«Шахматы, как вид досуговой деятельности старших дошкольников.»
статья (подготовительная группа)

Выродова Елена Анатольевна

«Шахматы, как вид досуговой деятельности старших дошкольников.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Шахматы, как вид досуговой деятельности старших дошкольников.»

Выродова Елена Анатольевна,

МАДОУ «Центр развития ребенка-

детский сад № 33 «Радуга»

г. Губкин

Советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский писал: "Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются теоретики, мечтатели".

Как показывает практика, и теоретики и мечтатели с удовольствием играют в шахматы. Теоретики, с помощью шахмат, смогут отточить логическое мышление, а мечтателям шахматы помогут в создании необходимого для будущей учебы в школе баланса.

Всем детям, и одаренным, и обычным, и слабым, а также детям с ОВЗ, игра в шахматы дает большие возможности для развития интеллекта. Кроме того, игра в шахматы выступает как важный фактор для социализации личности дошкольника и создает предпосылки для формирования навыков общения со сверстниками и взрослыми, способствует приобретению опыта продуктивного взаимодействия с социумом. Поэтому, необходимо, как можно раньше, грамотно выстроить процесс обучения игры в шахматы на доступном для дошкольников уровне.

Уже доказано, что осознанное восприятие игры начинается у детей в 4 года. Многие известные гроссмейстеры начинали свое знакомство с шахматами в детском возрасте 4-6 лет.

В.А. Сухомлинский сказал: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры» [2].

С помощью этой умной игры развивается наглядно-образное мышление, память, зарождается логическое мышление, вырабатывается усидчивость, вдумчивость, организованность, внимательность и целеустремленность. 

В нашем детском саду игра в шахматы применяется как содержательный, познавательный досуг для детей, удовлетворяющий детским потребностям в активной форме познавательной деятельности. Это прекрасный способ разнообразить времяпрепровождение ребенка, расширить его кругозор. Так же, изучение шахмат, мы рассматриваем, как отличную умственную гимнастику и залог хороших будущих результатов обучения в школе.

Для игры в шахматы в групповой комнате выделен специальный шахматный уголок, в котором расположена настенная магнитная шахматная доска с магнитными фигурками, несколько комплектов шахмат, удобные столики для игры, постер «Виды шахматных ходов», игровые шахматные персонажи, детские книги о шахматах, настольно-печатные и дидактические игры на шахматную тематику.

Первая встреча детей с шахматами всегда проводится в яркой, веселой, запоминающейся форме. Знакомство начинается в виде игры, с рассказа об истории их возникновения. В виде сказки, или истории про приключения, обыгранной сценками, в которых участвуют шахматные фигуры, дети встречаются с «королем, королевой и их свитой».

В простой и доступной для понимания дошкольников форме, дети знакомятся с названиями шахматных фигур и «волшебными» свойствами шахматной доски.  

Детям очень нравится участвовать в сценках, разыгрываемых при помощи шахматных фигур, например, рыцарских турнирах и сражениях фигур-воинов (ладей, слонов, коней) устраиваемых для защиты короля и королевы. Так же ребята любят историю про пешку-одиночку, которая нашла себе друзей на шахматном поле.

Первое время игры занимают непродолжительное время, 20-25 минут, и проводятся 2-3 раза в неделю, чтобы не потерять интерес детей к шахматам. Кроме того, усидчивость дошкольников еще недостаточно сформирована и им сложно поддерживать свое внимание. В любом детском коллективе всегда есть любознательные и активные ребята. Именно они больше всего интересуются новой игрой. После подключаются остальные дети, и увлечение принимает уже массовый характер. Впоследствии, увлечение дошколят шахматами возрастает, и они играют в игру по своему желанию в любое время.

Для того, чтобы поддерживать интерес дошкольников к игре в шахматы, в группе проводятся тематические «Шахматные зарядки и физкультминутки». Также шахматная тематика используется в продуктивной деятельности: рисунки, аппликации, лепка и поделки из природного или бросового материала на «шахматные темы».

В настольно-печатных играх мы также активно обыгрываем тему шахмат.

Из двуцветных пазлов дети собирают шахматное поле, которое потом используют для игры, играют в «Шахматное лото», «Шахматную лесенку», «Шахматное домино», «Шахматные часы» и другие игры.

Игра «Больше, меньше, равно» помогает при помощи шахматных фигур разного «веса» в изучении математических равенств или неравенств.

Периодически в детском саду проводятся шахматные турниры, участвуя в которых ребята получают возможность показать свои знания и умения в игре, посоревноваться со своими сверстниками. Сюжетные линии турниров и соревнований разные, но всегда яркие, красочные, костюмированные, с узнаваемыми и любимыми героями. По итогам турнира подводятся итоги и все ребята получают почетные грамоты и небольшие символические подарки-призы (значки, конфеты, медальки и т.д.)

Для развития и поддержания интереса к шахматам используем соответствующую литературу: книга-сказка «Шахматы для самых маленьких», «Удивительные приключения шахматной доски», «Приключения в шахматной стране», «Приключения шахматного солдата Пешкина». Дети с удовольствием слушают легенды, связанные с древней игрой: «Легенда о зернах», «Белое и черное», «Легенда о братьях Гаве и Талханде» и др.

Большую роль в процессе обучения детей игре в шахматы играют родители. Поэтому мы стараемся привлекать их к обучению ребят.  Проводим консультации: «Играем вместе с детьми в шахматы», «Как развить логику ребенка с помощью шахмат», «Что такое шахматы» и др. Для семейного чтения родители могут взять книги о шахматах из библиотеки выходного дня, организованной в группе. Приглашаем родителей для участия в командных физкультурно-спортивных мероприятиях: «Шахматная эстафета», «Шахматный турнир между семейными командами», «Конкурс на лучшую шахматную семью». Родители вместе с детьми с большой охотой участвуют в подобных праздниках.

Шахматы имеют большое значение в социализации и развитии ребенка дошкольного возраста. Здесь можно выделить несколько функций шахматной игры:

- Познавательная. Изучая и применяя правила игры в шахматы, дети учатся логически мыслить, просчитывать действия соперника, предвидеть последствия шахматного хода, сравнивать и правильно реагировать на выигрыш и поражение. Игра в шахматы развивает творческие способности и фантазию.

- Воспитательная. Шахматы способствуют развитию выдержки, внимания, собранности, умения сконцентрироваться. Дети познают дух соперничества и соревнования. Вырабатывают способность к принятию самостоятельных решений, учатся спокойно относиться к неудачам.

- Физическая. Игра в шахматы предполагает обладание большим запасом сил и выносливости, наличие быстрой реакции. Все эти качества развиваются во время занятий шахматами [3].

Таким образом, шахматы должны как можно раньше войти в жизнь детей, как элемент умственной культуры, как средство социализации и развития интеллектуальных способностей, как полезное времяпрепровождение и как великолепный задел для будущего ребенка.

Литература

  1. Алексеев Н.Г. Шахматы и развитие мышления. / Шахматы: наука, опыт, мастерство. / Под ред. Б.А.Злотника.  М.: Высшая школа, 1990.  335 с. с. 4153.
  2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Кишинев: Лумина, 1978.

– 240 с., с. 131–132.

  1. Гришин В.Г. Играем в шахматы Текст. // Дошкольное воспитание,

1991. – №4.  с. 1621.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план культурно-досуговой деятельности Старшая группа

Содержит перспективный план культурно-досуговой деятельности для детей старшей группы...

Культурно-досуговая деятельность для дошкольников

Целью образовательной области «Физическая культура» формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение специфических з...

«Интеграция непосредственно организованной образовательной деятельности и самостоятельной коммуникативной деятельности старших дошкольников посредством моделирования»

Тематическое планирование через интеграцию непосредственно организованной образовательной деятельности и самостоятельной коммуникативной деятельности  старших дошкольников посредством модели...

Перспективный план использования основных движений в физкультурно-досуговой деятельности старших дошкольников (осень)

Перспективный план использования основных движений в физкультурно-досуговой деятельности старших дошкольников на осенние месяцы....

Описание опыта педагогической деятельности. Организация самостоятельной поисковой деятельности старших дошкольников

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотич...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

«Развитие  познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»...