Моделирование как деятельностный метод в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
статья

Мельниченко Надежда Александровна

Метод моделирования в экологическом воспитании имеет не только развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, но и является одним из наиболее перспективных методов реализации экологического развития, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Успешность познания ребенка обеспечивается не только за счет использования моделей, знаков и символов, но и активного включения воспитанников в процесс моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_kak_deyatelnostnyy_metod_v_ekol._vosp.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ребенок в детском саду должен выступать как субъект деятельности, иметь возможность самостоятельно добывать информацию, познавать и использовать освоенные способы действий.

Метод моделирования в экологическом воспитании имеет не только развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, но и является одним из наиболее перспективных методов реализации экологического развития, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Успешность познания ребенка обеспечивается не только за счет использования моделей, знаков и символов, но и активного включения воспитанников в процесс моделирования.

На основании вышесказанного, считаю тему моего исследования актуальной и особо значимой, так как дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе. По моему мнению, формирование осознанно-правильного отношения к природе с использованием моделирования является одним из эффективных методов ознакомления детей с природой.

Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Педагог преподносит комплекс экологических знаний в доступной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

Начиная с младшей группы, дети знакомятся со своеобразным календарем природы – круговой диаграммой, моделирующей смену времен года, «волшебным кругом», секторы которого четырех цветов: желтый - осень, белый - зима, зеленый – весна, красный - лето. Детям предлагается рассмотреть его и подумать, где какое время года живет и почему (осенью в природе много желтой краски - желтые листья, трава, зимой все покрыто белым снегом и т.д.). На секторы диаграммы постепенно наносятся знаки, отражающие те или иные явления данного сезона.

Таким образом, дети запоминают, сколько времен года, их последовательность,  могут наглядно проследить изменения в погоде, жизни растений и животных от одного времени года к другому. В старшем дошкольном возрасте каждый сектор модели времен года делится еще на три - месяцы сезона, можно видоизменить модель года, представить в виде птицы, гусеницы, состоящих из двенадцати сегментов (12 месяцев).

Помочь усвоить световые обозначения времен года помогает игра «Когда это бывает?». Детям раздаются карточки 4-х цветов, окрашенные соответствующими цветами диаграммы. Это маленькие друзья каждого времени года. Правила игры: воспитатель показывает картинку с изображением какой-либо приметы сезона, ребенок находит карточку того цвета, когда это бывает и наоборот.

Карточки-значки времен года можно использовать в дидактических играх «Что лишнее?», «Каждому свое», «Когда это бывает?».

  В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с дикими и домашними животными. Для закрепления знаний о животных детям предлагаются условные знаки: домик - домашние и  лес – дикие животные. В разных местах группы нужно положить по зеленому коврику – полянке (или листу зеленой бумаги, на которой поместить значки с условными обозначениями леса и дома), предложить детям игрушки или картинки животных и попросить расселить животных на две полянки. В игровой деятельности дети обобщают и закрепляют знания о диких и домашних животных, у них формируется умение работать с моделями; развиваются навыки чтения  (раскодирования) условных обозначений, знаков, моделей.

В старшем дошкольном возрасте у детей расширяются, систематизируются представления о взаимосвязи растений и животных с внешней средой. В качестве средств обучения используются обозначения (вода, свет, почва, тепло) и  модели («живое» и «условия для жизни»), которые в обобщенном и схематизированном виде отражают связь живой и неживой природы.

Важно также учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. Например, при сравнении двух растений учить вначале, обследовать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля, корня. При обследовании и выделении признаков каждый из них следует называть точным словом.

При ознакомлении детей с частями растений в работе используются модели функций органов живого (функции корня – удерживает растение в почве, дышит, питает растение; функция стебля, листа, и т.д.).

Чтобы помочь запомнить правила ухода за комнатными растениями, детям предлагается составить модель - алгоритм «Как ухаживать за комнатными растениями?». Ребенок, глядя на алгоритм воспроизводит в памяти манипуляции (действия) по уходу и выполняет их.  

В ФГОС ДО – игра основная форма работы с детьми и основной вид деятельности. Знаки, символы, модели можно использовать и в игровых обучающих ситуациях (ИОС). Например, ИОС «Скорая помощь для растений». В детский сад поступает сигнал бедствия, который посылают комнатные растения с планеты «Цветочной». Дети одевают фартуки, берут «аптечку» с «инструментами» по уходу за растениями, садятся на ковер-самолет и отправляются «спасать» комнатные растения. Возле каждого растения лежит «медицинская карточка» - знак, в котором зашифрован диагноз (полить, подкормить, опрыскать и т.д.). Дети распознают диагноз и «лечат» комнатные растения. Таким образом, дети осознают, что растение -  «живой организм» и состояние его «здоровья» зависит от нас. Воспитанники учатся ухаживать за комнатными растениями, проявляют интерес и заботу, закрепляют их названия (имена).

Модели эколого-систематических групп помогают детям абстрагировать существенные признаки объектов природы, значимые для деятельности, называть особенности строения, кожного покрова, способы питания, птиц, рыб, зверей, насекомых. Например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники) - в которых появляется приспособленность рыб к водной среде обитания. Полезно также использовать демонстрацию моделей в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства.

Демонстрации моделей используется и для обобщений, а на этой основе - для систематизации знаний детей. В группах «живое», «неживое», «растения» и др. дети выделяют существенные признаки и объединяют их в одну группу.

 Для усвоения принципа моделирования определенное значение имеет использование модели для описания нового объекта. В этом случае воспитатель дает детям задание: «Расскажите о новом растении (или животном) подробно. Какое оно? А чтобы ни о чем не забыть, смотрите на эту модель». Такие модели можно включать в игровые обучающие ситуации. Например, ИОС «Мы идем в зоопарк». Воспитатель из картонных коробок делает «клетки», в которых находятся животные. На каждой клетке прикреплена модель, с помощью которой ребенок-экскурсовод может подробно рассказать о животном.

Модели многофункциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры: «Путаница», «Чьи носы?», «Кто был у кормушки?», «Что перепутал Чепухарь?» и т. д.  Например, в дидактической игре «Какое я животное?», прибегая к помощи модели, ребенок может сформулировать и задать вопрос игрокам, а ответы детей помогут угадать какое он животное. (Какое я животное: дикое или домашнее? Какая у меня шерсть? Чем я питаюсь? и т.д.)

Дети очень любят игры типа лото. Можно приготовить такую игру  самостоятельно. На листе бумаги по краям нарисовать квадраты - рамочки, а в середине круг. Получается универсальная карточка для игр со знаками. Водящий (воспитатель) помещает в круг какой либо знак, например, обозначающий насекомое, а ребенок выбирает из множества картинок те, на которых изображены насекомые и раскладывает их в окошках по краям. Так же можно играть со знаками «Грибы», «Фрукты», «Ягоды» (съедобные и несъедобные – ОБЖ). Можно помещать в центр цветовые карточки (тогда по краям будут приметы данного сезона).

В подготовительной к школе группе дети знакомятся с природными зонами земли, их климатом, растительным и животным миром. Чтобы повысить познавательный интерес у детей, в непосредственно образовательной деятельности используются предметные модели -ландшафтные макеты природных зон Земли, экосистем с растительным и животным миром: «Пустыня», «Лесостепь», «Джунгли», «Луг», «Пруд», «Арктика», «Антарктида» и т.д. Такая форма наглядности вызывает интерес, помогает лучше усвоить изучаемый материал, обогащает кругозор детей природоведческими знаниями.

Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, педагоги придерживаются следующих требований: модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов; раскрывать существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

Таким образом, педагогическая диагностика по изучению экологических знаний у детей дошкольного возраста показала, что применение данного метода моделирования дало ощутимые положительные результаты, а именно:

- дети стали лучше понимать и запоминать скрытые связи между явлениями, структуру и взаимосвязи составных частей объекта или явления;

- у них повысился интерес и наблюдательность, что дало детям возможность замечать особенности окружающего мира;

- сформировано цельное представление об экосистемах и временах года;

- обогатился словарный запас, что положительно сказалось на речевом развитии.

Таким образом, в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

Список используемой литературы и источников:

1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – Москва: Просвещение, 2000, - с.3-5.

2. Сайты:

     -https://maam.ru

     - https://scienceforum.ru

     -https://revolution.allbest.ru

      -http://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Использование метода моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».

Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает на нас огромное влияние. В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармо...

Использование технологий имитированного моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Актуальность В условиях, когда увеличивается число регионов экологическогонеблагополучия, проблема воспитания экологической культуры уподрастающего поколения, да и всего населения, становится осо...

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструктированию моделей). Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об осо...

Метод моделирования – как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Эффективность работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста зависит от особенностей реализации методов и использования разнообразных форм работы по экологическому во...

Консультация для педагогов "Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию дошкольников - это ознакомление детей с природой через дейсАктуальным в дошкольном образовании является система непрерывного и всеобщего эко...