Метод "Ступенчатого эвроритма" как инновационный инструмент решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему
Метод эвроритма основан на системном подходе к любому объекту. Работа по эвроритму дает дошкольникам инструмент познания и преобразования мира. Он основан на системном подходе и включает в себя основные мыслительные приемы ТРИЗ, такие как: системный оператор, морфологический анализ, метод фокальных объектов и др.. Эвроритм как метод оптимален тем, что дает возможность осуществлять прогноз развития систем. Он позволяет детям представить и описать необычную ситуацию, и себя в ней. Метод активизирует речь ребенка, учит его обобщать, конкретизировать и строить умозаключения. Старшие дошкольники знакомятся с устаревшими профессиями всесторонне, реализуя нравственно-патриотический компонент воспитательно-образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.83 КБ |
![]() | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с использованием мыслительных операций эвроритма в подготовительной к школе группе.
Тема: «Необычные памятники Санкт-Петербурга (профессии)».
Цель: формировать умение детей последовательно выполнять мыслительные операции, в соответствии с кодом этажа; развивать системное мышление; уточнить представления детей о профессии водовоза, ее функциях.
1 часть. Игра "Да – нет" (загадан памятник водовозу)
2 часть.
№ | Код | Воспитатель | Дети |
1 | «Дело» | Обрадовался водовоз, что вы его угадали. Но он не знал, кто он такой и где оказался. Отправился он по этажам. Посмотрите, на первом этаже слово "Дело". Что это означает? Для чего придумана профессия водовоза? | Главное дело водовоза – перевозить воду. |
2 | «Главные части» | На этом этаже водовоз захотел узнать, какие же у него есть части, и какая из них самая главная. Из чего состоит объект? Для чего нужны части? Какая главная часть? | У водовоза есть человек, тележка, бочка и собака. Колеса, палка с ведром. Человек без бочки не водовоз, поэтому бочка с водой – главная часть. |
3 | «Друзья» | А вот и следующий этаж. Какой он по счету? | Третий. Изменили цвет бочки, чтобы ее было видно издалека; можно сделать квадратную бочку, чтобы была устойчивее; уменьшили размер, чтоб было легче; увеличили размер, чтобы больше возить. (работа детей по морфтаблице). |
4 | «Волшебник» | Следующий этаж какой по счету? А теперь вам такое задание: придумайте друга для водовоза, который отдаст ему свои свойства. | Четвертый. Хорошо, что водовоз будет следить за порядком, когда везёт воду. Плохо, что бочка будет мешать, если нужно поймать преступника, и люди останутся без воды. Водовоз подружился с дворником, возит воду и моет улицы. |
5 | "Неудачник" | А вот и следующий этаж – пятый. | Если он возит ракетное топливо, а ракет нет. Нет воды, которую надо возить. |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | |||
6 | «SOS» | Следующий этаж. «SOS» это сигнал беды. Что-то случилось с нашим водовозом. Что в нем самом может помешать им пользоваться? Как время может воздействовать на него? А бывает ли так, что нам водовоз совсем не нужен? | Когда водовоз игрушечный. Бочка и тележка сделаны из хрупкого материала и служат только для украшения. Бочка и тележка стали старыми, сгнили. Водовоз умер. |
7 | «Один» | А вот и следующий этаж. Что нас здесь ждет? | Один водовоз в мире. |
8 | «Помощник» | Следующий этаж называется «Помощник». Надо подумать и назвать, какой предмет может выполнять то же дело? | Водонос, водолёт, фонтан, канавка, водопровод. |
9 | «Дело не нужно» | Подумайте, когда может быть так, когда дело водовоза не нужно. | Всюду водопровод. Живем на воде. Живем на другой планете в невесомости. |
3 часть. Продуктивная деятельность.
Молодцы, хорошо поработали. Узнали и придумали много нового, а теперь вам задание: изобразите такого водовоза, какой бы вам казался интересным и полезным. Он может быть, каким хотите, но должен делать свое дело.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Система и цель ее существования, то есть для чего это создано. « Дело» Что это? Для чего это необходимо человеку? Для чего оно создано ( придумано)? 1
Определение составных элементов с целью нахождения функционально важных частей . « Главные части» Из чего состоит объект? Для чего нужны части? Какая главная часть? 1 2
Разнообразные модификации системы. Основная функция не изменяется, но появляются дополнительные функции . «Друзья» Какие еще бывают объекты? Изменяем части по размеру, форме, цвету . Чем это хорошо или плохо? Форма Цвет Размер Количество Материал Бочка Человек Тележка Вода 1 2 3
Получение нового качества (слияние частей, свойств, материалов из других систем и т.д .). «Волшебник» Что можно добавить к объекту? Как он изменится? Чем это хорошо или плохо? Что будет с объектом, если он подружится с другими предметами . 1 2 3 4
Система есть, а функция не выполняется из-за невостребованности надсистемой . «Неудачник» Когда нельзя пользоваться предметом, даже если он новый и неиспорченный? 1 2 3 4 5
6. Система не выполняет функцию из-за порчи . « SOS » Как время может воздействовать на объект? Что в самом объекте может помешать им пользоваться? 1 2 3 4 5 6
7. Система в единственном числе. Функция не выполняется . «Один» Можно пользоваться объектом, если он один на всем свете? Как правильно сохранить объект, чтобы он не испортился? 1 2 3 4 5 6 7
Система исчезла, а ее функция выполняется объектами надсистемы . «Помощник» Что может выполнять то же дело? 1 2 3 4 5 6 7 8
9. Необходимость в данной функции отпадает, системы – нет. «Дело не нужно» Когда бывает так, что функция объекта не нужна? 1 2 3 4 5 6 7 8 9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»
Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...

Проектная деятельность в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Проектирование как метод работы в нашем детском саду появился сравнительно недавно. Это новый, емкий, интересный метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разн...

Интеграция образовательных областей и решения задач нравственно-патриотического воспитания в соответствии с ФГОС ДО
Патриотическое воспитание занимает особую роль в формировании подрастающего поколения. Патриотизмом мы называем преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и ...

Консультация для воспитателей «Основные формы работы педагогов с детьми при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС»
Патриотическое воспитание, дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного от...

Решение задач нравственно-патриотического воспитания детей через взаимодействие с семьёй.
Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду является неотъемлемой частью разностороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Суть патриотического ...
РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственн...

Статья «С Чего начинается Родина? Проблемы и пути решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через проектную деятельность»
Актуальность. Родина, это сокровенное слово, в которое каждый вкладывает своё. У каждого человека она разная, но для всех является той отправной точкой, которая на протяжении всей жизни определяет оче...
- Мне нравится (2)