Проект для детей среднего дошкольного возраста "Ярмарка народных промыслов"
проект (средняя группа)
Поскольку 2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов, моей задачей стало идти в ногу со временем и его требованиями, а значит, выбрать тему для проекта, которая бы в полной мере отразила эту сторону жизни общества. Что, как не народные традиции в искусстве, так близки и понятны детям дошкольного возраста. К тому же, всем известно, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к традициям предков, их мудрости и культуре. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yarmarka_narodnyh_promyslov.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по проектной деятельности на 2021 – 2022 учебный год
воспитателя разновозрастной группы Мироновой Н.Е.
Тема: «Ярмарка народных промыслов» (Предполагается уточнение и систематизация представлений детей о декоративно-прикладном творчестве русского народа.)
Цель: Формирование у детей интереса к декоративно-прикладному творчеству русского народа.
Задачи:
- Познавательное развитие: расширять представления детей о таких видах декоративно-прикладного творчества русского народа, как роспись (филимоновская, городецкая, гжельская, хохломская), уточнить особенности каждой росписи (элементы, цветосочетания, сюжеты, материалы), а также историю и место возникновения промысла.
- Социально-коммуникативное развитие: воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам; воспитывать волю, инициативность, интерес к народному декоративно-прикладному искусству, создавать положительный эмоциональный настрой, снимать напряжённость, содействовать эстетическому воспитанию.
- Речевое развитие: развивать интерес детей к чтению художественной литературы, сопереживанию персонажам произведений; развивать речевую активность детей, расширять словарь о народных декоративно-прикладных промыслах, монологическую и диалогическую речь, память, выразительность речи.
- Художественно-эстетическое развитие: развивать воображение, фантазию, художественно-творческие способности в ходе создания предметов декоративно-прикладных промыслов, составления узоров росписей; показывать их практическое применение; совершенствовать чувства композиции и цвета.
- Физическое развитие: развивать у детей координацию, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
- Заинтересовать родителей проблемой художественно-эстетического воспитания, формирования у детей нравственно-патриотических чувств, интереса к народным промыслам; укреплять и расширять взаимодействия детского сада и семьи.
Актуальность проекта:
Поскольку 2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов, моей задачей стало идти в ногу со временем и его требованиями, а значит, выбрать тему для проекта, которая бы в полной мере отразила эту сторону жизни общества. Что, как не народные традиции в искусстве, так близки и понятны детям дошкольного возраста. К тому же, всем известно, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к традициям предков, их мудрости и культуре. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Так же как и любое другое чувство, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, я считаю необходимым пробудить это чувство в детях в ходе реализации данного проекта, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Народно-прикладное творчество является универсальным средством формирования и развития художественно-творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Изучая произведения народного декоративно-прикладного искусства, мы узнаем об истории их создания, можем реконструировать социально-историческую и культурную среду, в которой они были созданы, задуматься о том, какие национальные и (или) этнорегиональные связи и специфика. Народно-прикладное творчество имеет свои великие традиции, преисполненные вкуса, восходящего к народному искусству.
Мы должны помнить, что перед нами всегда стояла и стоит задача сохранить все обретенное на протяжении веков богатство культуры, заключенное и в духовном развитии личности. Корни искусства (в том числе и декоративно-прикладного) «находятся не в нем самом, а в современном ему обществе и возрождение или упадок его есть возрождение или упадок прежде всего самого общества». Особый пласт духовности гражданина России составляют общенациональные ценности, изучение которых поможет в сфере воспитания национального самосознания у подрастающего поколения. Народно-прикладное творчество, способствующие формированию эстетического отношения к действительности, это отношение является устойчивым качеством общения с прекрасным, в умении чувствовать, понимать, оценивать, создавать.
Актуальность исследования состоит в том, что тема имеет практическое применение.
Этапы работы | Сроки выполнения каждого этапа | Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой |
Начальный | Сентябрь - октябрь | Определение участников проекта: дети разновозрастной группы, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель, логопед, социальные партнеры (сотрудники детской библиотеки №7 на Удельной, «Русский музей») Понимание значимости и актуальности данной темы в рамках всестороннего развития детей. Составление перспективного плана мероприятий. Уточнение имеющейся информации по теме. |
Планирование | Октябрь | Доведение до участников проекта важности данной темы. Создание развивающей среды: подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой, театральной деятельности, материалов для продуктивной работы, иллюстраций. Подбор художественной литературы, пословиц, поговорок, рассказов и сказок по данной теме. Изучение методической литературы, просмотр видеоматериалов, подбор музыкальных произведений, репродукций картин художников. Подбор подвижных игр, ритмических гимнастик. |
Выполнение | Октябрь - ноябрь | Беседы и образовательные ситуации:
Чтение художественной литературы: знакомство с произведениями малых форм народного фольклора (песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.), рус./нар. сказок «Гуси-лебеди», «Хаврошечка». Разучивание пословиц, поговорок, стихов о красках. Рассматривание фото, изображающие профессии в старину, изделия декоративно-прикладного искусства, репродукций картин с изображением традиций русского народа. Просмотр презентаций и мультфильмов по теме, мультфильма «Конек-Горбунок» Дидактические игры:
Подвижные игры:
Музыка: слушание русских народных инструментов, пение частушек, русских народных песен, хороводов Художественное творчество:
Выставка поделок, выполненных детьми совместно с родителями из природного материала «Игрушки бабушек и дедушек» Экскурсии в Русский музей, Этнографический музей. |
Декабрь - февраль | Беседы:
Чтение художественной литературы: стихи о гжели – «Чашка эта голубая Рассматривание репродукций картин с изображением гжельского промысла, фото предметов Гжели, мультфильма «Петрушка и Гжель» Подвижные игры:
Физминутка «Посуда» Дидактические игры:
Художественное творчество:
Музыка: песня «Сказочная Гжель» (музыка В. Темнова, стихи О. Левицкого); хореографические композиции В. Корнева «Россия вечная», «Нижегородская скань», «Мотивы Жостова», «Павлово-Посадские узоры» Экскурсия в Русский музей для ознакомления с живописью и предметами декоративно-прикладного искусства (роспись). Создание выставки «Гжель» | |
Март - май | Беседы:
Чтение художественной литературы: Сюжетно-ролевая игра «В музее», «Экскурсовод» Рассматривание репродукций произведений декоративно-прикладного искусства Дидактические игры:
Художественное творчество:
Музыка: слушание русских народных инструментов, пение частушек, русских народных песен, хороводов Викторина «Знатоки народных промыслов» | |
Защита проекта | Май | Выставка детских работ. Открытое мероприятие – праздник «Ярмарка народных промыслов» |
Предполагаемые результаты в ходе проведения проекта:
- Расширение знаний детей об истории возникновения декоративно-прикладных промыслов, их особенностях.
- Организованная работа с дошкольниками по ознакомлению с народным прикладным искусством будет способствовать повышению интереса и формированию у них нравственно-патриотических качеств.
- Дошкольники получат возможность на практике использовать полученные навыки для создания изделий декоративно-прикладного творчества.
- Развитие у детей познавательной активности, любознательности, творческих способностей, коммуникативных навыков; развитие связной речи, пополнение и активизация словарного запаса.
- Привлечение родителей в проектную деятельность. Улучшение взаимоотношений между педагогами, родителями и детьми посредством участия родителей в творчестве детей. Повышение авторитета семьи в вопросах воспитания, создания благоприятного психологического микроклимата в семье.
- Повышение компетентности участников педагогического процесса по вопросам художественно-эстетического воспитания.
Продукт проектной деятельности
- Альбом «Народные промыслы»
- Выставка поделок, выполненных детьми совместно с родителями из природного материала «Игрушки бабушек и дедушек»
- Выставка работ «Ярмарка народных мастеров»
Список использованных источников:
- Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 74 с.;
- Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание. - СПб.: 2006, № 2.- 20 с.;
- Величко Наина. Роспись техники, приёмы, изделия. Энциклопедия. – М.: «Асс – Пресс», 1999. – 174 с.;
- Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.;
- Вохринцева С.Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н.Вохринцева/ - Е.: Издательство Страна фантазий, 2005. - 8 с.;
- Видео «Гончар» URL: https://youtu.be/iMNp5M0I7G4 (дата обращения: 29.08.2021);
- Видео про Хохлому. URL: https://youtu.be/id0MYTXSoLQ (дата обращения: 29.08.2021);
- Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века. – М.: ПЛАНЕТА, 1982. - 178 с.;
- Гжель – история. Видео из цикла «По секрету всему свету». URL: https://vk.com/video-44058923_165073899 (дата обращения: 29.08.2021);
- Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. Методическое пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.;
- Дорожин Ю. Г.. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009, 18 с.;
- Комарова Т. С. КРАСОТА. РАДОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Издание 3-е, исправленное и дополненное. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128;
- Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009;
- Лыкова И. А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова.- М.: Издательский дом Карапуз, 2008. - 10 с.;
- Мультфильм «Петрушка и Гжель». URL: https://vk.com/video289414835_456239017 (дата обращения: 29.08.2021);
- Презентация «Профессии в старину».URL: https://youtu.be/G3jOOjLhRfo (дата обращения: 27.08.2021);
- Презентация «Редкие профессии на Руси». URL: https://youtu.be/UIfBT3ZISvQ (дата обращения: 25.08.2021);
- Ремесло – Хохлома. URL: https://youtu.be/bGL08WfpQsI (дата обращения: 25.08.2021);
- Сурьянинова Нина Степановна. Синие цветы гжели. - М.: Малыш, 1986. - 14 с. цв. ил.;
- Чижкова, Т.Н. Дорофеева, А.Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет / Т. Н. Чижкова, А. Н. Дорофеева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 10 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательный проект для детей среднего дошкольного возраста «Народная игрушка»
Проект создан, что бы воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве....
Мультимедийное дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста "НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ"
Данная пособие разработано в качестве закрепляющего материала по теме "Народные промыслы" в старшей группе детского сада....
информационно - творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста "Народные промыслы России
информационно - творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста "Народные промыслы России...
Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Народные промыслы нашего края"
Мероприятие способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами родного края....
Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Народные промыслы России"
quot;Народные промыслы России"...
ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ: «Народные промыслы России»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАФормирование гармоничной, творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не т...
Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Народные промыслы. Петербургская роспись"
Презентация закрепляет знания детей о народных промыслах (Хохломы, Городецкой росписи, Жостово, Дымковской росписи) и знакомит с Петербургской росписью, характерными особенностями узоров и цветовой га...