Тема самообразования:: «Формирование графомоторных навыков у дошкольников с нарушением зрения»
материал

КОСЕНОК ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА

Этапы реализации плана деятельности по теме самообразования на 2021 – 2022 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2021_plan_po_samoobrazovaniyu.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование  графомоторных навыков у дошкольников с нарушением зрения»

Актуальность

В настоящее время проблема развития графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста – одна из важнейших в общей и специальной педагогике. Отмечается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями развития графо-моторных навыков. Называются различные причины: врожденные факторы, психическая депривация (сенсорная, эмоциональная, интеллектуальная), соматическая ослабленность, нарушения формирования познавательных процессов. Однако первостепенную роль играет нарушение зрительной анализаторной системы.

Состояние зрительной системы – это один из важнейших факторов, определяющих готовность ребенка-дошкольника к обучению в школе. Нормально видящий ребёнок с раннего детства овладевает необходимой информацией об окружающем мире без каких-либо специальных условий. Причём 90% этой информации – зрительная.

У детей с нарушениями зрения процесс зрительного восприятия окружающего мира существенно изменен. В исследованиях,   отмечается снижение получаемой внешней информации из-за недостаточного объема и неточности образов внешнего мира. У детей с нарушением зрения появляются особенности формирования зрительных образов, страдает целостное и детальное восприятие, возникают трудности восприятия формы, величины, пропорций, пространственных отношений, ориентировки на листе в клетку, четкость различения мелких деталей, недостаточная способность различения линейных и угловых величин. Это снижает скорость восприятия, его полноту, точность, затрудняет формирование предметных и пространственных представлений.

Низкий уровень развития зрительно – моторной координации у детей  со зрительной депривацией  приводит к нарушению развития графомоторных навыков. То есть, в  конечном итоге такие нарушения отрицательно влияют на способность ребенка овладевать процессами чтения и письма.

Работа над развитием графомоторных навыков - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти) и глаза. Ее необходимо осваивать, т.к. навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет. Навыки тонкой моторики помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через творчество - игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, то есть дают возможность приобрести социальный опыт.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью, особенно для детей с ОВЗ.

Вся система медико-педагогической коррекции в дошкольных учреждениях для детей с амблиопией и косоглазием направлены на формирование у этих детей автоматизированных навыков синхронности действия руки и глаза в различных видах деятельности.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, возникает необходимость проведения с детьми углубленной работы в этом направлении.

Цель: повысить уровень компетентности и профессионализма по вопросам формирования графомоторных навыков у дошкольников с нарушением зрения.

Задачи:

1. Проанализировать методическую литературу по данной теме.

2. Изучить и подобрать различные методики и техники для развития графомоторных навыков.

3. Апробировать возможности использования данных методик.

4. Совершенствовать предметно - развивающую среду кабинета для развития графомоторных качеств у детей дошкольного возраста.

5. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам формирования графомоторных навыков у детей.

6. Способствовать развитию графомоторных навыков у детей.

В соответствии с поставленными задачами мною были определены направления работы по развитию графомоторных навыков у дошкольников, формы взаимодействия с детьми и родителями, разработан перспективно - тематический план, который включает в себя образовательную и совместную деятельность с детьми.

Работа начата  в 2018 году

Этапы реализации плана деятельности по теме самообразования

на 2021 – 2022 учебный год

Формы работы

Сроки

Практические выходы

Продолжать изучать литературу

по данной теме.

В течение года

Повышение знаний, сбор материала, анализ изученной литературы по данной теме.

Продолжить работу по плану самообразования по данной теме.

В течение года

План по самообразованию.

Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков детей на начало учебного года.

Сентябрь

Обработка данных. Диагностическая карта.

Продолжать знакомить родителей с упражнениями для развития мелкой моторики кистей рук с целью повышения графомоторных навыков.

В течение года

Консультации, буклеты, памятки.

Совершенствовать предметно-развивающую среду кабинета для развития мелкой моторики, графомоторных навыков.

В течение года

Дидактические игры, пособия.

Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук у дошкольников через использование разнообразных форм, методов и приемов.

В течение года

Штриховка. Рисование по трафаретам. Дорисовка (по принципу симметрии).

Дорисовка не достающих деталей. Рисование по шаблонам. Обведи и раскрась. Обведи фигуры по точкам, не отрывая карандаш.

Работа в тетради. Игры с песком.

Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков детей на конец  учебного года.

Май

Обработка данных. Диагностическая карта.

Отчет - самоанализ.

Май

Презентация опыта.

Список литературы

  1. Готовим руку к письму \ под ред. Крупенчук О.И – С-П: ЛИТЕРА,

2006

  1. Учимся писать \ под ред. Новотворцевой Н.В. – Яр: АКАДЕМИЯ

РАЗВИТИЯ, 1998

  1. Слушай, смотри, делай. (Рабочая тетрадь) \ под ред. Колесниковой

Е.В.- Яр:- АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 2000

  1. Голубина научит клеточка. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2004.
  2. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2001.
  3.  Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и

упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

  1. Давыдова О.А. Графомоторика. Тренажёр по развитию

межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. – М.: Школьная пресса, 2017.

  1. Морозова Л. Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой. – М.: Быстров, 2006

Н.,

  1. Гаврина С. Рисуем по точкам. Тетрадь для самостоятельных занятий

детей 5-7 лет. – М.: Академия Развития, ВКТ, 2007.

  1.  Волшебные рисунки: Графо-моторные упражнения для детей

дошкольного и младшего школьного возраста, направленные на совершенствование техники рисования и письма.- Спб.: КАРО, 2004.

  1.  Формирование графо-моторных навыков. Методическое пособие. –

М.: Генезис, 2010.

  1.  Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.

Популярное пособие для родителей и педагогов /,  - Ярославль: Академия развития, 1997.

  1.  Рахманова диктанты для дошкольников: метод. пособие для

педагогов и родителей - М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

  1.  Хилтунен письмо. Дети учатся писать по методу М. Монтессори. –

М.: Генезис, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление опыта работы на тему «Развитие коммуникативных навыков и личностной инициативы дошкольников с нарушением зрения в детских видах деятельности».

Представленный мною опыт работы раскрывает возможности использования различных видов деятельности для развития коммуникативных навыков и личностной инициативы детей дошкольного возраста с нарушением р...

Коммуникативные навыки дошкольников с нарушением зрения

Коммуникативные навыки дошкольников с нарушением зрения...

формирование певческих навыков у дошкольников с нарушением зрения.

Формирование певческой деятельности слабовидящих детей, с которыми я работаю, влияет на развитие их вокальной культуры, творческих способностей, но так же сглаживает вторичные отклонения в развитии и ...

Открытая НОД по развитию социально-бытовых навыков у дошкольников с нарушением зрения «В гостях у повара»

Представляю вашему вниманию конспект подгруппового занятия по социально-бытовой ориентировке старших дошкольников...

Обобщение опыта работы "Развитие у дошкольников с нарушением зрения навыков изобразительной деятельности"

На непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду, ребенок делает первые шаги в мир прекрасного, пытается сам его создавать. Задачей предмета изобразительн...

Методика изучения навыков ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения.

Цель данной методической разработки – изучить уровень развития навыков ориентировки в пространстве старших дошкольников с нарушениями зрения....

Методическая разработка «Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»...