Тема самообразования:: «Формирование графомоторных навыков у дошкольников с нарушением зрения»
материал
Этапы реализации плана деятельности по теме самообразования на 2021 – 2022 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2021_plan_po_samoobrazovaniyu.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование графомоторных навыков у дошкольников с нарушением зрения»
Актуальность
В настоящее время проблема развития графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста – одна из важнейших в общей и специальной педагогике. Отмечается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями развития графо-моторных навыков. Называются различные причины: врожденные факторы, психическая депривация (сенсорная, эмоциональная, интеллектуальная), соматическая ослабленность, нарушения формирования познавательных процессов. Однако первостепенную роль играет нарушение зрительной анализаторной системы.
Состояние зрительной системы – это один из важнейших факторов, определяющих готовность ребенка-дошкольника к обучению в школе. Нормально видящий ребёнок с раннего детства овладевает необходимой информацией об окружающем мире без каких-либо специальных условий. Причём 90% этой информации – зрительная.
У детей с нарушениями зрения процесс зрительного восприятия окружающего мира существенно изменен. В исследованиях, отмечается снижение получаемой внешней информации из-за недостаточного объема и неточности образов внешнего мира. У детей с нарушением зрения появляются особенности формирования зрительных образов, страдает целостное и детальное восприятие, возникают трудности восприятия формы, величины, пропорций, пространственных отношений, ориентировки на листе в клетку, четкость различения мелких деталей, недостаточная способность различения линейных и угловых величин. Это снижает скорость восприятия, его полноту, точность, затрудняет формирование предметных и пространственных представлений.
Низкий уровень развития зрительно – моторной координации у детей со зрительной депривацией приводит к нарушению развития графомоторных навыков. То есть, в конечном итоге такие нарушения отрицательно влияют на способность ребенка овладевать процессами чтения и письма.
Работа над развитием графомоторных навыков - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти) и глаза. Ее необходимо осваивать, т.к. навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет. Навыки тонкой моторики помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через творчество - игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, то есть дают возможность приобрести социальный опыт.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью, особенно для детей с ОВЗ.
Вся система медико-педагогической коррекции в дошкольных учреждениях для детей с амблиопией и косоглазием направлены на формирование у этих детей автоматизированных навыков синхронности действия руки и глаза в различных видах деятельности.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, возникает необходимость проведения с детьми углубленной работы в этом направлении.
Цель: повысить уровень компетентности и профессионализма по вопросам формирования графомоторных навыков у дошкольников с нарушением зрения.
Задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по данной теме.
2. Изучить и подобрать различные методики и техники для развития графомоторных навыков.
3. Апробировать возможности использования данных методик.
4. Совершенствовать предметно - развивающую среду кабинета для развития графомоторных качеств у детей дошкольного возраста.
5. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам формирования графомоторных навыков у детей.
6. Способствовать развитию графомоторных навыков у детей.
В соответствии с поставленными задачами мною были определены направления работы по развитию графомоторных навыков у дошкольников, формы взаимодействия с детьми и родителями, разработан перспективно - тематический план, который включает в себя образовательную и совместную деятельность с детьми.
Работа начата в 2018 году
Этапы реализации плана деятельности по теме самообразования
на 2021 – 2022 учебный год
Формы работы | Сроки | Практические выходы |
Продолжать изучать литературу по данной теме. | В течение года | Повышение знаний, сбор материала, анализ изученной литературы по данной теме. |
Продолжить работу по плану самообразования по данной теме. | В течение года | План по самообразованию. |
Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков детей на начало учебного года. | Сентябрь | Обработка данных. Диагностическая карта. |
Продолжать знакомить родителей с упражнениями для развития мелкой моторики кистей рук с целью повышения графомоторных навыков. | В течение года | Консультации, буклеты, памятки. |
Совершенствовать предметно-развивающую среду кабинета для развития мелкой моторики, графомоторных навыков. | В течение года | Дидактические игры, пособия. |
Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук у дошкольников через использование разнообразных форм, методов и приемов. | В течение года | Штриховка. Рисование по трафаретам. Дорисовка (по принципу симметрии). Дорисовка не достающих деталей. Рисование по шаблонам. Обведи и раскрась. Обведи фигуры по точкам, не отрывая карандаш. Работа в тетради. Игры с песком. |
Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков детей на конец учебного года. | Май | Обработка данных. Диагностическая карта. |
Отчет - самоанализ. | Май | Презентация опыта. |
Список литературы
- Готовим руку к письму \ под ред. Крупенчук О.И – С-П: ЛИТЕРА,
2006
- Учимся писать \ под ред. Новотворцевой Н.В. – Яр: АКАДЕМИЯ
РАЗВИТИЯ, 1998
- Слушай, смотри, делай. (Рабочая тетрадь) \ под ред. Колесниковой
Е.В.- Яр:- АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 2000
- Голубина научит клеточка. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2004.
- Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2001.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и
упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Давыдова О.А. Графомоторика. Тренажёр по развитию
межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. – М.: Школьная пресса, 2017.
- Морозова Л. Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой. – М.: Быстров, 2006
Н.,
- Гаврина С. Рисуем по точкам. Тетрадь для самостоятельных занятий
детей 5-7 лет. – М.: Академия Развития, ВКТ, 2007.
- Волшебные рисунки: Графо-моторные упражнения для детей
дошкольного и младшего школьного возраста, направленные на совершенствование техники рисования и письма.- Спб.: КАРО, 2004.
- Формирование графо-моторных навыков. Методическое пособие. –
М.: Генезис, 2010.
- Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.
Популярное пособие для родителей и педагогов /, - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Рахманова диктанты для дошкольников: метод. пособие для
педагогов и родителей - М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
- Хилтунен письмо. Дети учатся писать по методу М. Монтессори. –
М.: Генезис, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление опыта работы на тему «Развитие коммуникативных навыков и личностной инициативы дошкольников с нарушением зрения в детских видах деятельности».
Представленный мною опыт работы раскрывает возможности использования различных видов деятельности для развития коммуникативных навыков и личностной инициативы детей дошкольного возраста с нарушением р...
Коммуникативные навыки дошкольников с нарушением зрения
Коммуникативные навыки дошкольников с нарушением зрения...
формирование певческих навыков у дошкольников с нарушением зрения.
Формирование певческой деятельности слабовидящих детей, с которыми я работаю, влияет на развитие их вокальной культуры, творческих способностей, но так же сглаживает вторичные отклонения в развитии и ...
Открытая НОД по развитию социально-бытовых навыков у дошкольников с нарушением зрения «В гостях у повара»
Представляю вашему вниманию конспект подгруппового занятия по социально-бытовой ориентировке старших дошкольников...
Обобщение опыта работы "Развитие у дошкольников с нарушением зрения навыков изобразительной деятельности"
На непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду, ребенок делает первые шаги в мир прекрасного, пытается сам его создавать. Задачей предмета изобразительн...
Методика изучения навыков ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения.
Цель данной методической разработки – изучить уровень развития навыков ориентировки в пространстве старших дошкольников с нарушениями зрения....
Методическая разработка «Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»
laquo;Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»...