Паспорт музыкального зала
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Самсонова Юлия Александровна

Пояснительная записка

Музыкальный зал - центр приобщения к музыкальному искусству и развития музыкально-художественной деятельности у воспитанников.

Центром всей образовательной работы зала является развивающая предметно - пространственная среда. Ей принадлежит ведущая роль в укреплении психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития, а также повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Музыкальный зал - это копилка лучших традиций, поэтому задача музыкального руководителя- сделать накопленный опыт живым, доступным, уметь творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу музыкального зала, чтобы воспитанники чувствовали себя в нем, как у себя дома.

Условиями полноценности функционирования музыкального зала является его методическое и организационное обеспечение, соответствующее современным требованиям, а также необходимое техническое оснащение и оборудование и пособия, а также игрового материала для детей.

Созданием развивающей предметно - пространственной среды и использование её потенциала для приобщения каждого воспитанника к музыкальному искусству занимается музыкальный руководитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_zala.docx32.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


ПАСПОРТ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
 СРЕДЫ. 

Музыкальный зал.




Содержание

Пояснительная записка        3

Нормативно-правовая и методическая база построения развивающей предметно - пространственной среды музыкального зала        3

Санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к музыкальному залу        4

Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала (в соответствии с требованиями ФГОС) .. ..6

Информационная справка о музыкальном зале        9

Анализ создания условий в музыкальном зале в соответствии с федеральными требованиями и перечнем необходимого материала развивающей предметно - пространственной среды зала        10

Перспектива развития развивающей предметно - пространственной среды музыкального зала         15

Пояснительная записка

Музыкальный зал - центр приобщения к музыкальному искусству и развития музыкально-художественной деятельности у воспитанников.

Центром всей образовательной работы зала является развивающая предметно - пространственная среда. Ей принадлежит ведущая роль в укреплении психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития, а также повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Музыкальный зал - это копилка лучших традиций, поэтому задача музыкального руководителя- сделать накопленный опыт живым, доступным, уметь творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу музыкального зала, чтобы воспитанники чувствовали себя в нем, как у себя дома.

Условиями полноценности функционирования музыкального зала является его методическое и организационное обеспечение, соответствующее современным требованиям, а также необходимое техническое оснащение и оборудование и пособия, а также игрового материала для детей.

Созданием развивающей предметно - пространственной среды и использование её потенциала для приобщения каждого воспитанника к музыкальному искусству занимается музыкальный руководитель.

Нормативно - правовая и методическая база построения развивающей предметно - пространственной среды музыкального зала

 Закон РФ «Об образовании»

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)

СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" S Конвенция о правах ребенка

  Звук-волшебник. Т.Н. Девятова, М.: «Линка-пресс», 2006 г.

 «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.Н.Г.Кононова. М.: Просвещение, 1982 г.

 Санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к музыкальному залу.

Музыкальный зал должен находиться с южной стороны здания.

Площадь не менее 75 м2.

Музыкальный зал не должен быть проходным помещением.

Половое покрытие должно обладать низкой теплопроводностью.

Поверхность стен помещения для музыкального зала окрашены в светлые тона с коэффициентом отражения 0,6-0,8.

Освещение музыкального зала ДОУ - естественное. Величина коэффициента естественного освещения (КЕО) не менее 1,5%.

Шторы на окнах не должны снижать уровень естественного освещения. Цветы на окнах не должны снижать уровень освещения.

Осветительная аппаратура должна обеспечивать равномерный свет. Уровень освещения не менее 150 л.к. Лампы накаливания должны иметь защитную арматуру (светильники). Все источники освещения должны находиться в исправном состоянии.

Чистоту оконных стекол производить не реже 2 раз в год.

В качестве нагревательных приборов могут использоваться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы. Температура поверхности обогревательных приборов не более + 80 градусов С.

Обогревательные элементы должны быть ограждены съемными решетками.

Температура воздуха в музыкальном зале + 20 градусов С. Влажность воздуха 40- 60 %.

Проветривание сквозное и угловое по 10 минут через 1,5 часа. Проветривание проводится в отсутствии детей и заканчивается за 30 минут до прихода детей.

Перед каждым занятием необходима влажная уборка помещения.

Мебель согласно возрасту детей. Высота стульчиков в среднем 260-300 мм.

Длительность занятий составляет:

•Ранний возраст - 10 минут;

  • 1 младшая группа - 10 минут
  • 2 младшая группа - 15 минут;
  • Средняя группа - 20 минут;
  • Старшая группа - 25 минут;
  • Подготовительная к школе группа - 30 минут.

Для показа диафильмов, мультимедиа используют проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1м и не более 1,3м. Показ на стене не допускается. Соотношение расстояния проектора от экрана и расстояния зрителей первого ряда от экрана представлено в таблице:

Расстояние

Ширина

Расстояние 1-го

проектора от экрана

экранного

ряда от экрана (м)

(м)

изображения

4,0

1,2

2,4

3,5

1,0

2,1

3,0

0,9

1,8

2,5

0,75

1,5

2,0

0,6

1,2

Для просмотра видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59-69 см. высота их установки должна составлять 1-1,3м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2-3м и не дальше 5-5,5м от экрана. Стулья устанавливаются в 4-5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5-0,6м. Детей рассаживают с учетом их роста.

Принципы построения развивающей предметно- пространственной среды музыкального зала

Проектируя развивающую предметно - пространственную среду педагоги ориентировались на общие требования к подбору оборудования и материалов для оформления помещения музыкального зала.

При создании развивающей предметно - пространственной среды музыкального зала учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которые должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах обогащения слухового опыта, накапливания представления о жизни и творчестве композиторов, обучения анализировать, сравнивать и сопоставлять при разборе музыкальных форм, развития умения чистоты интонирования, стимуляции самостоятельной деятельности детей, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

  1. обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
  2. способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  3. создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  4. обеспечивает открытость дошкольного образования;
  5. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Ребенок развивается в деятельности. Развивающая предметно - пространственная среда должна способствовать формированию познавательных способностей малышей, их творческого потенциала. Способ действия младшего дошкольника - "вижу-действую", поэтому развивающая среда в музыкальном зале яркая, насыщенная, привлекательная. Цветовой дизайн музыкального зала выдержан в спокойной золотисто-зеленой гамме. Весь материал доступен детям, безопасен, его насыщенность контролируется педагогами по мере прохождения основных тем, пополняется с участием детей.

Учитывая требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования при использовании потенциала развивающей предметно - пространственной среды музыкального зала,, а именно обеспечение следующих психолого- педагогических условий:

  1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  2. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  3. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  4. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  5. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  6. возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  7. защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Учтены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении В. А. Петровского:

  1. Обеспечение безопасности жизни, укрепление здоровья и закаливание организма. Согласно части VI. Требования к размещению оборудования в помещениях дошкольных образовательных организаций (СанПин 2.4.1.3049-13) детская мебель и оборудование для помещений группы изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей, и имеют документы, подтверждающие их происхождение и безопасность. Стулья и столы одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей группы. Все шкафы группового помещения укреплены, имеются оборудования, решающие вопросы оздоровления детей.
  2. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей — установление контакта между ними.

Личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции — общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя.

  1. Принцип активности. В основе основной общеобразовательной программы МДОУ заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела.
  2. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В среде группы заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач.
  3. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Среда побуждает у детей активность, дает им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть.
  4. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами.
  5. Принцип открытости — закрытости. Этот принцип представлен в нескольких аспектах.

Открытость Культуре — присутствие элементов живописи по русским народным сказкам, подборка детских книг в соответствии с возрастом детей, музыкальных произведений.

  1. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Информационная справка о музыкальном зале Общая площадь: 54,4 кв.м.

Освещение: лампочное,, 40 лампы по 100 Ватт.

Напольное покрытие: паркет покрытый коврами Наличие дневного света: 4 больших окна

Мебель: пианино; 30 детских стульчиков, расписанных в стиле «Хохлома»; 3 шкафов; 2 тумбы, 1 письменный стол,19 больших стульев, 2 маленькихс тола с росписью под хохлому.

Музыкальный зал оборудован:

 инструментами (фортепиано, синтезатор);

 музыкальным центром;

 магнитной доской;

Анализ создания условий в соответствии с федеральными требованиями и перечнем необходимого материала развивающей предметно - пространственной среды музыкального зала.

Содержание развивающей предметно - пространственной среды зала, согласно требованиям федерального образовательного стандарта дошкольного образования обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах музыкальной деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

  • развитие двигательных способностей в соответствии с музыкой
  • развитие слуховых и ритмических навыков
  • развитие певческих навыков
  • развитие самостоятельной деятельности детей
  • развитие у детей умения заниматься совместным творчеством в коллективной музыкальной деятельности

Музыкальное развитие дошкольника включает приобретение опыта в следующих видах музыкальной деятельности: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений под музыку, направленных на развитие таких физических качеств, как координация; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, овладение навыками подвижных музыкальных игр , овладение навыками пения, слушания и анализирования музыкальных произведений, танцевальными навыками.

Для музыкального развития детей используются оборудование, инвентарь и пособия музыкального зала.

В соответствии с примерным перечнем оборудования оснащения помещений проведена инвентаризация зала для развития музыкальных способностей у дошкольников.

Тип оборудования

Наименования оборудования

Кол-во

Музыкальные инструменты

Бубны

4

барабаны

2

арфы

2

Металлофон 12 тонов

1

Маракасы

4

треугольник

1

Ритмические ладошки

4

Игрушки, пособия, атрибуты к играм, танцам

Флажки разноцветные

30

Цветные платочки

10

Султанчики

20

Осенние листья

30

Цветы

30

Снежки

25

Кукла в одежде (30-50 см)

1

Театральная деятельность

Ширма напольная для театра

1

1

Набор кукол к различным сказкам

10

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разработки физкультурных занятий в зале для детей от 3до 7лет

Данные разработки являются приложением к проекту "Модель развивающей физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ", а также могут использоваться для занятий с детьми по прогамме " Развитие" и как ...

Упражнения в спортивном зале для детей с нарушениями зрения

Некоторые дидактические игры, игры-упражнения используемые в коррекционно-образовательном процессе...

физкультурно-оздоровительная среда в спортивном зале

организация физкультурно-оздоровительной среды в спортивном зале....

«Организация занятий в тренажёрном зале»

В последнее время  отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с коррекционной направленностью.Актуальной становиться проблема поиска эффективных путей укреплен...

Презентация "Правила поведения в спортивном зале"

Данная презентация  предназначена  для работы с детьми среднего и старшего  дошкольного возраста....

Оформление музыкального зала

Праздников и развлечений в детском саду проходит очень много. И хочется, чтобы музыкальный зал был украшен нарядно, ярко и по-новому. Музыкальные руководители, наверное, со мной согласятся, что иногда...

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В КОМПЬЮТЕРНОМ ЗАЛЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Даны рекомендации по организации работы в компьютерном классе для дошкольников...