Консультация для воспитателей.Педагогическая технология «Фишбоун» в помощь развития личности дошкольника.
консультация
Технология "Фишбоун" является одним из инновационных методов обучения, которая отвечает на вопрос: как научить ребёнка мыслить. Она позволяет добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности дошкольника. Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности и мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_tehnologiya.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая технология «Фишбоун» в помощь развития личности дошкольника.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня наша консультация пройдёт в необычной форме, форме «Педагогической рыбалки. Идя на «Рыбалку», вы должны определиться, что вы ожидаете от сегодняшней консультации. Перед вами аквариум и рыбки, напишите на них свои пожелания и опустите рыбок в аквариум.
Ну а теперь, переходим к теме нашего мероприятия. Сегодня я бы хотела познакомить вас с новой педагогической технологией «Фишбоун», о возможности применения её в работе с детьми дошкольного возраста.
Главная задача состоит в том, что эта технология является одним из инновационных методов обучения, которая отвечает на вопрос: как научить мыслить. Она позволяет добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности и мышления. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей и с малых лет учит мыслить. Элементы новизны содержат методические приемы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности.
СЛАЙД 2
Дословно «Фишбоун» переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы».
СЛАЙД 3
Что такое Фишбоун?
Диаграмма Исикавы. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей.
СЛАЙД 4
В основе Фишбоун — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
СЛАЙД 5
Схемы Фишбоун дают возможность:
1. Организовать работу участников в парах или группах;
2. Развивать критическое мышление;
3. Визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
4.Ранжировать факторы по степени их значимости;
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.
СЛАЙД 6
Составление схемы Фишбоун
Схема Фишбоун может быть составлена заранее. В зависимости от возрастной категории детей, желания и фантазии воспитателя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для дошкольного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная.
СЛАЙД 7
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Применение метода Фишбоун:
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого занятия. Эффективнее всего ее применять во время обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден, и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
СЛАЙД 8-9.
Так, детям предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Овладев приёмом Фишбоун, воспитатель может с успехом его применять в любой образовательной области и виде деятельности, которая приобретает исследовательский характер.
СЛАЙД 10
Формы работы:
Индивидуальная работа. Всем детям раздается для анализа одинаковое задание и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет». Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
Работа в группах. Каждая из групп получает отдельное задание. Затем его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.
СЛАЙД 11
СЛАЙД 12
Использование приёма Фишбоун развивает:
- умения детей работать в группах,
- анализировать явление, объект, текст,
- выделять основные события и искать их причины,
- обобщать и делать выводы.
А теперь, я предлагаю вам разбиться на две группы и продемонстрировать, как вы будете применять технологию «Фишбоун» в работе с детьми. Выберите из ООП ДОУ, из образовательной области социально-коммуникативное развитие интересующую вас задачу и попробуйте решить ее, применив технологию «Фишбоун». (Практическая работа в группах, озвучивание результатов работы).
А сей час попрошу вас поймать «рыбок» из аквариума с пожеланиями, которые вы написали сами. (Воспитатели ловят рыбок, зачитывают, аргументируют написанное).
Примеры использования «Фишбоун»
1. Наша проблема- это детское здоровье. В голове рыбы мы указываем эту проблему.
Что необходимо чтобы у ребёнка было хорошее здоровье?
2. Причины, которые привели к проблеме. На спинке рыбы указывается причина.
Это прежде всего:
- питание
-режим дня
-здоровье физическое
-здоровье психическое
- двигательная активность
3.Факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий. На брюшке у рыбы указывается результат или факт.
Питание
-качественные продукты,
-полноценное питание,
-витамины,
-режим питания и др.
Режим
-Закаливание,
-сон,
-соблюдение гигиенических процедур,
- прогулки и др.;
Физическое здоровье
- спорт и др.
Здоровье психическое
-благоприятный климат в семье,
- психически уравновешенные родители и др.;
Двигательная активность
-ребенок много двигается,
-хорошая осанка,
-нет плоскостопия,
-хороший иммунитет
4.Ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Правил, способных сформировать здоровый образ жизни ребенка, не так уж много, и все они элементарны для исполнения, а следование им приведет успеху и родителей и педагогов, которые понимают, насколько важен ЗОЖ для детей.
2 пример: проблема: голова — легко ли совершить подвиг.
Причины: верхние косточки — герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину;
Факт: нижние косточки — мастерство героев, выдержка героя, любовь к Родине.
Вывод: хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот.
3 пример: проблема: голова – хорошо ли поступил Колобок, убежав из дома?
Причины: верхние косточки – положили на окно, встреча с зайцем, волком, медведем, встреча с лисой.
Факт: нижние косточки – можно упасть, простудиться; нельзя разговаривать с незнакомыми людьми; нельзя уходить с незнакомыми людьми.
Вывод: хвост – не уходи из дома один, без разрешения взрослых.
4 пример: проблема: : голова – может ли человек обойтись без дерева?
Причины: верхние косточки – растущее дерево; дерево – полезный материал; дрова; опилки.
Факт: нижние косточки – источник кислорода; мебель, игрушки; топливо; бумага.
Вывод: хвост – дерево имеет большое значение в жизни человека. Лес нужно охранять.
5 пример: проблема: голова – что такое деньги?
Причины: верхние косточки – мера стоимости; средство обращения; средство сбережения; средство платежа.
Факт: нижние косточки – измерение стоимости товаров и услуг; посредник в обмене товаров; накопление на материальные блага; приобретение товара.
Вывод: хвост – деньги это государственное платёжное средство.
6 пример: : проблема: голова – моя родина Россия (Сердобск)
Причины: верхние косточки – как называется твоя малая родина; какая наша область; какие национальности проживают в нашей области;
Факт: нижние косточки – моя родина Россия; наша область Пензенская; русские, татары, мордва.
Вывод: хвост – Россия наша любимая и общая родина.
7 пример: : проблема: голова – что нужно для того, чтобы пешеходы и водители были живы и здоровы?
Причины: верхние косточки – дорожные знаки; светофоры; дополнительные средства предупреждения.
Факт: нижние косточки – предупреждающие, запрещающие, знаки сервиса; пешеходный светофор, регулировщик.
Вывод: хвост – выполнение пдд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогических работников "Кукольный театр как средство развития личности дошкольников"
В статье описаны цели, задачи и содержание театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста...
Консультация для педагогов " Значимость продуктивных видов деятельности в развитии личности дошкольника"
Консультация для педагогов " Значимость продуктивных видов деятельности в развитии личности дошкольника"...
Консультация для педагогов. «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ»
laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...
Консультация для воспитателей "Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников"
Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основныхположений, понятий и принципов ФГОС ДО.Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к реализации ФГОС.Развивать умени...
Консультация для педагогов ДОУ«Значимость патриотического воспитания в развитии личности дошкольников».
Патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, так как дошкольный возраст наиболее чувствителен к воспитанию патриотизма. В этом возрасте дети достаточно внушаемы, впечатлительн...
Консультация для родителей «Значимость продуктивных видов деятельности в развитии личности дошкольника»
Консультация для родителей«Значимость продуктивных видов деятельностив развитии личности дошкольника» Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются...
- Мне нравится (1)