Проект в старшей группе «Сказка- ложь, да в ней намёк»
проект (старшая группа)
В силу жизненных обстоятельств, а именно занятости родителей, у детей слабо сформирован интерес к сказкам, особенно авторским. Порой уровень знаний детей в этом направлении остаётся низким, дети знают только сказки для маленьких, не знают героев, не могут отгадывать загадки по сказкам, не могут по иллюстрации назвать персонаж. Дома мало книг, книги не по возрасту, иллюстрации не рассматриваются, не беседуют по сказкам.
Сказка — это школа нравственности, «окошко» в большой мир, она представляет особую значимость для духовной основы развития личности в детские годы. Значит, взрослый должен стараться воспитать в современном ребенке грамотного читателя, приобщить его к литературе, воспитать высококультурного и творческого человека.
Цель проекта: формирование познавательного интереса старших дошкольников к авторской сказке.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Учить узнавать сказки;
- Учить передавать содержание сказок;
- Знакомить с авторами сказок;
- Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;
- Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий;
- Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературу.
Развивающие:
- Формировать интерес к книгам;
- Формировать потребность в чтении сказок;
- Совершенствования умения художественно-речевой деятельности;
- Развивать коммуникативные умения;
- Развивать у детей социальные умения и навыки поведения;
- Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;
- Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности;
- Развивать воображение, фантазию, мышление;
- Создавать условия для активного включения детей в речевую, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Воспитывающие:
- Воспитывать уважение и любовь к сказкам;
- Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями;
- Воспитание бережного отношения к книгам.
Задачи для детей:
- внимательно слушать сказки, включаться в беседу по их содержанию;
- отвечать на вопросы по тексту сказки, пересказывать сказки;
- узнавать сказки по заданию, в загадках;
- собирать кубики по сказкам;
- передавать содержание сказки с помощью картинок, в рисунках, играх;
- беречь книги.
Задачи для родителей:
- прививать детям любовь к сказкам;
- поддерживать интерес к сказкам, желание их слушать, рассматривать иллюстрации;
- организовывать просмотр мультфильмов по сказкам;
- проводить этические беседы по сказкам;
- поддерживать педагогов в проведении проекта.
Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели группы
Продолжительность: 1 ноябрь 2020 г – 30 января 2021г
Ожидаемый результат:
развитие духовно-богатой личности ребенка как активного участника проекта, проявляющего интерес к авторским сказкам; создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
Конечный результат: викторина на тему «Путешествие по стране сказок».
Этапы работы:
I этап. Ориентировочный:
1. Определение темы, проблемы проекта, её актуальности, постановка цели.
2. Анализ пространственно-предметной среды группы.
3. Выявление уровня знания детьми авторских сказок.
3. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
II этап. Моделирующий:
1. Создание творческой группы педагоги – родители - специалисты и планирование ее работы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
2. Разработка проекта «Страна сказок».
3. Обсуждение проекта в творческой группе.
4. Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту.
III этап. Деятельностный:
1. Создание мини - библиотеки в группе, театрально – игрового центра.
2. Экскурсия в библиотеку города.
3. Советы родителям по реализации цели проекта в домашних условиях.
3. Внедрение проекта в педагогический процесс ДОУ.
IV этап. Оценочный:
1. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
2. Проведение викторины «Путешествие по стране сказок».
Пути реализации проекта:
Содержание работы с детьми:
1. Беседа «Что такое сказка?».
2. Чтение разных сказок.
3. Знакомство с авторами сказок.
4. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
5. Иллюстрирование прочитанных сказок.
6. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
7. Загадывание загадок о сказках, героях сказок.
8. Игры с кругами Луллия.
9. Игры с кубиками «Сложи сказку».
10. Просмотр мультфильмов по сказкам.
11. Прослушивание песен из фильмов – сказок.
12. Обыгрывание ситуаций в сюж/ рол. игре «Библиотека».
Взаимодействие с родителями:
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
2. Домашние задания родителям и детям.
3. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
4. Рекомендации в чтение сказок с детьми.
5. Участие в экскурсии в библиотеку.
6. Изготовление декораций и атрибутов к викторине.
План:
№ | Период | Содержание | Деятельность | Участники | |
месяц | неделя | ||||
1 | ноябрь | I | Определение темы, разработка проекта Анализ пространственно-предметной среды группы. Выявление уровня знания детьми авторских сказок. Создание творческой группы, обсуждение проекта
| Сбор информации, литературы, дополнительного материала Создание мини - библиотеки в группе, театрально – игрового центра Советы родителям в виде ширмы – передвижки Создание галереи авторов – сказочников |
Родители воспитатели |
II III | Знакомство с творчеством В. Г. Сутеева: «Под грибом» «Мешок яблок» «Петух и краски» «Кораблик» «Мышонок и карандаш» | Беседа, пересказ Просмотр мультфильмов: «Под грибом», «Мешок яблок» Рисование по сказке «Под грибом». Инсценировка сказки «Под грибом», | педагоги дети | ||
IV | Знакомство с творчеством К. И. Чуковского: «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище». «Муха – цокотуха», «Федорино горе» | Беседа, пересказ Просмотр мультфильмов: «Мойдодыр», «Федорино горе». Рисование по сказке «Мойдодыр». Инсценировка сценок по сказке «Доктор Айболит» | педагоги дети
| ||
2 | ноябрь | I II
| Знакомство с творчеством Н. Носова: «Приключения Незнайки и его друзей» А. Волкова: «Волшебник Изумрудного города» | Беседа Просмотр отрывков из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей»
| педагоги дети |
III | Знакомство с творчеством А. Н. Толстого: «Буратино» | Беседа Просмотр отрывков из одноимённого фильма и мультфильма Прослушивание песен из одноимённого фильма Спортивная эстафета «Кто быстрее от Лисы и Кота Базилио» | педагоги дети родители | ||
IV | Знакомство с творчеством: А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане» П. Ершова и его сказкой «Конёк – Горбунок» | Беседа Просмотр отрывков из мультфильма по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» Настольная игра «Собери кубики» | педагоги дети | ||
3 | декабрь | I II | Знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена: «Дюймовочка», «Гадкий утёнок», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева» «Принцесса на горошине», «Огниво», «Оле Лукойе» | Беседа Просмотр отрывков из мультфильмов по сказкам: «Дюймовочка», «Гадкий утёнок» «Снежная королева», «Оле Лукойе». Рисование по сказке «Дюймовочка». Постановка танца по сказке Дюймовочка». Настольная игра «Круги Луллия» | педагоги дети родители
|
III IV | Знакомство с творчеством Ш. Перро: «Красная шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Спящая красавица» | Беседа Просмотр мультфильмов: «Кот в сапогах», «Красная шапочка». Просмотр отрывков из фильма «Красная шапочка». Прослушивание песен из фильма «Красная шапочка». Настольная игра «Собери кубики», «Круги Луллия». Аэробика по сказке «Красная шапочка». | педагоги дети родители | ||
4 | декабрь | I II | Знакомство с творчеством Бр. Гримм: «Бременские музыканты», «Белоснежка», «Горшочек каши», «Ёж и заяц», «Розочка и беляночка» | Беседа Просмотр мультфильма «Бременские музыканты». Прослушивание песен из мультфильма «Бременские музыканты». Настольная игра «Круги Луллия». Инсценировка по сказке «Бременские музыканты» | педагоги дети
|
III IV | Знакомство с творчеством Р. Киплинга: «Маугли», «Рики Тики Тави», «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Слонёнок» | Беседа Просмотр мультфильмов «Маугли», «Рики Тики Тави», «Слонёнок». Настольная игра «Круги Луллия»
| педагоги дети родители | ||
| январь | I | Знакомство с творчеством А. Милна: «Вини Пух и все – все»
| Беседа Просмотр одноимённого мультфильма | педагоги дети |
II | Знакомство с творчеством А. Линдгрен: «Малыш и карлсон» | Беседа Просмотр одноимённого мультфильма. Настольная игра «Круги Луллия» | педагоги дети | ||
III | Знакомство с творчеством: Д. Родари: «Волшебный барабан», «Приключения Чипполино» | Беседа Просмотр мультфильма «Приключения Чипполино» Настольная игра «Круги Луллия» | педагоги дети | ||
IV | Экскурсия в районную библиотеку Подготовка к викторине
| КВН по сказкам Прослушивание песен из фильмов – сказок: «Буратино», «Золушка», «Бременские музыканты», «Красная шапочка». Написание сценария, продумывание его проведения. Постановка танцев Изготовление атрибутов |
дети родители
| ||
итог | январь | Викторина «Путешествие в страну сказок» | Познавательная, игровая, социально – коммуникативная, физкультурно – оздоровительная, художественно – эстетическая. Подведение итогов. | старших групп, педагоги группы,
|
Анализ:
Наша работа проводилась в течение 3 месяцев. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сопереживать героям, усвоили нравственные эталоны поведения. А самое главное у них стал формироваться познавательный интерес к сказкам и их авторам. Дети узнают теперь сказку не только по иллюстрации, но и в загадках, по герою, по автору, по сказочному предмету, песне и даже танцу. Они научились беречь книги. У детей появилось желание не только рассмотреть книгу, но и прочитать её, пересказать и инсценировать.
Дети приобрели:
- Устойчивый интерес к сказкам.
- Нравственные эталоны отношений и поведения.
- Желание рассмотреть иллюстрации и прочитать сказку.
- Желание инсценировать сказки и включать их в своё творчество.
- Богатый багаж сказок.
Дети научились:
- Узнавать сказки.
- Пересказывать сказки.
- Отвечать на вопросы по содержанию сказок.
- Оценивать поступки героев и подражать положительным персонажам.
- Отражать свои чувства к сказкам в продуктивных видах деятельности.
- Бережно относиться к книгам.
Литература:
- Н. В. Гавриш, О. С. Ушакова. Знакомим дошкольников с литературой. М: Издательство «Сфера» 2007.
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.- М.: Мозайка-Синтез, 2008.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. - М.: Линка-Пресс, 2003.
- Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001.
- Гурович Л.М. Ребенок и книга: книга для воспитат. дет. сада-М.,1992.
- Кабачек О. Сказки в век компьютера. /О.Л. Кабачек. - М.: Либерия ,2001.
- Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). - М.: Педагогика, 1999.
- Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. - М.: ВЦХТ, 2002.
- Стрелкова. Л.П. Уроки сказки. - М.: Просвещение, 1990.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе "Сказка ложь, да в ней намёк..."
Дети знакомятся с творчеством А.С.Пушкина, его сказками....
Развлечение для детей старшей группы: «Сказка– ложь, да в ней намек…».ОБЖ
Действующие лица:...
Проект по речевому развитию "Сказка - ложь, да в ней намёк"
Данный проект предназначен для работы с детьми средней группы по речевому развитию...
Занятие по театрализованной деятельности в старшей группе «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с понятием «доброта».ЗАДАЧИ:v Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие.v Развивать интерес театрализов...
Проект в старшей группе"Сказка ложь, да в ней намёк"
В связи с занятостью родителей, у детей не сформирован интерес не то чтобы к сказкам, а к книгам вообще. Уровень знаний детей по этому направлению очень низкий. Если дети и знают сказки, то это сказки...
Проект-паспорт с отчётом "Сказка-ложь, да в ней намёк..."
Проект-паспорт с отчётом "Сказка-ложь, да в ней намёк..."...
Интегрированное занятие по рисованию для детей старшей группы "Сказка ложь да в ней намёк"
Цель: Знакомство с народными сказками и народными промыслами Урала"...