Навыки эмпатии в работе педагога.
статья
Педагогическая эмпатия – эмоциональная особенность педагога, которая играет большую роль в отношениях между участниками образовательного процесса, в восприятии ими друг друга, в установлении взаимопонимания между ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
navyki_empatii_v_rabote_pedagoga.docx | 16.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Навыки эмпатии в работе педагога.
Одним из важнейших показателей эмоциональной культуры является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, гибкости, эмпатии.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимодействия с другим человеком: ребенком, родителем, коллегой.
Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего.
Педагогическая эмпатия – эмоциональная особенность педагога, которая играет большую роль в отношениях между участниками образовательного процесса, в восприятии ими друг друга, в установлении взаимопонимания между ними.
Одним из важнейших показателей эмоциональной культуры является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, гибкости, эмпатии.
Способность педагога к эмпатии находит выражение в понимании им психологического состояния ребенка на основе своего эмоционального опыта, посредством эмоциональных ассоциаций и переносов. Эмпатия – это способность к сочувствию, т.е. умению отразить чувство, принять его, не растворяя полностью чувства другого в своих чувствах.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимодействия с другим человеком: ребенком, родителем, коллегой. В условиях воспитательно-образовательного процесса ДОУ эмпатия рассматривается как профессионально-важное качество педагога, которое способствует установлению «успешного общения», сбалансированности межличностных отношений.
Эмпатия - эмоциональное явление, которое включает отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение.
Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего.
Эмпатия, как и всякое эмоциональное явление, поддается развитию и совершенствованию. Ее можно и необходимо развивать. Роль психолога заключается в расширении знаний педагогов о понятии эмпатия и включении их в систему отношений, способствующих пониманию внутреннего мира человека.
С этой целью используется система работы, направленная на развитие эмпатии у педагогов ДОУ как профессионально-личностного качества. Она включает этап теоретический – консультацию, на которой педагоги знакомятся с понятием эмпатия и значении этого свойства личности в общении. Второй этап – практический, заключающийся в проведении тренинговых упражнений, на которых формируется опыт в решении задач, требующих проявления эмпатии.
Большое значение в этой работе имеет метод диалогового общения, который располагает рядом эмоционально-интеллектуальных приемов, способствующих становлению и развитию эмпатической культуры. Вот некоторые из них:
Идентификация – это способ понимания путем переноса себя в ситуацию, позицию другого человека. Это помогает понять его внутреннее состояние, намерения, мотивы, чувства.
Резюмирование – прием, когда подводятся итоги основных идей и чувств собеседника, высказанные им в ходе разговора. Это дает уверенность в точности восприятия сообщения собеседника. «Зеркало» - прием повторения последней фразы с изменением порядка слов, что помогает собеседнику осмыслить свое же высказывание. Такой прием направлен на установление взаимопонимания.
«Имя собственное» - при общении с собеседником чаще следует обращаться к нему по имени, что вызывает не всегда осознанное им чувство удовлетворения
Подбадривания и заверения – это приемы подтверждения того, что педагог хочет принять мысли чувства собеседника. Примеры таких реакций: «Да, я понимаю твое состояние», «Приятно слышать» и др.
Эмоциональный отклик – это отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла, явления и ситуации. Внешне это выражается в мимике, речи, пантомимике.
Предлагаемые приемы стимулирования процесса формирования эмпатической культуры педагога в ходе диалогового общения способствуют использованию еще одного приема – установления личного контакта.
Личный контакт может быть тактильным (прикосновение), визуальным – посредством взгляда, вербальным – с помощью слов, пластический – выраженный жестом. Наиболее ценным является взгляд, сосредоточенный на лице, таким образом, что ваш собеседник чувствует понимание и ощущает веру в себя.
Большое значение в плане эмоциональной значимости имеет такой прием как положительное подкрепление. Это воздействия на человека, вызывающие удовлетворение происшедшим или произведенным. Этот прием подчеркивает достоинства самой личности, а не только его действий и поступков. Подкрепление может быть мимическим (улыбка, добрый взгляд), пластическим (дружеский жест, восторженный взмах руки), тактильным (поглаживание), вербальным (доброе слово, комплимент), предметным (вручение сувениров, цветов), действенным (предложение чего-либо, уступка).
Все эти приемы включены в упражнения, которые входят в тренинговые занятия. Участие в них дает возможность эмоционального познания другого человека посредством чувствования, вхождения, включения в данное состояние и в данные обстоятельства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование Тема: Система работы педагога в ДОУ в формировании навыков безопасности дорожногодвижения и профилактики ДТП с участием детей.
Тема:Система работы педагога в ДОУ в формировании навыков безопасности дорожногодвижения и профилактики ДТП с участием детей....
Консультация для педагогов «Значение эмпатии в работе педагога с воспитанниками».
Способность педагога к эмпатии на сегодняшний день является одной из важнейших профессионально-личностных характеристик. Для того чтобы педагог мог максимально точно понять ребенка, помочь ему в решен...
Программа саморазвития «Система работы педагога в ДОУ в формировании навыков безопасности дорожного движения и профилактики ДТП с участием детей»
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деят...
Сообщение из опыта работы педагога-психолога на тему: «Развитие навыков саморегуляции у детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием кинезиологических упражнений»
Актуальность. Формирование регулятивной функции поведения в процессе осуществления познавательного развития детей с ОВЗ в настоящее время определяется тем, что с каждым годом увеличивается ...
Применение интерактивных форм и методов работы педагога по формированию навыков здорового образа жизни
В воспитательном мероприятии представлены интерактивные упражнения, помогающие людям преодолевать проблемы ПАВ-зависимостей с тем, чтобы они могли вести здоровую, свободную от наркотиков, алкоголя, та...
Статья «Знакомство с открытыми VR-платформами и библиотеками. Навыки работы с виртуальной, дополненной и смешанной реальностью на своих устройствах в работе педагога"».
............. .... ....................................... .......
Формирование навыков эмпатии в играх, связанными с тактильными восприятиями.
Цель: Формировать у детей умение оказывать помощь всем тем, кто в нас нуждается, что в наших силах. Овладению такими средствами общения, как добрый ласковый голос, умение слушать, улыбка, контакт глаз...