Мастер-класс «Синквейн как эффективный способ речевого развития дошкольников»
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
В педагогике синквейн – это один из методов технологии развития критического мышления. Суть его хорошо отражает афоризм «Лучше скажи мало, но хорошо».
Чтобы ясно выражаться, нужно ясно мыслить. Традиционно речь рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Достижение целевых ориентиров, указанных в ФГОС ДО, не может быть достигнуто без освоения речевой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evdokimova_sinkveyn.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»
План проведения
мастер-класса для педагогов на тему:
«Синквейн как эффективный способ
речевого развития дошкольников»
Евдокимова Н.М.
воспитатель группы
дошкольного образования
р.п. Инжавино 2019
Тема: «Использование метода «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Цель: демонстрация и передача опыта работы по речевому развитию дошкольников с использованием метода «Синквейн».
Задачи:
- познакомить с опытом работы путём прямого и комментированного показа последовательности действий, приёмов и форм педагогической деятельности;
- применить на практике различные варианты использования синквейна в образовательной деятельности совместно с педагогами;
- активизировать деятельность педагогов по использованию метода в речевом развитии детей.
Методические приёмы:
- Словесный (вопросы, объяснение).
- Наглядный (иллюстрации, план-схема).
- Игровой
- Практический
Оборудование: мультимедийный проектор, проекторный экран, карточки с изображением предметов, магнитная доска, игрушки (кошка, машина, кукла), листы для записи, фломастеры.
Участники: члены жюри, педагоги дошкольного образования
Этапы мастер-класса
Теоретический
- Понятийные характеристики «синквейна»
- Актуальность использования метода
- Правила составления
- Варианты работы с синквейном
Практический
- Совместная работа с педагогами
- Результативность использования метода
Рефлексия
Примерный ход мастер-класса
Приветствие.
Работа с залом: ассоциации с цифрой 5.
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Это нерифмованное стихотворение, где написание каждой строки подчинено определенным принципам, правилам.
В педагогике синквейн – это один из методов технологии развития критического мышления. Суть его хорошо отражает афоризм «Лучше скажи мало, но хорошо».
Чтобы ясно выражаться, нужно ясно мыслить. Традиционно речь рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Достижение целевых ориентиров, указанных в ФГОС ДО, не может быть достигнуто без освоения речевой культуры.
Актуальность и целесообразность использования этого метода объясняется тем, что прежде всего:
- синквейн открывает творческие, интеллектуальные и речевые возможности;
- способствует обогащению и актуализации словаря, закрепляет знания о частях речи, о предложении;
- придаёт лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;
- является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала;
- имеет игровую направленность.
Работа с фокус-группой
Материал для педагогов:
- Алгоритм составления синквейна
- Листы для записи
- Фломастеры
- Игрушки
Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы. Сочинять весело, полезно и легко.
Правила составления синквейна таковы:
1-я строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
2-я строка – два слова (прилагательных), описывающие признаки предмета или его свойства, слова можно соединять союзами и предлогами;
3-я строка – три слова (глаголы), действия предмета, относящиеся к теме;
4-я строка – четыре слова – предложение, фраза, которая показывает отношение автора синквейна к теме (афоризм, крылатое выражение, цитата, пословица);
5-я строка –слово-синоним, ассоциация, обобщение, выражает личное отношение автора синквейна к теме в первой строчке, обычно существительное.
Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Для дошкольников строгое и чёткое соблюдение правил составления синквейна необязательно. В четвёртой строке синквейна предложение может состоять из трёх или пяти слов (можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему). А в пятой строке может быть два или три слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Вместо термина «синквейн» мы используем понятие «Ёлочка». У старших дошкольников наглядно-образное мышление, поэтому я ввожу условные обозначения слов-предметов, слов-признаков и слов-действий.
Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей задавать наводящие вопросы. И незаметно игра в синквейн станет для детей весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», – писал педагог-новатор Виктор Фёдорович Шаталов.
2. Практическая часть
Я использую следующие варианты работы с синквейном.
- Составление краткого рассказа-описания по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).
Это кукла.
Она нарядная и красивая.
Может стоять, сидеть, двигаться.
Эта кукла моя любимая.
Она невеста.
- Составление загадок. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить, отгадать).
?
Белая с красным
Мчится, сигналит, спасает
Ей нужно уступать дорогу
Спецтранспотр
- Составление синквейна по прослушанному рассказу, сказке.
ЛИСА | ВОЛК |
Притворная, хитрая, умная | Доверчивый, глупый |
Плачет, жалуется, ворует | Жалеет, страдает, мёрзнет |
Не хочу быть как лиса | Доверяй, но проверяй |
Обманщица | Жертва |
4.На занятиях для закрепления изученной лексической темы.
Весна
Звонкая, зелёная
Течёт, пробивается, цветёт
Будит природу ото сна
Движение
5. В играх: «Самый точный», «Кто больше». Именно с этих игр я и начинаю работу на подготовительном этапе, а также ввожу понятия «слово-предмет, слово-признак, слово-действие».
Игра «Самый точный»
Итак, чтобы применить методику на практике, мы должны научиться этому сами. Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните это правило. Давайте поговорим о нас, о воспитателях.
(коллективное составление синквейна)
Воспитатель
Мудрый, добродушный
Помогает, понимает, показывает
Первый педагог для ребёнка
Садовник
Задание для воспитателей: составить синквейн по картинкам
Задание для жюри: загадки по выбранным картинкам.
Попробуем составить синквейн о синквейне:
Синквейн
Творческий, активизирующий.
Развивает, обогащает, уточняет.
Помогает учиться.
Метод.
Результативность использования «Синквейна»:
- процесс усвоения понятий и их содержания становится более легким;
- расширяется и актуализируется словарный запас;
- закрепляются знания о частях речи, о предложении;
- совершенствуется навык использования в речи синонимов;
- дети учатся выражать свои мысли, подбирать нужные слова;
- вырабатывается способность к анализу.
3. Рефлексия.
Предлагается обсудить итоги мастер-класса и выразить своё впечатление от совместной деятельности при помощи смайликов.
Информационные источники:
- Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.
- Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).
- Снеговская Т. А., Генералова О. М., Корнеева М. П., Никитина О. П. Технология «синквейн» как средство развития речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 26-28. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11015/
- Ряскова А.В. Синквейн для дошкольников https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/03/28/sinkveyn-dlya-doshkolnikov
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва,2010.
- Ушакова О.С. « Придумай слово ». – Т.Ц. Сфера, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс Тема: «Флексагоны как средство математического развития дошкольников»
Флексагон – «гнущийся многоугольник» - одна из простейших математических абстракций. В его основе лежат сенсорные эталоны формы....
Мастер-класс «Координационная лестница – как эффективное средство развития двигательно-координационных качеств»
Актуальность:Координационная лестница - это один из самых распространенных и эффективных тренажеров для оздоровительных занятий. Скоростные лестницы тренируют, как мышцы большие и быстрые, так и ...
Мастер - класс "Дидактический синквейн - инновационный подход для развития речи дошкольников! "
ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН - инновационный подход для развития речи дошкольников! Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успеш...
Мастер-класс «Координационная лестница – как эффективное средство развития двигательно-координационных качеств»
Актуальность:Координационная лестница - это один из самых распространенных и эффективных тренажеров для оздоровительных занятий. Скоростные лестницы тренируют, как мышцы большие и быстрые, так и ...
Мастер-класс "Координационная лестница-как эффективное средство развития двигательно-координационных качеств"
Этот мастер-класс поможет повысить уровень компетенции педагогов при использование координационной лестницы....
Проведение мастер-класса «Напольные игры как эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста»
Проведение мастер-класса«Напольные игры как эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста»...
Мастер-класс «Координационная лестница – как эффективное средство развития двигательно-координационных качеств»
Мастер-класс рассказыввет о процессе изготовления родителями координационной лестницы для дошкольников, об атуальности данного вопроса....