Описание инновационного педагогического опыта «Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников».
методическая разработка (младшая группа)

Нагиева Ольга Вячеславовна

    Патриотическое воспитание дошкольников имеет высокую актуальность и значимость в современном обществе. В настоящее время в нашем обществе материальные ценности преобладают над духовными , и становится ясно, что без воспитания патриотизма у дошкольников ни в экономике, ни в культуре , ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как  будущее наших детей должно иметь свой духовно –нравственный стержень- любовь к отечеству, к своей Родине.

С того времени , когда ребенок начинает видеть , познавать , оценивать окружающий мир  формируется процесс личностных ориентиров.   Детство-  наиболее благоприятное время для эмоционально – психологического воздействия и обеспечения  успеха в  воспитании у ребенка нравственно – патриотических качеств.

       Понятие патриотизма многогранно   – это  любовь  к родителям,  к родным местам, гордость за свой народ и свою Родину, и ощущение неразрывности с окружающим миром.

 При воспитании патриотических чувств  важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том , что их интересует. Общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Взрослый выступает посредником между ребёнком и окружающим его миром, направляет и регулирует его восприятие окружающего, а ребенок при этом осознаёт себя частью окружающего мира. Ребёнок не рожается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка , зависит , прежде всего от взрослых, от того как они его воспитают, и какими эмоциями и чувствами  обогатят.

 Индивидуальное  формирование патриотизма  связано с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача взрослых  сделать так, чтобы они были положительными , светлыми  и незабываемыми.

     Патриотическое воспитание дошкольников имеет высокую актуальность и значимость в современном обществе. В настоящее время в нашем обществе материальные ценности преобладают над духовными , и становится ясно, что без воспитания патриотизма у дошкольников ни в экономике, ни в культуре , ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как  будущее наших детей должно иметь свой духовно –нравственный стержень- любовь к отечеству, к своей Родине.

С того времени , когда ребенок начинает видеть , познавать , оценивать окружающий мир  формируется процесс личностных ориентиров.   Детство-  наиболее благоприятное время для эмоционально – психологического воздействия и обеспечения  успеха в  воспитании у ребенка нравственно – патриотических качеств.

       Понятие патриотизма многогранно   – это  любовь  к родителям,  к родным местам, гордость за свой народ и свою Родину, и ощущение неразрывности с окружающим миром.

 При воспитании патриотических чувств  важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том , что их интересует. Общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Взрослый выступает посредником между ребёнком и окружающим его миром, направляет и регулирует его восприятие окружающего, а ребенок при этом осознаёт себя частью окружающего мира. Ребёнок не рожается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка , зависит , прежде всего от взрослых, от того как они его воспитают, и какими эмоциями и чувствами  обогатят.

 Индивидуальное  формирование патриотизма  связано с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача взрослых  сделать так, чтобы они были положительными , светлыми  и незабываемыми.

     Патриотическое воспитание дошкольников имеет высокую актуальность и значимость в современном обществе. В настоящее время в нашем обществе материальные ценности преобладают над духовными , и становится ясно, что без воспитания патриотизма у дошкольников ни в экономике, ни в культуре , ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как  будущее наших детей должно иметь свой духовно –нравственный стержень- любовь к отечеству, к своей Родине.

С того времени , когда ребенок начинает видеть , познавать , оценивать окружающий мир  формируется процесс личностных ориентиров.   Детство-  наиболее благоприятное время для эмоционально – психологического воздействия и обеспечения  успеха в  воспитании у ребенка нравственно – патриотических качеств.

       Понятие патриотизма многогранно   – это  любовь  к родителям,  к родным местам, гордость за свой народ и свою Родину, и ощущение неразрывности с окружающим миром.

 При воспитании патриотических чувств  важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том , что их интересует. Общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Взрослый выступает посредником между ребёнком и окружающим его миром, направляет и регулирует его восприятие окружающего, а ребенок при этом осознаёт себя частью окружающего мира. Ребёнок не рожается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка , зависит , прежде всего от взрослых, от того как они его воспитают, и какими эмоциями и чувствами  обогатят.

 Индивидуальное  формирование патриотизма  связано с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача взрослых  сделать так, чтобы они были положительными , светлыми  и незабываемыми.

     Патриотическое воспитание дошкольников имеет высокую актуальность и значимость в современном обществе. В настоящее время в нашем обществе материальные ценности преобладают над духовными , и становится ясно, что без воспитания патриотизма у дошкольников ни в экономике, ни в культуре , ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как  будущее наших детей должно иметь свой духовно –нравственный стержень- любовь к отечеству, к своей Родине.

С того времени , когда ребенок начинает видеть , познавать , оценивать окружающий мир  формируется процесс личностных ориентиров.   Детство-  наиболее благоприятное время для эмоционально – психологического воздействия и обеспечения  успеха в  воспитании у ребенка нравственно – патриотических качеств.

       Понятие патриотизма многогранно   – это  любовь  к родителям,  к родным местам, гордость за свой народ и свою Родину, и ощущение неразрывности с окружающим миром.

 При воспитании патриотических чувств  важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том , что их интересует. Общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Взрослый выступает посредником между ребёнком и окружающим его миром, направляет и регулирует его восприятие окружающего, а ребенок при этом осознаёт себя частью окружающего мира. Ребёнок не рожается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка , зависит , прежде всего от взрослых, от того как они его воспитают, и какими эмоциями и чувствами  обогатят.

 Индивидуальное  формирование патриотизма  связано с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача взрослых  сделать так, чтобы они были положительными , светлыми  и незабываемыми.

     Патриотическое воспитание дошкольников имеет высокую актуальность и значимость в современном обществе. В настоящее время в нашем обществе материальные ценности преобладают над духовными , и становится ясно, что без воспитания патриотизма у дошкольников ни в экономике, ни в культуре , ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как  будущее наших детей должно иметь свой духовно –нравственный стержень- любовь к отечеству, к своей Родине.

С того времени , когда ребенок начинает видеть , познавать , оценивать окружающий мир  формируется процесс личностных ориентиров.   Детство-  наиболее благоприятное время для эмоционально – психологического воздействия и обеспечения  успеха в  воспитании у ребенка нравственно – патриотических качеств.

       Понятие патриотизма многогранно   – это  любовь  к родителям,  к родным местам, гордость за свой народ и свою Родину, и ощущение неразрывности с окружающим миром.

 При воспитании патриотических чувств  важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том , что их интересует. Общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Взрослый выступает посредником между ребёнком и окружающим его миром, направляет и регулирует его восприятие окружающего, а ребенок при этом осознаёт себя частью окружающего мира. Ребёнок не рожается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка , зависит , прежде всего от взрослых, от того как они его воспитают, и какими эмоциями и чувствами  обогатят.

 Индивидуальное  формирование патриотизма  связано с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача взрослых  сделать так, чтобы они были положительными , светлыми  и незабываемыми.

     Патриотическое воспитание дошкольников имеет высокую актуальность и значимость в современном обществе. В настоящее время в нашем обществе материальные ценности преобладают над духовными , и становится ясно, что без воспитания патриотизма у дошкольников ни в экономике, ни в культуре , ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как  будущее наших детей должно иметь свой духовно –нравственный стержень- любовь к отечеству, к своей Родине.

С того времени , когда ребенок начинает видеть , познавать , оценивать окружающий мир  формируется процесс личностных ориентиров.   Детство-  наиболее благоприятное время для эмоционально – психологического воздействия и обеспечения  успеха в  воспитании у ребенка нравственно – патриотических качеств.

       Понятие патриотизма многогранно   – это  любовь  к родителям,  к родным местам, гордость за свой народ и свою Родину, и ощущение неразрывности с окружающим миром.

 При воспитании патриотических чувств  важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том , что их интересует. Общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Взрослый выступает посредником между ребёнком и окружающим его миром, направляет и регулирует его восприятие окружающего, а ребенок при этом осознаёт себя частью окружающего мира. Ребёнок не рожается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка , зависит , прежде всего от взрослых, от того как они его воспитают, и какими эмоциями и чувствами  обогатят.

 Индивидуальное  формирование патриотизма  связано с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача взрослых  сделать так, чтобы они были положительными , светлыми  и незабываемыми.

     Патриотическое воспитание дошкольников имеет высокую актуальность и значимость в современном обществе. В настоящее время в нашем обществе материальные ценности преобладают над духовными , и становится ясно, что без воспитания патриотизма у дошкольников ни в экономике, ни в культуре , ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как  будущее наших детей должно иметь свой духовно –нравственный стержень- любовь к отечеству, к своей Родине.

С того времени , когда ребенок начинает видеть , познавать , оценивать окружающий мир  формируется процесс личностных ориентиров.   Детство-  наиболее благоприятное время для эмоционально – психологического воздействия и обеспечения  успеха в  воспитании у ребенка нравственно – патриотических качеств.

       Понятие патриотизма многогранно   – это  любовь  к родителям,  к родным местам, гордость за свой народ и свою Родину, и ощущение неразрывности с окружающим миром.

 При воспитании патриотических чувств  важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том , что их интересует. Общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Взрослый выступает посредником между ребёнком и окружающим его миром, направляет и регулирует его восприятие окружающего, а ребенок при этом осознаёт себя частью окружающего мира. Ребёнок не рожается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка , зависит , прежде всего от взрослых, от того как они его воспитают, и какими эмоциями и чувствами  обогатят.

 Индивидуальное  формирование патриотизма  связано с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача взрослых  сделать так, чтобы они были положительными , светлыми  и незабываемыми.

     Патриотическое воспитание дошкольников имеет высокую актуальность и значимость в современном обществе. В настоящее время в нашем обществе материальные ценности преобладают над духовными , и становится ясно, что без воспитания патриотизма у дошкольников ни в экономике, ни в культуре , ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как  будущее наших детей должно иметь свой духовно –нравственный стержень- любовь к отечеству, к своей Родине.

С того времени , когда ребенок начинает видеть , познавать , оценивать окружающий мир  формируется процесс личностных ориентиров.   Детство-  наиболее благоприятное время для эмоционально – психологического воздействия и обеспечения  успеха в  воспитании у ребенка нравственно – патриотических качеств.

       Понятие патриотизма многогранно   – это  любовь  к родителям,  к родным местам, гордость за свой народ и свою Родину, и ощущение неразрывности с окружающим миром.

 При воспитании патриотических чувств  важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том , что их интересует. Общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Взрослый выступает посредником между ребёнком и окружающим его миром, направляет и регулирует его восприятие окружающего, а ребенок при этом осознаёт себя частью окружающего мира. Ребёнок не рожается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка , зависит , прежде всего от взрослых, от того как они его воспитают, и какими эмоциями и чувствами  обогатят.

 Индивидуальное  формирование патриотизма  связано с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача взрослых  сделать так, чтобы они были положительными , светлыми  и незабываемыми.

     Патриотическое воспитание дошкольников имеет высокую актуальность и значимость в современном обществе. В настоящее время в нашем обществе материальные ценности преобладают над духовными , и становится ясно, что без воспитания патриотизма у дошкольников ни в экономике, ни в культуре , ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как  будущее наших детей должно иметь свой духовно –нравственный стержень- любовь к отечеству, к своей Родине.

С того времени , когда ребенок начинает видеть , познавать , оценивать окружающий мир  формируется процесс личностных ориентиров.   Детство-  наиболее благоприятное время для эмоционально – психологического воздействия и обеспечения  успеха в  воспитании у ребенка нравственно – патриотических качеств.

       Понятие патриотизма многогранно   – это  любовь  к родителям,  к родным местам, гордость за свой народ и свою Родину, и ощущение неразрывности с окружающим миром.

 При воспитании патриотических чувств  важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том , что их интересует. Общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Взрослый выступает посредником между ребёнком и окружающим его миром, направляет и регулирует его восприятие окружающего, а ребенок при этом осознаёт себя частью окружающего мира. Ребёнок не рожается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка , зависит , прежде всего от взрослых, от того как они его воспитают, и какими эмоциями и чувствами  обогатят.

 Индивидуальное  формирование патриотизма  связано с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача взрослых  сделать так, чтобы они были положительными , светлыми  и незабываемыми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_proverennyy.docx39.63 КБ

Предварительный просмотр:

Описание инновационного педагогического опыта

Нагиева Ольга Вячеславовна

1. Введение

Тема опыта: «Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников».

Автор: Нагиева О.В.- воспитатель МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида».

Образование:

Общий педагогический стаж: 7 лет

Педагогический стаж в данной образовательной организации: 7 лет

Обоснование актуальности и перспективы опыта

Патриотическое воспитание дошкольников имеет высокую актуальность и значимость в современном обществе. В настоящее время в нашем обществе материальные ценности преобладают над духовными , и становится ясно, что без воспитания патриотизма у дошкольников ни в экономике, ни в культуре , ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как будущее наших детей должно иметь свой духовно –нравственный стержень- любовь к отечеству, к своей Родине.

С того времени , когда ребенок начинает видеть , познавать , оценивать окружающий мир формируется процесс личностных ориентиров. Детство- наиболее благоприятное время для эмоционально – психологического воздействия и обеспечения успеха в воспитании у ребенка нравственно – патриотических качеств.

Понятие патриотизма многогранно – это любовь к родителям, к родным местам, гордость за свой народ и свою Родину, и ощущение неразрывности с окружающим миром.

При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том , что их интересует. Общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Взрослый выступает посредником между ребёнком и окружающим его миром, направляет и регулирует его восприятие окружающего, а ребенок при этом осознаёт себя частью окружающего мира. Ребёнок не рожается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка , зависит , прежде всего от взрослых, от того как они его воспитают, и какими эмоциями и чувствами обогатят.

Индивидуальное формирование патриотизма связано с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача взрослых сделать так, чтобы они были положительными , светлыми и незабываемыми.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Раннее детство - это благоприятный период для развития , формирования и воспитания человека. Дети, можно сказать , впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые напевает мама, с прибаутками и потешками . Семейнные традиции основательно входят , как самые приятные и памятные воспоминания .То есть , проще говоря, патриотическое воспитание начинается с малого, с того , что доступно пониманию детей,- с любви к своей семье, к своему дому, к своему посёлку и к родной природе. Важным этапом патриотического воспитания можно также считать поступление ребёнка в детский сад , и здесь ответственность ложится на педагогов детского сада. Моей целью , как педагога для формирования патриотических чувств является создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребёнка, его разностороннего личностного , морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Для решения поставленной цели я поставила перед собой такие задачи:

- воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному посёлку;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважительного отношения к труду;

- воспитания чувства сострадания, заботливости, внимательности к близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;

- способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность в условиях семьи и детского сада.

Теоретическая база опыта

Теоретико- методологической основой моей работы по нравственно – патриотическому воспитанию послужили труды отечественных педагогов, а также современные программы патриотического воспитания , которые используются в ДОО.

Анализ педагогической литературы свидетельствует, что проблема патриотического

воспитания детей всегда занимала и занимает ведущее место. Суть патриотизма

раскрыта в трудах В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, они указывают, что истоки патриотических чувств- это впечатления ближайшего окружения, способствующие формированию эмоционального мира и нравственного поведения детей . Патриотического воспитания ребенка в современных условиях актуализирует изучение трудов В.И. Бойко, А.Н. Васютина, и В. Вишневского, Л.А. Бублика, П. Игнатенко, В.И. Лутовинова , Т. Завгородней, М.А. Терентия, Н. Косаревой, Л. Крицкой, Ю. Руденкои др. Почти во всех научных работах, публицистических статьях авторы придерживаются мнения, что патриотическое воспитание – это процесс, формирующий осознание своей причастности к истории, традициям, культуре своего народа, любовь к своей Родине, переживание за судьбу своего народа, его будущее. Результатом эффективного патриотического воспитания является формирование патриотизма, патриотических чувств, функция которых заключается в позитивном отношении к своему народу, Родине.

Отдельные исследователи отмечают, что человеку, который с детства не чувствует неразрывной связи со своим народом, трудно определиться, достичь успеха, реализоваться в жизни. Первоначальные представления образуются уже в раннем детстве, пополняются и уточняются в последующие годы; они не растворяются во времени, не исчезают, хотя без должного осознания могут быть вытесненными в подсознание . К концу дошкольного возраста через представление уже четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня ее духовно-национального развития.

Новизна опыта

Новизна моего опыта состоит в теоретическом анализе и систематизации

полученных знаний в области патриотического воспитания дошкольников путем определения условий, средств, технологий и методов воздействия , проходящие через все виды деятельности дошкольника. План моей работы - это целостный комплекс в воспитании гармоничной личности, способствующий приобщению детей к национальным традициям и государственной общности , и в этом существенную роль играют деятельностный, культурологический, этнокультурный, личностно-ориентированный педагогические подходы и игровые технологии, словесные и наглядные методы.

На основании этого был разработан и использован инновационный метод проектной деятельности. Этот метод очень эффективен, так как в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

#1058;ЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Мощным стимулом для формирования и воспитания любви к родному краю является, правильно созданная в группе развивающая среда. Для всестороннего развития и воспитания дошкольников, в группе созданы все необходимые условия. Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то большое место занимает пространство для организации различных видов игр. Большое пространство в группе занимают сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Дом», «Транспорт» и игровые уголки: «Уголок ряженья», «Книжный уголок», «Уголок экспериментирования», «Уголок изодеятельности», «Уголок природы», «Театрализованный уголок», «Патриотический уголок» и др.

Работу по воспитанию нравственно – патриотических чувств, я начала с детьми младшего дошкольного возраста. Свою работу начала с диагностики, которая раскрыла проблемы патриотического воспитания у моих воспитанников. Для диагностики использовала технологию, М.Ю.Новицкой, С.Ю.Афанасьевой, Н.А.Виноградовой, Н.В.Микляевой, «Мониторинг нравственно – патриотического воспитания в детском саду». В диагностике участвовали 16 детей в возрасте 3 – 4 лет. Первичная диагностика показала, что 50%(8 детей) не могут назвать членов семьи, дом, улицу на которой проживают, имеют низкий уровень развития речи, внимания; у 25%(4 детей) – средний уровень; у 25%(4 детей) – высокий уровень знаний. С помощью диагностики я выявила типичные затруднения у детей и спроектировала направления, по которым необходимо вести педагогическую работу. Сначала я составила перспективный план работы с учётом возрастных особенностей детей. Для улучшения качества знаний детей по данному направлению, я использовала различные методы и приёмы:

- занятия,

-экскурсии,

-беседы,

- рассматривание книг и иллюстраций, альбомов, использование средств мультимедиа, рисование, оформление семейных фотовыстовок.

Материал по патриотическому воспитанию мной был разбит на блоки: «Моя семья. Мой дом», «Детский сад», «Родной поселок», «Моя страна».

Ознакомления с семьей я вела с детьми через игровую деятельность. Сюжетно – ролевые игры: « Дружная семья », «Дом», «На приёме у врача», « Мы строители» и т.д.; дидактические игры: «Мама и их детёныши?», «Кто где живёт?», «Чья вещь?», «Во саду ли, в огороде» и т. д. во время проведения которых, дети учились заботиться друг о друге, проявлять сочувствие, доброту, учились культуре общения, большую роль в воспитании патриотизма у дошкольников играет художественная литература. Знакомила детей с произведениями известных детских авторов Л.Квитко «Бабушкины руки»; А. Яковлев «Мама»; Д. Грабе «Моя семья»; Л.Воронкова «Что сказала бы мама»; К.Д. «Петушок с семьёй» и др. Рассказывая сказку «Доктор Айболит» К.Чуковского, не только знакомила детей с трудом врача, а в первую очередь обращала внимание детей на такие качества, как сочувствие и сопереживание, доброту, чуткость, желание заботится о больных. Читая сказку «Федорино горе», заостряла внимание детей на желание трудиться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формировала основы здорового образа жизни. В инсценировке по сказке «Репка» помимо выполнения ролевых действий, ребята получали знания, как надо помогать друг другу; при обыгрывании сказки «Теремок» дети брали в пример, как нужно дружно жить. С большим удовольствием с ребятами играли в подвижные игры: «Салочки- догонялочки», «Лохматый пёс», «Лиса и гуси», «Воробушки и автомобиль», «Смелые мышки», «Пустое место», «Курочка хохлатка», через которые учила детей соблюдать не только правила, но и развивала решительность, дисциплинированность, ответственность, формировала волевые качества, желание помочь другому. Для мам на 8 Марта изготовили открытки, ко Дню защитника Отечества для пап делали поделки. Провела беседы «Моя семья», «Кто Я?». Совместно с родителями оформили семейные фотовыставки: « Наши мамы и бабушки», « Наши защитники отечества», « Наша страна – Россия», « Наш посёлок», а также изготовили семейные альбомы: « Моя семья», « Традиции нашей семьи», « Генеалогическое древо семьи» Одним из главных условий патриотического воспитания является приобщение детей к трудовой деятельности. В течение года я привлекала детей к выполнению индивидуальных и совместных трудовых поручений. Большое значение для воспитания у детей интереса к родному краю, имеет ближайшее окружение. Знакомила детей детским садом, его территорией, организовала знакомство детей со своей группой, используя при этом разные приемы и методы. Придумывали с детьми правила поведения в каждом групповом помещении например, в столовой - (когда я ем, я глух и нем), в игровом зонах - (поиграл – убери). Экскурсия в медицинский кабинет была проведена с целью знакомства работой медсестры и с оборудованием медкабинета. Медсестра, Нина Серафимовна , доступно объяснила детям, для чего нужен медицинский кабинет в детском саду и показала некоторые медицинские приборы и как они работают. В ходе экскурсии был сделан замер веса и роста детей. Экскурсия в столовую произвела на детей большое эмоциональное впечатление. Во время экскурсии ребята познакомились с поваром и его помощником, рассмотрели отделы пищеблока (холодный и горячий цех), назвали знакомые предметы кухонной утвари. Ребята своими глазами увидели последовательность готовки пищи. Во время прогулки познакомила детей с растениями на участке. Особое внимание детей уделила берёзе – символу красоты русской природы. В ходе экскурсии напомнила детям о бережном отношении к растениям и животным.

С родным посёлком знакомила детей через беседы, в ходе которых, были выявлены имеющиеся знания о родном посёлке. Рассматривали альбом «Мой посёлок Чамзинка», где дети узнали знакомые достопримечательности родного посёлка. Были проведены экскурсии к Мемориалу Славы и памятнику павшим героям ВОВ . К дню защитника Отечества мы оформляли выставку « Родная Армия». Дети рассматривали фото пап, дедушек , дядей , которые служили в Армии и с гордостью рассказывали о них. Также формировала у детей основы гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России: знакомила с гербом, флагом, гимном РФ . Использовала дидактические игры « Собери флаг», « Собери герб». Также знакомились с детьми с неофициальными символами России. Показывала матрешку , уточняла , что этой игрушке уже 120 лет. Ребята с удовольствием изобразили свою матрешку, используя нетрадиционную технику – пластилинографию. Беседовали о берёзе тем самым сделали вывод, что берёза это главное дерево нашей страны . Как итог проведенной работы , по данному направлению , я провела открытое занятие на районном методическом объединение « Берёза- символ красоты русской природы!» ( приложение). На занятии ребята вспомнили и назвали государственные символы России ,принимали полезные подарки от главного дерева нашей страны ,читали стихи о берёзе, водили хоровод с платочками вокруг « русской красавицы». Также совместно с детьми исследовали кору березы ( бересту) ,тем самым познакомились с удивительными свойствами бересты . С большим интересом ребята знакомились с предметами быта, изготовленных из бересты, и даже сами стали мастерами –умельцами и изготовили серёжки из бересты для гостьи– берёзки. Дети с огромным интересом участвовали во всех видах деятельности, показали свои знания и настоящие « живые» эмоции.

Для развития нравственно – патриотических качеств дошкольников я использую метод проектирования. Мной разработаны такие проекты как: «Маленькие защитники Отечества». «В гостях у живой природы», «Ах, какая мама!», «Любимые игрушки», «Друзья наши меньшие», «Моя семья» и т. д.

Родители, как активные и заинтересованные участники педагогического процесса, оказывают большую помощь в патриотическом воспитании своих детей дома. Совместно с родителями организовывались конкурсы рисунков, выставки сезонных поделок, проводились совместные праздники «Папа, мама и я спортивная семья». «Мой край, Мордовия моя», «Мордовская пасха» также мною были подготовлены консультации: «Какие игрушки нужны малышу», «Чем занять ребёнка дома», «Как развивать у ребёнка познавательные интересы и любознательность», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера», «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста».

#1056;ЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Воспитывая у детей любовь к своей стране , подвожу их к пониманию, что Россия это наша большая Родина, а посёлок в котором мы родились и живём является частицей нашей страны- малая Родина.

Опыт работы, который я накопила, показывает, что у детей дошкольного возраста есть положительные результаты:

- активно участвуют в организованной воспитателем общей деятельности с другими детьми;

- дети проявляют активный интерес к словам и действиям взрослых, эмоционально откликаются на ярко выраженное состояние близких;

- участвуют в беседе о своей семье и близких родственниках, называют свое имя, фамилию, пол, возраст;

- с удовольствием посещают в детский сад, включаются в общий ритм жизни группы, с доверием относятся к воспитателю;

- рассматривают и обсуждают сюжетные картинки, иллюстрации, в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях);

- научились наблюдать за действиями взрослых в детском саду (повар, дворник, медсестра, помощник воспитателя, воспитатель, заведующая, завхоз).

- интересуются предметным и социальным миром, имеют представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков и действий опираются на нравственные представления.Опыт работы был представлен на районном методическом объединении для воспитателей вторых младших групп и получил положительную оценку (Публикации, результат профессиональных конкурсов по данной теме)

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Работая над темой «Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» невольно сталкиваешься с различного рода трудностями. Я встретилась с такими трудностями как: дефицит знаний детей о родном посёлке, стране, об особенностях народных традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаточное сочувствие и сострадание к чужому горю, а так же с
недостаточной сформированностью системы работы с родителями, по данной проблеме.

Для меня, как воспитателя, очень важно не только воспитать ребенка, но и подобрать правильные методы работы с родителями по этому вопросу.

Но все эти трудности преодолимы, и проводимая работа лишь подтверждает это. Мы добились положительных результатов по сплочению и укреплению взаимоотношений между всеми участниками педагогического процесса

Адресные рекомендации по использованию опыта

Мне хочется сказать о том, что педагог, как профессионал, должен относиться с большой требовательностью к самому себе, не к воспитанникам, а именно к себе. Дети -это наше будущее и мы, не взирая ни на какие трудности, должны вооружить знаниями и умениями каждого ребёнка, какой бы он ни был.

По обобщению и распространению опыта мной был собран и оформлен материал по патриотическому воспитанию дошкольников, педагоги имеют возможность ознакомиться и использовать в своей работе разработки консультаций, педсоветов, мастер – классов, занятий, развлечений. Для работы с детьми мною подобрана художественная литература, оформлены картотеки различных игр.

муниципального уровня, провожу открытые занятия. Разработки и презентации своей работы выкладываю в сети Интернет.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы:

• Программа патриотического воспитания дошкольников./Усачева Т.В.//Воспитатель ДОУ (практический журнал) №4, 2010,с.4.

• . Бойко, Е. Е. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства : учебно-методическое пособие для студентов / Е. Е. Бойко. – Саратов :

Научная книга, 2006. – 42 с. – ISBN 5-98018-007-9. – Текст : непосредственный.

Место хранения: ОУООПН-ЧЗ 10

•. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007.

• Патриотическое воспитание дошкольников (методическое пособие)/Алешина Н.В.//М.: ЦГЛ. 2005.

• Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: – Мозаика – Синтез, ; Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Н. Ф. Андреева // Управление ДОУ. – 2005. – №1. – С. 16-24.

• Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края / О. В. Бурляева // Детский сад: теория и практика. –2011. – № 9. – С. 82–89.

•Все о Мордовии / сост. : Е. М. Голубчик, В. О. Еремкин, В. С. Ионов, А. С. Лузгин. – Саранск :Мордов. кн. изд-во, 1997. – 720 с.

•Все о Мордовии : энциклопедический справочник / сост. Н. С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С. Маркова. – Саранск :Мордов. кн. изд-во, 2005. – 740 с.

•Детям о Мордовии : методическое пособие для педагогов ДОУ/ авт.-сост. О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина. – Саранск, 2013. – 175 с.

•интернет – ресурсы

Приложение 1.

Конспект занятия во 2 младшей группе

« Берёзка- символ красоты русской природы»

Ход занятия

#1055;риветствие

- Ребята, у нас сегодня необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей. ( Здравствуйте).

-А чтобы у нас было хорошее настроение , крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. А теперь с хорошим настроением присаживайтесь на стульчики.

II. Сюрпризный момент

- Ребята, сегодня я шла на работу , по пути мне встретился почтальон. Он передал вот такую посылку для вас , но я без вас не открывала. Вам интересно , что в посылке ? ( Да) . Тогда открываем.

- Посмотрите внимательнее , что это? ( Флаг)

- А это что? ( Герб)

- Как называются эти предметы одним словом? ( Символы нашей страны)

- Но это не все символы, что ещё является символом нашей страны? ( Гимн)

- Что такое гимн? ( главная , торжественная песня нашей страны)

- Да, ребятки, у каждой страны есть своя символика: свой флаг, герб, гимн.

- Как называется наша страна ( Россия)

- Что вы можете сказать про Россию? ( Это наша большая страна, в России живёт много людей, они дружны между собой. Россия – это наша родина.)

- Мне кажется , что-то ещё осталось в коробке. ( Достаю ствол дерева).

- Как вы думаете , что это? Что-то это мне напоминает. ( Это ствол дерева)

- А почему, по каким признакам догадались? ( Белый ствол, черные полоски).

- Как вы думаете, ребята, для чего нужны, вот эти черные полоски на стволе у березки? ( Это носики березы, через них она дышит)

- Березка нарядное и красивое дерево, так давайте украсим березку добрыми , красивыми словами .

Дидактическая игра « Березка какая?»( с мячом)

( Кудрявая, белоствольная, стройная, родная, красивая, нарядная, любимая)

- Вот сколько красивых слов мы придумали, и наши добрые и красивые слова превратили ствол березы в настоящую лесную красавицу.

( На экране появляется береза)

- Ребята, как можно ласково назвать березу? ( Березка, березонька)

-Ребята, как вы думаете ,почему березка оказалась в коробке с символами нашей страны.(Потому что она растет в нашей стране)

-Да, ребята, береза – это главное дерево России ,это символ красоты русской природы. Оно растет во всех уголках нашей большой страны.

-Скажите, пожалуйста, где вы видели березку?(У дома, в парке, на участке дет.сада

-Береза гордость русского народа. О ней сложено много стихов. А вы знаете стихи о березке?

Всем береза нравится,

Ведь она красавица!

Белый ствол, густая крона,

Рассылает всем поклоны.

- Много танцев у березки танцевал народ, вот и мы у белоствольной заведем хоровод.

Хоровод… ( Мы вокруг берёзки хороводом встали….)

Береза- не только красивое дерево. У нее много полезных свойств. Она приготовила нам подарки. Мы подарки будем принимать и их пользу называть.

1 подарок- березовый сок ( в нем много витаминов – полезен для здоровья)

2 подарок – березовые дрова (отапливать дом, топить баню)

3 подарок- Березовый веник (париться в бане – придает бодрость)

4 подарок-Березовая кора .

Как ещё называют берёзовую кору? ( береста).

Береста -это удивительный предмет , хотите в этом убедиться ? ( Да)

Проходите пожалуйста к столам.

( Приглашаю детей за стол для исследования коры)

Исследовательская деятельность

На столе береста, салфетка бумажная 2 ёмкости с водой .

-Ребята перед нами бумажная салфетка и настоящая кора берёзы, потрогайте салфетку , она какая ( мягкая), теперь потрогайте бересту , она какая? ( жесткая).

- Теперь давайте бересту отпустим в воду одновременно с салфеткой ( опускаю в воду).

- Что стало с салфеткой( намокла, развалилась), значит салфетка какая ? ( мягкая , водопроницаемая , а что стало с берестой? ( намокла и не развалилась), если её протереть, то береста останется такой , какой и была изначально.

-Ребята назовите свойства бересты ( жесткая , водонепроницаемая ) , и еще гибкая !

- Об этих удивительных свойствах бересты узнали мастера – умельцы нашей страны , и научились из бересты изготавливать различные предметы быта(На экране показываю картинки с предметами из бересты( посуда, корзинки , шкатулки). Посуда в ней хранили соль, сахар и даже мёд , плели корзинки – с ними ходили по грибы и по ягоды , шкатулки- в них русские красавицы хранили украшения.

- Березу тоже можно назвать русской красавицей. А какие украшения носит красавица- березка? Кто знает? ( Сережки)

Я предлагаю Вам стать настоящими умельцами и изготовить сережки для березки из настоящей бересты. Проходите пожалуйста в мастерскую.

Продуктивная деятельность

-Ребята перед вами полоски настоящей бересты, как мы будем изготавливать сережки? (закручивать)

-Да! Мы с вами уже закручивали бумагу, а теперь этот метод мы будем использовать в работе с берестой.

( Дети из полосок бересты закручивают кудряшку ( сережку).

- Когда береза наряжается в серёжки? ( Весной) Какое сейчас Время года ? ( Весна)

А теперь нарядите березу ( вешают сережку на двухсторонний скотч , приготовленный ранее).

Заключение

- Ребята , понравилась вам посылка почтальона? ( Да)

-Что было в посылке ? (Символы России и ствол берёзки)

- Что вы можете сказать о берёзке? Она красивая , полезное дерево , берёза это главное дерево нашей страны.

- Да , Берёза это символ красоты русской природы , берёзкой мы должны гордиться, любоваться и обязательно заботиться о ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»

Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...

Педагогический опыт: «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом»

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Нево...

Инновационный педагогический опыт "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дошкольники мало что знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций народов, проживающих на территории республики, часто равноду...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей Великой Отечественной Войны в условиях ДОУ».

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию ...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным краем»

Совершенствование педагогического процесса по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем....

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через знакомство с картой нашей Родины » старшая группа

Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творч...

Проект на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Направление: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности слу...