рабочая программа кружка "Чудо шашки"
рабочая программа (подготовительная группа)
рабочая программа кружка для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
departament_obrazovaniya_goroda_moskvy_1.docx | 54.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА № 2120
|
Рабочая программа
дополнительного образования
«Чудо шашки»
Направленность:физкультурно-спортивная
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Автор составитель
Самошонкова Ирина Ивановна
МОСКВА
2021/2022 учебный год
Содержание Программы
1 | Информационная карта Программы | 3 |
2 | Пояснительная записка | 5 |
3 | Отличительные особенности программы | 6 |
4 | Этапы реализации программы | 7 |
5 | Ожидаемые результаты | 10 |
6 | Тематическое планирование (1 год обучения – возраст 6-7 лет) | 12 |
7 | Мониторинг | 17 |
8 | Литература | 18 |
9 | Приложение | 19 |
Информационная карта
Наименование программы | Программа дополнительного образования "Чудо шашки" по игре в шашки для детей старшего дошкольного возраста |
Целевая группа | Дети от 5 до 7 лет групп общеразвивающей направленности и их родители (законные представители) |
Цель программы | Создание условий для развития личности воспитанников посредством обучения игре в шашки. |
Задачи программы | Обучающие: -обучение основам шашечной игры; -обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры. - познакомить с правилами шашечной игры, буквенно-цифровым рядом; Развивающие: - развивать познавательный интерес к русским шашкам как к древней всенародной игре;
Воспитательные: - формировать культуру общения и поведения в коллективе; - помочь ребенку в самореализации, осознания собственного “Я”; - воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения. - выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
|
Направленность | Интеллектуальная направленность |
Срок реализации | 1 год |
Уровень реализации | Дошкольное образование |
Уровень освоения | Общекультурный |
Краткое содержание программы | Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Условием обучения выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности |
Новизна программы | Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. Систематические занятия по данной программе, приближает начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры воспитанники научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. |
Ожидаемые результаты программы | По окончании обучения дети должны знать: - шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д.. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске. - правила игры – выявляется путем опроса и игры с учителем. - стадии игры - выявляется путем опроса и игры с учителем. - основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске. К концу учебного года ребенок должен уметь: - ориентироваться на шашечной доске, - правильно помещать доску между партнерами, - правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь, - применять на практике правила игры, - следить за ходами противника, поправлять, - решать простейшие комбинации, - расставлять позиции с заданными условиями, - рассчитывать соотношение сил. |
Чудо шашки
«Шашечная игра-мать шахматной,
и достойная мать».
Эммануил Ласкер
«Если шахматы---король игр,
то шашки – его премьер министр».
Феликс Жан
Пояснительная записка.
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей.
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А.В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла): «В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве…Педагогические, психологические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–7 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в педагогике положительное решение».
Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма детей дает все основания широко популяризовать шашки среди дошкольников старшего возраста.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
- Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет её привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – всё это нужно отнести к категории творчества.
- Обучение игре «шашки» представляет собой воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога – специалиста, направленность деятельности педагога и детей на реализацию задач воспитания и обучения, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т.д.). В то же время игра в шашки имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других видов деятельности. Прежде всего – это процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование умений и навыков наряду с оптимизацией развития человека.
- Основное направление предложенной программы обучения игре в шашки детей старшего дошкольного возраста характеризуется наличием нестандартной методики, выражающей идеи гармоничного развития ребенка.
- Программа поможет педагогу полностью раскрыть творческие способности детей, повысить уровень их подготовленности к этой игре. Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление, в процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка постоянно учитывать его интересы и наклонности. Безусловно, особое внимание уделять нравственно – волевому качеству личности, создавая благоприятные условия для полноценного психофизического развития ребенка.
- Подбор материала программы, его продуманное – от простого к сложному – расположение дают возможность сравнить творческие достижения детей с разным уровнем игры, убедительно показывая красоту, глубину и неисчерпаемость игры в шашки.
- Программа служит для того, чтобы воспитанники смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.
Этапы реализации программы
- Этапы реализации программы на год обучения: подготовительный, основной, заключительный.
- На подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.
- На втором основном этапе - воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.
- На заключительном этапе – воспитанники закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.
Программа рассчитана на познавательный материал в объеме 36 часов в год по 1 занятия в неделю, длительностью 45 минут. Занятия проводят во второй половине дня.
Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего, подготовительного дошкольного возраста (5 - 7 лет).
Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Формы и методы работы.
Возраст обучающихся 5-7 лет. Акцент при обучении делается на развитии внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения. Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы. Наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация), предполагается широко использовать сказки, соревнования, игры, занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться надо постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки.
- В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические особенности детей, которые педагог, по возможности, корректирует в нужном направлении.
-Вид детской группы – группа постоянного состава.
-Набор детей – свободный.
-Уровень подготовки детей при приеме в группу следующий:
- нормальное общее развитие;
- интерес ребенка.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс. Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.
Основой организации занятий с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
1.Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
2.Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
3.Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
4.Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
5.Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Основные формы и средства обучения:
1.Практическая игра.
2.Решение задач, комбинаций и этюдов.
3.Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4.Развлечения и познавательные досуги, игры в шашки.
Методы проведения занятий и игровых встреч
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент. Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.
Перечень дидактических материалов
- набор концовок и этюдов для решения позиций;
- непосредственно шашки;
- Настенная магнитная шашечная доска
Условия для реализации программы
Оборудование, материалы.
Для занятий необходимо: аудитория со столами и стульями. Помещение должно отвечать требованиям санитарных норм и правил для полного состава группы (10-12 человек):
- комплекты шашек и досок (7-8 комплектов);
Сроки реализации
Срок реализации программы: 1 год Программа предусматривает проведение 36 часа занятий в год, по одному занятию в неделю. Программа имеет две темы: основы игры, шашечная тактика.
Формы и виды контроля
С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется уровень подготовленности обучающихся для определения готовности к восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются выявленные пробелы.
Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностические задания: опросы, решения шашечных комбинаций, игра с учителем, беседы.
Итоговый контроль выявляет, насколько обучающиеся усвоили учебную программу, при их участии в шашечном турнире, игре с учителем, и решении комбинаций, сочетающих в себе элементы тактических приемов, изученных в течение года.
Ожидаемые результаты
По окончании обучения дети должны знать:
- шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д.. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.
- правила игры – выявляется путем опроса и игры с учителем.
- стадии игры - выявляется путем опроса и игры с учителем.
- Основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.
К концу учебного года ребенок должен уметь:
- ориентироваться на шашечной доске,
- правильно помещать доску между партнерами,
- правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,
- применять на практике правила игры,
- следить за ходами противника, поправлять,
- решать простейшие комбинации,
- расставлять позиции с заданными условиями,
- рассчитывать соотношение сил.
Приобретение универсальных учебных действий
Коммуникативные:
- общение с педагогом, сверстниками, партнерами по игре, соперниками с использованием шашечного этикета. Уважение к сопернику,
- выработка лидерских качеств, собственного мнения, отстаивание его,
- контролирование собственных эмоций,
- использование профессиональных терминов, высказываний, пословиц.
Познавательные:
- применение знаний, правил, тактических приемов при решении задач,
- решение многоходовых задач по заданному алгоритму,
- использование знаний в практической игре,
- ориентирование на плоскости,
- схематизация шахматной доски и шашек, осуществление взаимопереходов между шахматной доской и диаграммой,
- анализ диаграмм, состояния партии с выделением сильных и слабых сторон, существенных и несущественных критериев для победы над соперником.
Регулятивные:
- понимание и объяснение целесообразности соблюдения правил игры в различных стадиях партии, ошибочные и верные ходы,
- создание плана реализации преимущества,
- предвидение развития позиций,
- предсказывание результата партии на основании оценки позиции партии,
- оценка позиции, оценка возможности применения нового материала в практической игре: возможность применения тактического приема, проведения шашки в дамки, блокировка шашек,
- выявление собственных ошибок и ошибок противника при разборе партии.
Результаты деятельности кружка «Чудо Шашки»
Результатом первого уровня (приобретение детьми социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) будет являться:
- усвоение ребенком правил поведения на занятиях,
- усвоение правил конструктивной групповой работы в коллективе,
- принятие правил этикета в игре – уважение противника,
- принятие ответственности за собственные поступки, действия (правило «Взялся – ходи», нельзя подсказывать)
Результатом второго уровня (формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества) будет являться:
- развитие эстетического вкуса при изучении комбинаций,
- познание ребенком ценности и важности занятия шашками.
Результатом третьего уровня (получение опыта самостоятельного социального действия) будет являться:
- опыт самостоятельного социального действия ребенок приобретает, играя в шашки за пределами кружка,
- участвуя в турнирах за пределами кружка, ребенок приобретает опыт коммуникативного взаимодействия и общения с малознакомым или незнакомым противником за счет общего интереса. Дети обсуждают прошедшие партии, рассказывая друг другу «о том, как надо было ходить», делясь своими переживаниями, мыслями, развивая память и пространственное мышление, восстанавливая в памяти ходы.
Тематическое планирование
(1 год обучения – возраст дошкольников 6-7лет)
№ п.п. | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1 | «По дороге знаний» - экскурсия в шашечный клуб. | Знакомство с историей шашек. | 1 |
2 | Сказка начинается «Королевство шашек». | Познакомить с понятиями шашка, жителями шашечной страны. Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки». | 1 |
3 | «Путешествуем с Зайкой по дому творчества» - «Шашечная доска и шашки. | Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Чтение сказки «Зайкины шашки » | 1 |
«Волшебные ниточки сказочного королевства» - «Шашечные дороги». | Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: (дерево, стена и т.д.), найдите отличие от вертикали, расположение на шашечной доске. | 1 | |
«Задания умной совы» - «Шашечные дороги». | Познакомить с понятием «горизонталь» игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально». | 1 | |
4 | Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки». | Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия). Художественно-продуктивная деятельность: «Королевство шашек» Выставка детских работ. | 2 |
5 | «Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. | Чтение художественной литературы «Русские шашки – зайкины шашки». Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и буквами Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали. | 1 |
6 | «В гостях у знатока шашек – Зайки». | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. | 2 |
7 | Там на невиданных дорожках -Диагональ. | Познакомить с понятием диагональ | 1 |
8 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов | Познакомить с шашечным понятием фланг. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 3 |
9 | «Лесная школа умного зайца» - Центр | Познакомить с шашечным понятием центр. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 2 |
10 | «Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля | Поля первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h: a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками. Практическое закрепление материала. | 2 |
11 | «Лесная школа умного зайца» -«Дамка». Дамочные поля | Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных 1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку. | 2 |
12 | «В гости к друзьям» - «Как ходят шашки». | Познакомить с правилами : «Хода» Ходить назад шашками запрещено! Практическое закрепление материала. | 2 |
13 | «Лесная школа умного зайца» Основные правила шашечной игры | Познакомить с основными правилами «Боя» Практическое закрепление материала. | 2 |
14 | «Лесная школа умного зайца» - Основные приёмы борьбы на шашечной доске | Познакомить с правилом: Если после того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена, не зависимо от количества шашек и количества разворотов. | 2 |
15 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки | Познакомить с правилом: простая шашка, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Ход и бой Дамкой. | 2 |
16 | «Этикет игрока» - Правила поведения во время игры | Познакомить с правилами поведения во время игры Смотри приложение №1 | 2 |
17 | «Как справится с задачей?» | Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б. Работа с диаграммами. Игра «Сдавайся». Тренировочные упражнения. | 1 |
18 | «Веселый бой» | Стихотворение Юровскй Е.М. «Перед боем шашки в ряд На земле своей стоят» ". Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки» | 1 |
19 | Викторина «Королевство шашек» | Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ. | 1 |
20 | «Подготовка к соревнованиям между командами ДОУ». | Практическое закрепление материала. | 1 |
21 | «Лесной турнир» | Практическое закрепление материала. | 1 |
23 | «Соревнования» | Подведение итогов года. Соревнования между игроками в детском саду, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры». | 1 |
Итого: | 36 |
Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки
Методика проведения диагностики:
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
Диагностическая карта сформированности умения
старших дошкольников играть в шашки.
Фамилия, имя ребенка | Расставляет шашки на поле | Начало игры | Ход шашек | Бой шашек соперника | Решение диаграмм | Дамка | Доводит игру до конца |
Пояснения к пунктам таблицы:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
Литература
- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 03.02.2011г.)
- Шашки для детей/ В.К. Погрибной, В.Я. Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
- Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.:Просвещение, 2009.
- Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
- Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.
- Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
- Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
- Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
- Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
- Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
- Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
- Юровский Е.М. Кондратьева Л.П. Зайкины шашки: Книжка-игра для маленьких.-СПб.: Издательский дом «Литера»: 2001.-64с.: ил.
- Internet ресурсы, сайты
Приложение 1.
Правилами поведения во время игры Правило 1: Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки, благодаря друг друга за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника с победой.
Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру.
Правило 2: Взялся – ходи!
Правило 3: Если Ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно поправить, Вы говорите «поправляю» и уже потом поправляете шашку.
Правило 4: Если у Вас возникла одна из ситуаций, описанных в главе 4, и требуется помощь судьи или помощника судьи чтобы посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью.
Правило 5: Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями
Приложение 2.
1) Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
4) Знают все : и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа совместной деятельности воспитателя с детьми по обучению игре в шашки кружок "Русские шашки"
Программа направлена на обучение детей игре в русские шашки....
Рабочая программа факультатива "Шашки"
Факультатив по шашкам для старшего дошкольного возраста....
рабочая программа кружка "Шашки"
программа для детей старшего дошкольного возраста кружка "Шашки"...
Рабочая программа по шашкам для дошкольников
Рабочая программа по шашкам для дошкольников...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАШКИ «ВОЛШЕБНЫЕ ШАШКИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАШКИ «ВОЛШЕБНЫЕ ШАШКИ»...
Рабочая программа кружка "Шашки"
Обучение детей в игре русские шашки....
Рабочая программа по шашкам и шахматам "Мир фигур" для детей 5-7 лет.
Шашки и шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются сло...