«Шахматы, как вид досуговой деятельности старших дошкольников.»
статья (подготовительная группа)
«Шахматы, как вид досуговой деятельности старших дошкольников.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Шахматы, как вид досуговой деятельности старших дошкольников.»
Выродова Елена Анатольевна,
МАДОУ «Центр развития ребенка-
детский сад № 33 «Радуга»
г. Губкин
Советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский писал: "Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются теоретики, мечтатели".
Как показывает практика, и теоретики и мечтатели с удовольствием играют в шахматы. Теоретики, с помощью шахмат, смогут отточить логическое мышление, а мечтателям шахматы помогут в создании необходимого для будущей учебы в школе баланса.
Всем детям, и одаренным, и обычным, и слабым, а также детям с ОВЗ, игра в шахматы дает большие возможности для развития интеллекта. Кроме того, игра в шахматы выступает как важный фактор для социализации личности дошкольника и создает предпосылки для формирования навыков общения со сверстниками и взрослыми, способствует приобретению опыта продуктивного взаимодействия с социумом. Поэтому, необходимо, как можно раньше, грамотно выстроить процесс обучения игры в шахматы на доступном для дошкольников уровне.
Уже доказано, что осознанное восприятие игры начинается у детей в 4 года. Многие известные гроссмейстеры начинали свое знакомство с шахматами в детском возрасте 4-6 лет.
В.А. Сухомлинский сказал: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры» [2].
С помощью этой умной игры развивается наглядно-образное мышление, память, зарождается логическое мышление, вырабатывается усидчивость, вдумчивость, организованность, внимательность и целеустремленность.
В нашем детском саду игра в шахматы применяется как содержательный, познавательный досуг для детей, удовлетворяющий детским потребностям в активной форме познавательной деятельности. Это прекрасный способ разнообразить времяпрепровождение ребенка, расширить его кругозор. Так же, изучение шахмат, мы рассматриваем, как отличную умственную гимнастику и залог хороших будущих результатов обучения в школе.
Для игры в шахматы в групповой комнате выделен специальный шахматный уголок, в котором расположена настенная магнитная шахматная доска с магнитными фигурками, несколько комплектов шахмат, удобные столики для игры, постер «Виды шахматных ходов», игровые шахматные персонажи, детские книги о шахматах, настольно-печатные и дидактические игры на шахматную тематику.
Первая встреча детей с шахматами всегда проводится в яркой, веселой, запоминающейся форме. Знакомство начинается в виде игры, с рассказа об истории их возникновения. В виде сказки, или истории про приключения, обыгранной сценками, в которых участвуют шахматные фигуры, дети встречаются с «королем, королевой и их свитой».
В простой и доступной для понимания дошкольников форме, дети знакомятся с названиями шахматных фигур и «волшебными» свойствами шахматной доски.
Детям очень нравится участвовать в сценках, разыгрываемых при помощи шахматных фигур, например, рыцарских турнирах и сражениях фигур-воинов (ладей, слонов, коней) устраиваемых для защиты короля и королевы. Так же ребята любят историю про пешку-одиночку, которая нашла себе друзей на шахматном поле.
Первое время игры занимают непродолжительное время, 20-25 минут, и проводятся 2-3 раза в неделю, чтобы не потерять интерес детей к шахматам. Кроме того, усидчивость дошкольников еще недостаточно сформирована и им сложно поддерживать свое внимание. В любом детском коллективе всегда есть любознательные и активные ребята. Именно они больше всего интересуются новой игрой. После подключаются остальные дети, и увлечение принимает уже массовый характер. Впоследствии, увлечение дошколят шахматами возрастает, и они играют в игру по своему желанию в любое время.
Для того, чтобы поддерживать интерес дошкольников к игре в шахматы, в группе проводятся тематические «Шахматные зарядки и физкультминутки». Также шахматная тематика используется в продуктивной деятельности: рисунки, аппликации, лепка и поделки из природного или бросового материала на «шахматные темы».
В настольно-печатных играх мы также активно обыгрываем тему шахмат.
Из двуцветных пазлов дети собирают шахматное поле, которое потом используют для игры, играют в «Шахматное лото», «Шахматную лесенку», «Шахматное домино», «Шахматные часы» и другие игры.
Игра «Больше, меньше, равно» помогает при помощи шахматных фигур разного «веса» в изучении математических равенств или неравенств.
Периодически в детском саду проводятся шахматные турниры, участвуя в которых ребята получают возможность показать свои знания и умения в игре, посоревноваться со своими сверстниками. Сюжетные линии турниров и соревнований разные, но всегда яркие, красочные, костюмированные, с узнаваемыми и любимыми героями. По итогам турнира подводятся итоги и все ребята получают почетные грамоты и небольшие символические подарки-призы (значки, конфеты, медальки и т.д.)
Для развития и поддержания интереса к шахматам используем соответствующую литературу: книга-сказка «Шахматы для самых маленьких», «Удивительные приключения шахматной доски», «Приключения в шахматной стране», «Приключения шахматного солдата Пешкина». Дети с удовольствием слушают легенды, связанные с древней игрой: «Легенда о зернах», «Белое и черное», «Легенда о братьях Гаве и Талханде» и др.
Большую роль в процессе обучения детей игре в шахматы играют родители. Поэтому мы стараемся привлекать их к обучению ребят. Проводим консультации: «Играем вместе с детьми в шахматы», «Как развить логику ребенка с помощью шахмат», «Что такое шахматы» и др. Для семейного чтения родители могут взять книги о шахматах из библиотеки выходного дня, организованной в группе. Приглашаем родителей для участия в командных физкультурно-спортивных мероприятиях: «Шахматная эстафета», «Шахматный турнир между семейными командами», «Конкурс на лучшую шахматную семью». Родители вместе с детьми с большой охотой участвуют в подобных праздниках.
Шахматы имеют большое значение в социализации и развитии ребенка дошкольного возраста. Здесь можно выделить несколько функций шахматной игры:
- Познавательная. Изучая и применяя правила игры в шахматы, дети учатся логически мыслить, просчитывать действия соперника, предвидеть последствия шахматного хода, сравнивать и правильно реагировать на выигрыш и поражение. Игра в шахматы развивает творческие способности и фантазию.
- Воспитательная. Шахматы способствуют развитию выдержки, внимания, собранности, умения сконцентрироваться. Дети познают дух соперничества и соревнования. Вырабатывают способность к принятию самостоятельных решений, учатся спокойно относиться к неудачам.
- Физическая. Игра в шахматы предполагает обладание большим запасом сил и выносливости, наличие быстрой реакции. Все эти качества развиваются во время занятий шахматами [3].
Таким образом, шахматы должны как можно раньше войти в жизнь детей, как элемент умственной культуры, как средство социализации и развития интеллектуальных способностей, как полезное времяпрепровождение и как великолепный задел для будущего ребенка.
Литература
- Алексеев Н.Г. Шахматы и развитие мышления. / Шахматы: наука, опыт, мастерство. / Под ред. Б.А.Злотника. – М.: Высшая школа, 1990. – 335 с. – с. 41–53.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Кишинев: Лумина, 1978.
– 240 с., с. 131–132.
- Гришин В.Г. Играем в шахматы Текст. // Дошкольное воспитание,
1991. – №4. – с. 16–21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план культурно-досуговой деятельности Старшая группа
Содержит перспективный план культурно-досуговой деятельности для детей старшей группы...
Культурно-досуговая деятельность для дошкольников
Целью образовательной области «Физическая культура» формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение специфических з...
Роль кружковой работы в досуговой трудовой деятельности старших дошкольников.
Консультация для педагогов...
«Интеграция непосредственно организованной образовательной деятельности и самостоятельной коммуникативной деятельности старших дошкольников посредством моделирования»
Тематическое планирование через интеграцию непосредственно организованной образовательной деятельности и самостоятельной коммуникативной деятельности старших дошкольников посредством модели...
Перспективный план использования основных движений в физкультурно-досуговой деятельности старших дошкольников (осень)
Перспективный план использования основных движений в физкультурно-досуговой деятельности старших дошкольников на осенние месяцы....
Описание опыта педагогической деятельности. Организация самостоятельной поисковой деятельности старших дошкольников
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотич...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»...