План работы по самообразованию Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
проект (старшая группа)

Жеребкова Алла Николаевна
  1. Пояснительная записка

 

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов

 

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач воспитателя.

Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю.

В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx64.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №12 «Сказка»

План работы по самообразованию

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

2024г.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность выбранной темы
  3. Нормативно - правовое обеспечение программы по самообразованию.
  4. Проблема нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.  
  5. Цель и задачи программы
  6. Перспективы при продолжении работы:
  7. При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным поселком  положены следующие принципы:
  8. План реализации программы на 2024- 2025 уч. гг.        
  9. Ожидаемый результат реализации программы:
  10. Список литературы
  11.  Приложение

  1. Пояснительная записка

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач воспитателя.

Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю.

В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

  1.  Актуальность выбранной темы

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к  месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы  интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков. 

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Назначение программы связано с необходимостью воспитывать у детей дошкольников представление о той малой Родине, где они живут в данный момент, представление об её историческом прошлом в доступной для их понимания форме, о тех достопримечательностях родного города, о его памятниках, музеях, административных зданиях. Поэтому особую актуальность приобретает работа по воспитанию и развитию у детей нравственно-патриотических чувств, любви к родному краю, уважение и бережное отношение к его природным богатствам.

Реализация программы  предусматривает целенаправленные совместные усилия всех участников воспитательно-образовательного процесса.

3.        Нормативно - правовое обеспечение программы по самообразованию.

*        Конституция Российской Федерации.

*        Федеральным законом «Об Образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ

*        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

*        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

*        Приказ Министерства труда и социальной защиты российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г.Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

* Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).

4. Проблема нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.  

Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, и в частности – чувства патриотизма.

Нравственно-патриотическое воспитание невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края. В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом из возрастных особенностей, национальной культуры, традиций народа, природы родного края.

Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьей. Старая истина – нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью. Работа с семьей в области патриотического воспитания детей требуют серьезного осмысления нетрадиционных подходов и форм, иначе наши усилия окажутся напрасными.

        Гражданское и патриотическое воспитание детей чрезвычайно актуально в условиях современного общества. Педагогическая ситуация требует методических материалов и рекомендаций для практических работников дошкольных образовательных учреждений.

Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.

Ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине

В ходе анализа воспитательно - образовательных отношений в ДОО по нравственно-патриотическому воспитанию воспитанников были выявлены следующие проблемы:

1.        Недостаточная компетентность педагога по данной проблеме, слабое владение современными технологиями и программами по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

2.        Отсутствие системы нравственно-патриотического воспитания.

3.        Средний уровень сформированности нравственно-патриотических  качеств дошкольника.

Для выявления заинтересованности родителей данной темой было проведено анкетирование родителей.

В анкетировании приняли участие 80% родителей. В результате анкетирования мы выявили высокую степень заинтересованности родителей в воспитании патриотических чувств у детей. Поэтому многие родители охотно согласились вести сотрудничество с воспитателями по данной теме. Как видно из результатов анкетирования, многие родители сами испытывают трудности в привитии детям любви к своей малой родине, своей стране. А это значит, что нужно наметить более конкретные и интересные формы работы воспитателя и родителей.

Выбор темы обусловлен пониманием воспитателям и родителями значимости этой проблемы, с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей и родителей о родном крае, свое стране с другой стороны.

5.  Цель и задачи программы

Цель: Повышение профессионального уровня педагога (теоретических и практических знаний и умений) по формированию нравственно-патриотических качеств дошкольника через ознакомление с родным краем.

Задачи:

  1. Создать развивающую предметно – пространственную среду, способствующую  воспитанию  гражданина и патриота своей страны, своего края для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций.
  2. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
  3. Сформировать нравственные качества личности дошкольников через ознакомление с родным селом;
  4. Воспитание у дошкольника любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  5. Развивать речь детей старшего дошкольного возраста по средствам использования на занятиях и режимных моментах народного фольклора.
  6. Развивать творческие способности детей путем знакомства с народным декоративно-прикладным искусством.
  7. Разработать (подобрать материалы) и применить на практике:

- консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье»);

- консультацию для педагогов на тему: «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем», выступление на педагогическом совете  по данной теме.

- перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

6. Перспективы при продолжении работы:

- Продолжить работу по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (согласно возрастной группе);

- Изучить новинки методической литературы;

- В работе с детьми использовать  интересные формы и методы по развитию нравственно-патриотических качеств личности дошкольника через ознакомление с родным селом; Продолжить подборку игр и игровых упражнений по данной теме;

 - В работе с родителями включать анкеты, беседы, организацию совместных праздников, использовать интересные активные формы работы.

7. При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным поселком  положены следующие принципы:

  1. Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).  
  2. Принцип гуманизации. Предполагает умение воспитателя встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
  3. Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном поселке  с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
  4. Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой ДК,  музеем и т.п.

Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями поселка.

  1. План реализации программы на 2024- 2025 уч. гг.        

Направление

Сроки

Содержание

Практические выходы

1 этап Подготовительный: сентябрь 2024 г - декабрь 2024г.

1. Теоретический,

методический

анализ

состояния проблемы.

Сентябрь,

Октябрь,

Ноябрь

2024г.

В течение года

-Подбор методической, справочной литературы по технологиям нравственно-патриотического воспитания применительно к дошкольному возрасту.

-Составление картотеки методической литературы по проблеме.

-Теоретический анализ материалов передового педагогического опыта по данной теме.

-Составление банка педагогического опыта по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

2. Оценка

возможностей и ресурсов в решении проблемы

Сентябрь,

Октябрь,

2024г.

Определение уровня педагогического процесса: - самооценка педагога; - педагогическая диагностика воспитанников по мет. Верещагиной Н.В. образовательных областей: социально-коммуникативное и познавательное развитие дошкольников;

- определение уровня материально - технической базы  (создание развивающей предметно-пространственной среды , разнообразие дидактических пособий);

-определение уровня родительской активности, компетентности по нравственно-патриотическому воспитанию. Анкетирование родителей

- «Каким вы хотите видеть своего ребенка?»

3. Повышение

теоретического

уровня.

В течение 2024 г.

Ознакомление с авторскими программами по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников:

- «Воспитание на социокультурном опыте»Е.А.Губина, Н.С. Кудряшева, Г.И. Лугвина, Н.Б. Майорова, С.В. Перькова, Н.Ю Твардовская.

- Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. 2-е изд, перер. И доп.- СПб: Детство-Пресс, 2010.- 304с.

-Изучение технологий, методов и приемов реализации задач нравственно- патриотического воспитания

- Методика игровой деятельности по Губановой Н.Ф.

- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр с окружающим миром (4-7 лет) «Мозаика – Синтез» Москва 2016г.

-Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением

-Система работы в режимных моментах, ОД.

- Проектная и исследовательская деятельность:

- Проведение тематических праздников, дней и недель; экскурсий.

2 этап: Основной. Организация работы по программе. Январь 2025- апрель 2025г.

1. Процесс реализации технологий

нравственно-патриотического воспитания

Январь 2020

- Составление комплексно - тематического плана работы с включением мероприятий по нравственно-партиотическому воспитанию дошкольников.

- Участие в педсоветах по данной теме

Информация для родителей и педагогов

Процесс реализации технологий

нравственно-патриотического воспитания

в ДОО

 Процесс реализации технологий

нравственно-патриотического воспитания

в ДОО

Деятельность

по

обобщению

опыта

В течение 2020-

2021гг.

Формы и методы работы:

- Обновление развивающей предметно-пространственной старшей группы (центра патриотического воспитания в старшей-подготовительной группе детского сада «Моя Родина - Россия»). Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию во все группы ДОО.

 Беседы с детьми 5-7 лет по темам:

-«Улица, на которой я живу»;

- «Я люблю свое село и район, где я живу»;

-«Памятники и достопримечательности родного поселка. Кто больше назовет улиц нашего села?»

- «Как выращивают хлеб»

-«В русской горнице»

-«Что такое доброта?»

-«Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду».

-«Беседа о березке — символе России».

-«Москва — столица нашей Родины»

«Защитники Родины»

-«Мамочка любимая».

-«Что лучше - плохой мир или хорошая война

-«Покорение космоса».

-«Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны»(старшая-подготовительная группа).

Восприятие рассказов, стихотворений и нравственные беседы по ним:

К.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»

Митяев А. «Мешок овсянки», «Родина»

Есенин «Белая береза»

Аким «Моя родня»,

Э. Мошковская «Хитрые старушки»

Ю.Олеши «Три толстяка»

А.Барто «Мой сосед Иван Петрович»

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?

С. Я. Маршак «Друзья -товарищи»

Я.Л.Аким «Друг», «Жадина»

А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивей»

С. Маршак «День Победы» и др.

Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе, родине.

Экскурсии по поселку Пелым (с детьми старшей и подготовительной группы).: в библиотеку, ДК, больницу, храм, музей , к памятнику погибшего солдата.

Дидактические игры (с детьми старшей и подготовительной группы) :

«Сложи герб из фрагментов», «Флаг России»; «Д/и «Кто где живет?»

«Когда это бывает?»Где чей дом?», «Кто, где работает», «Скажи наоборот»,  «Хорошо- плохо»

,«Наши соседи», «Угадай по описанию».

Просмотр презентации « Наш поселок».

Сюжетно - ролевые игры:

«Моряки», Почта», «Защитники», «Школа»,Путешественники» и др.

Рассматривание дидактического материала: «Фотовыставка «Моя малая Родина», «Моя семья».

 «Лента времени» как форма работы с детьми старшей и подготовительной группы.

 Прослушивание «Государственного гимна России».

 Музыкальные народные игры:«Вышел Ваня погулять», « По – малину в сад пойдем», « Гори - гори ясно!», «Игра с лентой», «Золотые ворота», «Ручеек», и др.

 Спортивные народные праздники, развлечения: «День народного единства», «Рождество» «День  защитника Отечества», «Масленица».

 Проведение акций (с детьми старшей группы): «Мы - спасатели природы», «Покормите птиц зимой»; «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.

-Викторины, КВН – закрепление и обобщение знаний (викторина «Мы многое знаем о наше крае»).

 Музей- как форма работы :знакомство с жизнью и бытом наших предков в музее «Русская изба»;

Стенд «Моя Родина - Россия»

игры по патриотич. воспитанию.

 Выставка рисунков "Улицы нашего села",

«Природа проселка Пелым».

Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».

Информация в

родительский уголок

Выставка композиций «Мы с мамой» (к празднику 8 Марта)

Выставка детских работ «Мамин портрет».

Озеленение

территории

учреждения поселка

Экологические акции «Посади дерево», «Украсим клумбы  цветами»

Фотовыставка «Моё любимое место в поселке»

 -Родительские собрания по проблемам нравственно-патриотического воспитания дошкольников

- Проведение «Дней открытых дверей» с показом ОД по нравственно-патриотическому воспитанию

- Участие родителей в  конкурсах и мероприятиях детского сада.

 - Участие родителей в экскурсиях по поселку, акциях совместно с детьми

- Работа по благоустройству территории детского сада и поселка.

- Консультации:

-  «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»;

- «Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

-  «Воспитание маленького гражданина»;

- «Формирование ребёнка, как личности, в процессе ознакомления с народными играми».

 Оформление альбома «История развития поселка.

  1. этап: обобщающий, март - май 2025 г 

-Сбор материалов по технологиям нравственно- патриотического  воспитания: работы проектировочного характера (планирование, конспекты ОД, мероприятий, копилка методов и приемов)

- Обобщение педагогического опыта по духовно - нравственному воспитанию дошкольников.

-Изучение результатов диагностирования развития детей по данной проблеме.

-Презентация педагогического опыта на педсовете.

9.Ожидаемый результат реализации программы:

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Блок: «Дети» (должны знать:)

5–6 лет.

* Знать свой домашний адрес, название поселка, округа.

* Иметь представление о символике района, округа.

* Знать название улиц села.

*Иметь представление о жизни и быте народа своего поселка.

* Узнавать на фотографиях достопримечательности села, уметь рассказывать о них.

* Знать профессии своих родителей.

* Знать правила поведения в природе.

* Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

* Различать некоторые рода войск.

6–7 лет.

* Краткие сведения об истории возникновения поселка.

* Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

*Знать герб, флаг .

* Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

* Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.

* Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

* Правила безопасности поведения в природе и на улице поселка.

* Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Блок -  «Родители» Критерии:

* Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания;

* Расширение знаний о своем родном селе;

* Включенность родителей в деятельность ДОО:

* Участие в родительском клубе по нравственному воспитанию детей, например: «Традиции моей семьи», «Моя родословная» и др;

*Участие родителей в проведении  праздниках, благотворительных акциях;

10. Список литературы

1. Буре Р. С. «Социально – нравственное воспитание дошкольников» - М.: Мозаика-Синтез, 2015.

2. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С, Жигналь Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. 2010 г., 192с.

3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. (младшая, средняя, старшая группы)

4. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. (Младшая, средняя, старшая группы) «Мозаика – Синтез» Москва, 2016

5. Дошкольное воспитание №7 2010.

6. Дошкольное воспитание №3 2010.

7. Дошкольное воспитание №2 2011.

8. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

10. Истоки русской народной культуры в детском саду/ автор-составитель И.Г. Гаврилова. –СПб.: Детство-Пресс, 2010.- 160с.

11. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: методич. Пособие. М.:ТЦ Сфера, 2007,- 208с.- (Растим патриотов в России)

12. Э.П. Костина, Н.Н., Кочнева, Л.Г. Каримова, Л.А. Семенова, Мой родной дом. Программа (для детей 4-7 лет).Учебно-методическое пособие._.Новгород: Талам, 2000, - 96с.

13. Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. 2-е изд, перер. И доп.- СПб: Детство-Пресс, 2010.- 304с.

14. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников  (5 – 7 лет).

15. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. -М.: ТЦ Сфера, 2005

16. Организация предметно развивающей среды по программе социального развития. Л.В.Коломийченко.г. Пермь, 2002 год.

17. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр с окружающим миром (4-7 лет) «Мозаика – Синтез» Москва 2016г.

18. Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении. Волгоград. 2008г. -148с.

19. Посылкина Р.Ю. Использование метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста

20. Программа «Истоки» и «воспитание на социокультурном опыте как целостный образовательный проект формирования системы ценностей у детей дошкольного возраста и их родителей».- 2012г.

21. Соловьева Е.В. Наследие. И быль и сказка…:пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и мл. шк. возраста на основе традиционной отечественной культуры.- М:Обруч, 2011.- 144с.

22. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека".М.:-Просвещение, 2013г

23. Шорыгина Т.А. Наша Родина- Россия. Методическое пособие-М.:ТЦ Сфера, 2011.- 96с. (детям о самом важном)

Приложение

Анкетирование родителей:

- Считаете ли важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?

- Как считаете, нужно ли знакомить детей с родным краем, историей возникновения села?

- Знаете ли вы что-то интересное о своем селе?

- Какую тематику патриотического воспитания ваших детей Вы хотели бы узнать?

- Есть ли у ребёнка желание пополнить свои знания о родном крае, его жителях и жизни села?

- Выражает ли внешне ребенок своё желание и интерес узнать о своём селе?

- Отражает ли полученные знания в играх, беседах, рассказах?

- Есть ли у вашего ребенка и у вас любимое место в селе?

- Как вы воспитываете у вашего ребенка любовь к родному краю ,стране?

- Считаете ли вы, что взаимодействие с воспитателями необходимо при воспитании основ гражданственности?

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости.

Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста.

Крылатая фраза: Все начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.

 С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».

 Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине».

Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.

 Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. Во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка. Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов.

 Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Родители должны рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика.

 В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие.

Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинным патриотом. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам.

Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей. Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой живем, и березки, вдоль которых рядом с мамой мы идем. Что мы Родиной зовем? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Теплый вечер за окном.

Консультация для родителей

«Воспитание маленького гражданина»

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека. На этом возрастном этапе закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста это потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. Помимо патриотических чувств, важным элементом становления маленького гражданина является осознание своей этнической принадлежности. А любое осознание начинается со ЗНАНИЯ.

Знания о том кто я, что такое народ, какой мой народ, какова его история, культура, традиции…. Чувство принадлежности к своему народу у ребенка не появляется само собой, оно нуждается в специальном формировании. Задача развития этно-гражданской идентичности ребенка очень сложна. Воспитательная работа должна носить комплексный характер. Только совместными усилиями родителей и педагогов можно заложить основы уважения и любви к своему народу, своей стране.

Как воспитать гражданина?

- Поощряйте интерес Вашего ребенка к культуре и истории своего народа

- Объясняйте значения народных праздников, обычаев, традиций

- Читайте ребенку народные сказки, потешки

- Используйте в общении с ребенком пословицы и поговорки

 - Играйте с Вашим ребенком в народные игры

 - Обращайте внимание ребенка на события, происходящие в стране

 - Знакомьте ребенка с государственными символами (герб, флаг, гимн)

- Изучайте с ребенком родную природу и учите беречь ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию: «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников».

Цель: Воспитание гуманной, духовно –нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у дошкольников интереса к национальной культуре, обычаям, тр...

План работы по самообразованию Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Содержание 1. Пояснительная записка 2. Актуальность выбранной темы 3. Нормативно - правовое обеспечение программы по самообразованию. 4. Проблема нравственно-патриотического воспитания детей с...

План работы по самообразованию Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где ...

План работы по самообразованию. Тема::«Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»

                                             Ф.И.О. Коновалова Татьяна Анатоль...

План работы по самообразованию Тема: « Духовно-нравственного воспитания дошкольников через знакомство со сказкой»

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы  войти   в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение»...

План работы по самообразованию Тема: « Духовно-нравственного воспитания дошкольников через знакомство со сказкой»

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы  войти   в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение»...