План работы по самообразованию Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
учебно-методический материал (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 31.73 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Пояснительная записка
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач воспитателя.
Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю.
В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.
- Актуальность выбранной темы
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Назначение программы связано с необходимостью воспитывать у детей дошкольников представление о той малой Родине, где они живут в данный момент, представление об её историческом прошлом в доступной для их понимания форме, о тех достопримечательностях родного города, о его памятниках, музеях, административных зданиях.Поэтому особую актуальность приобретает работа по воспитанию и развитию у детей нравственно-патриотических чувств, любви к родному краю, уважение и бережное отношение к его природным богатствам.
Реализация программы предусматривает целенаправленные совместные усилия всех участников воспитательно-образовательного процесса.
2.Нормативно - правовое обеспечение программы по самообразованию.
*Конституция Российской Федерации.
*Федеральным законом «Об Образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
*Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
*Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
*Приказ Министерства труда и социальной защиты российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г.Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
* Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
3. Проблема нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, и в частности – чувства патриотизма.
Нравственно-патриотическое воспитание невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края. В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом из возрастных особенностей, национальной культуры, традиций народа, природы родного края.
Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьей. Старая истина – нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью. Работа с семьей в области патриотического воспитания детей требуют серьезного осмысления нетрадиционных подходов и форм, иначе наши усилия окажутся напрасными.
Гражданское и патриотическое воспитание детей чрезвычайно актуально в условиях современного общества. Педагогическая ситуация требует методических материалов и рекомендаций для практических работников дошкольных образовательных учреждений.
Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
Ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине
В ходе анализа воспитательно - образовательных отношений в ДОО по нравственно-патриотическому воспитанию воспитанников были выявлены следующие проблемы:
1.Недостаточная компетентность педагога по данной проблеме, слабое владение современными технологиями и программами по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
2.Отсутствие системы нравственно-патриотического воспитания.
3.Средний уровень сформированности нравственно-патриотических качеств дошкольника.
Для выявления заинтересованности родителей данной темой было проведено анкетирование родителей.
В анкетировании приняли участие 80% родителей. В результате анкетирования мы выявили высокую степень заинтересованности родителей в воспитании патриотических чувств у детей. Поэтому многие родители охотно согласились вести сотрудничество с воспитателями по данной теме. Как видно из результатов анкетирования, многие родители сами испытывают трудности в привитии детям любви к своей малой родине, своей стране. А это значит, что нужно наметить более конкретные и интересные формы работы воспитателя и родителей.
Выбор темы обусловлен пониманием воспитателям и родителями значимости этой проблемы, с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей и родителей о родном крае, свое стране с другой стороны.
4. Цель и задачи программы
Цель: Повышение профессионального уровня педагога (теоретических и практических знаний и умений) по формированию нравственно-патриотических качеств дошкольника через ознакомление с родным краем.
Задачи:
- Создать развивающую предметно – пространственную среду, способствующую воспитанию гражданина и патриота своей страны, своего края для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций.
- Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
- Сформировать нравственные качества личности дошкольников через ознакомление с родным селом;
- Воспитание у дошкольника любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
- Развивать речь детей старшего дошкольного возраста по средствам использования на занятиях и режимных моментах народного фольклора.
- Развивать творческие способности детей путем знакомства с народным декоративно-прикладным искусством.
- Разработать (подобрать материалы) и применить на практике:
- консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье»);
- консультацию для педагогов на тему: «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем», выступление на педагогическом советепо данной теме.
- перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
5. Перспективы при продолжении работы:
- Продолжить работу по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (согласно возрастной группе);
- Изучить новинки методической литературы;
- В работе с детьми использовать интересные формы и методы по развитию нравственно-патриотических качеств личности дошкольника через ознакомление с родным селом; Продолжить подборку игр и игровых упражнений по данной теме;
- В работе с родителями включать анкеты, беседы, организацию совместных праздников, использовать интересные активные формы работы.
6. При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным поселком положены следующие принципы:
- Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
- Принцип гуманизации. Предполагает умение воспитателя встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
- Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном поселке с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
- Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой ДК,музеем и т.п.
Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями поселка.
- План реализации программы
Направление
Сроки
Содержание
Практические выходы
1 этап Подготовительный: сентябрь - декабрь
1. Теоретический,
методический
анализ
состояния проблемы.
Сентябрь, Октябрь,Ноябрь
В течение года
-Подбор методической, справочной литературы по технологиям нравственно-патриотического воспитания применительно к дошкольному возрасту.
-Составление картотеки методической литературы по проблеме.
-Теоретический анализ материалов передового педагогического опыта по данной теме.
-Составление банка педагогического опыта по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
2. Оценка
возможностей и ресурсов в решении проблемы
Сентябрь, Октябрь,
Определение уровня педагогического процесса: - самооценка педагога; - педагогическая диагностика воспитанников по мет. Верещагиной Н.В. образовательных областей: социально-коммуникативное и познавательное развитие дошкольников;
- определение уровня материально - технической базы(создание развивающей предметно-пространственной среды , разнообразие дидактических пособий);
-определение уровня родительской активности, компетентности по нравственно-патриотическому воспитанию. Анкетирование родителей
- «Каким вы хотите видеть своего ребенка?»
3. Повышение
теоретического
уровня.
Ознакомление с авторскими программами по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников:
- «Воспитание на социокультурном опыте»Е.А.Губина, Н.С. Кудряшева, Г.И. Лугвина, Н.Б. Майорова, С.В. Перькова, Н.Ю Твардовская.
- Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. 2-е изд, перер. И доп.- СПб: Детство-Пресс, 2010.- 304с.
-Изучение технологий, методов и приемов реализации задач нравственно- патриотического воспитания
- Методика игровой деятельности по Губановой Н.Ф.
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр с окружающим миром (4-7 лет) «Мозаика – Синтез» Москва 2016г.
-Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением
-Система работы в режимных моментах, ОД.
- Проектная и исследовательская деятельность:
- Проведение тематических праздников, дней и недель; экскурсий.
2 этап: Основной. Организация работы по программе.
1. Процесс реализации технологий
нравственно-патриотического воспитания
- Составление комплексно - тематического плана работы с включением мероприятий по нравственно-партиотическому воспитанию дошкольников.
- Участие в педсоветах по данной теме
Информация для родителей и педагогов
Процесс реализации технологий
нравственно-патриотического воспитания
в ДОО
Процесс реализации технологий
нравственно-патриотического воспитания
в ДОО
Деятельность
по
обобщению
опыта
Формы и методы работы:
- Обновление развивающей предметно-пространственной старшей группы (центра патриотического воспитания в старшей - подготовительной группе детского сада «Моя Родина - Россия»). Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию во все группы ДОО.
Беседы с детьми 5-7 лет по темам:
-«Улица, на которой я живу»;
- «Я люблю свое село и район, где я живу»;
-«Памятники и достопримечательности родного поселка. Кто больше назовет улиц нашего села?»
- «Как выращивают хлеб»
-«В русской горнице»
-«Что такое доброта?»
-«Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду».
-«Беседа о березке — символе России».
-«Москва — столица нашей Родины»
«Защитники Родины»
-«Мамочка любимая».
-«Что лучше - плохой мир или хорошая война
-«Покорение космоса».
-«Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны» (старшая - подготовительная группа).
Восприятие рассказов, стихотворений и нравственные беседы по ним:
К.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»
Митяев А. «Мешок овсянки», «Родина»
Есенин «Белая береза»
Аким «Моя родня»,
Э. Мошковская «Хитрые старушки»
Ю.Олеши «Три толстяка»
А.Барто «Мой сосед Иван Петрович»
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?
С. Я. Маршак «Друзья -товарищи»
Я.Л.Аким «Друг», «Жадина»
А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивей»
С. Маршак «День Победы» и др.
Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе, родине.
Экскурсии по поселку Пелым (с детьми старшей и подготовительной группы).: в библиотеку, ДК, больницу, храм, музей , к памятнику погибшего солдата.
Дидактические игры (с детьми старшей и подготовительной группы) :
«Сложи герб из фрагментов», «Флаг России»; «Д/и «Кто где живет?»
«Когда это бывает?»Где чей дом?», «Кто, где работает», «Скажи наоборот», «Хорошо- плохо»
,«Наши соседи», «Угадай по описанию».
Просмотр презентации « Наш поселок».
Сюжетно - ролевые игры:
«Моряки», Почта», «Защитники», «Школа»,Путешественники» и др.
Рассматривание дидактического материала: «Фотовыставка «Моя малая Родина», «Моя семья».
«Лента времени» как форма работы с детьми старшей и подготовительной группы.
Прослушивание «Государственного гимна России».
Музыкальные народные игры:«Вышел Ваня погулять», « По – малину в сад пойдем», « Гори - гори ясно!», «Игра с лентой», «Золотые ворота», «Ручеек», и др.
Спортивные народные праздники, развлечения: «День народного единства», «Рождество» «Деньзащитника Отечества», «Масленица».
Проведение акций (с детьми старшей группы): «Мы - спасатели природы», «Покормите птиц зимой»; «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.
-Викторины, КВН – закрепление и обобщение знаний (викторина «Мы многое знаем о наше крае»).
Музей- как форма работы :знакомство с жизнью и бытом наших предков в музее «Русская изба»;
Стенд «Моя Родина - Россия»
игры по патриотич. воспитанию.
Выставка рисунков "Улицы нашего села",
«Природа проселка Пелым».
Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».
Информация в
родительский уголок
Выставка композиций «Мы с мамой» (к празднику 8 Марта)
Выставка детских работ «Мамин портрет».
Озеленение
территории
учреждения поселка
Экологические акции «Посади дерево», «Украсим клумбыцветами»
Фотовыставка «Моё любимое место в поселке»
-Родительские собрания по проблемам нравственно-патриотического воспитания дошкольников
- Проведение «Дней открытых дверей» с показом ОД по нравственно-патриотическому воспитанию
- Участие родителей в конкурсах и мероприятиях детского сада.
- Участие родителей в экскурсиях по поселку, акциях совместно с детьми
- Работа по благоустройству территории детского сада и поселка.
- Консультации:
- «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»;
- «Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
-«Воспитание маленького гражданина»;
- «Формирование ребёнка, как личности, в процессе ознакомления с народными играми».
Оформление альбома «История развития поселка.
- этап: обобщающий, март - май 2021 г
-Сбор материалов по технологиям нравственно- патриотическоговоспитания: работы проектировочного характера (планирование, конспекты ОД, мероприятий, копилка методов и приемов)
- Обобщение педагогического опыта по духовно - нравственному воспитанию дошкольников.
-Изучение результатов диагностирования развития детей по данной проблеме.
-Презентация педагогического опыта на педсовете.
8.Ожидаемый результат реализации программы:
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Блок: «Дети» (должны знать:)
5–6 лет.
* Знать свой домашний адрес, название поселка, округа.
* Иметь представление о символике района, округа.
* Знать название улиц села.
*Иметь представление о жизни и быте народа своего поселка.
* Узнавать на фотографиях достопримечательности села, уметь рассказывать о них.
* Знать профессии своих родителей.
* Знать правила поведения в природе.
* Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
* Различать некоторые рода войск.
6–7 лет.
* Краткие сведения об истории возникновения поселка.
* Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
*Знать герб, флаг .
* Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
* Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
* Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
* Правила безопасности поведения в природе и на улице поселка.
* Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Блок - «Родители» Критерии:
* Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания;
* Расширение знаний о своем родном селе;
* Включенность родителей в деятельность ДОО:
* Участие в родительском клубе по нравственному воспитанию детей, например: «Традиции моей семьи», «Моя родословная» и др;
*Участие родителей в проведении праздниках, благотворительных акциях;
9. Список литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию: «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников».
Цель: Воспитание гуманной, духовно –нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у дошкольников интереса к национальной культуре, обычаям, тр...
План работы по самообразованию Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Содержание 1. Пояснительная записка 2. Актуальность выбранной темы 3. Нормативно - правовое обеспечение программы по самообразованию. 4. Проблема нравственно-патриотического воспитания детей с...
План работы по самообразованию. Тема::«Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»
Ф.И.О. Коновалова Татьяна Анатоль...
План работы по самообразованию Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Материал для педагогов ДОУ...
План работы по самообразованию Тема: « Духовно-нравственного воспитания дошкольников через знакомство со сказкой»
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»...
План работы по самообразованию Тема: « Духовно-нравственного воспитания дошкольников через знакомство со сказкой»
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»...
План работы по самообразованию Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Пояснительная записка Что мы Родиной зовем?Дом, где мы с тобой растемИ березки у дороги,По которой мы идемЧто мы Родиной зовем?Солнце в небе голубом.И душистый, золотистыйХлеб за праздничным стол...
- Мне нравится (1)