжетно-ролевой игры (средний возраст)

3-4 года — может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником - для игры характерно принятие детьми роли и ролевого поведения (в роли зайчика «строит» для себя дом, «готовит» обед и т. д.). /Трехлетние дети выполняют отдельные игровые ролевые действия в одиночку или по 2— 3 человека, но даже объединенные общей темой они действуют вначале разрозненно и лишь благодаря активному руководству со стороны воспитателя постепенно включаются в игровое общение. Становление и развитие игровой деятельности во многом зависит от обучения ребенка трех-четырех лет игре, от расширения у него представлений об окружающей действительности. Появляется стремление исполнять ту или иную роль. Содержанием игры становится отношение между людьми. Сюжет помогает подчиняться правилам. Ребёнок овладевает самостоятельным ведением игры. Педагог использует формы косвенного руководства, поощряя инициативу ребёнка. Могут изготавливать необходимые атрибуты для игры. Педагог не вмешивается в игру, а наблюдает за игрой, для того, чтобы во время дать ей новую жизнь, новое направление, является партнёром-координатором, где советует, вовлекает. Взаимодействие между играющими становится продолжительнее ,эмоционально окрашенным. Взрослый расширяет жизненные и игровые представления детей о профессиональной деятельности людей: читает книги, рассказывает о профессиях, водит на экскурсии, учит наблюдать за природой, и отражать свои впечатления в игре.

Прилагаю обсудить игровую ситуацию (зачитываю и комментирую).

Игровая ситуация «Больничный кабинет».

Предварительная работа.

Воспитатель ближе знакомит детей с работой различных кабинетов в больнице и поликлинике. Возникновению интереса к сюжетно-ролевой игре способствует чтение художественной литературы по теме А. Крылова «Заболел петух ангиной». Воспитатель проводит с детьми экскурсии в медицинский кабинет детского сада и просит родителей рассказывать детям о работе медиков при посещении больницы, так, чтобы сформировать положительное отношение к врачам и медсестрам, понимание ответственности работников этой  профессии за жизнь людей. Педагог проводит дидактические игры на тему  « К какому врачу нужно обратиться мишке?». Можно организовать выставку рисунков детей на тему лечения зверушек у Айболита. Воспитатель учит за ранее готовить предметно-игровую среду: кубики, бруски, флакончики, трубочки, кушетку, аптечку.

Основная работа.

Воспитатель предлагает поиграть в больницу. В роли врача ведёт приём больных и предлагает привести на приём своих игрушки-куклы. Дети берут кукол и ведут на приём к врачу на осмотр и лечение. Воспитатель ведёт диалог с клиентами, используя ролевые действия: врач осматривает больного, спрашивает, что случилось с пациентом, назначает лечение, просит обязательно выполнять назначения и через некоторое время снова показаться врачу, врач дает указания медсестре делать прививки, выполнять процедуры, выписывать рецепты. Потом воспитатель предлагает главную роль медсестре, а сам наблюдает за игрой детей. Он может «позвонить по телефону» из санатория и спросить, как иду дела в больнице провести заочную консультацию, посоветовать хорошее лекарство. Роли: врач, медсестра, регистратор, больной, аптекарь.

Способы построения сюжетно-ролевой игры- сюжетно-сложение (старший дошкольный возраст).

В 5—7 лет — развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2—3 партнеров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия (ирга находиться в стадии сюжето-сложения (дети придумывают, комбинируют, развивают сюжет игры на основа личного опыта).

Подавляющее большинство игр старших дошкольников носит коллективный или групповой характер. В таких играх всегда есть межличностные зависимости, которые в игре проявляются ярче, чем вне игры. Дети горячо реагируют на удачное выполнение роли, на неудачи, отступления от правил кем-либо из сверстников. При распределении ролей учитываются и реальные возможности каждого (капитан, командир — самый авторитетный в группе ребенок и т. д.). Назначение на роль обсуждается. Роль призывает детей подчиняться определённым правилам поведениям и следовать социальным нормам. Большим успехом у детей пользуются рассказы про мужественных людей (спасателей, лётчиков, первопроходцев, фантастические приключения, увлекательные истории. Дети используют в игре различный подручный материал, игрушки, предметы интерьера. Применяют в игре знания, полученные из разных источников: из жизненного опыта, из книг, кинофильмов, рассказов, произведений музыкального и изобразительного. Педагог формирует желание организовывать сюжетно-ролевую игру. Побуждает по- своему обустраивать собственную игру. Учит согласовывать тему игры; распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной деятельности ; учит усложнять игру путём расширения состава ролей; создаёт условия для творческого самовыражения детей; для возникновения новых игр и их развития. Воспитывает доброжелательность, готовность выручить товарища, умение считаться с мнением и интересами товарищей.

Задание 3.(цветок №3)

Составляющие сюжетно-ролевой игры. _

(Группы по определениям называют составляющие игры).

Составляющие сюжетно-ролевой игры.

сюжет содержание роль

- это сфера деятельности, которая воспроизводиться детьми, представляющий собой отражение ребёнком определённых действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

- это то, что воспроизводиться ребёнком в качестве цельного и характерного момента деятельности и отношений между взрослым и их бытовой, трудовой, общественной жизни.

- средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Задание 4 (цветок №4).

Методы и приёмы руководства сюжетно-ролевой игры.

Приемы воздействия на игровую деятельность, способствующие развитию игр детей:

• обогащение впечатлений детей с целью разнообразия игровых замыслов;

• обучение в дидактических играх, трудовых поручениях развернутым

игровым действиям;

• введение в игру предметов-заместителей;

• побуждение детей к "действию" с воображаемыми предметами;

• обогащение предметной игровой среды обобщенным игровым материалом;

• побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий, взаимоотношений;

• в участие в детских играх с целью показа игровых действий, игровых высказываний;

• показ и обучение в театрализованных играх эмоционально-выразительным движениям, жестам, мимике;

• побуждение в игровой обстановке к ролевому диалогу по инициативе взрослого участника игры;

• обучение в игре и побуждение к самостоятельному проявлению умения ставить друг другу игровую цель, принимать ее, договариваться друг с другом;

• побуждение за счет разнообразия игровых замыслов и расширения игрового опыта к увеличению длительности игр.

Приемы, используемые для оказания помощи детям в осуществлении игровых замыслов:

• показ способов действия с игрушкой через театр, сюжетно-дидактическую игру;

• просмотр теле-, кино-, диафильмов;

• наблюдение за трудом взрослых на целевых прогулках;

• проведение экскурсий;

• беседы с детьми в ходе экскурсий,

• наблюдений за трудом взрослых;

• наблюдение за играми детей (старших или с лучшим игровым опытом);

• игры воспитателя с детьми (образец действий, высказываний, диалогов);

• встречи с людьми разных профессий;

• беседы с детьми до и после игры (уточнение правил, способов взаимодействия, игровых действий, ролевых высказываний);

• изготовление в присутствии детей и вместе с ними игровых пособий, оборудования;

• показ различных видов театра;

• обучающие (сюжетно-дидактические) игры;

• чтение художественной литературы; рассказы взрослых о работе;

• рассматривание разнообразного иллюстративного материала;

• управление детскими объединениями.

Приемы, направленные на воспитание целеустремленности и активности в играх:

• показ воспитателем разнообразных действий с игрушками, предметами в соответствии с той или иной ролью;

• участие воспитателя в играх детей с принятием разнообразных главных ролей;

• введение разнообразных главных и второстепенных ролей;

• наблюдение за играми активных, инициативных детей;

• составление рассказа "Как можно играть в эту игру";

• обучение планированию игры;

• беседа с детьми и обыгрывание ситуации во время и после экскурсий и чтения литературы;

• использование театрализованных игр с разными видами театров;

• изготовление и последующее обыгрывание атрибутов к разным сюжетным играм;

• обыгрывание в режиссерских играх различных сюжетов;

• строительство и последующее обыгрывание разнообразных сюжетных построек;

• использование в играх сюжето-сложения, взаимосвязь с играми других подгрупп детей;

• анализ и поощрение отдельных детей и игровых коллективов, играющих без конфликтов или умеющих самостоятельно уходить от конфликтов.

Приемы, используемые для формирования положительных эмоций у детей в игре:

• показ воспитателем новых способов игровых действий с одними и теми же предметами;

• создание многообразных игровых ситуаций, вытекающих из предметных действий и продолжающих их вместе с воспитателем;

• включение детей в развитие сюжетной ситуации с подключением специфических игровых действий и сопровождением эмоциональных реплик;

• побуждение детей к повторению или произнесению сюжетной речи в игровой ситуации; выбор тем для игр с эмоциональной выразительностью игровых действий, персонажей;

• театрализованные диалоги;

• сюжетные действия с театрализованной игрушкой, сопровождаемые ролевым комментарием;

• образец и повтор ребенком реплик в соответствии с сюжетом;

упражнение в интонационной выразительности речевых диалогов;

• чтение художественных произведений с наличием эмоциональных диалогов; введение в игру специальных наборов образной игрушки с ярко выраженным эмоциональным содержанием;

• подбор игр с разными сторонами эмоционального опыта;

• подбор игр с обязательными эмоциональными контактами между участниками;

• ролевое участие воспитателя в игре;

• рассказывание и обыгрывание сказок с образами, идеалами;

• использование литературных образов, близких детям по характеру и личностным свойствам.

Приемы, используемые для руководства поведением детей в играх:

• совместное обсуждение воспитателем и детьми сюжета игр;

• введение (и обучение этому детей) дополнительных, главных и второстепенных ролей;

• использование в играх предметов-заместителей и обозначение предметов, словом с целью избежать конфликтов;

• использовать очередность принятия ролей, пользующихся популярностью;

• изучение игровых интересов детей и формирование через любимые роли положительных навыков поведения;

• обучение детей приемам реализации игрового замысла, понятным партнерам;

• обогащение впечатлений детей и обсуждение игровых сюжетов, знакомых всем детям;

• наблюдение за играми детей, анализ их поведения с точки зрения реализации игрового замысла, длительности совместной игры;

• чередование в играх выбора детей на главные и второстепенные роли;

• регулирование состава детского игрового коллектива с целью подбора и сочетания активных и пассивных детей;

• обязательное корректное обсуждение конфликтных ситуаций в игре.

Задание 5 (цветок №5)

Рефлексия.

Кроссворд

1 2 3 4 5 6

Вопросы к кроссворду.

1 .Ведущая детская деятельность?

2. Способ построения сюжетно-ролевой игры в старшем возрасте?

З. Сфера деятельности, которая воспроизводиться детьми, представляющая собой отражение ребёнком определённых действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих?

4. Средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

5. Основной характер игр в старшем возрасте.

6. Человеческая игра - «это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».

В конце предлагается выбрать одно из яблочек (красное - всё понятно и хорошо, зелёное - не понятно, не понравилось) и наклеить на дерево.

-Благодарю всех за участие. Глядя на наше «дерево» мы видим, что все выполненные задания принесли свои плоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Сюжетно- ролевая игра в средней группе - как средство развития творческих способностей детей».

Знакомство  педагогов с особенностями организации сюжетно –ролевой игры в средней группе, основные методы и приемы, направленные на развитие творческих способностей детей....

МАСТЕР-КЛАСС «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Необходимым условием развития инициативного поведения ребёнка, в контексте ФГОС ДО,  является - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; под...

Мастер -класс "Сюжетно-ролевая игра, как школа экономической социализации"

Сюжетно-ролевая игра является средством экономического воспитания и условием экономической социализации ребенка....

Мастер - класс «Сюжетно-ролевая игра «Мировой суд»

Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в организации новой сюжетно – ролевой игры с целью активизации социально-коммуникативной инициативности и самостоятельнос...

Мастер-класс "Сюжетно-ролевая игра "Поезд" с использованием Блоков Дьенеша"

Предлагаю вашему вниманию сюжетно-ролевую игру «Поезд» с использованием логических блоков Дьенеша.Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логически...