Мастер-класс "Координационная лестница-как эффективное средство развития двигательно-координационных качеств"
материал по физкультуре
Этот мастер-класс поможет повысить уровень компетенции педагогов при использование координационной лестницы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер класс
«Координационная лестница – как эффективное средство развития двигательно-координационных качеств»
Цель: повышение уровня компетенции педагогов при использовании нового спортивного оборудования – координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-достичь максимального взаимодействия и взаимопонимания педагогов в вопросах развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
-совершенствовать практические умения и навыки педагогов, необходимых в работе с детьми при использовании координационной лестницы;
-воспитывать физические способности.
Участники мастер-класса: педагоги ДОУ.
Материалы и оборудование:
-презентация «Развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством координационной лестницы»;
-координационная лестница;
-памятка педагогам (по количеству участников мероприятия).
План проведения мастер-класса:
1.Теоретическая часть.
Просмотр видеопрезентации «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста».
2. Практическая часть.
Практикум для педагогов с использованием координационной лестницы.
3. Рефлексия и подведение итогов мастер-класса.
Ход Мастер-класса:
1.Теоретическая часть.
Видеопрезентация.
Здравствуйте уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагаю мастер-класс на тему: «Координационная лестница – как эффективное средство развития двигательно-координационных качеств»
(Слайд 1) Уважаемые педагоги, современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемые в ДОУ, нацелены на формирование двигательной культуры у дошкольников. Использование на физкультурных занятиях нетрадиционного современного спортивного оборудования воспитывает у дошкольников интерес к двигательной деятельности. Подготовка к обучению в школе требует от детей значительного психофизиологического напряжения, поэтому особую значимость приобретают вопросы повышения общей физической подготовленности, развития основных физических качеств. В период дошкольного детства происходит быстрое изменение строения и функций организма, активно развиваются физические способности, среди которых ведущее место занимает координация движений.
(Слайд 2) Вот что об этом важном физическом качестве говорил ученый Николай Александрович Берштейн: «Координация движений есть преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа, иными словами, превращение последнего в управляемую систему». В современной науке принято считать, что уровень развития координационных способностей играет большую роль в процессе двигательной деятельности ребенка. На сегодняшний день проблемой развития координационных способностей у детей занимались и занимаются многие научные и практические работники, такие как В. И. Лях, Н. Панфилова, Н. А. Берштейн, А. В. Курганский, Л. Д. Назаренко. Следовательно, в сложившихся условиях совершенно очевидна необходимость научного поиска более эффективных способов развития координационных способностей у детей дошкольного возраста, в соответствии с современными требованиями к развитию физических качеств и появившимися новыми возможностями решения выше, обозначенной проблемы, в условиях дошкольного образовательного учреждения. То есть использование современного спортивного оборудования, является перспективным средством повышения качества образовательной деятельности ДОУ. Одним из таких оборудований является – координационная лестница.
(Слайд 3) Перед тем, как перейти к технологии использования координационной лестницы, обратимся к понятию «координация». Термин «координация» происходит от латинского coordinatio - взаимоупорядочение.
По мнению Владимира Иосифовича Ляха, координация - это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений.
Характерными сторонами процесса координации движений он считает:
координация - согласование, соподчинение различных механизмов;
координация - это не управление, а скорее средство для достижения цели;
координация может осуществляться на различных уровнях организации двигательной функции.
По мнению другого ученого - Николая Александровича Берштейна: «Координация – согласованное сочетание движений отдельных звеньев тела в пространстве и во времени, соответствующее двигательной задаче, текущей ситуации (состоянию внешней среды) и функциональному состоянию организма».
На наш взгляд, для развития такой важной физической способности у дошкольников как координация, нам поможет технология использования координационной лестницы.
(Слайд 4) Уважаемые педагоги, что же такое координационная лестница и для чего она нужна? Итак, координационная лестница или можно сказать по-другому координационно-скоростная лестница – это перекладины, связанные между собой веревками (стропами). Лестница размещается исключительно на горизонтальной плоскости, если мы с вами посмотрим на фотографию, как вы думаете, на какую игру в детстве похожа координационная лестница? Она напоминает нанесенную мелом разметку для игры в «классики».
Координационная лестница предназначена для развития ловкости, скоростных качеств, баланса тела в движении, тренировки ускорений; она развивает чувства ритма и координации движений, позволяет отрабатывать технику основных двигательных действий.
(Слайд 5) На данном слайде представлены цель и задачи, которые реализуются в ходе физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, используя координационную лестницу.
Цель - развитие координационных и скоростных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи - развивать координацию движений, внимания, ориентировки в пространстве. Укреплять связки нижних и верхних конечностей, мышц туловища. Развивать свод стопы и гармоничное телосложения.
Среди характерных особенностей скоростной лестницы можно выделить такие, как:
-вариативность (например, в применении: в разных видах двигательной активности, различных упражнениях; в изготовлении: из разнообразных материалов),
-мобильность (компактная, легкая),
-доступность (используется детьми всех уровней физической подготовленности, с детьми разного возраста),
-безопасность и простота в использовании.
(Слайд 6-7) Уважаемые коллеги, при введении упражнений на координационной лестнице в занятие по физической культуре, необходимо соблюдать основные педагогические принципы обучения, начиная с медленных и контролируемых движений, в дальнейшем постепенно переходя к более быстрым движениям, а также наращиванию координационной сложности. Для формирования соответствующих навыков у детей необходимо выполнять упражнения несколько раз, некоторые из них со временем стоит усложнять за счет увеличения скорости и дозировки выполнения, включения в работу рук. Как и во многих упражнениях на технику, здесь также важна правильность выполнения. Упражнений на координационной лестнице существует множество. Часть из них является специализированными упражнениями для детей, часть является универсальными, но практически все они направлены на улучшение координации и скорости работы ног, техники движений и баланса.
(Слайд 8) На данном слайде представлены фотографии, отражающие использование координационной лестницы в подвижных играх, например, такие как: «Мина», «Куры в огороде», «Классики», ««Лесник»», «Матрёшки в домиках». Данные игры на координационной лестнице мощный инструмент для формирования жизненных навыков, средство физического, умственного и творческого совершенствования.
Приведем пример одной из подвижных игр, называется она «Мина». Данная игра развивает у дошкольников координацию движений, внимание, ориентировку в пространстве. Правила игры следующие: в каждой ячейке «Лестницы» стоит ребенок, по сигналу дети начинают бегать в разных направлениях, не толкаясь. Тем временем ведущий кладет мину (фишку) в квадрат. Где лежит мина в квадрате, туда ребенок не имеет права забегать. По второму сигналу закрывают глаза. По третьему сигналу дети открывают глаза и должны найти пустой квадрат и добежать до него. (В одном квадрате может стоять только один ребенок). Если ребенок не нашел пустой квадрат, то он выбывает из игры. Снова, по сигналу дети начинают бегать в разных направлениях, инструктор опять ставит мину или мины в другой пустой квадрат. Выигрывает ребенок, который окажется первым в пустом квадрате, когда все другие квадраты будут заложены минами. Обязательно инструктор отмечает детей, победивших в игре.
Таким образом, координационную лестницу можно использовать в любой структурной части физкультурного занятия, как для разминок, утренней гимнастики, выполнения основных видов движений, так и в подвижных играх.
(Слайд 9) Уважаемые педагоги, предлагаю вашему вниманию рекомендации по использованию координационной лестницы:
1. Обязательная разминка и инструктаж по технике безопасности при выполнении упражнений на координационной лестнице.
2. Соблюдение дистанции между детьми 1-2 ячейки.
3. Не наступать на перекладины лестницы.
4. Правильная техника при выполнении упражнений на скорость.
5. Увеличение скорости выполнения упражнений возможно только при выполнении нескольких подходов.
(Слайд 10) В заключении хотелось бы сказать, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
Для поддержания инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности, в том числе и двигательной детям необходима поддержка педагогов. Поэтому координационная лестница должна находиться в физкультурном зале или в спортивном уголке, чтобы каждый ребенок имел возможность взять лестницу и выбрать упражнение (по схеме) или придумать свое, найти партнера для игры, научить другого тому, что умеет сам.
2. Практическая часть.
Практикум для педагогов с использованием координационной лестницы.
Воспитатель: Уважаемые педагоги, во второй части мастер-класса предлагаю вам практически познакомиться с техникой выполнения упражнений на координационной лестнице. Попробуем выполнить упражнения, которые включают 2 вида бега и 2 вида прыжков. Подбор упражнений на координационной(скоростной) лестнице начинается по принципу «от простого к сложному». Сначала упражнение выполняется медленно, отрабатывается техника его выполнения, с постепенным увеличением скорости.
Воспитатель рассказывает и показывает этапы выполнения физических упражнений на координационной лестнице, контролируя качество их выполнения участниками мастер-класса.
Примерный перечень упражнений.
«Обычный бег»
Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях на уровне талии. Спину держать прямо, смотреть вперед.
1.Бег правой ногой в первую ячейку лестницы.
2.Бег левой ногой во вторую ячейку лестницы.
3.Выполнить упражнение до конца лестницы.
4.Повторить упражнение с левой ноги.
5.Повторить бег спиной вперед, упражнение выполнить с левой ноги
«Крабы быстрые»
Исходное положение — стоя, правым боком к лесенке, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях на уровне талии. Спину держать прямо, смотреть вперед.
1.Бег правой ногой в первую ячейку лестницы.
2.Бег левой ногой в первую ячейку лестницы (левую ногу приставить к правой ноге).
3.Выполнить упражнение до конца лестницы.
4.Повторить упражнение, стоя левым и правым боком к лестнице.
Прыжки на двух ногах
«Зайчики»
Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги слегка расставлены и согнуты в коленях, руки на поясе.
1.Прыжки на двух ногах, в каждую ячейку лестницы, мягко приземляясь на полусогнутые ноги.
2.Выполнить упражнение до конца лестницы.
«Сверчок»
Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги слегка расставлены и согнуты в коленях, руки на поясе.
1.Прыжком левой ногой в ячейку, поставив другую ногу снаружи первой ячейки
2.Прыжком правой ногой в ячейку, поставив другую ногу снаружи первой ячейки
3.Выполнить упражнение до конца лесенки.
Воспитатель: Закончили!
Воспитатель даёт оценку выполнения физических упражнений педагогами-участниками мастер-класса.
3. Рефлексия и подведение итогов мастер-класса.
Воспитатель: Уважаемые педагоги, надеюсь, представленный вам опыт работы был полезен. Подводя итоги мастер-класса, предлагаю вам принять участие в блиц-опросе, высказав своё мнение по заявленной проблеме.
Блиц-опрос педагогов по итогам мероприятия.
Воспитатель предлагает педагогам обменяться мнениями по проведенному мероприятию.-Каково ваше отношение к использованию координационно-скоростной лестницы с детьми на занятиях по физической культуре?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Скоростная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста».
Использование "скоростной лестницы" для развития координации движения детей старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Координационная лестница – как эффективное средство развития двигательно-координационных качеств»
Актуальность:Координационная лестница - это один из самых распространенных и эффективных тренажеров для оздоровительных занятий. Скоростные лестницы тренируют, как мышцы большие и быстрые, так и ...
Мастер-класс «Координационная лестница – как эффективное средство развития двигательно-координационных качеств»
Актуальность:Координационная лестница - это один из самых распространенных и эффективных тренажеров для оздоровительных занятий. Скоростные лестницы тренируют, как мышцы большие и быстрые, так и ...
Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...
Мастер-класс «Координационная лестница – как эффективное средство развития двигательно-координационных качеств»
Мастер-класс рассказыввет о процессе изготовления родителями координационной лестницы для дошкольников, об атуальности данного вопроса....