«Формирование вокально-хоровых навыков у детей с особыми образовательными потребностями»
консультация

Мороз Наталья Викторовна

В современном обществе гораздо больше внимания стало уделяться воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта категория детей стала более открытой и доступной в общении. В связи с этим возросла роль музыкального воспитания.

Музыка является одним из наиболее привлекательных видов творческой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Знакомя детей с эмоционально-образным содержанием музыкальных произведений, мы побуждаем их к сопереживанию, сочувствию, состраданию, радости, восторгу и, наконец, дети получают положительный заряд энергии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №4

Составила музыкальный руководитель

Мороз Наталья Викторовна

г.Одинцово

2019 г.

В современном обществе гораздо больше внимания стало уделяться воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта категория детей стала более открытой и доступной в общении. В связи с этим возросла роль музыкального воспитания.

Музыка является одним из наиболее привлекательных видов творческой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Знакомя детей с эмоционально-образным содержанием музыкальных произведений, мы побуждаем их к сопереживанию, сочувствию, состраданию, радости, восторгу и, наконец, дети получают положительный заряд энергии.

Организуя процесс вокально-хоровой работы детей с ограниченными возможностями здоровья, в образовательном учреждении необходимо создать определённые условия. Только их совокупность обеспечит полноценную, грамотно организованную систему музыкального воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.

Первое наиболее важное условие: создание материально-технических условий, обеспечивающих возможность организации пребывания и обучения детей в образовательном учреждении предусмотрено статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения – это второе наиболее важное условие, для организации учебного процесса для детей с ОВЗ. Педагоги должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного, воспитательного и реабилитационного процесса для таких детей.

Исходя из особенностей детей, необходимо работать над решением как общих, так и коррекционных задач по музыкальному воспитанию, к которым относятся следующие:  

Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Необходимо помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в данном виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.  Через пение происходит нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляция процессов возбуждения и торможения.

Укрепление, тренировка двигательного аппарата:

  • развитие равновесия,
  • свободы движений,
  • снятия излишнего мышечного напряжения,
  • улучшение ориентировки в пространстве,
  • координации движений;
  • развитие дыхания;
  • воспитание правильной осанки и походки;
  • формирование двигательных навыков и умений;
  • развитие ловкости, силы, выносливости.

У обучающихся с задержкой психического развития и нарушениями интеллектуальной деятельности часто наблюдаются нарушения в развитии музыкального слуха, его ритмической и динамической основы. У таких детей отмечаются слабость и неустойчивость, прерывистость дыхания, хрипловатый, монотонный голос, часто с носовым оттенком, вялая размытая дикция.

Трудности певческой деятельности детей с нарушениями интеллектуальной деятельности связаны прежде всего с несовершенством вокально-слуховой координации, звукопроизносительной стороны речи или полным отсутствием её, слабостью праксиса.

Однако специально подобранный репертуар с учетом возможностей диапазона детей данной категории, применяемые в игровой форме приемы вокально-хоровой работы, обеспечивают коррекционную направленность пения и дают положительные результаты.

Прежде всего, требуется научить детей правильно дышать и развивать артикуляционный аппарат. Большинство детей с поражением ЦНС дышат ртом. Они часто болеют, имеют слабое физическое развитие, быстро утомляются, более подвержены негативным проявлениям в поведении. От неправильного дыхания особенно страдает нервная система (мозг, позвоночник, нервные центры), так как они не получают достаточного количества кислорода. Для развития и оздоровления дыхательной системы великолепно подходит дыхательная гимнастика Стрельниковой, а так же основные техники развития навыков вокального дыхания

Правильное певческое дыхание существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Как показали исследования, развитие певческого дыхания зависит от репертуара, вокальных упражнений, организации и дозировки певческого тренажа.

Учитывая в работе несовершенство дыхания детей с нарушениями интеллекта, всегда стараюсь давать  упражнения на дыхание, которые позволяют развивать продолжительность выдоха, тренировать силу вдоха и выдоха, делать дыхание более устойчивым.

Навык дыхания в пении состоит из ряда элементов:

- певческая установка, обеспечивающая оптимальные условия для работы дыхательных органов;

Главные правила певческой установки

  • при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.
  • Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов следует:
  • - голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;
  • - стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;
  • - сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги;
  • - корпус держать прямо, без напряжения;
  • - руки (если не нужно держать ноты) свободно лежат на коленях.

Следующий элемент развития дыхания

- глубокий, но умеренный по объёму вдох при помощи мышц живота и спины в области пояса;

- далее момент задержки дыхания, в течение которого фиксируется положение вдоха и готовится атака звука на заданной высоте;

- постепенный и экономный выдох;

- умение распределять дыхание на всю музыкальную фразу;

- регулирование подачи дыхания в связи с задачей постепенного усиления или ослабления звука.

Поэтому изначально, прежде чем  приступить к распеванию, нужно сделать несколько дыхательных упражнений, приучая детей делать короткий вдох через нос и более длительный выдох через рот.

Очень эффективны следующие упражнения:

  • подуть на пёрышки, с
  • дуть пёрышки с ладошки,
  • подуть через трубочку в стакан воды - «Бульканье»,
  • «понюхать» цветы, подуть в трубочку, создав таким образом,
  • «метель» или «листопад» в прозрачной ёмкости, пускать мыльные пузыри: «Посмотри-ка, посмотри, я пускаю пузыри! Синий, красный, голубой, выбирай себе любой!»
  • упражнение «Свеча», которое дети делают с удовольствием.  На команду учителя «Носик – насосик» - ребенок  делает быстрый вдох носом, затем пауза, сложить губы  трубочкой и  по команде учителя
  • «Рот – ветерок» - долгий выдох на воображаемую свечу, которую нужно задуть. Данное упражнение эффективно для максимальной  вентиляции легких, учит детей задержке дыхания на вдохе, также при этом активно задействованы мышцы живота, что  в целом необходимо для детей, вынужденных проводить большую часть времени в сидячем положении.

Подготовительным этапом при подготовке к пению является проведение артикуляционной гимнастики. Для  развития  гибкости и подвижности артикуляционного аппарата можно использовать речевые дикционные разминки: "Ды-бы, ды-бы, ды-бы-бы, пошла баба по грибы", "Коси коса пока роса, роса - долой, коса - домой", "Веники, веники,  да, веники - помелики, да по печи валялися, да с печи оборвалися", а так же распевки на слоги: нэ, ми, но, мэ, да, де, бра, бри и т.д. И логопедические распевки.

Навык артикуляции включает в себя

  • отчетливое, фонетически определённое и грамотное произношение;
  • умеренное округление гласных за счёт пения на скрытом зевке;
  • нахождение высокой вокальной позиции;
  • умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные звуки в любом ритме и темпе.
  • пение гласных с губными согласными «б», «п», «м» активизирует работу губ, помогает энергичнее произносить гласные («би», «ба», «бо», «бу»). Пение гласных с согласной «в» полезно для губ и языка («Вова», «Вера»). Очень полезно распевать скороговорки («Бык-тупогуб»).

 

Нагрузка при исполнении данных дыхательных упражнений и артикуляционной гимнастики ни в коем случае не должна форсироваться! Критерий правильно подобранных нагрузок отсутствие неприятных ощущений, улучшение самочувствия, повышение умственной и физической работоспособности. Это касается и подбора песен для исполнения. Песня должна быть хорошо запоминающейся, доступной по мелодии, ритму, тексту, с возможностью сопровождать ее движениями.
  Опыт работы  с детьми - инвалидами показывает, что дыхательная и артикуляционная гимнастика для детей  с поражением ЦНС должна составлять половину от всей вокально-хоровой работы на уроке, так как она не только настраивает голосовой аппарат для исполнения песен, но и служит для данной категории детей своеобразной коррекционной гимнастикой.

Принимая во внимание тот факт, что при нарушении речи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребенка, задача состоит в том, чтобы путем особых музыкально-ритмических упражнений, приемов, сопровождаемых пением, исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка.

Формируя у детей с ограниченными возможностями здоровья певческие умения и навыки, постепенно необходимо развивать у них музыкальные способности, такие, как:

•        эмоциональная отзывчивость на музыку;

•        ладовое чувство;

•        музыкально – слуховые представления

•        чувство ритма (чувство метра, темпа, ритмического рисунка).

Следует остановиться подробнее на формирование такого чувства, как ритм. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Работа над ритмической чёткостью

Краснощёков «умение петь вместе, ритмически чётко одновременно произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь, чётко выявлять метрическую структуру произведения - является важнейшим качеством хоровых певцов, ибо в ритмичности исполнения заключается тот порядок, без которых, не может быть решена ни одна творческая задача».

Развитие ритмического чутья начинается с первого же момента работы хора. Уже во время пения певцы хора относились к ритму вполне сознательно. Длительности должны активно отсчитываться.

Способы счёта:

- вслух хором ритмический рисунок.

- простучать (прохлопать) ритм и вместе с тем читать ритм песни.

Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого школьник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей еще более тормозит развитие ребенка с ОВЗ, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Для того чтобы развить чувство ритма у школьника, необходимо научить его воспринимать, правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком. Под влиянием музыкально-ритмических упражнений, устанавливается гармония во взаимодействии психических и физических функций. На музыкальных занятиях, для развития чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи рекомендуется использовать следующие упражнения и игры:

  1. Для развития чувства темпа и ритма:

Упражнения с маршировкой

Следует помнить, что ни в чем: ни в осанке, ни в жесте, ни во взгляде, ни в выражении лица – не заключается столько элементов ритма, сколько имеется в маршировке, так как стопа во время прикосновения к земле неуклонно отмечает точку опоры для ритма.

В начале учебного года необходимо вести работу над четким исполнением шага, отрабатывается координация движений общей моторики, по мере усложнения задания, в дальнейшем детям предлагается исполнить марш с атрибутами (ритмическими палочками, молоточками, флажками и т.д.).

Упражнения с мячами – фитболами.

При использовании упражнений с мячами у детей формируется правильная осанка, развивается: дыхание, координация речи и движений, общая моторика. Для этого на занятии используются:

- комплекс общеразвивающих и дыхательных упражнений под музыку

- игровые упражнения на координацию движения и речи

- звучащие стихи (ритмодекламация)

- музыкально-ритмические композиции

При использовании таких игр на занятии осуществляется коррекция психических функций: внимания, памяти, слухового восприятия, коррекция моторной сферы.

Приветственные игры используются для создания благоприятной обстановки на занятии, заряда положительных эмоций.

  1. Для развития координации речи и движения.

Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.). Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или песенном материале.

  1. Вокально-двигательные разминки.

Их цель: сконцентрировать внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом.

Чтобы детям было проще уловить заданный музыкальным произведением ритмический рисунок, основную мелодию следует исполнять. Для этого мелодия должна быть снабжена текстом, понятным по смыслу и доступным для быстрого запоминания ее детьми. Начиная с простейших заданий – игр, музыкальные упражнения постепенно усложняются, становясь все увлекательнее.

  1. Вокальные упражнения очень важны для формирования координации слуха и певческого голоса. Что бы настроить и сосредоточить детей, привести их в рабочее состояние хорошо начать распевание как бы с «настройки». Петь в унисон закрытым ртом

Это упражнение поётся ровно без толчков, на равномерном непрерывном (цепном), мягкие губы не совсем плотно сомкнутые. Начало звука и его окончание должны быть определёнными. В дальнейшим это упражнение можно петь с ослаблением и усилением звучности

Это упражнение можно петь на слоги ма и да. Это упражнение приучит детей округлять и собирать звук, сохранить правильную форму рта при пении гласной «А», а так же следить за активным произношением букв «Н, Д» упругими губами. Очень удобно на слоги лю, ле, потому как это сочетание очень естественно и легко воспроизводится. Здесь нужно следить за произношением согласной «Л», её не будет при слабой работе языка. А гласные «Ю, Е» поются очень близка, упругие губы.

Если при очередном перенесение звука на соседний появляется большое напряжение, то это свидетельствует о нарушение координации в работе голосового аппарата. В этом случая следует вернуться в примарную зону, откуда было начато упражнение снять форсировку и обратить внимание на певческую установку. Примарная зона - тон свободной речи.

Это упражнение может быть полезным для развития динамического диапазона, начать со средней звучности.

Существует и работа над тембром, и главная цель этой работы - сглаживание реестровых переходов т.е. одинаковое выровненное звучание голоса во всём диапазоне. Для подобного рода упражнений сначала используют восходящее и нисходящее поступенноепропевание звуков, затем использование скачков с заполнением. Расширение скачков происходит постепенно, в зависимости, насколько успешно проходит работа и как быстро дети освоят элементарные принципы над этой работай. Здесь я могу только сказать слово ВОЗМОЖНО с 4 -5 детьми из коллектива мы освоим данную технику, а так же техники многоголосья.

В заключение скажу, что навыки, формирующиеся во время распевания в последствии становятся рефлекторными, и, по сути, в одном упражнение моно выявить целый комплекс выработки навыков. Эти упражнения обязательно должны быть выбраны в определённой последовательности, и неважно количество, но это не значит, что нужно выбирать много распевочных упражнений так как, это будет перегрузкой детей, следовательно, отсутствие приобретения навыка.

Таким образом, урок музыки для детей с ограниченными возможностями имеет свои особенности, которые служат не только общей цели - воспитание музыкальной культуры учащихся, но и заставляет искать новые способы для их успешной адаптации в жизни и получении полноценного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с особыми образовательными потребностями"

Формирование культурно-гигиенических навыков (КГН) и навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребёнка. Ребенок совместно со взрослым достигает у...

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей с особыми потребностями

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей с особыми потребностями....

«Рекомендации для родителей по формированию навыков толерантного общения со сверстниками и взрослыми у детей от 0 до 3 лет, в том числе детей с особыми образовательными потребностями»

Развитие чувства сопереживания, поддержки, терпеливости, неравнодушного отношения к другим людям, проявления заботы, внимания и уважения воспитание стремления к пониманию и принятию другого человека я...

Проект развития навыков эффективного общения у детей с особыми образовательными потребностями средствами театрализации «Поделись улыбкою своей»

Актуальность проекта На современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных навыков, обеспечения ус...

Развитие творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями в вокально-хоровой деятельности. (обобщение опыта)

Дети и подростки с ОВЗ так же, как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одарённостью. Для развития способностей детей с ОВЗ требуется специальная помощь и поддержка. Недаром таких детей ...

Развитие коммуникативных навыков у детей с особыми образовательными потребностями с использованием игровой терапии

При отставании в развитии речи у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальным общением, что затрудняет взаимоотношения между индивидом и обществом. Эта проблема требует особого подхода...

Семинар – практикум «Формирование основ финансовой грамотности у детей с особыми образовательными потребностями»

  Недавно мы с коллегами разговаривали о деньгах. Деньгах не как составляющей зарплаты, а деньгах как ресурсе....