Методы и приемы по ознакомлению с произведениями природоведческого содержания
методическая разработка
Методы и приемы по ознакомлению с произведениями природоведческого содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы и приемы по ознакомлению с произведениями природоведческого содержания. | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»
Методы и приемы по ознакомлению с произведениями природоведческого содержания
Выступление на педсовете
Воспитатель:
Метелкина Наталья Николаевна
г. Лесосибирск 2019г.
«Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка,
не помявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется
той полнотой и свежестью, к которой способна душа человеческая».
К.Д. Ушинский.
Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу.
В связи с этим перед педагогом стоит задача: ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т.е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.
В методической литературе мы находим практические советы, как знакомить дошкольников с природой. Как организовывать наблюдения на прогулках, подробно описано в книге « Детям о природе» автора М.В. Лучича. Важные вопросы затронуты в книге « Родной край» Жуковской Р.Г. В ней предлагается методика ознакомления детей с родным краем, с событиями и явлениями общественной жизни. Ценный материал, интереснейшие занятия, игры содержатся в новых, современных книгах, направленных на экологическое воспитание: «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» и « Экологические праздники для детей» Л.П. Молодовой. Настольными книгами в работе воспитателя можно назвать книги « Игровые экологические занятия с детьми» Т.М. Бондаренко и «Добро пожаловать в экологию!» О.А. Воронкевич. Их содержание построено на принципах развивающего обучения и направлено на развитие личности ребенка в целом. Интересны рекомендации из учебного пособия П. Маневцовой «Мир природы и ребенок», из программы Н. Рыжовой «Наш дом – природа.
У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, знакомство с которой начинается с детства. Она ближе всего к ребенку. Все увиденное и услышанное впервые интересно и загадочно: как растут цветы и деревья? Откуда берутся листочки? Почему шмель такой пушистый и что он делает на цветке? Вопросам нет конца.
Экологическая культура дошкольников – это осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.
Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Словесный метод связан, прежде всего, с чтением художественной литературы и включает в себя: само чтение литературного текста, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном. Дети слушают литературные произведения, разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем создают к ним иллюстрации. Такие разные формы деятельности позволяют ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой. Для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эстетического и эмоционального отклика на ее объекты в системе экологической работы с детьми необходимо использовать детскую природоведческую книгу. Детская природоведческая книга - это книга о природе, которая является для детей источником научно-достоверных знаний.
Методы и приемы по ознакомлению с произведениями природоведческого содержания.
Первая младшая группа | Вторая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
1 предварительная подготовка (рассматривание иллюстраций, объектов в живой природе) | + | + -знакомство с новым произведением 2-3 раза в месяц -рассматривание реальных картинок, | + -поместить новую книгу в уголок -самостоятельный просмотр иллюстраций к произведению (дети рассматривают предметы, о которых упоминается в тексте, пробуют определить, что это за книга, о чем она) -ориентируясь на название произведения угадать, как она начинается, чем заканчивается, -называть жанр -использование ТСО, -вспомнить и назвать портрет автора, назвать знакомые произведения, | + -подборка книг писателя (с произведением которого будут знакомить) -рассматривают, вспоминают, обмениваются мнениями по поводу иллюстраций, -называют художников иллюстраторов, |
2 пересказ текста воспитателем наизусть (выразительно,1-2 раза, рассказы природоведческого характера даются в сокращенном виде) | -чтение текста (можно без наглядных пособий), - чтение отрывков наиболее ценных в информативном и языковом отношении, педагог обязательно называет жанр произведения | -произведение читается педагогом полностью, после анализа, выбор детьми отрывков для повторного чтения (не читая все произведение) | -чтение нескольких произведений разных авторов на одну тематику (сравнение взглядов разных писателей и своего видения этого события), -текст можно читать не называя его.
| -можно планировать 2 программных произведения по тематике, - начинать нод с повторения пройденного материала (если знакомство со сказкой, то какие сказки вам читали или рассказывали) -предшествует вводная беседа (краткий пересказ эпизода из произведения), как бы поступили дети в аналогичной ситуации, после чего читается произведение. |
3 беседа (вопросы на выявление эмоционального отношения к содержанию и его героям) | -беседа (задаются вопросы проблемного характера, не более 3-4 вопросов) | беседа после чтения (формулирование своего отношения к произведению) - отвечать на вопросы которые направляют мысль ребенка на поиски информации, оценивать поступки героев, выделять их качества(трудолюбивый, добрый …), - упражнения по выразительному пересказу диалогов, | -беседа по содержанию после чтения (не более 5-6 вопросов) можем ли мы наблюдать это в нашем городе? -вопросы, побуждающие припомнить факты, сопоставить их (активизирует мыслительную и речевую деятельность) -придумывание названия сказки, рассказа (помогает выявить как дети поняли прочитанное, облегчает ориентироваться в тексте) -словесные зарисовки (чтобы дети нарисовали к этому произведению?) | -беседа усложняется, ребенок свободно воспроизводит и запоминает последовательность событий, самостоятельно выделяет художественные средства, -вопросы, требующие от детей анализа отдельных фактов, событий, отношение к произведению в целом , к поступкам героев, -если произведение природоведческого характера, то необходимо провести беседу о крае, красной книге, - педагог следит за речевым дыханием, дикцией, интонационной выразительностью. |
4 инсценированные произведения (использование разнообразных наглядных материалов) Игры – драматизации (отдельные эпизоды — игры-имитации, двигательные импровизации) | -литературные развлечения, участие в постановках мини-спектаклей | -моделирование, -театрализованные игры, | -игры- драматизации, настольный, кукольный театр, инсценировки с игрушками, вечера досуга. | Показ, инсценировки перед младшими группами. |
Литература:
- Вересов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2003. – № 7.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс».
- Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников). / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: «Детство - пресс», 2000.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Вересов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2003. – № 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Содержание методов и приемов ознакомления детей с живописью"
Материал о методах и приемах, которые помогут развить у детей интерес к живописи, желание ее внимательно рассматривать,эмоционально отклиаться на настроение картины, ее красоту, получать радость...
Мое видение и решение проблемы использования методов и приемов при ознакомлении дошкольников с художественной литературой
Сообщение для педсовета на тему: "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"....
Система методов и приемов по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с потешками
методическая разработка по использованию потешек в работе с детьми младшего дошкольного возраста...
Из опыта работы. "Методы и приемы по ознакомление детей с художественной литературой для развития речи"
Методы и приемы...
"Значение детской природоведческой книги. Методы и приемы по ознакомлению с произведениями природоведческого содержания". Выступление на педсовете
Значение детской природоведческой книгиГлавная задача экологического образования в детском саду – научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоря...
Памятка для родителей "Методы и приемы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой."
Памятка для родителей "Методы и приемы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой."...
Произведения художественной литературы природоведческого содержания как средство экологического воспитания дошкольников Воспитатель: Донецкова О.А.
Природоведческая литература для детей появилась поздно. В конце XVIII века журнал Н.И.Новикова «Детское чтение для сердца и разума» первым стал публиковать очерки о природных явления...
- Мне нравится (1)