Профилактика речевых нарушений
материал
Профилактика речевых нарушений в режимных моментах в санаторном детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_rechevyh_narusheniy.docx | 325.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика речевых нарушений в режимных моментах в санаторном детском саду
Детский сад №56 «Пушинка» санаторного типа для детей с повышенным риском заболеваемости туберкулезом, детей, перенесших это заболевание или имеющих непосредственный контакт с больными. За годы работы построена система оздоровления детей, которая включает в себя профилактические мероприятия: проветривание, воздушный режим в детском саду, прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, воздушные ванны, босохождение, контрастное обливание, «Дорожка здоровья», дыхательная гимнастика после сна, точечный массаж, полоскание носоглотки, физиолечение, ЛФК, лечебная дыхательная гимнастика и тд. Коррекционно-логопедическая работа на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа строится с учетом внутреннего расписания ДОУ, поэтому возникла необходимость во взаимодействии воспитателя и логопеда в коррекционной работе. Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы.
Цель: Профилактика речевых нарушений и повышение эффективности коррекционно-логопедической и здоровьесберегающей работы в детском саду.
Задача: Изучить новые действенные и обменяться имеющими формами взаимодействия в условиях круглосуточного пребывания детей.
В рамках реализации комплексного подхода в профилактике речевого нарушения у детей санаторных групп круглосуточного пребывания используются разнообразные системы работы:
- Перед или после дыхательной гимнастики детям предлагаются на выбор самодельные пособия для развития воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.
- Перед чисткой зубов, предлагается детям легкий массаж губ и языка зубной щеткой. Легкое постукивание щеткой по губам и щекам. Язык поглаживаем тыльной стороной щетки. Если язычок нужно расслабить, то –движения должны быть от центра к краям, а если язычок вялый и тонус снижен - направление движений от периферии к центру. При массаже губ и языка существуют противопоказания, это любые ранки, инфекции ротовой полости, герпес, трещинки, а также неприятные ощущения у ребенка во время массажа.
- Самомассаж перед точечным массажем прекрасно расслабляет и снимает физическое, эмоциональное напряжение. Самомассаж сопровождается текстом из книги О. И. Крупенчук:
«Ручки растираем и разогреваем
И лицо теплом своим мы умываем
Грабельки сгребают все плохие мысли
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро…».
- Утренняя артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядки, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица и гибкость частей речевого аппарата. Используется хорошая знакомая детям книжка Н. В. Нищевой «Веселая артикуляционная гимнастика».
- Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук улучшают двигательную активность, координацию и точность движений рук, содействуют нормализации речевой функции. Их выполняют на занятиях или после дневного сна. Упражнения для развития мелкой моторики следует освоить в первую очередь, обучая детей выполнять их как правой, так и левой рукой, вовлекая в работу все пальчики. Используются упражнения Т.А. Ткаченко: «Замок», «Ворота», «Цветок», «Собака» (1 вариант), «Зайчик», «Кошка» и др. Из книги В.В. Цвынтарного «Играем пальчиками и развиваем речь»: «Домик», «Очки», «Лодка», «Стул», «Стол», «Собака» (2 вариант), «Мышка», «Лошадка», «Петушок», «Курочка», «Птичка» и др.
- При босохождении на «Дорожках здоровья» детям предлагается протяжно произносить гласные, согласные звуки и слоги. При использовании упражнения на координацию речи с движением развивается физиологическое и речевое дыхание, активизация речевых процессов, формирование слухового внимания, воспитание чувства ритма и темпа, становление координации общих движений и тонких пальцев рук.
Например: звук «Л» – «Самолет летит» дети руки разводят в стороны на уровне плеч.
звук «Ш» - «Змея шипит», руки соединены в ладонях перед собой, как голова змеи.
Звуки «З» и «Ж» - «Летит комарик» или «Летит жук», дети сгибают руки в локтях и машут только кистями рук и тд
Все виды заданий проводятся в игровой форме и должны вызывать только положительные эмоции у детей, приносить радость и удовольствие. Все задания выполняются в режимном порядке по всем правилам гигиены и под наблюдением воспитателя и логопеда.
Таким образом, внедрение логопедических технологий в профилактические мероприятия детского сада позволяют улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.
О работе воспитателя над развитием речевого дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...
Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."
Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...
Перспективный план работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевой моторики (Профилактика речевых нарушений в группах младшего и среднего возраста)
Перспективный план работы...
Перспективный план работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого дыхания у детей младшего и среднего дошкольного возраста (профилактика речевых нарушений)
Перспективный план работы...
Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.
Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, те...
Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи
Консультация учителя-логопеда для родителей Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи...
Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи
Профила́ктика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска....