Применение инновационных технологий в развитии нравственно-патриотического потенциала дошкольников
материал
Предварительный просмотр:
Работа по самообразованию воспитателя Мингазовой А. М. на тему:
«Применение инновационных технологий в развитии нравственно-патриотического потенциала дошкольников»
Актуальность темы
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые. На современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей. Обращение к отечественному наследию прививает уважение к земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Встает вопрос - как обеспечить и организовать более плодотворную воспитательную работу в детском саду, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Поэтому моя тема самообразования посвящена вопросу нравственно - патриотического воспитания в условиях ДОУ.
Цель:
- повысить свою профессиональную компетентность; изучить пути, средства и методы для формирования у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе и культуре на основе исторических и культурных особенностей родного края.
Задачи:
- Повысить свой теоретический и научно - методический уровень через подборку и изучения методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников; через посещения занятий, семинаров;
- провести анкетирование родителей, диагностику детей по данной теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
- формирование нравственных качеств личности через ознакомление с родным краем;
- воспитание любви и привязанности к своей семье, родному дому.
- воспитание любви и уважения к своему народу его традициям, обычаям;
воспитывать у детей любовь и уважение к воинам Российской Армии, желание в будущем стать защитниками Отечества; воспитывать чувство гордости за своих земляков; воспитывать уважение к прошлому, учить чтить память погибших;
- разработать (подобрать материалы) и применить их на практике:
-методические рекомендации для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
-консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота», папка-передвижка «Азбука нравственности»
-открытое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста для педагогов детского сада;
- Провести самоанализ и подготовить творческий отчет о проделанной работе на итоговом педсовете.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (что было, что сейчас), вопросы, индивидуальные задания. Важно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. п. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изобразительной деятельностью (интегрированный подход). Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы НОД. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия».
Особое место в патриотическом воспитании отводится фольклору. В своей работе педагоги должны использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки. Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку у загрустившего ребенка, успокаивают плачущего. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение. Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно-прикладного искусства. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. «Охранять природу – значит охранять Родину» (М.Пришвин).
Патриотическое воспитание начинается с первых дней ребенка. Уделить несколько минут патриотическому воспитанию можно и нужно.
Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно наполнить восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, пробудить в детях чувство любви к Родине. Заставить любить Отечество нельзя, любовь надо воспитывать.
Работа с родителями:
- папка-передвижка «Воспитание юного патриота в семье».
- анкетирование «Патриотическое воспитание - быть или не быть?».
- консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста».
- изготовление стенгазеты «Моя семья», «Наш город дорог нам».
- создание патриотического уголка в группе.
- изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм по темам: «Семья», «Детский сад».
Совместная деятельность родителей с детьми:
- изготовление и выставка поделок на осенней ярмарке;
- фотовыставка «Прогулка по родному городу», «Моя мама самая, самая».
- фотовыставка «Я помогаю папе…».
- выставка рисунков «Дом, в котором я живу», «Моя семья».
- создание книг-самоделок «Красота моего города».
- совместное сочинение сказки «Моё любимое животное».
Работа воспитателей с детьми:
- беседы «Город, в котором живет моя семья», «Какая твоя мама?», «Наш любимый детский сад», «Традиции нашего народа», «Выходной нашей семьи»,
- рассматривание иллюстрированных альбомов «Мой город», «Достопримечательности моего города», «Наша семья», «Моя улица», «Народное творчество», «Роспись по дереву»,
- рассматривание репродукций, фотографий с видами города, края, национального творчества,
- открытое занятие «Русская красавица - берёзка»,
- рисование на тему «Мой дом»,
- аппликация «Украсим чашечку для бабушки», «Наш флаг»,
- лепка «Бублики для чаепития»,
- коллективная работа «Берёза»,
- разучивание потешек, стихов о цветах, о родной земли, о маме
- чтение стихотворения С. Сон «Есть у каждого свой дом».
- чтение стихов и рассказов о нашем городе,
- прослушивание аудио записей песен о нашем крае, городе,
- мультимедийная презентация «Животные нашего края»,
- экскурсия по группе «Мы здесь живём»,
- экскурсия по территории детского сада «Кто трудится рядом с нами»,
- знакомство и наблюдение за деревом берёзой,
- развлечение для детей и родителей «Мама, папа, я – дружная семья».
- показ пальчикового театра «Репка»,
- показ настольного театра «Два жадных медвежонка».
Игры, используемые в этом проекте:
Сюжетно-ролевые: «Семья», «Детский сад», «Больница», «Театр».
Дидактические: «Угадай по описанию», «Идем в гости», «Вежливые слова», «Мамины помощники», «Кто что делает?», «Где что лежит?», «Путешествуем по городу», «Кого чем накормим?»
Игры со строительным материалом: «Мой дом», «Наша улица», «Мебель для куклы Кати», «Будка для собачки».
Подвижные игры: игра-эстафета «Поможем маме собраться на работу», «Кто быстрее оденется?», «У медведя во бору», «Мышата в норках», «Лохматый пёс».
Настольные игры: «Большие и маленькие дома», «Собери свой дом», «Сложи картинку по образцу», «Что перепутал художник?», «Чей хвост?», пазлы «Домашние животные».
Игровые ситуации: «Поможем дедушке найти очки», «День рождения у друга», «Сервируем стол для чаепития», «Зоопарк».
А также «Лото», «Домино», «Мозайка».
Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе:
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | «Я и моё имя» | Цель: развивать представление детей об имени, своей семейной фамилии. Беседы «Кто я?», «Для чего человеку имя?», «Полное» и «неполное» имя. Игра «Назови ласково». Составление рассказов: «Я люблю, когда…» |
«Мама, папа, я – семья!» | Цель: Знакомить детей понятиями «семья», «члены семьи», функциями семьи, условным обозначением. Беседа с детьми «Моя семья» Рассказы детей о членах своей семьи. Рассматривание семейных фотографий из альбома «Я и моя семья» Чтение «Петушок с семьей» К. Д. Ушинского. Разучивание пальчиковой игры «Этот пальчик - дедушка….» Сюжетно-ролевая игра «Семья» | |
«Бабушка родная моя» | Цель: Учить детей проявлять заботу о своей бабушке, относиться к ней с нежностью и любовью. Беседа «Бабушки и внуки». Игра - посиделки "Ладушки в гостях у бабушки". Чтение произведений: «Бабушка» А. Валасина, «Едем, едем к бабушке» Н. Пикулева, «Про бабушку» Н. Капутикян. Прослушивание песни «Бабушка, испеки оладушки» | |
«Братья и сёстры» | Цель: продолжать знакомить детей с понятием «семья, братья, сестры». Беседа «Есть братишка (сестренка) у меня», с рассматриванием фотографий. Чтение «Я свою сестренку Лиду», «Младший брат» А. Барто. | |
Октябрь | «Каждый при деле» | Цель: Дать представление о семейных обязанностях. Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям. Беседа «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи) Сюжетно - дидактическая игра «Научим куклу Катю наводить порядок в комнате, убирать игрушки…» Чтение «Мама очень устает» Р. Новикова, «Много дел у мамы нашей» М. Божанова. |
«Взрослые и дети» | Цель: дать понятие, что старшие заботятся о младших, младшие помогают. Беседы «Взрослые и дети», «Что значит любить родителей?» Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме?», «Как помирить поссорившихся членов семьи». | |
«Детский сад» | Цель: дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад). Беседа «Хорошо у нас в саду». Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. Чтение стихотворений: «В детский сад пришел я с мамой» И. Демьянов, «Мы приходим в детский сад» О. Высоцкая. | |
«Моя группа» | Цель: знакомство с группой, расположением игрушек, игровых зон. Беседа «Для чего нужен порядок в группе?» Занятие-экскурсия по группе «Давайте познакомимся» Дид/игра «Что где лежит?» | |
Ноябрь | «Кто нам помогает?» | Цель: воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. Беседа о труде няни, наблюдение за ее трудом, рассказ воспитателя о том, что необходимо беречь труд няни, помогать. |
«Мои друзья» | Цель: развивать элементарные представления о дружеских отношениях. Беседы «Мои друзья», «Мой самый лучший друг». Игра «Назови ласково своего друга». Лепка «Угостим оладушками всех друзей». Чтение стихов о дружбе: «Подружки» А. Кузнецова, «Дружит с солнцем ветерок» Ю. Энтин. | |
«Будем дружно мы играть» | Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно. Беседа «Мы дружные ребята». Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?». Прослушивание песни «Дружба крепкая». | |
«Мой город» | Цель: учить называть город, в котором живут дети, прививать любовь к родному городу. Беседа «Город, в котором я живу». Рассматривание фотографий «Достопримечательности Челябинска». | |
Декабрь | «Улицы города» | Цель: Дать понятие о том, что в городе много улиц, что у каждой улицы своё название. Беседа «Улицы нашего города». Рассматривание фотографий с улицами города. Экскурсия вокруг детского сада. |
«Моя улица, мой дом» | Цель: продолжать знакомить с улицами родного города, познакомить с понятием – «домашний адрес». Беседа «Мой домашний адрес». Конструирование «Мой дом». | |
«Зимушка-зима» | Беседа «Хороша ты, зимушка-зима» Работа в книжном уголке: зимняя природа России (рассматривание иллюстраций) Чтение произведений о зиме: «Поет зима, аукает» С. Есенин, «Снег идет» Л. Воронковой, «Зимняя сказка» С. Козлов. Заучивание заклички «Уж ты, зимушка-зима» | |
«Новый год – волшебный праздник!» | Цель: рассказать, что Новый год – это праздник, который встречают во всех городах и странах. Беседа «Новый год у ворот». Заучивание стихов «Дед Мороз», «Ёлочка», Аппликация «Ёлочка красавица» Рисование «Зажжем на елочки огни» | |
Январь | «Праздники в нашей семье» | Цель: подводить детей к пониманию, что в каждой семье есть свои традиции. Беседа о том, как провели новогодние каникулы дети с родителями, куда ездили, в какие игры играли, как дарили подарки. |
«Наша родина – Россия!» | Цель: Познакомить детей с нашей большой родиной – Россией. Дать первоначальные представления о ней. Беседа «Моя Россия». Рассматривание России на карте. Чтение художественных произведений о Родине. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением родных просторов. Прослушивание русских народных песен, частушек. | |
«Птицы – наши друзья!» | Цель: воспитывать бережное отношение к природе. Вызвать желание нарисовать ветку рябины, чтобы покормить снегирей, которые прилетели и ждут. Рассматривание картинок, с изображением птиц Челябинской области. Рисование «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей». Участие в акции «Покормите птиц зимой». Целевая прогулка к кормушкам. Чтение «Снегири» А. Прокофьев. | |
Февраль | «Поиграем?» | Цель: рассказать, что русский народ, придумал много подвижных игр для детей. Беседа «Такие разные игры» Рассматривание картинок изображающих детей, играющих в народные игры. Разучивание русской народной игры «Зайка беленький», «Карусель», «Козлик». |
«Мой папа – лучший друг!» | Цель: продолжать прививать детям чувство гордости за свою семью, уважительное, заботливое отношение к взрослому. Рассказы детей о своих папах. Фотовыставка «Мой папа – лучший друг». | |
«Наши защитники» | Цель: Дать понятие, что Отечество – это наша Родина, а воины (папы) защищают свою страну. Беседа о празднике «Дне защитника Отечества». Рассматривание иллюстраций с изображением военных. Изготовление подарков для пап. Сюжетно-ролевая игра «Мы солдаты» Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии». | |
«Русские потешки» | Цель: продолжать познакомить с русским фольклором. Рассматривание иллюстраций в книгах с потешками. Заучивание потешки «Котик-коток», «Сорока-ворона», «Расти коса до пояса», «Водичка-водичка». | |
Март | «Весна - красна» | Цель: воспитывать любовь к родной природе, умение видеть ее красоту. Беседа «К нам весна шагает быстрыми шагами». Рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами. Заучивание потешки «Приди весна с радостью». Чтение произведений о весне: сказка «Как весна зиму поборола», «Как зима кончилась» В. Сутеев. |
«Грачи прилетели» | Цель: продолжать знакомить детей с птицами Челябинской области. Рассматривание репродукции картины «Грачи прилетели», беседа по картине. | |
«Мамочка любимая моя!» | Цель: Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага. Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг. Беседа «Моя мама, самая лучшая». Изготовление подарков для мамы. Чтение стихов «Мама» А. Барто, «Дорогая наша мама» О. Высоцкой, «Маму поздравляют малыши» Л. Мироновой. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Фотовыставка «Вот какие наши мамы!» | |
«Матрёшек русский хоровод» | Цель: Дать представление о том, как народные мастера делают игрушки; вызвать интерес к образам, учить видеть красоту. Рассматривание иллюстраций с матрешками. Танцевальная песня «Мы – веселые матрешки». Дидактическая игра «Найди матрешку», «Собери матрешку». Рисование «Укрась матрешку», «Бусы для матрешки». | |
Апрель | «Медсестра» | Цель: продолжать знакомить детей с трудом взрослых, с трудом медицинской сестры. Экскурсия в медицинский кабинет, рассказ медсестры о своей работе. Дид/игра «Кому, что нужно для работы?» Сюжетно-ролевая игра «Кукла заболела». |
«Наши домашние любимцы» | Цель: воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них. Беседа «Мой любимый питомец». Создание в группе альбома с домашними животными детей. | |
«Кто привозит нам продукты» «В мире сказок» | Цель: продолжать знакомить с трудом взрослых, наблюдение за трудом водителя. Наблюдение за машиной, привозящей продукты в детский сад, беседа о том, кто управляет машиной, что именно привозит, для чего. Цель: Через устное народное творчество приобщать к культуре русского народа. Знакомство с русской народной сказкой. Беседа о русских народных сказках (рассматривание иллюстраций с героями из сказок). Инсценировка сказки «Теремок». | |
Май | «День Победы» | Цель: дать представление, что давно была война, наш народ победил. Рассказ о празднике «День Победы». Рисование «Праздничный салют». |
«Что такое хорошо и что такое плохо» | Цель: формировать представления детей о том, что такое хорошо, что такое плохо. Раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо. Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо». | |
«Загадки» | Цель: формирование представлений о том, что русский народ талантливый, он придумал много загадок. Развлечение «Отгадай загадку». | |
«Как прекрасен мир!» | Цель: учить детей видеть вокруг себя красоту родной природы. Целевая прогулка вокруг детского сада, отметить ожившую природу, распустившиеся деревья, цветы на клумбах, послушать поющих птиц, понаблюдать за насекомыми. |
Библиографический список:
1. Бударина Т.А., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», г. С-Петербург «Детство-пресс» 2001
2. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева , программа дошкольного образования «От рождения до школы»
3. Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду», С-Петербург Детство-Пресс. 2008 г.
4. Данилина Г.Н. «Дошкольнику об истории и культуре России» Москва, 2005 г.
5. Зацепина М.Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников», Москва 2010 г.
6. Зеленова Н.Г. «Мы живем в России» Москва, 2005 г.
7. Кондарыкина Л.А. «Дошкольникам о защитниках Отечества» Творческий центр, Москва 2005 г.
8. А. Иванов «Хребет России» С-Петербург, 2009 г.
9. Лаврова С. «Славянская мифология», Москва, 2012 г.
10. Шорыгина Т.А, «Наша Родина Россия», Москва, 2013 г
11. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»
12. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»
13. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»
14. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
15. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»
16. Джесси Рассел «Воспитание»
17. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»
18. Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»
19. «Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)
20. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
Статьи:
1. Дмитриева Э. А. «Патриотическое воспитание в ДОУ»
2. Базарова О. Б. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
3. Петрова В. И. «Нравственное воспитание в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»
Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...
«Применение инновационных технологий в развитии музыкально- ритмических движений детей дошкольного возраста»
В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соот...
Инновационный педагогический опыт "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дошкольники мало что знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций народов, проживающих на территории республики, часто равноду...
Метод "Ступенчатого эвроритма" как инновационный инструмент решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
Метод эвроритма основан на системном подходе к любому объекту. Работа по эвроритму дает дошкольникам инструмент познания и преобразования мира. Он основан на системном подходе и включает в себя о...
Применение инновационных технологий для развития речи дошкольников в логопедической работе
Применение инновационных технологий для развития речи дошкольников в логопедической работеНаходясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, ...
Инновационные формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию старших дошкольников
Значение В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. При это...
Описание инновационного педагогического опыта «Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников».
Патриотическое воспитание дошкольников имеет высокую актуальность и значимость в современном обществе. В настоящее время в нашем обществе материальные ценности преобладают над духовными ...