Истоки русской народной культуры
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект «Истоки русской народной культуры»
Продолжительность проекта: среднесрочный c 10 по 21 февраля.
Участники проекта: дети старшей группы «Лимончики», родители воспитанников, воспитатели.
Основание для разработки проекта:
Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, с народными игрушками, народными играми, устным народным творчеством.
Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с народными промыслами;
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- Развивать навыки художественного творчества детей.
Предполагаемый результат:
-Расширение представлений детей об окружающем мире.
-Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.
-Знание правил народных игр, умение в них играть
- У детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре.
- Дошкольники знают названия различных промыслов.
- Обогащен словарный запас по теме «Русский фольклор».
- Дошкольники знают особенности, характерные для каждого вида росписи и умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.
- Родители приняли активное участие в реализации проекта.
Основные этапы:
1 этап- подготовительный:
• Подбор наглядно-дидактического и наглядно-демонстрационного материалов; (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
2 этап-основной:
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Речевая деятельность
• Художественно-творческая деятельность
• Игровая деятельность
• Работа с родителями
Создание предметно-развивающей среды
Внести и пополнить игровые зоны предметами русского быта, предметами прикладного творчества; в изо уголок трафареты и иллюстрации народных промыслов; в книжный уголок книги о народных промыслах и произведения народов России.
Образовательная деятельность
Просмотр альбомов:
«Голубая гжель»,
«Филимоновская игрушка»,
«Веселая дымка», «Русская матрешка».
НОД: рисование
- «Фартук»
-роспись дымковских игрушек,
-русская матрешка.
Самостоятельное художественное творчество:
Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек. Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».
Физическое развитие:
Русские народные подвижные игры и игры- забавы:
«Гуси-лебеди», «Баба-Яга», «Карусель», «Каравай», «Гори, гори ясно…», «Золотые ворота», «Краски».
Чтение художественной литературы
Э. Успенский «Матрешки»
«Дымковская игрушка»
«Филимоновская игрушка»
«Ой, свистулечка какая…»
Рассказы
К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
Русский фольклор:
«Ранним-рано поутру…», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка», «По дубочку постучишь».
Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», «Волк и лиса», «Крошечка Хаврошечка», «Каша из топора», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зернышко», «Жихарка», «Иван Царевич и серый волк».
Сюжетно-ролевые игры:
«Ярмарка»,
«Семья»,
«В русской избе».
Дидактические игры:
«Найди дымковскую игрушку»,
«Подбери узор к посуде»,
«Парные картинки»,
«Декоративное домино».
Театрализованные игры:
Набор игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок и потешек (драматизация русских народных сказок).
Работа с родителями
Консультации:
«Во что играли наши бабушки»
«Народные традиции и праздники»
«Народные промыслы России»
«Потешки, прибаутки, колыбельная для малышей»
«Сказки, рассказанные на ночь»
3 этап- заключительный:
Выставка творческих детских работ.
Анализ проведённой работы:
Дети стали интересоваться русским народным фольклором, с удовольствием выучили потешки, заклички; обогатили свой словарь поговорками и пословицами, выучили названия некоторой старинной одежды, посуды; слушают и рассказывают сами волшебные народные сказки ;в свободное время и в окружающем их пространстве узнают и называют декоративную роспись.
Литература:
1. «Познавательное развитие в старшей группе детского сада. Конспекты занятий», Волчкова Н В, ТЦ «УЧИТЕЛЬ», Воронеж,2004.
2. «Дошкольная педагогика», №3, 2006.
3. «Дошкольное воспитание», №4, 2000
4. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Издательство «Детство - Пресс» 1998 г.
5. Занятия с детьми 3-7 лет Народная культура и традиции. Косарева В. Н. Учитель 2014 ФГТ в ДОУ: от теории к практике. Организованная образовательная деятельность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры
В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народны...