«Развитие познавательной активности детей раннего возраста через исследования и экспериментирования с игрушкой»
проект (младшая группа)

Бучнева Лариса Викторовна

Познавательная активность детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Иркутска детский сад № 89

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

«Развитие познавательной активности детей раннего возраста через исследования и экспериментирования с игрушкой»

                                                       Выполнила:

                                                                                  Бучнева Лариса Викторовна

                                                                                 Воспитатель детей раннего

                                                                              возраста разновозрастной

                                                           группы (1.5-3)

2019 г. Иркутск

2

Пояснительная записка

         Актуальность темы:   Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости. Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.  Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов.  

         К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которые само же к ним привязало». Так же Ушинский подчёркивал, что именно от того, какие впечатления будут отражаться в игре ребёнка, как в ней будут применяться игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека
Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.
        Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.
        Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности.
        
         
Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности,

используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные

3

мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания.

     Цель: Создание максимальных условий для развития познавательной активности детей раннего возраста.

    Задачи:

  1. Способствовать познавательной активности ребенка, развитию творчества, исследования и экспериментирования с игрушкой.
  2. Развитию мелкой и крупной моторики, сенсорного восприятия.
  3. Способствовать социально-эмоциональному развитию, представлений об окружающем мире.     

     Участники проекта: дети ясельной группы, родители, воспитатель.

     Тип проекта: творческо-информационный.

     Сроки реализации проекта: проект рассчитан на 3 месяца (январь-март).

      Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

   И  наша задача создать условия предметно-развивающей среды для того чтобы дети могли проводить исследования и экспериментирования с игрушками.    

 Ожидаемый результат:

  1. Дети проявляют интерес к экспериментированию с различными игрушками.
  2. Овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек.
  3. Проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

№№

п/п

Содержание деятельности

Цель:

Сроки

1.

Изучение психолого-педагоги-ческой литературы, создание  банка информации по проблеме развития познавательной активности детей раннего возраста через исследования и экспериментирования с игруш-кой.

Получение информации о данной проблеме. Анализ условий по развитию познаватель-ной активности через исследования и экспе-риментирования с игрушкой.

Январь

2.

Развитие предметно-развиваю-щей среды.

Создать условия для исследования и экспе-риментирования с иг-рушкой.

Январь

II этап – основной

№№

п/п

Содержание деятельности

Цель:

Сроки

3.

Консультация для родителей:

«Особенности игровой деятельности детей раннего возраста»

Познакомить родите- лей с особенностями игровой деятельности детей раннего возра-ста.

Январь

4.

Консультация для родителей : «Игры сенсорного развития детей раннего возраста»

Познакомить родите-лей с играми сенсорно-го развития (цвет, форма, величина).

Январь

5.

Консультация для родителей: «Игры и игрушки в развитии предметной деятельности ребенка раннего возраста»

Познакомить родите-лей с играми и игрушками в развитии предметной деятель-ности.

Февраль

  1. 6.

Папка для родителей «Комму-никативные игры для детей раннего возраста»

Познакомить родите-лей с коммуникатив-ными играми.

Февраль-март

7.

Папка для родителей: Игры на развитие эмоциональной сферы, снятия физического напряжения, тревожности для детей раннего возраста.

Познакомить родите-лей с играми на развитие эмоциона-льной сферы.

Февраль-март

8.

Образовательная деятельность

Педагогическое мероприятие:

«На чем поедим»

Побуждать детей соот-носить восприятие пре-дмета с содержанием речи воспитателя. Узна- вать транспортную иг-рушку среди сходных, называть части предме-та. Развивать наблюда-тельность. Воспитывать коммуникативные на-выки.

Март

9.

Ознакомление с окружающим

«Машинки», «Паровозик», «Животные».

Познакомить детей  с предметами окружаю-щего мира, способст-вовать умственному развитию, слуховому и зрительному восприя-тию.

Январь

10.

Сенсорное развитие

«Пирамидки» (величина, цвет), «Дид. стол» (цвет), Рамки-вкладыши: «Геометрические фигуры» (форма, цвет), «Величина» (цвет, форма), «Фрукты» (форма), «Зайчики» (форма), «Матрешки» (величина)

Учить детей группи-ровать предметы по цвету, величине. Раз- бирать и собирать пирамидки.  Развивать восприятие формы, размера предмета.

Январь-март

11.

Чтение художественной лите-ратуры

А.Барто «Мишка», «Зайка», «Грузовик», «Лошадка», потеш-ки, прибаутки, пестушки, «Рус-ские народные сказки».

Учить детей слушать малые фольклорные формы, помогать вос-питателю читать их. Развивать слуховое внимание.

Январь-март

12.

Развитие мелкой моторики

Конструктор «Собирай-ка», «Шнуровка», «Лабиринты», «Матрешки», «Бусы».

Развивать у детей мел-кую моторику пальцев рук, логическое мыш-ление, творческое во-ображение.

Январь-март

13.

Ролевые игры

«Шоферы», «Семья», «Доктор»

Учить детей выделять специфические дейст-вия для определенного взрослого.

Январь-март

Заключительный этап

14.

Продуктивная деятельность «Украсим матрешек» (пальчи-ковая живопись).

 Учить детей ритмич- но наносить пальчи-ком на сарафан матре-шки мазки при помо-щи примакивания. Закрепить название цвета. Воспитывать аккуратность в работе.

Март

15.

Выставка фотоматериалов «Как я играю дома»

Привлечь родителей в выставке фотоматериа-лов «Игровая деятель-ность детей дома».  

  Февраль

Результативность:

  1. Дети активно проявляют интерес к игрушкам, исследуя их и экспериментируя с ними.
  2.  У детей в разных видах деятельности, игрушки обогащают чувственный опыт. Формируют представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
  3.  У детей формируют игрушки интерес к эстетической стороне окружающей действительности.
  4. Игрушки способствуют активной игровой деятельности ребенка.

Делая вывод хочу сказать, что в раннем возрасте дети активно стремятся к новым впечатлениям, с интересом включаются в предложенные игры и эксперименты, подолгу с увлечением экспериментируют сами, подражая взрослому и изобретая новые действия. Экспериментирование как основной способ познавательной активности в раннем возрасте стимулирует развитие таких личностных качеств как инициативность, самостоятельность, целеустремленность.    

Список использованной литературы

1. Абраменкова В. Во что играют наши дети? // Воспитание школьников.-1998.-№4.-С.33-34.

2. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание. - 2005, № 3. - с 8-15.

3. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. -2007. - №7- С.45-50.

4. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 2008. - 85 с.

5. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. М.: Просвещение, 2000. - 464 с.

6. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В. М. М.: Просвещение, 2007. - 280 с.

7. Локшин А. Игрушки древнего мира // Дошкольное воспитание, 2006. - № 3. - 15-18 с.

8. Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. - М., 2005. - 330 с.

9. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т. А. М.: Просвещение, 2002. 275 с.

10. Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре//Дошкольное воспитание. - 2003. - №3. - С. 15-18.

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей о значении экспериментирования в жизни ребёнка...

"Развитие познавательной активности детей раннего возраста в процессе экспериментирования"

Ранний возраст - период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, поэтому все, что его окружает : предметы, игрушки, растения, животные, - вызывает особый интерес. Дети любят исследова...

«Юные Эйнштейны» (Программа по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование)

Программа по развитию познавательной  активностидетей дошкольного возрастачерез детское экспериментирование...

Статья «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование»

По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых -развивать это стремление....

Методическая разработка на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проект «Лаборатория исследований»

Методическая разработка на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  через проект  «Лаборатория исследований» написана воспитателем первой квалификацио...