План работы по самообразованию "Создание условий для подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста."
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Матвеева Надежда Владимировна

План по самообразованию "Создание условий для подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста" для детей подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2024.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

План профессионального самообразования воспитателя

 Матвеевой Надежды Владимировны

Тема: Создание условий для подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Введение.

Одним из направлений работы по развитию речи и обучению языку является подготовка дошкольника к обучению грамоте, являющаяся важнейшим компонентом непрерывного образования в период детства. Задача подготовки к обучению грамоте заключается в том, чтобы помочь дошкольнику осознать единицы языка и речи, научиться разграничивать эти единицы на основе их существенных признаков, соотносить единицы устной речи со способами их передачи на письме.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.

Одним из эффективных условий для подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста является правильно организованная речевая развивающая среда. Основными компонентами речевой развивающей среды являются:

1. Речь педагога.

2. Методы и приёмы руководства речевым развитием детей.

3. Развивающая предметно - пространственная среда.  

Речевая предметно-пространственная развивающая среда:

- Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

- Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;

 -Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы остается актуальным и важным.

 Цель: повышение своего профессионального мастерства и педагогической компетентности с помощью выявления эффективности созданных условий для подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Подобрать и изучить необходимую литературу по теме самообразования;

- Разработать план работы по созданию условий для подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста;

-Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на создание условий для подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста;

-Оценить и проанализировать результаты проведенной работы, определить эффективность созданных условий для подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

План работы рассчитан на 2023-2024 учебный год.

План работы

месяц

Организационная методическая работа

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

сентябрь

  1. Изучение и подбор литературы по теме самообразования.
  2. Оценка готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте:

-Проверка фонематического восприятия;

- Исследование состояния артикуляционной моторики;

- Исследование звукопроизношения;

-Проверка сформированности звукослоговой структуры слова.

Кружковая работа.

Оформление консультации для родителей «С чего начинать обучение чтению»

октябрь

  1. Формирование условий для обучения грамоте: подбор наглядного материала с картинками на разные звуки. 
  2. Формирование условий для обучения грамоте: изготовление интерактивной игры «Почта», дидактической игры «Магазин»

Интерактивная игра: «Почта»

Дидактическая игра: «Магазин»

Кружковая работа.

ноябрь

  1. Формирование условий для обучения грамоте: изготовление интерактивной игры «Домики для звуков»
  2. Формирование условий для обучения грамоте: изготовление дидактической игры «Звонкий-глухой»

Интерактивная игра: «Домики для звуков»

Дидактическая игра:

«Звонкий-глухой»

Кружковая работа.

Папка-передвижка «Как подготовить руку к письму?»»

декабрь

  1. Формирование условий для обучения грамоте: пополнение картотеки с артикуляционной гимнастикой, пальчиковыми играми

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковые игры.

Кружковая работа.

январь

  1. Формирование условий для обучения грамоте: изготовление интерактивных игр «Бабочки на полянке», «Самый зоркий»

Интерактивные игры:

«Бабочки на полянке»

«Самый зоркий»

Кружковая работа.

Консультация для родителей «Игры с буквами для дошколят»

февраль

  1. Формирование условий для обучения грамоте: пополнение коллекции обводок и штриховок.
  2. Формирование условий для обучения грамоте: изготовление дидактической игры «Разрезные буквы», «Узор из букв»

Обводки и штриховки

Дидактические игры: «Разрезные буквы», «Узор из букв»

Кружковая работа

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей»

март

  1. Формирование условий для обучения грамоте: пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками.
  2. Формирование условий для обучения грамоте: изготовление дидактического пособия: «Слоговые таблицы»

Скороговорки и чистоговорки.

Дидактическое пособие: «Слоговые таблицы»

Кружковая работа.

апрель

  1. Формирование условий для обучения грамоте: изготовление интерактивной игры «Составь слово»
  2. Формирование условий для обучения грамоте: развлечение «В стране звуков»

Интерактивная игра: «Составь слово»

Развлечение «В стране звуков»

Кружковая работа

.

Памятка для родителей «Страна букв»

май

  1. Подведение итогов проведенной работы: оценка готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

-Проверка фонематического восприятия;

- Исследование состояния артикуляционной моторики;

- Исследование звукопроизношения;

-Проверка сформированности звукослоговой структуры слова.

Выступление на педагогическом совете с итогами проведенной работы.

Методическая литература

  1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж, 2009 г.
  2. Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс»,  2000 г
  3. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. ООО «ТЦ - Сфера», 2014 г
  4. ВолчковаВ. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе. Воронеж, 2010 г
  5. Гаврина С. Е. Развитие речи. Школа дошколят. Москва: Росмен, 2014 г.
  6. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Москва: Росмен, 2014 г.
  7. Журова Л. Е., Варенцова «Обучение грамоте. Конспекты.
  8. Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Технология по подготовке к обучению грамотедетей старшего дошкольного возраста....

Сборник дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Игры деда буквоеда"

В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей дел...

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...

Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

План работы по самообразованию « Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста».

laquo; Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»....

Основные направления и содержание работы по подготовке к обучению грамот детей старшего дошкольного возраста

 Чтобы сделать обучение к грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в дошкольном возрасте. Подготовка к обучению грамоте  детей дошкольного возраста является...