Доклад на Всероссийской научно - практической конференции "ОТСМ -РТВ - ТРИЗ в образовательном процессе ДОО".
методическая разработка (старшая группа)
Тема доклада: "Составление рассказа по картине, с помощью методов и приемов ТРИЗ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_-_sostavlenie_rasskaza_po_kartine.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Составление рассказа по картине», с помощью методов и приемов ТРИЗ.
Уважаемые коллеги!
Картина любого жанра содержит богатый образовательный потенциал и широко используется в разных видах деятельности: в рассматривании с последующим обсуждением, составлении рассказа, в играх – путешествиях, дидактических играх.
На мой взгляд, наиболее сложным является составление рассказа по картине.
Когда я пользовалась классической схемой составления рассказа, мне было трудно поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности; и такие занятия зачастую, не приносили удовлетворения и были скучны для детей.
Игровые методы и приемы ТРИЗ превращают составление рассказа по картине в увлекательное действо, потому что раздвигают привычные рамки стереотипа поведения взрослого и детей, дают педагогу свободу в выборе методов и приемов при условии соблюдения заданного алгоритма данной деятельности.
Поначалу мне казалось, что две недели для работы с картиной – это много. Но по мере освоения алгоритма оказалось наоборот.
Главное, что мне понравилось – это постоянное ощущение новизны подходов к картине, каждый из которых интересен детям.
Например, на первом этапе работы с сюжетной картиной дети рассматривают картину с помощью воображаемой подзорной трубы, бинокля или «кольца наблюдения».
При этом я широко использую игровые приемы «Кто самый внимательный?», «Кто больше назовет объектов?», «Найди объекты одного цвета», «Найди круглые по форме объекты» и другие.
В результате, рассматривая одно и то же изображение, дети каждый раз видят его по – новому, а значит, им это не надоедает.
Для лучшего запоминания содержания картины я широко применяю прием моделирования, когда дети создают на листе бумаги модель картины с помощью схематических изображений, букв, картинок в соответствии с ее общей композицией. После окончании работы я предлагаю детям проверить правильность выполнения задания друг у друга. Таким образом, я делегирую детям собственные полномочия по контролю за выполнением задания. Это формирует ответственное отношение к деятельности.
В работе с картиной очень удобно использовать цветные деревянные фигурки, из дидактического набора Фридриха Фребеля. Бывает, что дети в самостоятельной деятельности моделируют разные объекты с их помощью, создают коллективные композиции по замыслу и рассказывают, что у них получилось.
Интригу и волшебство в рассматривании картин вносит использование волшебника Деления.
И таких интересных приемов на каждом этапе работы с картиной много.
Обсуждая с коллегами их эффективность, мы решили предложить детям вести «дневнички», каждая страница которых отражала бы в той или иной форме последовательность и содержание деятельности с картиной.
Например: моделирование картины, показ взаимосвязей между объектами с помощью стрелок, схематическое изображение загадок, запись рифмованных текстов с помощью родителей и другое
Освоение алгоритма составления рассказа по сюжетной картине для меня было связано с определенными трудностями
Во – первых:
- Потому – что это конечно – же потребовало определённых сил и времени.
- Кроме того, у меня поначалу вызывало затруднение как просто и понятно объяснить детям составление, например, метафоры или загадки.
- И, наконец, я не сразу поняла, насколько важна предварительная работа. Если в процессе разных игр не обогатить словарный запас детей, у них никогда не получится интересный рассказ.
В чем же преимущества такой работы с картиной?
- Во – первых в том, что она не сводиться к составлению конкретного рассказа по конкретной картине, который уже на следующий день будет забыт детьми.
- Происходит усвоение обобщенного способа умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине.
- Ценным является то, что с опорой на эмблемы этапов и соответствующие им правила, дети даже через некоторое время могут вспомнить название картины, составить рассказ, а также дополнить его новыми деталями.
За год не более 7 картин.
Моделирование – один объект – одна фигурка, схема, рисунок.
Вместе с родителями работа в дневниках.
Развитие словарного запаса – в различных дидактических и словесных играх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на всероссийскую научно-практическую конференцию "Эклогическое, социально-экономические и гуманитарные практики инновационного равития России"
Материал содержит доклад о проведенном исследовании....
Сборник докладов I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием
Актуальные вопросы комплескной реабилитации и абилитации детей и подростков с особыми образовательными потребностями и инвалидностью...
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ - педагогики у детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции. г. Новосибирск. 2015г....
Стендовый доклад на I-й Всероссийской научно - практической конференции "Применение ТРИЗ технологий в работе с детьми раннего возраста"
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Способность обща...
Выступление во всероссийской научно-практической конференции: "Современное образование: опыт, инновации и перспективы" с докладом на тему: " Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей "
Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные выводы обладает не ...
ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ «Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей и духовно-нравственного воспитания молодёжи: от детского сада, к школе и вузу»
ДОКЛАДДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ «Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей и духовно-нравст...
Всероссийская научно-практическая конференция «Игра как средство самореализации и самовыражения дошкольников» 26 ноября 2022 года. Тема доклада: «Театрализованные игры как средство самовыражения детей дошкольного возраста»
Театрализованные игры как средство самовыражения для детей дошкольного возраста...