Консультация для педагогов «Значение эмпатии в работе педагога с воспитанниками».
консультация по теме
Способность педагога к эмпатии на сегодняшний день является одной из важнейших профессионально-личностных характеристик. Для того чтобы педагог мог максимально точно понять ребенка, помочь ему в решении его проблем, он должен быть способен понимать его психологическое состояние, должен уметь сопереживать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_ob_empatii.docx | 37.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Значение эмпатии в работе педагога с воспитанниками»
Термин «Эмпатия» впервые появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию «симпатия». Возник он на основе немецкого слова einfühling (дословное значение — проникновение), примененного Липпсом (Lipps T.) в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Одно из самых ранних определений эмпатии находим в работе З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905): «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».
Различают следующие уровни эмпатии: сопереживание (когда человек испытывает эмоции, полностью идентичные наблюдаемым), сочувствие (эмоциональный отклик, побуждение оказать помощь другому), симпатия (теплое, доброжелательное отношение к другим людям).
Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Многие специалисты считают эмпатию врожденным свойством, которое генетически детерминировано. Жизненный опыт индивида может только усилить или ослабить ее. Эмпатия зависит от доступности и богатства жизненного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая собеседника, на одну эмоциональную волну с ним.
Возможны дефектные (ошибочные) применения эмпатии. Сюда относятся «эмпатическая слепота» (неосознаваемое неприятие тех чувств партнера по общению, которых индивид избегает в самом себе), неконтролируемое и неуместное использование эмпатии, в крайних случаях принимающее патологические формы (в художественной литературе образом такого типа эмпатии является поведение князя Мышкина в романе «Идиот» Ф. М. Достоевского), манипулятивное применение эмпатии (когда она выступает в виде скрытого убеждения, уговаривания, внушения).
Способность педагога к эмпатии на сегодняшний день является одной из важнейших профессионально-личностных характеристик. Для того чтобы педагог мог максимально точно понять ребенка, помочь ему в решении его проблем, он должен быть способен понимать его психологическое состояние, должен уметь сопереживать. А сопереживание это и есть эмпатия.
Отличие между эмпатией (чувством переживания и сопереживания) и симпатией (влечением, внутренним расположением, состраданием, жалостью, интересом к кому-нибудь) состоит в том, что эмпатия - это «чувствовать вместе с кем-либо», а не «чувствовать вместо». Нередко понятие «эмпатия» используется неправильно, под этим подразумеваются лишь поддерживающие, ободряющие, теплые отношения к ученику, независимо от его эмоционального состояния. Нэнси Мак-Вильямс, психотерапевт с Соединенных Штатов, объясняет термин «эмпатия» в его буквальном значении, которое указывает на способность эмоционально воспринять душевное состояние ученика. Эта способность зависит от способности временно и частично идентифицироваться с другим человеком. Для успешной работы способность к эмпатии должна присутствовать и у ученика,восптанника, и у учителя,воспитателя.
Эмпатия является специфической формой психического отражения и играет важную роль в познании человеком окружающего мира. При оценке эмпатии как индивидуально-психологической характеристики следует учитывать, что для эмпатии характерно то, что она может возникать и проявляться с большой силой не только в отношении людей, реально существующих, но и в изображенных, в художественных произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.
А. С. Макаренко по этому поводу писал: «Нужно суметь читать по человеческому лицу, на лице ребенка… по лицу узнавать о некоторых признаках душевного движения. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса и в управлении своим лицом. Мимика, умение встать, умение сесть - все это особенно важно для педагога».
Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений, она делает поведение человека социально обусловленным, развитая у человека эмпатия - ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют чувствования в мир партнера по общению и, прежде всего, в обучении и воспитании. Поэтому эмпатия рассматривается как профессионально-важное качество педагога.
Система мероприятий по развитию эмпатии у педагогов как профессионально-личностного качества
Процесс формирования эмпатической культуры педагога предполагает функционально-ролевые, или деловые отношения. Для такого рода отношений характерно общение, связанное с главной функцией изучаемого процесса – передачей педагогу знаний и умений, необходимых для развития его эмпатической культуры. Предметом диалога здесь выступает предметная деятельность, а в качестве содержания - специальные знания и культурно-исторический опыт человечества.
Развитию диалогических отношений в процессе формирования эмпатической культуры педагога способствуют:
установка на партнерство в общении;
признание прав партнера на собственную точку зрения и ее защиту;
умение слушать и слышать партнера;
готовность взглянуть на предмет общения с позиций партнерства;
способность к сочувствию и сопереживанию.
Таким образом, диалоговое общение, несомненно, способствует формированию эмпатии как личностного, профессионально-значимого качества педагога.
Диалоговое общение как метод располагает богатым арсеналом эмоционально-интеллектуальных приемов, способствующих становлению и развитию эмпатической культуры. Суть данных приемов:
Идентификация (от лат. identificare - отождествление) - это способ понимания другого человека через осознанное или неосознанное уподобление его характеристикам самого субъекта. Представляет интерес рассмотрение идентификации как механизма переноса себя в ситуацию, позицию другого человека. В процессе этого проникновения усваиваются личностные смыслы, что помогает понять внутреннее состояние, намерения, мотивы, чувства другого человека, а это, в свою очередь, обеспечивает эффективность процесса формирования эмпатической культуры педагога.
Когнитивная интерпретация - это объяснение того, что пытается выразить собеседник, но пока не может сделать это достаточно ясно. Он еще полностью не осознает свои чувства и состояние. Использование данного приема наиболее оправдано тогда, когда установился хороший психологический контакт. Основная цель - помочь собеседнику увидеть связи или какие-то аспекты ситуации, которые он полностью не осознает.
Резюмирование - прием, похожий на интерпретацию; только в этом случае подытоживаются основные идеи и чувства собеседника, высказанные им открыто в конкретном фрагменте разговора. Здесь точка зрения слушающего в понимании участника диалога присутствует в большей степени, чем в простом перефразировании. Резюмирующие реакции помогают соединить фрагменты разговора в смысловое единство. Они дают уверенность в точности восприятия сообщения собеседника и помогают педагогу понять, насколько хорошо ему удалось передать свою мысль.
«Зеркало» - прием повторения последней фразы с изменением порядка слов. Этот прием предполагает только отражение высказывания говорящего. «Зеркало» помогает осмыслить собеседнику его же высказывание, тон и манеру произношения. Данный прием направлен на установление взаимопонимания.
Разновидность приема «Зеркало» - «Эхо». Это повторение последних слов собеседника. Выполняет функцию уточнения высказывания и не предполагает продолжения и развития мысли говорящего и приписывания ему того, что не было сказано.
«Имя собственное» - при взаимодействии со слушателем следует чаще обращаться к нему по имени, что вызывает не всегда осознанное им чувство удовлетворения.
Подбадривания и заверения - это приемы подтверждения того, что педагог хочет принять мысли и чувства ученика безотносительно к тому, какими бы они не оказались. Приведем примеры реакций такого типа: «Да, я понимаю твое состояние», «Продолжайте, продолжайте. Это интересно», «Приятно слышать».
Чаще всего такие реакции называют открывающими, т.е. такими, которые способствуют открытию диалога, особенно в самом начале. Эти реакции снижают напряженность собеседника, возникающую из-за боязни быть непонятым или получить молчаливый отказ.
Вопросы, проясняющие позицию педагога (т.е. вопросы с его точки зрения). Это такие неоценочные вопросы, которые являются реакцией лектора на высказанное и выраженное преподавателем мнение в диалоге. Основная цель таких вопросов - стремление прояснить мысли, чувства и представления преподавателя. Ими можно направлять его, но в то же время привлекать внимание к определенным аспектам его собственных переживаний, мыслей и представлений. Проясняющие вопросы - это обращение к говорящему за уточнением. Они помогают сделать его высказывание более понятным, способствуют более точному его восприятию педагогом. В качестве ключевых фраз, используемых как выясняющие, уточняющие вопросы, побуждающие к дальнейшим высказываниям, могут быть: «Тебя что-нибудь беспокоит?», «Не повторишь ли ты еще раз то, что сказал?», «Я не понимаю, что ты имеешь в виду?», «Так что же главное?».
Самораскрытие - иллюстрация на конкретном примере того, как у других людей протекают процессы, подобные тем, которые переживает ребенок. Подобие должно заключаться не в сходстве внешних обстоятельств, ситуаций, а в глубокой идентичности значений и чувств. Конкретные иллюстрации должны быть безоценочными, т.е. не иметь характер моральных оценок и поучений. Это не идеализированный образ (так должно быть), а бывший в действительности инцидент с различными проявлениями особого состояния, через которые проходит человек. Приводимые данные должны быть достаточно подробными и точными, чтобы педагог имел возможность самостоятельно сделать вывод. Самораскрытие, являясь полезным эмоционально-интеллектуальным приемом стимулирования развития эмпатической культуры ученика/воспитанника, не меньше пользы приносит и для личностного роста педагога.
Эмоциональный отклик - это отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла, явления и ситуации. Внешне эмоциональный отклик выражается в мимике, речи и пантомимике. Он выступает в роли регулятора общения и определяет его способы и средства. Данный прием может оказать влияние не только на отдельные действия преподавателя, но и на его эмоциональное состояние в целом.
Предлагаемые эмоционально-интеллектуальные приемы стимулирования процесса формирования эмпатической культуры педагога в границах диалогового общения способствуют использованию другого приема - установление личного контакта. Этот прием содействует обнаружению связи между двумя лицами, вступающими во взаимодействие и общение.
Личный контакт может быть разных видов. Это физический (тактильный) контакт, который устанавливается посредством прикосновения; визуальный - посредством взгляда; вербальный - с помощью слов; пластический - выраженный жестом; предметно-действенный - когда предмет и действие выступают средством установления связи. Наибольшую ценность для воспитания эмпатической культуры педагога представляет визуальный контакт - взгляд глаза в глаза. С точки зрения формирования эмпатической культуры преподавателя важно вырабатывать данное умение: «не взглядывать» на преподавателя, выходя на общение с ним, а «смотреть» в его глаза, посылая через свой взгляд эмпатию и веру в него. Визуальный контакт устанавливается с каждым преподавателем из группы испытуемых. Постепенно он дополняется вербальным, тактильным, предметно-действенным контактом. В процессе отработки данного приема формирования эмпатии у педагогов участники общения учатся устанавливать различного вида личные контакты.
Шутка и юмор - очень эффектный и эффективный прием формирования эмпатической культуры педагогов. Шутка снимает психологическое напряжение, подчеркивает доброжелательные отношения, снимает унылое или агрессивное состояние духа, а, следовательно, высвобождает активный разум и помогает решать ясно какой-либо вопрос. Шутка активизирует, отвлекает, расслабляет, рождает эмпатию. Проблема данного приема не в его признании, а в его организации. Как научить преподавателя шутить? Мысленно подняться над ситуацией и посмотреть на нее со стороны, попытаться обнаружить смешную сторону в противостоянии двух партнеров, при этом обозначить словесно, что видится со стороны.
Цицерон в своем руководстве для ораторов полагал, что смешное включает в себя: двусмысленность, неожиданные умозаключения, каламбуры, необычное истолкование собственных имен, пословицы, аллегорию, метафоры, иронию. Среди юмористических приемов можно выделить: иронию; парадоксы; ложное усиление; двойное истолкование; ложное противопоставление; намек.
Использование юмористических приемов и шутки активизирует и оживляет процесс формирования эмпатической культуры педагогов.
Формированию эмпатии будет способствовать прием, называемый «подстановка мотива». Суть данного приема заключается в следующем: осознанная подмена реального мотива поступка другим, реализация которого не удалась по каким-либо причинам. Целью его является повышение самооценки педагога и развитие у него эмпатии по отношению к людям вообще. Подстановка мотива кардинально меняет вектор поведения, и содержание поступка преображается из негативного в позитивное. Как правило, данный прием позволяет скорректировать поведение педагога, но он делает это сам, по собственному выбору, который ему как бы предлагают сделать.
Прием, способствующий формированию эмпатической культуры педагогов, - положительное подкрепление. Это самого разного рода воздействия, вызывающие у обучающихся эмпатии людей удовлетворение происшедшим или произведенным. Конечная цель положительного подкрепления - формирование отношения к социальным и культурным ценностям и закрепление психологических новообразований.
Положительные подкрепления всегда эмоционально окрашены. В них должно звучать признание достоинств педагога как личности, а не как человека, совершающего те или иные поступки. Подкрепление может быть мимическим (улыбка, добрый взгляд, любовное выражение лица), пластическим (дружеский жест, восторженный взмах рук, поглаживание), вербальным (доброе слово, комплимент), предметным (вручение сувениров, цветов и т.п.), действенным (протягивание руки, предложение чего-либо, уступка).
Прием «Наедине с самим собой». Суть его в том, чтобы не обсуждать ситуацию и не давать оценки тому, что совершено, а предоставить педагогу возможность самому разобраться в ситуации. Существует несколько вариантов данного приема: письменный («Попробуйте изложить на бумаге все, что вы думаете по этому поводу...»); отсроченный («Сейчас мне некогда, а завтра мы попробуем разобраться в сложившейся ситуации...»); ограниченный временем («Предлагаю вам 15 минут на раздумье...»). Данный эмоционально-интеллектуальный прием стимулирует педагогов анализировать, вдумываться в ситуацию, причем делать это индивидуально, высказывая затем свою точку зрения.
Формированию эмпатической культуры педагогов способствует социально-психологический тренинг, позволяющий повысить компетентность в области общения и приобрести навыки межличностного общения. Социально-психологический тренинг представляется как метод формирования эмпатической культуры педагогов, внутри которого можно автономно использовать и другие методы, в частности, деловые и ролевые игры, дискуссию и т.п. Эффективность тренинга определяется тем, что его участнику предоставляется возможность непосредственно в самом процессе общения оценить свою индивидуальность, навыки общения, скорректировать их. Социально-психологический тренинг позволяет:
приобрести психолого-педагогические знания в сфере общения;
приобрести эффективные навыки общения, например, умение войти в контакт, слушать, убеждать и т.п.;
сформировать установки, необходимые для успешного общения, например, готовность, рассмотреть проблему под «другим углом»;
развивать способности к самоанализу, к пониманию других людей;
скорректировать систему отношений к окружающему миру.
Основными элементами тренинга традиционно считаются деловые, ролевые игры и дискуссия.
В основе деловой игры лежит проблемная ситуация, которая должна с высокой степенью реальности имитировать конкретные условия и динамику действий, обеспечивающих включение играющих в конкретную ситуацию и освоение ими профессиональных ролей. Деловые игры позволяют взглянуть на ситуацию и на самого себя глазами партнера по общению. Способность постичь чужой прогноз и через него мотив чужого поведения - необходимое условие взаимопонимания, что в какой-то степени реализуется через ролевое взаимодействие. Основными признаками учебной деловой игры являются:
моделирование процесса деятельности преподавателя и студентов в аспекте разрешаемой проблемы;
распределение ролей между участниками игры.
Правила, которые помогают научиться эмпатическому пониманию:
- Сосредоточьтесь на всем, что другой сообщает как вербально, так и на всех проявлениях его эмоций.
- На первых этапах достижения эмпатии найти слова и выражения, которыми можете пользоваться как вы, так и другой, основываясь как на их содержании, так и на их эмоциональной нагрузке. Это называется парафразом.
- В своих ответах пользуйтесь языком, который будет понятен другому.
- Используйте эмоциональный тон похожий на тот, который характерен для другого.
- Продвигайтесь к более к глубоким уровням эмпатии, уточняя и расширяя смысл воспринятого сообщения. Таким образом, вы поможете собеседнику выразить чувства, которые до этого он выразить не мог.
- Старайтесь распознать такие чувства и мысли, которые не выражаются прямо, но подразумеваются. Постарайтесь восполнить то, что упущено в сообщении, вместо того, чтобы основывать обратную связь только на том, что высказано прямо.
В отношениях с детьми нужно действовать, используя лишь позитивные установки, стремиться к педагогической рефлексии, эмпатии. Сила педагога в любви к детям, желании им добра, признании и уважении личности воспитанника, в способствовании свободному развитию и совершенствованию его душевного мира.
Воспитатель сам должен быть постоянно развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо личность воспитывается личностью.
… « Если бы я была в хорошем настроении, свежая и отдохнувшая, я с радостью торопилась бы в свою группу. Я иду по улице, думаю о своих ребятах и хочу побыстрее их увидеть. Я захожу в детский дом, встречаю коллег по работе, со всеми здороваюсь, обмениваюсь улыбками. Иду в свою группу. Вхожу и говорю: « Здравствуйте, ребята!»
Методика Юсупова И.М.
Предлагаемая методика успешно используется казанским психологом И.М. Юсуповым для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой, так, как если бы они были нашими собственными.
Инструкция. Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие цифры: если вы ответили «не знаю» - 0, ответу «никогда» припишите 1 «иногда» - 2, «часто» - 3, «почти всегда» - 4, «да, всегда» - 5. Отвечать нужно на все пункты.
1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серим «Жизнь замечательных людей».
2. Взрослых детей раздражает забота родителей.
3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы».
5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами. Больному человеку можно помочь даже словом.
7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза наворачивались слезы.
10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
11. Я равнодушен к критике в мой адрес.
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами,
13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
16. Родители относятся к своим детям справедливо.
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей. I
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.
23. Все люди необоснованно озлоблены.
24.Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
26. При виде покалеченного животного я стараюсь чем-то ему помочь.
27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
29. Младшим правится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.
35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я
стараюсь перевести разговор на другую тему.
Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые и) утверждений под номерами 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27 ответами «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти - можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой зависимости эмпатийных тенденций.
Если вы набрали от 82 до 90 баллов - это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развита склонность к сопереживанию. В общении вы, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и чети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты, не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает вас. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает нам заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, вы нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о своем психическом здоровье.
От 63 до 81 балла - высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликтов и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести нас из равновесия.
От 37 до 62 баллов - нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных людей. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но мри излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.
12-36 баллов - низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы - сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, вы цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же. Бывает, когда вы чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют вас своим вниманием. Но это поправимо, если вы сбросите свой панцирь и станете пристальнее всматриваться и в поведение близких и принимать их потребности как свои.
11 баллов и менее - очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неловком положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику и свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и воспитателей: «Специфика работы педагога-психолога в ДОУ»
Кто такой психолог?ПСИХИАТР - врач, занимающийся отклонениями в психической сфере человека.ПСИХОЛОГ (Детский) - не врач, а педагог• работает с детьми, не имеющими нарушений в психическ...
Консультация для воспитателей «Кейс-технология в работе педагога ДОО»
laquo;Кейс-технология в работе педагога ДОО»...
Стенгазета "День Победы" совместная работа педагогов и воспитанников группы раннего возраста
Стенгазета "День Победы" руппа раннего возраста, нетрадиционные техники (печать ладошками)...
Навыки эмпатии в работе педагога.
Педагогическая эмпатия – эмоциональная особенность педагога, которая играет большую роль в отношениях между участниками образовательного процесса, в восприятии ими друг друга, в установлении вза...
Консультация для воспитателей "Роль общения в работе педагога"
Цель: повышение социально-психологической компетентности педагогов в вопросах общения.Задачи:Познакомить педагогов с составляющими общения.Показать, как работает эффект проекции.Дать возможность педаг...
Консультация "Нетрадиционные методы воздействия в коррекционной работе педагога"
Нетрадиционные методы воздействия в коррекционной работе педагога становятся перспективным средством работы с детьми, имеющих нарушения речи.Эти методы терапии принадлежат к числу эффек...