Парциальная образовательная программа дополнительного образования (по интересам воспитанников) для детей дошкольного возраста 3г.-4г. речевой направленности «Игры по методике Железновых».
материал
Влияния воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью.
Известный исследователь детской речи М. М . Кольцов пишет: "Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно.Примерно таков же ход развития речи ребенка". Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_metodike_zheleznovyh_3-4l.doc | 672.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы | |
Наименование образовательной услуги | Программа дополнительного образования по интересам детей по речевому развитию детей дошкольного возраста 3г.-4г. «Игры по методике Железновых». |
Основание для разработки программы | 1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ. 2. Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. №1014. 3.Письмо Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий». 4.Письмо Минобразования РФ от 14.03.00 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». 5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28". Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573). 6. Устав МАДОУ г. Нижневартовска ДС №40 «Золотая рыбка». |
Заказчик программы | Родители (законные представители) |
Разработчик программы | Саитова Индира Рамиловна Воспитатель |
Исполнители программы | Педагогический работник, отвечающий за реализацию программы |
Цели программы | Способствовать активизации ощущений движения собственных пальцев кистей рук у детей дошкольного возраста (3г.-4г.). |
Задачи программы | 1.Учить пониманию на слух текстов пальчиковых игр, обогащать активный словарь детей. 2.Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений. 3.Вызывать у ребенка положительные эмоции на музыкальное сопровождение в процессе совместной деятельности с воспитателем. |
Ожидаемые конечные результаты | К концу реализации программы у детей: 1. Дети понимают на слух тексты пальчиковых игр, обогащен активный словарь в соответствии с возрастом. 2. Развита мелкая мускулатура пальцев руки, точная координация. 3. Дети эмоциональны и активны. |
Организация контроля за реализацией Программы | Контроль за реализацией программы осуществляет Заведующий ДОУ Заместитель заведующего по ВМР Совет педагогов Совет родителей (законных представителей) |
Срок реализации Программы | 1 учебный год |
№ п/п | Содержание | Стр. |
Паспорт Программы | ||
I | Целевой раздел | |
1.1. | Пояснительная записка | |
1.1.1. | Цель и задачи Программы | |
1.1.2. | Принципы и подходы к формированию Программы | |
1.1.3. | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики | |
1.2. | Планируемые результаты освоения Программы | |
1.2.1. | Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО | |
1.2.2. | Целевые ориентиры в младшем возрасте | |
II | Содержательный раздел | |
2.1. | Описание образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО | |
2.2. | Комплексно-тематическое планирование | |
III | Организационный раздел | |
3.1. | Материально-техническое обеспечение Программы | |
3.2. | Объем образовательной нагрузки (учебный план) | |
3.3. | Организация развивающей предметно-пространственной среды | |
IV | Заключительный раздел | |
4.1. | Контроль за реализацией Программы | |
4.2. | Механизм реализации Программы | |
Список литературы |
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста указывают, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Работы В.М. Бехтерова доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.
Об этом знали наши предки. Недаром существует множество народных пальчиковых игр, потешек, которые не устарели и естественно воспринимаются современными детьми. «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» значение этих игр до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращенной речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь, имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия.
В настоящее время все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?
Причины задержки речевого развития ребенка могут быть самыми разными. Сказываются задержкой развития речи психические расстройства, эндокринные заболевания, эпилепсия, снижения слуха или патология ротовой полости. Часто влияют на развитие речи ребенка и внешние факторы, такие как, недостаточное общение с родителями и невостребованность речи малыша; стрессовые ситуации (вплоть до смены места жительства или сильного испуга); наличие в семье младшего ребенка, которого старший копирует, подражая младенческой манере речи и не развиваясь.
Степень развития речи у ребенка совпадает со степенью развития движений пальцев рук.
В настоящее время налицо тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей. Жизнь показывает, что у любой медали две стороны.
Следствием развития цивилизации является общее моторное отставание у детей (куда проще использовать соответствующую машину, чтобы постирать, почистить, связать и т.д.) Любой дошкольник знает, как пользоваться компьютером. В результате то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Родителям проще купить ботинки на липучках, футболку или толстовку, куртку на молнии. В результате из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцев.
Влияние воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь.
Если слабо развита мелкая моторика рук, то надеяться, что он потом догонит сверстника — это ошибочная позиция. Слабую руку дошкольника надо развивать.
Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, в других — ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребенка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнера, по игре важны для формирования чувства уверенности у ребенка.
- Цель и задачи реализации программы
Цель: способствовать активизации ощущений движения собственных пальцев кистей рук у детей дошкольного возраста (3г.-4г.).
Задачи:
1. Учить пониманию на слух текстов пальчиковых игр, обогащать активный словарь детей.
2. Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.
3.Вызывать у ребенка положительные эмоции на музыкальное сопровождение в процессе совместной деятельности с воспитателем.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа построена на следующих принципах:
Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Сочетается с принципами научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.
Принцип возрастной адекватности, предполагающий подбор педагогам содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса, предусматривающий решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей раннего возраста.
Принцип учета соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом.
1.3.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Характеристика образовательного учреждения
Учредитель | Департамент образования администрации города Нижневартовска |
Тип образовательного учреждения | Дошкольное образовательное учреждение |
Наименование образовательного учреждения | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка» |
Вид | Детский сад |
Статус учреждения | Муниципальное |
Юридический адрес | Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, г.Нижневартовск, ул. Северная 8 «б» |
Регистрационное свидетельство | Серия 86-АБ, №908222, регистрационный номер № 86-86-02/024/2014-620 |
Е-mail | |
Сайт | https://dou40.edu-nv.ru/ |
Характеристика особенностей развития детей
раннего возраста (3г.-4г.)
На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение с взрослым носит ситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности.
Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток.
На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку». Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность.
В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте.
После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику).
В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (при участии не более 8-10 человек).
На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый».
Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании.
На втором году жизни между детьми сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. Они самостоятельно играют друг с другом (по двое-трое) в разученные ранее при помощи взрослого игры («Прятки», «Догонялки»),
Однако опыт взаимообщения у детей невелик, и основа его еще не сформирована. Имеет место непонимание со стороны предполагаемого партнера. Ребенок может расплакаться и даже ударить жалеющего его. Он активно протестует против вмешательства в свою игру.
Игрушка в руках другого гораздо интереснее для малыша, чем та, что стоит рядом. Отобрав игрушку у соседа, но не зная, что делать дальше, малыш просто бросает ее. Воспитателю следует пресекать подобные факты, чтобы у детей не пропало желание общаться.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
1.2.1.Целевые ориентиры дошкольного образования
в соответствии ФГОС ДО
Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
К концу реализации программы у детей:
1. Дети понимают на слух тексты пальчиковых игр, обогащен активный словарь в соответствии с возрастом.
2. Развита мелкая мускулатура пальцев руки, точная координация.
3. Дети эмоциональны и активны.
Итоги предоставления дополнительной услуги по активизации ощущений движения собственных пальцев кистей рук у детей дошкольного возраста (3г.-4г.) «Игры по методике Железновых» предоставляются на отрытых занятиях родителям.
1.2.2.Целевые ориентиры
ориентиры образования в дошкольном возрасте
- Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
- Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
- Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
- Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
- Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
- Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
- Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку.
- У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Описание образовательной деятельности
в соответствии с ФГОС ДО
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей и охватывает следующую структурную единицу, представляющую определенные направления развития и образования детей.
Образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Комплексно-тематическое планирование для детей
дошкольного возраста 3г.-4г.
Месяц | Наименование игры | Ход игры |
Сентябрь 1 | Сорока –сорока | Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами: Сорока –сорока Кашу варила, Деток кормила. Воспитатель загибает пальчики ребенка: Этому дала, мизинец, Этому дала, безымянный, Этому дала, средний, Этому дала, указательный, Этому дала. большой. |
Сентябрь 2 | Ладушки – ладушки! | Воспитатель хлопает своей ладонью по ладошке ребенка, сопровождая собственные действия стихотворным текстом, побуждая малыша к ответным действиям. Ладушки – ладушки! Пекла бабка оладушки, Маслом поливала, Детушкам давала. Хороши оладушки У нашей милой бабушки! |
Сентябрь 3 | Моя семья | Воспитатель загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами: Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! |
Сентябрь 4 | Тук – тук – я стучу | Воспитатель читает стихотворный текст, побуждая ребенка удерживать руку в кулачке. Отстукивает кулачком малыша по поверхности стола каждое слово потешки: Тук – тук – я стучу, Новый столик сколочу. |
Октябрь 5 | Веселые маляры | Ребенок имитирует движения кистями обеих рук в направлении вверх- вниз, слева- направо (локти на уровне груди) под чтение педагогом двустишия: Мы покрасим этот дом, Жить Ванюша будет в нем. |
Октябрь 6 | Повар | Ребенок выполняет круговые движения кистью по часовой стрелке и против нее в сопровождении стихотворного текста, произносимого воспитателем: Варим, варим, варим щи. Щи у Вовы хороши! |
Октябрь 7 | Колобок | Ребенок выполняет движения, сопровождаемые стихотворным текстом, который произносит воспитатель: Кулачок- как колобок. Мы сожмем его разок. Одна рука сжата в кулак- «колобок», другой ребенок поглаживает кулачок, несколько раз сжимает его рукой, затем положение рук меняется. |
Октябрь 8 | Пила, пила | Ребенок выполняет скользящие движения ребром ладони по поверхности стола: Пила, пила, Пили быстрей, Мы строим домик для зверей. |
Ноябрь 9 | Лодочка | Ребенок соединяет ладони обеих рук «ковшиком» и делает скользящие движения по поверхности стола. Лодочка плывет по речке, Оставляя след – колечки. |
Ноябрь 10 | Птички в гнезде | Пальцы одной руки складываются в щепоть. Ее обхватывают ладонью другой руки. Нужно постараться шевелить пальчиками; затем поменять положение рук. Птички в гнезде сидят, Маму ждут и есть хотят. |
Ноябрь 11 | Пальчики у нас попляшут | Выполняются имитационные движения под стихотворный текст: Пальчики у нас попляшут: Дети вращают кисти рук, Вот они, вот они! В кулачки мы пальцы спрячем, сжимают и разжимают В кулачки, в кулачки. пальцы, Пальчики опять попляшут: перебирают пальчиками, Вот они, вот они! Пальчиками мы помашем: встряхивают кистями рук. Уходи, уходи! |
Ноябрь 12 | Ладошки | Ребенок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом: Ладошки вверх, Ладошки вниз, Ладошки на бочок – И сжали в кулачок. |
Декабрь 13 | Птички пьют из бочонка | Пальчики одной руки сжаты в кулак, пальцы другой руки попеременно вставляются сверху в образованное отверстие в кулаке. Свистнул чижик: - Фью, фью, фью! Я с утра росинки пью. |
Декабрь 14 | Обезьянки | Обезьянки вышли погулять, Выполняют движение "фонарики" Обезьянки стали танцевать, Сжимают и разжимают кулачки Но одна из них ушла домой поспать, Ладони прижимают друг к другу, кладут под щёчку ("спят") Потому что надоело танцевать. Выполняют стряхивающие движения кистями рук ("как будто стряхиваем водичку") |
Декабрь 15 | Тук, ток | Дети выполняют подражательные движения в соответствии с текстом. Стучать можно по столу или коленочкам. Тук, ток, туки ток Бьёт кулак как молоток. Тук, ток, туки - ток, Бьёт кулак как молоток. Тук, тук, тук, туки, Застучали две руки. Тук, тук, тук, туки, Застучали две руки. Тук, тук, туки ток, Застучал мой каблучок. Тук, тук, туки ток, Застучал мой каблучок. Тук, тук, тук, туки, Застучали каблуки. Тук, тук, тук туки, Застучали каблуки. Тук, тук, тук туки, Две ноги и две руки, Тук, тук, тук туки Бьют и бьют как молотки. Стучат произвольно, "как больше всего нравится". |
Декабрь 16 | Пчёлки | Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Домик маленький на ёлке, Дом для пчёл, а где же пчёлки? Дети заглядывают в "улей". Надо в дом постучать, Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга. Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по ёлке, Где же, Где же эти пчёлки? Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки Стали вдруг вылетать: Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят ими (пчёлки летают) Раз два, три, четыре, пять! |
Январь 17 | Поросята | Дети по очереди "идут" по столу каждым из пальцев обеих рук Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, Мизинцы Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. Безымянные Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю "Фонарики" Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю Сжимают и разжимают кулачки Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, Средние Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. Указательные Ля-ля-ля-ля … Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, Большие Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. Рука сжимается в кулак, большой палец зажимается внутрь. |
Январь 18 | Этот пальчик хочет спать | Воспитатель загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами: Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать! Этот паличик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора! |
Январь 19 | Сидит белка на тележке | Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого: Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Загибает: Лисичке – сестричке, большой палец, Воробью, указательный, Синичке, средний, Мишке толстопятому, безымянный, Заиньке усатому. мизинец. |
Январь 20 | Немножко помолчим | Дети выполняют подражательные движения в соответствии с текстом песни. Головами покиваем, Носиками помотаем, А зубами постучим И немножко помолчим. Прижимают указательные пальцы к губам. Плечиками мы покрутим И про ручки не забудем. Пальчиками потрясём И немножко отдохнём. Наклонившись вниз, качают расслабленными руками. Мы ногами поболтаем И чуть-чуть поприседаем, Ножку ножкой подобьём И сначала всё начнём. Подпрыгивают на месте в ритме текста. |
Февраль 21 | Котята | У кошечки нашей есть 10 котят (медленно сгибаем и разгибаем пальцы) Сейчас все котята по парам стоят (прижимаем сначала кончики пальцев, а затем и ладони друг к другу) Два толстых, два ловких, два длинных, два хитрых два маленьких самых и самых красивых (не разжимая ладоней постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (сначала большими, затем указательными и т.д). Во время проигрыша-поглаживаем правой рукой-левую руку, левой-правую). |
Февраль 22 | Петушок | Утром петушок встает, Кукареку нам поет: «Просыпайтесь, рассвело! Солнце а небо взошло!» (ладони подняты вверх, пальцы растопырены и потрясти, покружить кистями рук. |
Февраль 23 | Песенка моя | Воробьев веселый крик Будит нас «Чирик! Чирик!» (открываем закрываем клюв, отводя вниз большой палец, остальные сомкнуты ). И заснуть нам помешав Лает пес «Ав!ав!ав!» (большой палец поднят вверх(ухо), остальные сжаты). |
Февраль 24 | Веселый крик | «Ме-ме-ме!» кричит козел (крутим кистями рук) Сон у нас совсем прошел, А потом в ответ ему «Му» мычит корова «Му». (киваем кистями рук) |
Март 25 | Ля-ля-ля | Хватит, хватит нам лежать Надо, надо нам вставать «Ля-ля-ля, ля-ля-ля!» Эта песенка моя» (барабаним подушечками пальцев по ногам в ритме). |
Март 26 | Горочка | Мы по лесенке шагали, И ступеньки считали А на горочку взошли Ничего там не нашли (пальчики правой руки двигаются по правой поднятой руке до макушек пальцев). |
Март 27 | Спуск по с лестницы | Вниз по лесенке спускались, И немножечко устали, Ищем, ищем, где кровать, Захотелось полежать (поднятые руки постепенно опускаются вниз) |
Апрель 28 | В лесу | Есть в лесу из брёвен дом, Есть окошко в доме том, Пальцы в замок, большие пальцы соеденины и направлены вверх (окно) Посмотрите в то окно, В доме тихо и темно. Заглядываем в окошко между большими и остальными пальцами |
Апрель 29 | Домик | Осторожно кулачком Тук, тук, тук, - стучимся в дом. Стучим кулаком одной руки по ладони другой Выглянул какой-то зверь, Рука, по которой стучали изображает собачку "Гав",- сказал и запер дверь. Возвращаем руку (дверь) в исходное положение Ну-ка снова кулачком Постучимся в этот дом Выглянул какой-то зверь, Показываем козу (большой палец прижимает средний и безымянный) "Бе",- сказал и запер дверь. |
Апрель 30 | Не стучите в нашу дверь | Ну-ка громко кулачком Постучимся в этот дом. Выглянул какой-то зверь, "Корова" (большой и мизинец вытянуты, остальные поджаты) "Му",- сказал и запер дверь. Киска из окна глядит «Мяу, мяу» - говорит «Хватит в домик наш стучать Дайте хоть чуть-чуть поспать |
Апрель 31 | Дом | Я хочу построить дом, Руки над головой "домиком" Чтоб окошко было в нём, Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко" Чтоб у дома дверь была, Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями Рядом чтоб сосна росла Пальцы растопырены. Руки тянем вверх Чтоб вокруг забор стоял, Руки перед собой кольцом, пальцы соединены Пёс ворота охранял. Одна рука "пёс" мизинец отсоединить от других пальцев Чтоб на травке жил жучок Бегал быстрый паучок Левая рука – травка. Пальцы растопырены, смотрят вверх. Пальцы правой руки – жучок, паучок. Перебирать пальцами правой руки (бегать) по пальцам левой (травке) Солнце было, Скрестить кисти рук, пальцы растопырены дождик шёл, "Стряхивающие" движения И тюльпан в саду расцвёл |
Май 32 | Мишка косолапый | Мишка косолапый по лесу гулял, Большой палец и мизинец правой руки - лапы медведя. Остальные пальцы прижаты к ладони. Для своей берлоги место выбирал. "Мишка" гуляет (ходим пальцами по столу/коленям), переваливаясь Под сосной высокой землю стал копать, Левая рука - сосна. Поставить на локоть, пальцы растопырить. Скребём пальцами правой руки у локтя. Выкопал берлогу и улёгся спать. Левую руку поставить на ребро и накрыть "медведя" |
Май 33 | Зонтик | Вот это - мой зонтик , Я в дождь хожу с ним Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик) Пусть дождь барабанит - Останусь сухим. "Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику) |
Май 34 | Котенок | А вот мой котёнок, Я глажу его, Мурлычет он так Для меня одного Левую руку сгибаем в локте, кулак сжимаем, прижимаем руку к туловищу. Правая рука гладит левую – котёнка. |
Май 35 | Чай | А у меня есть чашка, Показать ладошки - чашечки И чайник заварной, Одна из рук - чайник. Три пальца (2,3,4) прижаты к ладони, первый палец согнут, мизинец оттопырен. Если сложно – чайником может быть сжатый кулачок. Я чай налью вам в чашку, Наливаем чай из "Чайничка" в ладошку (чашку). Попейте чай со мной. Предлагаем чай, протягивая ладонь – чашечку |
Май 36 | Зайка и капуста | Правая рука - зайка. Указательный и средний вытянуты, остальные - щепоткой. Длинноухий зайка В огород пошёл. "Заяц" приближается к "капусте", подпрыгивая. Большой кочан капусты Заинька нашёл. Левую руку сжать в кулак, направить вверх (капуста) "Попробую капусту"- Заинька сказал. "Зайка" дотрагивается до капусты Погрыз кочан немножко Несколько раз щипнуть "капусту" вытянутыми пальцами И дальше побежал. "Зайка" убегает (спрятать руку за спину) |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Материально-техническое обеспечение Программы
Материально-техническое обеспечение реализации Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания отвечает:
-санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
-правилам пожарной безопасности;
-возрасту и индивидуальным особенностям развития детей;
-требованиям развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО;
-оснащено учебно - методическим комплектом.
3.2. Объем образовательной нагрузки (учебный план)
Наименование услуги | Форма проведения | Количество детей | Длительность занятия (мину-ты) | Количество занятий в неделю на одну группу | Количество занятий в месяц на одну группу | Количество занятий в год на одну группу | Исполнитель |
Проведение занятий по речевой направленности для детей дошкольного возраста 3г.-4г.) «Игры по методике Железновых» | Груп повая | Не менее 10 человек | 30 | 1 | 4 | 36 | Педагоги-ческий работник |
3.3.Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, прилегающими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья.
Список оборудования и материалов
1 | Детские стульчики | 10 шт. |
2 | Мультимедийное оборудование | 1 шт |
VI. Заключительный раздел
4.1. Контроль за реализацией Программы
Вид контроля | Содержание контроля | Форма предоставления |
Текущий контроль | организация занятий с детьми | справка |
Итоговый контроль | уровень усвоения программы воспитанниками, посещающими занятия по дополнительной платной образовательной услуге в начале, середине, конце учебного года. | справка |
Фронтальный контроль | соблюдение санитарно-гигиенических требований к режиму занятий | справка |
Инспекционный контроль | проверка результатов деятельности с целью установления использования исполнения законодательства | справка |
4.2. Механизм реализации программы
Список литературы:
1. Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»; С.О.Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».
2. Пособие «Пальчиковые игры» Е. и С. Железновых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (для детей от 3 до 7 лет) студии «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»
Данная программа является типовой, адаптированная/модифицированная (в основе ее лежит программа М.Д. Маханевой) реализуется в студии по театральной деятельности «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА» руководи...
АРТ-Студия «Жар птица» Образовательная программа дополнительного образования по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста
Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в пр...
Программа дополнительного образования по развитию физических качеств детей дошкольного возраста (программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования) (подвижные игры
Кружок "Непоседы"...
Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»
Образовательная программа дополнительного образованияпо художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования«Волшебная кисточка»...
Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования «Маленькие волшебники, или на пути к творчеству» Автор-составитель: Будкина Елена Сергеев
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.программа реализуется с использованием техн...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по обучению конструкторским способностям детей дошкольного возраста с использованием конструктора Лего «Планета Лего»
XXI век – век активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к совре...