«Рекомендации для родителей по формированию навыков толерантного общения со сверстниками и взрослыми у детей от 0 до 3 лет, в том числе детей с особыми образовательными потребностями»
консультация
Развитие чувства сопереживания, поддержки, терпеливости, неравнодушного отношения к другим людям, проявления заботы, внимания и уважения воспитание стремления к пониманию и принятию другого человека является одной из основных задач личностного развития ребенка, начиная с дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Д.Р. Елсакова, педагог-психолог «Рекомендации для родителей по формированию навыков толерантного общения со сверстниками и взрослыми у детей от 0 до 3 лет, в том числе детей с особыми образовательными потребностями»
Чтобы человек мог признать за другими людьми те же чувства, ценности и отношения, которые существенны для него самого, ему необходимо испытать на себе всю силу и значимость их проявлений. Развитие чувства сопереживания, поддержки, терпеливости, неравнодушного отношения к другим людям, проявления заботы, внимания и уважения воспитание стремления к пониманию и принятию другого человека является одной из основных задач личностного развития ребенка, начиная с дошкольного возраста.
Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Толерантность многолика в своих проявлениях. Она нашла отражение в целом ряде других понятий, наиболее близких детскому восприятию: миролюбие, забота, сочувствие, поддержка, внимание, терпимость, принятие, дружелюбие, понимание.
Понятие толерантности несет в себе идеи многообразия, равенства, отказа от доминирования и насилия одного над другим, касается ли это отдельных людей, групп людей или целых народов и государств. Толерантность в таком ее понимании должна стать важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Для дошкольного уровня общего образования наиболее адекватными методами воспитания толерантности, формирования гражданской идентичности выступают игра, использование творческих продуктивных художественных видов деятельности, социально-психологические тренинги. Игра, выступающая как особая возрастно-специфическая форма самоопределения ребенка, является важным механизмом социализации, обеспечивая вхождение в социальный мир – мир социальных и межличностных человеческих отношений и его освоение (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). Игра, наводя мосты между детством и взрослостью, предлагает «идеальную форму», задающую образец-эталон будущей взрослости в понятной и доступной для подражания ребенка форме.
Существенное значение, по мнению Рубинштейн С.Л., имеет игра для развития Я-концепции и идентичности ребенка, так как, играя разные роли в процессе игры, ребенок, не просто переносится в другую личность, но при этом значительно обогащает и углубляет свою собственную.
Все перечисленные методы объединяет то, что во главе угла оказывается мотивационно-ценностный, смысловой компонент толерантности и гражданской идентичности, что вполне адекватно и возрастным психологическим особенностям детей 5-8 лет, и сущностным закономерностям развития самой личности (А.Н.Леонтьев).
На современном этапе развития дошкольного образования важное значение приобретает создание особых условий, позволяющих развивать ребенка в социально-коммуникативном плане с установкой на позитивное, толерантное общение: это и специальная подготовка педагогов в плане раскрытия развивающего потенциала в предметно-пространственном окружении ребенка, когда взрослые наделяют элементы среды развивающими функциями. Это и особые формы взаимодействия с семьями дошкольников и другими значимыми для ребенка взрослыми, связанные с передачей семейных традиций и обычаев.
Задача понимания современного ребенка стала одной из важнейших. Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет
его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека.
Взрослый является для детей источником новых знаний, и дети
по-прежнему нуждаются в его уважении и признании. Но для ребенка становится очень важно поступать так, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. Ребенку в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно строить свои отношения с взрослыми и ровесниками. Но гораздо важнее, чтобы родители и педагоги
с пониманием относились к интересам и запросам ребенка. Потребность
во взаимопонимании взрослого – отличительная особенность личностной формы общения. Но если взрослый часто говорит ребенку, что тот жадный, ленивый, трусливый и т. д., это может сильно обидеть и ранить ребенка
и отнюдь не приведет к исправлению отрицательных черт характера.
Стремление во всем быть хорошим, конечно же, должны поддерживать
и родители, и преподаватели. Для этого нужно чаще разговаривать с детьми
об их поступках и отношениях между собой. Дети в возрасте 5–8 лет по-прежнему нуждаются в одобрении взрослого. Но их больше волнует
не оценка их конкретных умений, а оценка их моральных качеств и личности в целом. Если ребенок уверен, что взрослый хорошо относится к нему
и уважает его личность, он может спокойно, по-деловому относиться к его замечаниям, касающимся его отдельных действий или умений. Если он что-то сделал не очень хорошо, а взрослый понял причину такого поведения, то для ребенка такая реакция со стороны значимого для него человека самая важная.
Известно, что человек воспринимает мир с помощью определенных моделей, или базовых представлений, которые начинают формироваться с самых первых дней и недель жизни младенца и первоначально носят чисто эмоциональный характер. Эмоциональная модель мира является своего рода глобальной настройкой на мир в целом. Она создает базовое чувство безопасности или опасности мира, ощущение своего благополучия или неблагополучия в нем.
Для всего последующего развития малыша очень важно, чем этот мир встретит его «на пороге», - самая первая эмоциональная «модель» мира становится основой для последующих отношений с ним и способствует развитию оптимизма или пессимизма, жизнерадостности или тревожности, веселости или угрюмости.
Малыш родился. Что ему нужно для того, чтобы успешно развиваться и овладевать всеми человеческими способностями?
Разумеется, он нуждается в том, чтобы взрослые ухаживали за ним – кормили, поили, мыли, переодевали. Но, оказывается, одного этого мало. Помимо ухода, даже самого лучшего, малыш с самого рождения нуждается в том, чтобы его любили, ласкали, чтобы с ним разговаривали.
- От чего зависит эмоциональное благополучие малыша?
- От эмоционального состояния матери и ее отношения к малышу;
- От физического комфорта
- От успешности утоления голода
- От положительных переживаний, вызываемых познавательной активностью.
Непосредственное эмоциональное общение решает две важные задачи:
Во-первых, с его помощью малыш устанавливает и поддерживает эмоциональный контакт с близкими взрослыми. И тем самым создается основа для развития дальнейших отношений с ними.
Во-вторых, осваивая этот тип общения, малыш учится вступать в эмоциональный контакт с другими людьми, то есть развивает свою способность к общению.
К концу первого года жизни складывается второй «слой» общения – экспрессивно-знаковое общение – общение с помощью жестов, мимики и голосовых реакций, имеющих уже вполне определенное значение. Ребенок начинает с одной стороны, целенаправленно выражать свои желания или нежелания. С другой стороны, начинает понимать выражаемые взрослыми чувства и отношения. Это понимание эмоциональных отношений взрослого к окружающим предметам и явлениям позволяет ему начать осваивать мир человеческих эмоциональных «маркеров». В этом возрасте у ребенка появляется способность совершать предметные действия, которые задаются уже не природой, а человеческой культурой. Появляются культурные действия – коммуникативные игры.
С трех лет малыш учится речевому общению. Речь (то есть умение говорить) и речевое общение – это не одно и то же. Общение всегда предполагает вступление в контакт с другим человеком, т.е. определенную настроенность на него, готовность его слушать и готовность говорить с ним.
В этот же период может начинаться постепенное расширение круга общения ребенка, когда малыш начинает общаться с детьми и взрослыми, не являющимися членами семьи.
Возрастные рамки перехода к активному общению могут быть очень разными – самые общительные дети научаются активно вступать в контакт уже в два-три года, большинство детей учится этому в период от четырех до шести лет, а некоторые до школы так и не осваивают умения активно общаться.
Второй-третий год жизни.
В отличие от общения с родителями и другими взрослыми, общаясь с детьми, малыш вступает в отношения с равными, с себе подобными. Поэтому ранний опыт общения с другими детьми закладывает основы будущих привычек и склонностей при общении с равными – с друзьями и товарищами, коллегами и партнёрами по работе, а также с будущими спутниками жизни.
От трех до семи лет.
В дошкольном возрасте задачи развития ребенка зависят, прежде всего, от той жизненной ситуации, в которой он растет, а также от того, как воспитывают его и как общаются с ним родители или другие значимые для ребенка люди (члены семьи, педагоги в дошкольной организации и др.). На этапе завершения дошкольного образования особое внимание семьи должно быть направлено на:
1. Усвоение ребенком норм и ценностей, принятых в обществе.
2. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
3. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
4. Становление у дошкольника самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
5. Развитие у детей социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
6. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
7. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, эти правила называются этикетом.Для педагога знание и соблюдение правил этикета являются одними из обязательных элементов его професс...
статья "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с особыми образовательными потребностями"
Формирование культурно-гигиенических навыков (КГН) и навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребёнка. Ребенок совместно со взрослым достигает у...
Рекомендации для родителей по развитию навыков общения ребенка со сверстниками и со взрослыми
рекомендации для родителей...
Тренинговое занятие для старших дошкольников по формированию толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями «Особенный цветок»
За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья. На этом длинном пути встречались как равнодушие,...
Тренинговое занятие по формированию толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями «Особенный цветок»
Представляю конспект тренингового занятия для старших дошкольников по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ. Данное занятие проводилось с детьми старших групп на "Неделе толерантности...
«Формирование вокально-хоровых навыков у детей с особыми образовательными потребностями»
В современном обществе гораздо больше внимания стало уделяться воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта категория детей стала более открытой и доступной в общении. В свя...
Тренинговое занятие для старших дошкольников по формированию толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями «Особенный цветок»
Задачи:- развивать групповую сплоченность, коммуникативные навыки;- развивать эмпатию, сочувствие, содействие;- способствовать созданию благоприятной атмосферы в группе, снятию психоэмоционального нап...