Консультация для воспитателей.Педагогическая технология «Фишбоун» в помощь развития личности дошкольника.
консультация

Зотова Ольга Ивановна

 Технология "Фишбоун"  является одним из инновационных методов обучения, которая отвечает на вопрос: как научить ребёнка мыслить. Она позволяет добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности дошкольника. Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности и мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_tehnologiya.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

                        Педагогическая технология                                                          «Фишбоун» в помощь развития личности дошкольника.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня наша консультация пройдёт в необычной форме, форме «Педагогической рыбалки. Идя на «Рыбалку», вы должны определиться, что вы ожидаете от сегодняшней консультации.  Перед вами аквариум и рыбки, напишите на них свои пожелания и опустите рыбок в аквариум.

Ну а теперь, переходим к теме нашего мероприятия. Сегодня я бы хотела познакомить вас с новой педагогической технологией «Фишбоун», о возможности применения её в работе с детьми дошкольного возраста.

Главная задача   состоит в том, что эта технология  является одним из инновационных методов обучения, которая отвечает на вопрос: как научить мыслить. Она позволяет добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности и мышления. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей и с малых лет учит мыслить. Элементы новизны содержат методические приемы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности.

                                           СЛАЙД 2

Дословно «Фишбоун» переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы»

                                          СЛАЙД 3

Что такое Фишбоун?
Диаграмма Исикавы. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей.

                                            СЛАЙД 4

В основе Фишбоун — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

                                             СЛАЙД 5

Схемы Фишбоун дают возможность:

 1. Организовать работу участников в парах или группах;

 2. Развивать критическое мышление;

 3. Визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

 4.Ранжировать факторы по степени их значимости;

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время
Мозгового штурма.

                                          СЛАЙД 6

Составление схемы Фишбоун
Схема Фишбоун может быть составлена заранее. В зависимости от возрастной категории детей, желания и фантазии воспитателя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для дошкольного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная.

                                           СЛАЙД 7

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Применение метода Фишбоун:
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого занятия. Эффективнее всего ее применять во время обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден, и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

                                    СЛАЙД 8-9.

Так, детям предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Овладев приёмом Фишбоун, воспитатель может с успехом его применять в любой образовательной области и виде деятельности, которая приобретает исследовательский характер.

                                    СЛАЙД 10

Формы работы:
Индивидуальная работа. Всем детям  раздается для анализа одинаковое  задание и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет». Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.

Работа в группах. Каждая из групп получает отдельное задание. Затем его  обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

                                    СЛАЙД 11

                                    СЛАЙД 12

Использование приёма Фишбоун развивает:

-  умения детей работать в группах,

- анализировать явление, объект, текст,

- выделять основные события и искать их причины,

- обобщать и делать выводы.

А теперь, я предлагаю вам разбиться на две группы и  продемонстрировать, как вы будете применять технологию «Фишбоун» в работе с детьми. Выберите из ООП ДОУ, из образовательной области социально-коммуникативное развитие интересующую вас задачу и попробуйте решить ее, применив технологию «Фишбоун». (Практическая работа в группах, озвучивание результатов работы).

А сей час попрошу вас поймать «рыбок» из аквариума с пожеланиями, которые вы написали сами. (Воспитатели ловят рыбок, зачитывают, аргументируют написанное).

            Примеры использования «Фишбоун»

1. Наша проблема- это детское здоровье. В голове рыбы мы указываем эту проблему.

Что необходимо чтобы у ребёнка было хорошее здоровье?

2. Причины, которые привели к проблеме. На спинке рыбы указывается причина.

Это прежде всего:

- питание

-режим дня

-здоровье физическое

-здоровье психическое

- двигательная активность

3.Факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий. На брюшке у рыбы указывается результат или факт.

Питание

-качественные продукты,

-полноценное питание,

-витамины,

-режим питания и др.

Режим

-Закаливание,

-сон,

-соблюдение гигиенических процедур,

- прогулки и др.;

Физическое здоровье

- спорт и др.

Здоровье психическое

-благоприятный климат в семье,

- психически уравновешенные родители и др.;

Двигательная активность

-ребенок много двигается,


-хорошая осанка,

-нет плоскостопия,

-хороший иммунитет

4.Ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Правил, способных сформировать здоровый образ жизни ребенка, не так уж много, и все они элементарны для исполнения, а следование им приведет успеху и родителей и педагогов, которые понимают, насколько важен ЗОЖ для детей.

2 пример:  проблема: голова — легко ли совершить подвиг.

Причины: верхние косточки — герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину;

Факт: нижние косточки — мастерство героев, выдержка героя, любовь к Родине.

Вывод: хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот.

3 пример:  проблема:  голова – хорошо ли поступил Колобок, убежав из дома?

Причины: верхние косточки – положили на окно, встреча с зайцем, волком, медведем, встреча с лисой.

Факт: нижние косточки – можно упасть, простудиться; нельзя разговаривать с незнакомыми людьми; нельзя уходить с незнакомыми людьми.

Вывод: хвост – не уходи из дома один, без разрешения взрослых.

4 пример: проблема: : голова – может ли человек обойтись без дерева?

Причины: верхние косточки – растущее дерево; дерево – полезный материал; дрова; опилки.

Факт: нижние косточки – источник кислорода;  мебель, игрушки; топливо; бумага.

Вывод: хвост – дерево имеет большое значение в жизни человека. Лес нужно охранять.

5 пример: проблема: голова – что такое деньги?

Причины: верхние косточки – мера стоимости; средство обращения; средство сбережения; средство платежа.

Факт: нижние косточки – измерение стоимости товаров и услуг; посредник в обмене товаров; накопление на материальные блага; приобретение товара.

Вывод: хвост – деньги это государственное платёжное средство.

6 пример: : проблема: голова – моя родина Россия (Сердобск)

Причины: верхние косточки – как называется твоя малая родина; какая наша область; какие национальности проживают в нашей области;

Факт: нижние косточки – моя родина Россия; наша область Пензенская; русские, татары, мордва.

Вывод: хвост – Россия наша любимая и общая родина.

7 пример: : проблема: голова – что нужно для того, чтобы пешеходы и водители были живы и здоровы?

Причины: верхние косточки – дорожные знаки; светофоры; дополнительные средства предупреждения.

Факт: нижние косточки – предупреждающие, запрещающие,  знаки сервиса; пешеходный светофор, регулировщик.

Вывод: хвост – выполнение пдд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогических работников "Кукольный театр как средство развития личности дошкольников"

В статье описаны цели, задачи и содержание театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста...

Консультация для педагогов " Значимость продуктивных видов деятельности в развитии личности дошкольника"

Консультация для педагогов " Значимость продуктивных видов  деятельности в развитии личности дошкольника"...

Консультация для педагогов. «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ»

laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...

Консультация для воспитателей "Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников"

Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основныхположений, понятий и принципов ФГОС ДО.Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к реализации ФГОС.Развивать умени...

Консультация для педагогов ДОУ«Значимость патриотического воспитания в развитии личности дошкольников».

Патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, так как дошкольный возраст наиболее чувствителен к воспитанию патриотизма. В этом возрасте дети достаточно внушаемы, впечатлительн...

Консультация для родителей «Значимость продуктивных видов деятельности в развитии личности дошкольника»

Консультация для родителей«Значимость продуктивных видов деятельностив развитии личности дошкольника» Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются...