Адаптация детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Громова Татьяна Владимировна

Вопрос о том, отдавать ребенка в детский сад или не отдавать, встает практически перед каждой семьей, имеющей маленьких детей. Некоторые семьи вынуждены это делать, но идут на этот шаг неохотно в силу стесненного экономического положения, когда все взрослые работают и ребенка не с кем оставлять дома. Другие семьи придерживаются той точки зрения, что современный ребенок должен находиться в среде сверстников, приобретать тот социальный опыт, который облегчит его переход в школу. Наконец, есть родители, которые достаточно высоко оценивают образовательный потенциал дошкольного учреждения и поэтому сознательно не хотят ограничивать воспитание собственного ребенка рамками семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

Вопрос о том, отдавать ребенка в детский сад или не отдавать, встает практически перед каждой семьей, имеющей маленьких детей. Некоторые семьи вынуждены это делать, но идут на этот шаг неохотно в силу стесненного экономического положения, когда все взрослые работают и ребенка не с кем оставлять дома. Другие семьи придерживаются той точки зрения, что современный ребенок должен находиться в среде сверстников, приобретать тот социальный опыт, который облегчит его переход в школу. Наконец, есть родители, которые достаточно высоко оценивают образовательный потенциал дошкольного учреждения и поэтому сознательно не хотят ограничивать воспитание собственного ребенка рамками семьи.

Какова бы ни была позиция семьи по отношению к дошкольному учреждению, поступление ребенка в него вызывает у родителей переживания, волнения, опасение за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с педагогом, сверстниками. Эти волнения и тревоги закономерны, так как поступление в детский сад - сложный период в жизни дошкольника, сколько бы лет ему ни было от роду, своеобразный экзамен его психике, здоровью.  Не только врачам, психологам, педагогам, но и родителям знакомо понятие “адаптация”. Бытовое его определение звучит так: “Приспособление организма к изменяющимся условиям существования”. Следовательно, изменения в поведении, в настроении, состоянии здоровья детей, объясняются затрудненной адаптацией, т.е. привыканием к сменившимся условиям жизни.

 Привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.

Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении - с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

Эта тема актуальна очень в наши дни, не все родители знают, как правильно адаптировать ребенка  к детскому саду.

Рассматривая оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрываются  особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.

Особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте

Важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.

Технологические сведения

В жизни многих молодых родителей есть сложный момент, когда ребенка, единственного и неповторимого, привыкшего быть в центре внимания своих домашних, приходится отдавать в детское учреждение. Мамы вынуждены отдавать своих крошек в детский сад. чтобы идти на работу или продолжать учебу.

В этот период в ДОУ должно быть взаимодействие между специалистами и семьей ребенка. (Приложение № 7 ). 

Некоторые малыши нуждаются в особом внимании со стороны взрослых. По данным исследований и опыта своей работы я как , воспитатель, вижу , что наиболее быстро и безболезненно детки адаптируются с 11 месяцев и после 1 года 6 месяцев это можно просмотреть ,через   диагностику уровня адаптированности ребенка к детскому саду (Приложение № 1)

С  поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие близких людей, другое общение, новое помещение – все это таит в себе много неизвестного, а значит, тоже создает для него стрессовую ситуацию.

Наше детское учреждение  принимает   малышей  в  группы раннего возраста.  Для того чтобы адаптация к новым условиям проходила у детей в кратчайшее время, мною  проводится  работа по данному направлению.

Остановлюсь на алгоритме своей  деятельности:

– Постоянно изучаю специальную литературу и стараюсь использовать современные рекомендации и консультации, разработала  перспективный план работы (Приложение № 6,7)

– в группе имеем стенд «Как помочь ребенку в период адаптации» с советами и рекомендациями

– знакомим родителей неорганизованных детей с опытом работы МДОУ д/с №9 «Золотая рыбка» через  консультации, памятки;

– организуем дни открытых дверей группы;  

– используем анкетирование родителей, для того, чтобы подробнее познакомиться с каждым малышом, узнать о его привычках, найти к нему соответствующий подход;  

– провожу  диагностирование и заполняю адаптационный лист; (Приложение №2)

- узнаю потребности  родителей, которые дают возможность учесть запросы каждой семьи и сделать прогноз  возможной степени адаптации ребенка;
– создаю  условия в группе для разнообразной деятельности детей, большое значение при этом, придавая  двигательной деятельности;
Начав работу, я поставила перед собой следующие задачи:

– показ родителям методов и приемов общения с ребенком во время игр-занятий, (Приложение №8)

– формирование определенных навыков у детей в соответствии с возрастом,
– знакомство с режимом дня в детском учреждении,
– знакомство родителей с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение,

– установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами.

 Я  показываю родителям методы и приемы общения с ребенком во время игр-занятий. Когда ребенок спустится с маминых рук, здесь используем игрушки-пищалки для привлечения внимания, песенки, ласковое слово. Особое внимание сразу уделяю  здоровью ребенка и его физической активности. Знакомлю родителей с видами закаливания, которые применяются в нашей группе.

Правильная организация  в нашей группе позволяет нам облегчить адаптацию наших малышей, раскрыть профессиональные возможности воспитателей, создать хороший микроклимат в группе, повысить доверие родителей к педагогам детского учреждения.

Таким образом, совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Заключение

Семья - социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему  микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.

Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.

Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей,  а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...