картотека "Игры с музыкальными инструментами"
картотека
картотека составлена с целью развития навыков игры на музыкальных инструментах в самостоятельной игровой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_muzykalnymi_instrumentami.docx | 30.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Картотека игр с музыкальными инструментами
Составитель: Борисова Елена Владимировна
музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория
МКДОУ детского сада «Тополек» комбинированного вида
Маслянинского района Новосибирской области
Цель: развивать навыки игры на музыкальных инструментах в самостоятельной
игровой деятельности
СТРУННЫЕ, ДУХОВЫЕ, УДАРНЫЕ
Старший возраст. Играют 10 и более человек.
Цель: закрепление знаний о группах музыкальных инструментов через ориентировку
в пространстве.
Ход
Обозначить три зоны, которые получают названия: струнные, ударные, духовые. Игроки становятся в центре зала. Водящий называет музыкальный инструмент (или показывает картинку) и считает до пяти. За это время каждый из играющих становится в ту зону, которая, по его мнению, соответствует группе музыкальных инструментов. Побеждают те, кто ни разу не ошибся.
Условия.
1. Нельзя менять зону, в которую пробежал.
2. Тот, кто не успел добежать до круга, получает штрафное очко
Игра «Веселый бубен»
Средний, старший возраст
Задачи: - развивать навыки игры на инструменте;
- развивать чувство ритма и творческую инициативу;
Ход игры:
Дети встают в круг.
1 часть музыки – передают бубен из рук в руки и говорят:
Ты катись веселый бубен, быстро, быстро по рукам,
У кого веселый бубен, тот в кругу попляшет нам.
2 часть музыки – ребенок с бубном танцует в кругу, все хлопают
Игра продолжается
«Игра с бубном»
(средний, старший возраст)
Задачи: способствовать проявлению фантазии, творчества, ритмичности
Ход игры:
Дети встают врассыпную. У одного ребенка (ведущего) бубен, на котором он играет. Под веселую музыку дети танцуют ( кто как хочет), с окончанием музыки замирают в разных позах. Ведущий выбирает того, чья поза ему больше понравилась и отдает ему бубен.
Варианты:
А. Педагог играет на фортепиано. Ведущий с бубном проходит мимо детей и «играет на них» (по спинке, коленке, локтю, руке). Ведущий должен стараться играть ритмично. Затем отдает бубен тому ребенку, который оказался последним в его игре.
Б. Ведущий без бубна. У всех детей бубны. Они танцуют, с окончанием музыки замирают в любой позе. Ведущий проходит мимо них и играет на их бубнах. Он должен стараться играть ритмично, без пауз; возможно, ему придется быстро пробежать от одного ребенка до другого.
В. Проговаривать стихотворение и играть на бубнах.
Пере-звоны, пере-клики,
Пере-стуки, пере-бряк!
Бубен, бубен, превеликий!
Ты шутник и весельчак! (Э.Огнецвет)
Г. Проиграть на бубнах и прочитать стих цепочкой, то есть один ребенок произносит
только одну строчку или слово.
«КТО СКОРЕЕ»
Подвижная игра для старшего дошкольного возраста
Задачи: - Развивать внимательность, самостоятельность, творчество, двигательную
активность;
- развивать навыки различных приемов игры на музыкальных инструментах;
- развивать навыки ориентировки в пространстве;
- развивать чувство ритма в процессе восприятия музыки.
Ход игры
Дети встают в круг. Выбирается ведущий из желающих детей. Можно применить
считалку.
Ведущий берет любой инструмент (бубен, барабан и т.д.), встает в центр круга и играет под музыку на выбранном инструменте. Дети в это время поворачиваются друг за другом и двигаются подскоками по кругу. Когда музыка прекращается, ведущий перестает играть, дети поворачиваются лицом в круг, хлопают в ладоши и поют следующие слова: «Прыгать сам ты начинай, между нами выбирай!»
В это время ведущий двигается подскоками внутри круга и подыгрывает на инструменте. На последнем слове он останавливается возле пары детей и протягивает инструмент между ними. Пара должна развернуться спинами друг к другу. Остальные дети говорят следующие слова: «Раз, два, три – беги!» После этих слов, выбранная пара бежит по кругу, каждый в свою сторону. Кто первым добежит до инструмента и заденет его, тот становится новым ведущим. Новый ведущий может выбрать новый инструмент и игра повторяется с начала.
«Музыкальный магазин».
Старший дошкольный возраст
Цель: - развитие чувства ритма, творческих способностей детей.
Ход игры
Из числа играющих выбирается «Покупатель» и «Продавец».
«Покупатель» просит прослушать звучание инструмента, который он хочет купить. Ребенок, исполняющий роль продавца играет на этом инструменте несложный ритмический рисунок и предлагает покупателю попробовать самому звучание выбранного инструмента.
«Покупатель» повторяет за «продавцом» ритмический рисунок.
Если ритм повторяется правильно, то инструмент считается проданным.
Игра - танец с бубнами
старший дошкольный возраст
Задачи: - приучать детей различать малоконтрастные части музыки и их
динамически изменения.
Описание игры-танца:
Дети стоят в трех – четырех кружках, держась за руки. В центре каждого
кружка ребенок с бубном – «музыкант».
На первую часть музыки «музыканты» легко ударяют в бубны. Дети легко бегут вправо, (при повторении бегут влево).
На вторую часть музыки на сильную долю каждого такта «музыканты» ударяют в бубны, дети, стоящие в кружках, делают хлопки в ладоши.
На изменения музыки «музыканты» кружатся, подняв бубны вверх. Дети в кружках отбегают назад (спиной), расширяя свой круг, затем сужая круг, возвращаются на свои места.
Далее дети в кружках опускаются на одно колено и закрывают глаза.
Дети с бубнами легко обегают свои кружки снаружи и с окончанием музыки кладут бубен за спиной какого-нибудь ребенка. Получивший бубен становится музыкантом. Игра повторяется.
Методические указания: Для разнообразия ударов в бубен можно показать различные приемы игры или предложить детям самим придумать, как они будут играть на бубне.
«Балалайка»
Коммуникативная игра с пением для детей старшего возраста
Задачи: - развивать коммуникативные навыки используя прием игры на балалайке
Ход игры
Играющие образуют круг. В центре круга - ведущий с бутафорской балалайкой в руках имитирует игру на балалайке.
Играющие, держась за руки, идут хороводным шагом и поют:
«Я по улице гуляю, в балалаечку играю
Ну-ка, бала – балалайка, себе друга выбирай-ка!»
Все останавливаются, поворачиваются лицом в круг. На повторение 3-4 тактов (без пения) ведущий выбирает из числа играющих «друга», берёт его за руку и выводит в центр круга. На проигрыш все хлопают в ладоши, а ведущий с «другом» выполняют любые знакомые танцевальные движения.
Играющие берутся за руки и начинают игру с начала. Ведущий и его «друг» уже вдвоём идут противоходом внутри круга и имитируют игру на балалайке. На повторение 3-4тактов (без пения) и ведущий и его «друг» выбирают себе новых «друзей».
В следующем повторении игры уже 4 человека приглашают играющих, дальше – 8 человек. Игра продолжается до тех пор, пока все играющие не будут вовлечены в танцевальную импровизацию.
«Ежик и барабан»
младший, средний дошкольный возраст
Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства ритма.
Ход игры
Руководитель читает стихотворение, а дети играют на барабане ( или имитируют игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.
С барабаном ходит ежик, бум - бум - бум!
Целый день играет ежик, бум - бум - бум!
С барабаном за плечами, бум - бум - бум!
Ежик в сад попал случайно, бум - бум - бум!
Очень яблоки любил он, бум - бум - бум!
Барабан в саду забыл он. бум - бум - бум!
Ночью яблоки срывались, бум - бум - бум!
И удары раздавались, бум - бум - бум!
Ой, как зайчики струхнули! Бум - бум - бум!
Глаз до зорьки не сомкнули, бум - бум - бум!
«ДОБРЫЙ МАСТЕР»
(песня-игра, автор - Ирина Евгеньевна Костина)
Цель : развитие внимания, выдержки, ритмической памяти и умения играть в
ансамбле.
Ход игры
Детям раздаются бубны, деревянные ложки, колокольчики. Звучит песня, в припеве которой, дети играют на предложенных детских музыкальных инструментах, но согласно тексту песни и его ритму.
1. Добрый мастер в сказке славной инструменты мастерил.
Ложки, дудки, погремушки детям с радостью дарил.
Припев: Тук-тук, ложки в руки, Тук-тук, туки-туки,
Тук-тук, поиграйте, от меня не отставайте.
Тук-тук, ну-ка вместе. Тук-тук, эту песню
Тук-тук, посмелее, тук-тук, веселее,
2. Добрый мастер в сказке славной даже бубны вырезал.
Песенки припев забавный он всё время повторял
Припев: Шлёп, шлёп, бубен в руки, Шлёп, шлёп, туки-туки,
Шлёп, шлёп, поиграйте, от меня не отставайте.
Шлёп-шлёп, ну-ка вместе. Шлёп-шлёп, эту песню
Шлёп-шлёп, посмелее, шлёп-шлёп, веселее,
3. Добрый мастер в сказке славной инструменты мастерил
Колокольчики-звоночки детям с радостью дарил.
Припев: Дзынь- дзынь, пошумите, дзынь– дзынь, позвените,
Дзынь– дзынь, поиграйте, от меня не отставайте.
Дзынь– дзынь, ну-ка вместе, дзынь – дзынь, эту песню
Дзынь– дзынь, посмелее, дзынь– дзынь, веселее!
4. Добрый мастер в сказке славной очень музыку любил
Музыкальных инструментов много детям подарил.
Припев: Тук-тук, ложки в руки, тук-тук, туки-туки,
Динь-динь, погремушка, динь-динь возле ушка.
Шлёп-шлёп, ну-ка вместе. Шлёп-шлёп, эту песню
Дзынь – дзынь, посмелее, дзынь – дзынь, веселее!
Во время проигрыша ритм может быть изменён. Звучат ритмические импровизации детей.
«Ой, люли»
Игра для младших дошкольников
Цель: развитие коммуникативных навыков через имитацию движений и приемов
звукоизвлечения
Ход игры
Дети с воспитателем проговаривают текст и имитируют игру на инструментах
Ой, люли, та-ра-ра! Хороша у нас игра (Хлопают в ладоши.)
Прилетели утки («Машут крыльями»,)
Заиграли в дудки («Играют на дудочке»)
Прилетели гуси («Машут крыльями»)
Заиграли в гусли («Играют на гуслях».)
Прискакали зайки (Прыгают, как зайки),
Взяли балалайки («Играют на балалайках»)
Козы пляшут, хвостиками машут (приседают и встают),
Идут бараны, бьют в барабаны (шагают на месте)
Тра-та-та, тра-та-та! Хороша у нас игра! (хлопают в ладоши)
«Заяц в лесу»
СКАЗОЧКА – ШУМЕЛКА
Воспитатель произносит текст. Дети по тексту инструментам изображают героев.
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах! (ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ).
Испугался заяц и бежать. (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит! (СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ).
Бросился заяц бежать. (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро).
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)
Побежал заяц из леса к речке (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)) А на берегу лягушки сидели. Увидели они зайца - и скок в воду. (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ).
Тут заяц остановился и говорит: - А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся! Сказал так и смело поскакал обратно в лес. (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно).
Воспитатель: «Какие мы молодцы, как у нас все хорошо получилось. Давайте теперь ещё сыграем в игру «Веселый дирижер». Я буду по очереди поднимать флажки: красные, синие, желтые, зеленые, а ребятки у кого круг такого цвета будут играть на своем инструменте». Раздаем детям разноцветные круги и начинаем игру. Со временем можно усложнять игру: поднимать несколько флажков, просить стать дирижером детей по очереди, к определенному цвету привязывать определенные музыкальные инструменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...
Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"
В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...
Консультация для воспитателей "Музыкальные инструменты.История возникновения и группы музыкальных инструментов."
Данное пособие знакомит с историей возникновения муз. инструментов, группы муз. инструментов. ...
Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.
Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...
Мастер – класс для родителей «Музыкальные инструменты. Изготовление шумовых музыкальных инструментов»
Обучение родителей методу изготовления шумовых инструментов в домашних условиях...
Музыкальное занятие в средней группе ДОУ с использованием шумовых инструментов «Три кота и шумовые инструменты» ( по мотивам мультфильма «Три кота и музыкальные инструменты» )
Музыкальное занятие закрепляет знания детей о музыкальных и шумовых инструментах в игровой форме....
Музыкальное занятие в средней группе ДОУ с использованием шумовых инструментов «Три кота и шумовые инструменты» ( по мотивам мультфильма «Три кота и музыкальные инструменты» )
Музыкальное занятие с целью закрепления понятий "музыкальные" и "шумовые" инструменты....