Мастер -класс "Сюжетно-ролевая игра, как школа экономической социализации"
методическая разработка
Сюжетно-ролевая игра является средством экономического воспитания и условием экономической социализации ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_syuzhetno-rolevaya_igra_kak_shkola_ekonomicheskoy_sotsializatsii.docx | 35.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер –класс «Сюжетно-ролевая игра как школа экономической социализации».
Выполнил Старший воспитатель Видманова Т.Г. 2019 год
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Макаренко А. С.
Об актуальности экономического воспитания дошкольников уже сказано достаточно.
Остановимся более подробно на сюжетно-ролевой игре как одной из форм экономического воспитания дошкольников.
Такие исследователи А.Д. Шатова, Л.Н. Галкина, С.А. Козлова рассматривали игру в качестве основной формы организации экономического воспитания дошкольников.
Мы с вами знаем, что игра является средством социализации детей. Мы с вами рассмотрим стоит ли игру рассматривать как школу экономической социализации.
Так СРИ является средством экономического воспитания и условием экономической социализации ребенка.
Мы будем задавать вопросы, и искать на них ответы, подтверждая нашу гипотезу. Гипотеза что игра является школой экономической социализации.
1 аргумент . Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно получают первичный элементарный экономический опыт .
Мир кого отражает ребенок в игре?
мы говорим что ребенок отражает мир взрослых. Неотъемлемую часть этой жизни занимает трудовая деятельность.
А именно труд и трудовую деятельность А.Д.Шатова рассматривает как базовую категорию экономического воспитания и формирование основ финансовой грамотности.
Ребенок отражает мир взрослых.
Деятельность взрослых -это Трудовая деятельность взрослых: это труд в быту и профессиональная деятельность, профессиональный труд. И в том и другом случае ребенок в ходе игры проживает и отражает, сталкивается с основными ситуациями экономической жизни взрослых и основными экономическими понятиями. Например.
Труд в быту
Игра семья . Мама готовит обед. Меню продумано. Готовит из продуктов купленных в магазине. По выгодной цене, хорошего качества, продукты куплены на деньги которые были заработаны. С какими экономическими понятиями сталкивается ребенок в игре семья? Семейный бюджет, доход, расход. разумные траты, Реклама в магазине. И т.д.
Профессиональная деятельность
Завод
В играх они отражают профессиональную деятельность взрослых людей. Ребята представляют себя представителями разных профессий. Понятие профессии и труд , это зарплата, производство я тружусь в сфере услуг и произвожу услугу, или произвожу реальные продукты, я за это получаю зарплату, я стараюсь все сделать качественно, трудиться понимая, что результат моего труда востребован людьми других профессий в разных сферах.
Это такие сюжетно-ролевые игры, как «Детский сад», «Театр», «Фермеры», «Строители», «Парикмахерская», «Ателье», «Школа», «Завод».
Вопрос: Вы согласны, что приведенные выше аргументы доказывают, что игра это сфера экономической социализации? (Бросаем шарик в корзинку.)
2 вопрос рассмотрим следующий аргумент.
Второй аргумент . Что в сри ребенок получает возможность все полученные ранее первичные представления и умения, активно использовать, воспроизводить в свойственной ему виде деятельности, а значит получать необходимый доступный опыт.
Ранее было сказано, в ходе экономической социализации и вообще социализации ребенок присваивает активно опыт и его активно воспроизводит. Ребенок присваивает опыт на уровне знаний обо всех нюансах деятельности в быту и профессиональной деятельности взрослых, связанных с ними экономическими и основных понятий.
Сюжетно-ролевая игра, эта не та форма, в которой эти первичные знания у ребенка формируются. Но они приходят к ребенку через образовательные ситуации иного плана, на предварительном этапе подготовки к игре.
Эти знания и умения полученные ребенком в других формах, должны очень активно использоваться ребенком, проживаться ребенком.
И мы можем утверждать, что сюжетно ролевая игра становится школой экономической социализации, потому что в ней ребенок полученные знания о профессиональной деятельности взрослых активно воспроизводит, использует и получает доступный для себя опыт.
Вопрос Может ли это являться весомым аргументом доказывающим, что сри это школа экономической социализации.
Согласны. Бросаем шарик в корзинку.
3 аргумент Ребенок не только знакомятся с миром профессий, но и понимают их взаимосвязь.
В ходе сюжетно-ролевой игры, ребенок не только получает представления о мире разных профессий и профессиональном труде взрослых, а так же получает знания о взаимосвязи людей разных профессий и результатов их труда. Ребенок получает возможность активно прожить их в игре, и актуализировать полученные знания, увидеть как результат человека одной профессии становится инструментом, или материалом для человека другой профессии.
Графическая модель игры.
На теоретическом уровне, в ходе подготовки к игре, когда мы знакомимся с разными профессиями, которые по сюжету игры обусловлены , мы не только рассматриваем от задумки до результата каждую профессию. Мы начинаем моделировать игру и представлять как люди разных профессий в этой игре будут взаимодействовать. И мы с вами видим что результат труда Н повара кондитера аутсорсинговая компания становится материалом в буфете, или визажист костюмер создав образ дает инструмент для актера.
А в ходе игры эта взаимосвязь проигрывается и проживается в деятельности, в продуктивном диалоге между собой, становится содержанием игры.
Поэтому понимание экономических связей, понимание взаимосвязи разных профессий как следующий аргумент кладем в корзинку.
4 аргумент.
В игре детям раскрываются сложные экономические понятия, связи, зависимости. Например, детям объясняется, Зависимость семейного бюджета от количества тех, кто приносит доход в семью, зависимость семейного бюджета от того каков этот доход что доход бывает разный, у пенсионера это пенсия, у студента это стипендия, у работающего человека это заработная плата,
Что сложная экономическая связь как семейный бюджет имеет доходы и расходы, которые необходимо планировать. Снова идет связь экономических понятий, что есть необходимые потребности, они жизненно важные и они в первую очередь и есть желания, и на них тратится то что осталось. Или так планируем семейный бюджет что какую то часть откладываем на большую покупку и как мы будем это делать .
Дети знакомятся с понятием банка – местом, где дают деньги в долг, меняют, хранят и выплачивают. И это все в сюжетно ролевой игре семья, и она обогащается за счет того, что папа говорит: « мне надо идти зарабатывать деньги» и он идет и идет обогащение сюжета, тогда появляется и завод, и автозаправочная станция и что то еще. И это тоже школа социализации.
Этому способствуют такие игры, как «Семья», «Банк», «Магазин», «Супермаркет», «Почта», «Кафе».
Раскрытие сложных экономических связей это аргумент в пользу того , что сри является школой экономической социализации. Еще один шарик
5 аргумент
Моделируя в игре реальные жизненные ситуации, ребенок осознает общественные нормы поведения и выстраивает ценностное отношение к труду и результатам труда.
Беря на себя роль взрослого, который занимается профессиональной деятельностью или бытовым трудом, он всегда становится в позицию взрослого, который этот труд производит на основе каких-то ценностей и своего отношения к труду. Если это мама, варит обед, ее ценностные установки какие? Приготовить вкусно, приготовить полезно, порадовать, усердно она трудится, отвечая за свой результат.
Сюжетно-ролевая игра, это не игра предметных действий , это игра ценностного отношения к тому ли иному явлению. Ребенок взяв на себя роль должен ее прожить ее, поэтому на подготовительном этапе детям не только дают представление о материалах и инструментах, а также работают на эмоционально –чувственную сферу.
Например, мы говорим не каждый может сказать что я врач, врач он учился, он давал клятву бережно относится к своему пациенту, будь внимательным. Если ремонтируешь машину, то важно понимаешь ответственность , на чем и как дальше поедет человек, если ты водитель ты везешь пассажиров ты за них отвечаешь.
Огромный пласт экономической составляющей,это отношение к той услуге которую производят взрослые. К тому товару – предмету который производишь, к его качеству и пониманию, что от качества услуги качества товара будет зависеть и твой заработок.
В ходе сюжетно-ролевой игры, дети изготавливают реальный продукт, вступают в «экономические отношения», проявляют в элементарной форме бережливое отношение к продуктам труда, экономное расходование материалов, умение планировать свою работу, достигать положительного результата с наименьшими затратами сил, времени, средств .
Поэтому Это размышление в пользу того, что сри является школой экономической социализации. Общественные нормы поведения, этические нормы , ценностные установки конечно же проживаются ребенком в игре.
Вывод
По мнению А.А. Смоленцевой, игра является тем полем квазиэкономических отношений в процессе взаимодействия сверстников, воспитателя и детей,
ориентированных на усвоение элементарных экономических понятий, формирование морально-экономических качеств и навыков социально-экономического поведения.
Хочется еще отметить что Федеральный государственный образовательный стандарт, ориентирует нас на, то чтобы умели использовали и реализовывали следующие требования:
- любые знания и умения обязательно должны ребенком активно использоваться в разных формах. реьенок должен приобретать некий жизненный опыт. жизненный опыт относится к практиео деятельному
мы использовали любые знания и умения они должны использоваться в
СРИ является культурной практикой. имеет ряд признаков:
-В игре ребенок получает жизненный опыт; потому что он эту практику проживает, проживает очень активно, тк. ему это интересно.
-В игре происходит приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т.п.;
-Ребенок приобретает и повторяет различный опыт общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
Организация руководством сюжетно-ролевой игры дошкольников носит характер культурных практик и реализуется в совместной сюжетно-ролевой игре воспитателя и детей, направленной на обогащение игрового содержания, освоение детьми игровых умений, необходимых для самостоятельного разыгрывания сюжетов.
Именно на этом понимании экономического воспитания строится работа в программе дс дом радости. вопрос экономического воспитания не инновационен, т. к. в программе «Детский сад –дом радости» (Н.М. Крылова) более 20 лет осуществляется экономическое воспитание детей. Экономическое воспитание разработано и осуществляется с опорой на парциальную программу А.Д. Шатовой «Экономическое воспитание дошкольников», и является ее неотъемлемой частью программы.
В программе дс др есть четкая технология подготовки к игре. Работаем поэтапно четко понимая содержание каждого этапа и его результат. Этим опытом мы хотим с вам поделиться.
Но хочется задать вопрос вы видите применение этой технологии в ваших программах.
Работа по подготовке и проведению сри включает комплекс взаимосвязанных компонентов, представляющих собой этапы процесса формирования игры
Педагогическая технология осуществляется в три этапа.
1 этап: подготовительный
Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отображать в игре. Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).
Была проведена подготовительная работа:
1. Обогащение предметно-пространственной среды:
- обогащение предметно-развивающей среды ( добавление информации книжный уголок, оформление информационных полочек). Книги, игры, иллюстративный материал для бесед о профессиях.
-Изготовление разных видов театров.
2.Ознакомление с окружающим миром
-Чтение сказок и рассказов про театр Алексей Толстой.,Золотой ключик, или Приключения Буратино.Туве Янссон. "Опасное лето".Эмма Мошковская. Театр открывается. Наталия Дурова. Театр зверей дедушки Дурова.
-Просмотр мультфильмов про фиксики про виды театров, про деньги
Дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Назови профессии»
-Экскурсия в театр. Посещение с родителями в магазина, сбербанка.
-Беседы про театр, «Как зарабатывают деньги»
-Рассказы«Как появились деньги», «Все профессии важны…»,«Сколько заработал - столько и купил»
2 этап: организационный («игра в подготовку к игре»):
-определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
(Это не сама игра, но мы эмоционально программируем эту игру, мы ее как игру фантазирование проживаем. На этом этапе моделируем саму игру.) Вот представляешь а у нас будет так, а вот тут будет эдак, а сцена у нас будет вот такая. Надо так вкусно прожить этот этап, чтобы ребенок к самой игре был эмоционально готов.
Составление схемы труда работников театра.
Составление схемы игры. Графическое моделирование
-совместная игровая деятельность воспитателя и детей. (открывается школа визажиста, где он учится искусству макияжа, открывается кулинарный техникум где они учатся печь пироженное, открывается актерская школа где происходит репетиция спектакля, Репетиция театрального представления) .
-создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования; (игра в подготовку к игре, открывается цех бутафорский, где создаются атрибуты , открывается типография в которой печатаются билеты.)
К концу этого этапа у ребенка складывается образ игры, параллельно с этим ребенок осваивает финансовую грамотность -зарабатывает денежные средства , и осваивает все экономические понятия зарплата, деньги, товар, качество, экономичность, бережливость как расходуешь материалы, как заботишься об инструментах и тд. Что не потопаешь –не полапаешь .На этом этапе уже работает банк. ребенок понимаеткак работает банк. Ты можешь в кошельке все носить а можешь заработанные деньги на время отдать в банк. И получить %, и это твоя прибыль. И когда пойдешь на ярмарку, то получишь не 20, а 25 рублей.
3 этап:
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Ребенок приходит с образом предстоящей игры с желанием это прожить. Он приходит с кошельком полным заработанных денег, он приходит с опытом того как он это заработал, за что он получил. С программой покупок.
Игры мы видим и наблюдаем мониторинг, как проявляет представления о финансовой грамотности, как он планирует свои расходы, в театре, мы смотрим как труженик актер, работники театра, буфетчик проявил в своей трудовой деятельности. Как он взаимодействовал с участниками игры.
4 этап: Самоанализ, рефлексия. Радость, что игра состоялась, оценка и самооценка удовольствия от того что мы задумали что у тебя получилось, кропотливая работа педагога в ситуативных беседах на все ли тебе хватило, все ли покупки ты планово совершил, успел заработать, а где деньги взял, а сколько денег взял, а сколько надо вернуть, а на сколько дней взял, как будешь возращать. Не надо проводить отдельных занятий, через ситуативные диалоги в течении дня проговорить.
Выводы
В условной ситуации сюжетно-ролевой игры («как будто я иду на работу, я покупаю продукты» и т.д.) дети закрепляют знания о труде людей, их хозяйственной деятельности, постигают основы финансовых отношений, учатся бережливости, практичности, усваивают положительное отношение к труду. В игровой, приближенной к реальности, обстановке, создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
Как вы думаете можно ли этот подход использовать безотносительно имени программы.
И ваше мнение мы просим выразить стикере
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Лэпбук как форма позитивной социализации старших дошкольников»
Повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов, сокращение эмоциональной дистанции в общении с воспитанниками. Повышение мотивации к инновационному обучению и воспитанию....
Мастер-класс "Роль игры в социализации детей"
Аннотация к мастер - классу "Роль игры в социализации детей" Мастер - класс ставит своей целью ознакомить воспитателей, социальных педагогов, а также родителей (законных представителей) с возможнос...
Мастер-класс "Игра, как механизм социализации в рамках социально-коммуникативного развития"
Показать педагогам, каким образом и через какие игры, упражнения можно формировать у дошкольников коммуникативные навыки....
Мастер-класс «Коммуникативные танцы и игры, как форма социализации дошкольников»
Цель: Ознакомить с разнообразием коммуникативных игр и танцев....
Мастер -класс «Театрализованные игры как средство социализации и развития эмоционально- волевой сферы дошкольников»
Театрализованные игры позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать и оценивать свои и чужие ошибки. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; ...
Мастер – класс для педагогов «Обучающие игры по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Познакомить педагогический коллектив с программой по обучению финансовой грамотности старших дошкольников....