Программа дополнительного образования для старшей группы "Страна фантазий"
рабочая программа (старшая группа)
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, через собственное творчество и освоение опыта прошлого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования (кружковой деятельности) Кружок «Страна фантазий"
Срок: 1 год
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Учебно – тематический план
3.Используемая литература
1.Пояснительная записка
Развитие творческого потенциала, разнообразных способностей детей – актуальные проблемы современной педагогики. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, в частности применение нетрадиционных технологий, экспериментирование влияет на развитие способностей к творчеству. Все мы знаем, что рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Но желание творить у старших дошкольников пропадает, если у них что- то не получается, если они плохо освоили какие –то приемы, появляется страх что не получится. А через применение разных нетрадиционных способов и техник, через экспериментирование в изобразительной деятельности ребенок получает иногда неожиданную информацию, которая ведет к изменению направленности его деятельности.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления детей о видах, жанрах изобразительного искусства, знакомит с нетрадиционными техниками, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса, учит понимать назначение искусства в жизни людей, формируют у детей художественные представления, и развивает познавательный интерес. Благодаря разнообразной тематике, дети познают окружающий мир, учатся видеть в нём прекрасное, соотносят увиденное со своим опытом, чувствами и представлениями. Главное – суметь вовлечь детей в творческий процесс.
Новизна программы в том, что занятия включают элемент исследования, использование нетрадиционных способов и техник изготовления. Ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Тесная взаимосвязь изобразительной и исследовательской деятельности детей.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в самостоятельной деятельности. Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность, которая наиболее ярко раскрывает все их универсальные способности. Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности. Данная программа составлена на основе изучения следующих программ: под ред. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы «От рождения до школы»; «Занятия по изобразительной деятельности в д\с» Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой « Цветные ладошки»; Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в д\с».
Цель кружка: создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
* Познакомить с разнообразными изобразительными техниками изображения.
* Обучать основам создания разных художественных образов. Развивающие:
* Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
* Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных изобразительных техниках.
* Развивать воображение, мелкую моторику детей.
Воспитательные:
* Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
* Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Ожидаемый результат:
1. Создание детьми художественных образов различными изобразительными материалами и техниками.
2. Сформируются у детей изобразительные навыки и умения, в соответствии с возрастом.
3. Научатся выполнять работу в определенной последовательности согласно инструкции взрослого.
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
5. Проявление творческой активности детьми и уверенности в себе.
Возраст детей: программа рассчитана на возрастную группу детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.
Организация занятий кружка: количество занятий: 1 занятия в неделю, 4 занятия в месяц по 25 – 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня.
Формы организации занятий:
1. Игры и упражнения
2. Практические занятия, теоретические занятия
3. Индивидуальная работа
4. Подгрупповые занятия с детьми
5. Самостоятельная деятельность в центре творчества.
Все занятия предусматривают усвоение теоретических знаний, и формирование деятельностно -практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, умение выражать свои мысли через продуктивные виды деятельности.
Структура занятия:
1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 8 минут).
3. Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
4. Словесные игры, игры – драматизации.
Деятельность на занятии строится по коммуникативному принципу:
1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
2. Обеспечение главных условий общения.
3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
4. Использование различных коммуникативных средств.
Методы и приемы работы с детьми:
1. Словесные.
2. Наглядные.
3. Практические.
4. Приемы совместной деятельности.
Методические приёмы
Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.
Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности). Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения. Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам. Проведение выставок, вернисажей – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей.
Показатели прохождения программы:
- Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определенной теме.
- Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
- Учатся рисовать различными материалами.
- Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
- Развивать навыки по составлению сюжетов.
- Экспериментируют.
- Развивается связная речь.
- Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.
- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
- Оформление эстетической развивающей среды в группе.
Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.
2. Учебно – тематический план работы
План занятий рассчитан на 1 год.
Учебный план (5-6 лет)
№ п/п | Тема | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
Октябрь | |||||
1. | «Осенние листочки» (рисование штампами, отпечатки) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2. | «Ёжик с яблоками» (аппликация). | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3. | «Фрукты на тарелочке» (работа с пластилином) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4. | Нетрадиционное рисование: «Колючий ежик» (оттиск бумагой) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Ноябрь | |||||
1. | . «Тили-тили, тесто …» (лепка экспериментирование, рисование на тесте). | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2. | «Ветка рябины» (аппликация) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3. | « Веселые ладошки» (рисование). | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4. | Картины из пластилина (коллективная работа) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Декабрь | |||||
1. | . «Вот какая ёлочка!» (лепка рельефная из пластилина). | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2. | «Зимний лес» (рисование кисточкой). | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3. | «Праздничная ёлочка» (аппликация, бумажная пластика». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4. | «Снеговик» (аппликация из ватных дисков). | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Январь | |||||
1. | «Вкусное угощение» (лепка из соленого теста). | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2. | «Колобок покатился по лесной дорожке» (аппликация с элементами рисования). | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3. | «Северное сияние» (рисование солью). | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4. | «Ёлочка» (рисование зубной щеткой). | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Февраль | |||||
1. | Дерево счастья –топиарий (квилинг + папье маше) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2. | Танк (оригами) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3. | «Лоскутное одеяло» (аппликация из фантиков) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4. | «Узоры на окне»(рисование) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Март | |||||
1. | «Ваза с цветами» (аппликация из макарон с элементами рисования, коллективная композиция). | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2. | Цветы из бумаги, фетра (торцевание) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3. | «Вот какие ножки у сороконожки!» (лепка). | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4. | Техника эффект потрескавшегося воска «Комнатное растение» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Апрель | |||||
1. | «Аквариум» (пластилинография с элементами аппликации). | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2. | Фруктовая сказка (тестопластика) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3. | Аппликация «Корзинка к Пасхе» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4. | Рисуем бабочек, цветы (монотипиия) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Всего | 28 | 14 | 14 |
Перспективный план
Октябрь
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1«Осенние листочки» (рисование штампами, отпечатки) | Знакомить с новой техникой рисования.Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа | Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования, штампы |
2.«Ёжик с яблоками» (аппликация). | Учить вырезать части из бумаги, передавать пропорции. Закрепить приемы работы с ножницами. Развивать внимание, воображение, композиционные умения | Клей, кисточки для клея, цветная бумага. |
3. «Фрукты на тарелочке» (лепка) | Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями. Развивать мелкую моторику рук | Лист картона, пластилин. |
4.Нетрадиционное рисование: «Колючий ежик» (оттиск бумагой) | Формировать умение создавать рисунки путем прикладывания мятой бумаги, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность | Лист формата А4 с изображением ежика, салфетки, альбомный лист |
Ноябрь
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1. «Тили-тили, тесто …» (лепка экспериментирование, рисование на тесте). | Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности материала, создание изображения на пласте теста: отпечатки ладошек | Пласт соленого теста. |
2.«Ветка рябины» (аппликация) | Формировать умение выполнять аппликацию с натуры, передавать форму вазы и ветки, учить дорисовывать детали | Клей, кисточки для клея, цветная гофрированная бумага |
3. « Веселые ладошки» (рисование). | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. | Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования. |
4. Картины из пластилина (коллективная работа) | Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке | Картон, пластилин, салфетки, доски |
Декабрь
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1. «Вот какая ёлочка!» (лепка рельефная из пластилина). | Создание образа ёлочки : раскатывание жгутиков из пластилина зеленого цвета и прикрепление к стволу (колбаске). Развитие мелкой моторики. Практическое освоение пластических особенностей пластилина | Лист картона, пластилин зеленого и коричневого цвета. |
2. «Зимний лес» (рисование кисточкой). | Создание образа зимнего лесаа с помощью кисточки и гуашевой краски белого цвета, закрепление приема примакивания ворса кисти, развитие чувства цвета и ритма. | Кисть для рисования, гуашь белого цвета, бумага для рисования |
3. «Праздничная ёлочка» (аппликация, бумажная пластика». | Украшение ёлочки, нарисованной и вырезанной воспитателем, новогодними игрушками – кружками разного цвета и формы, звездочкой; закрепление техники приклеивания | Кисти, краски, цветная бумага разного цвета, клей. |
4. «Снеговик» (аппликация из ватных дисков). | Создание образа снеговика выкладывание и приклеивание ватных дисков: развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики | Кисти, ватные диски, клей, цветная бумага, картон. |
Январь
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1. «Вкусное угощение» (лепка из соленого теста). | Лепка угощений для игрушек; получение силуэтных изображений из теста: выдавливание формочками для выпечки, обведение и украшение форм пальчиками; развитие тактильных ощущений, чувства формы и мелкой моторики | Соленое тесто, формочки, гуашь, кисти. |
2. «Колобок покатился по лесной дорожке» (аппликация с элементами рисования). | Создание образа колобка из ватного диска и наклеивание на дорожку, нарисованную фломастером; развитие восприятия; сравнение объемной формы и плоскостного рисунка, воспитание интереса к изодеятельности | Ватные диски, клей, кисточки для клея, гуашь. |
3. «Северное сияние» (рисование солью). | Познакомить с новой техникой рисования, развитие чувства цвета и ритма | Цветная соль, баночки для создания композиции. |
4. «Ёлочка» (рисование зубной щеткой). | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования зубными щетками; развить познавательный интерес.Способствовать развитию мелкой моторики рук; закрепить навыки рисования; развить творческие способности детей. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели. | Бумага для рисования, гуашь зеленого цвета, зубная щетка. |
Февраль
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1. Дерево счастья –топиарий (квилинг + папье маше) | Упражнять в приемах работы в технике квилинг, торцевание. Формировать умение выполнять работу в определенной последовательности. Развивать воображение – дополнять деталями. | Наборы для квилинга, клей, салфетки, белый картон |
2. Танк (оригами) | Формировать интерес к виду изобразительной деятельности – оригами. Учить складывать лист бумаги пополам, действовать по схеме, дорисовывать детали | Зеленая бумага, фломастеры |
3. «Лоскутное одеяло» (аппликация из фантиков | Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу и составление коллективной композиции из индивидуальных работ; освоение понятия «часть» и «целое». | Картон белого цвета, фантики из-под конфет, клей, кисти для клея. |
4.«Узоры на окне»(рисование) | Отрабатывать технику закрашивания набрызг. Продолжать закреплять умение правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение | Кисти для рисования, бумага для рисования |
Март
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1. «Ваза с цветами» (аппликация из макарон с элементами рисования, коллективная композиция). | Познакомить детей с новым способом аппликации. Закреплять навыки рисования гуашью. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Закреплять навыки работы с клеем. Развивать чувство формы, композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. | Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея, макаронные изделия разной формы, гуашь, кисти для рисования, баночки с водой. |
2. Цветы из бумаги, фетра (торцевание) | Формировать желание сделать подарок своими руками. Учить скручивать бумагу, выкладывать на основу, приклеивать. Развивать художественный вкус | Фетр, гафрированная бумага, клей |
3. «Вот какие ножки у сороконожки!» (лепка). | Закреплять навыки работы с пластилином. | Пластилин,стека |
4.Техника эффект потрескавшегося воска «Комнатное растение» | Развивать интерес к исследовательской деятельности эксперименты с материалом. Познакомить с новой техникой. Развивать творческие способности, дополнять изображение деталями | Бумага для рисования, цветные восковые карандаши, гуашь |
Апрель
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1. «Аквариум» (пластилинография с элементами аппликации). | Знакомство с новой техникой;обогащение интеллектуальной сферы. Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность. | Цветная бумага,картон, пластилин, кисти для клея, клей. |
2. Фруктовая сказка (тестопластика) | Закреплять умение делать набросок, заполнять тестом, разукрашивать. | Карандаши, соленое тесто, краски |
3. «Пора в космос» (объемная аппликация). | Совершенствование навыка ручного труда средством скручивания бумаги в трубу, развивать мелкую моторику пальцев рук. | Картон синего цвета, цветная бумага, клей, кисти для клея |
4. Рисуем бабочек, цветы (монотипиия) | Продолжать знакомить детей с новыми техниками – монотипия. Закреплять приемы работы с красками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать любовь к природе | Лист бумаги, гуашь, кисти |
Список используемой литературы:
1. «Азбука соленого теста» О.Чибрикова. – М.:Эксмо, 2008. – (Азбука рукоделия).
2. «Объемные картинки» Учебно-методическое пособие для дошкольников. – Спб.: Детство-Пресс: 2010г.
3. «Секреты бумажного листа» Учебное издание «Издательство «МозаикаСинтез», 2004г.
4. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей
2-7 лет» И. А. Лыкова. – Москва, 2011. – Издательский дом «Цветной мир».
5. Амоков В.Б. «Искусство аппликации» М. 2002г.
6. Малышева А.Н., Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль «Академия развития» 2006г.
7. Доронова Т.Н., Якобсон С.Т. «Обучение детей рисованию, лепка, аппликации в игре» М. 1992г.
8. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»М.1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/04/picture-479533-1412425044.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Песочная сказка"
Рабочая программа дополнительного образования "Песочная сказка". Тематическое планирование занятий....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/07/picture-1352198-1633575844.jpg)
Авторская программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию
Авторская программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, вызывающие интерес у детей и расширяет познавательные способ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-877574-1484469937.jpg)
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/26/picture-933612-1498489966.jpg)
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "ФАНТАЗИЯ"
Специально организованные занятия дают детям возможность свободно действовать с различными изобразительными материалами, свободно экспериментировать, смешивать разные краски и т. д. На занятиях у дете...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/26/picture-933612-1498489966.jpg)
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "ФАНТАЗИЯ"
Отчёт кружковой деятельности. Художественно-эстетической направленности....
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/02/picture-1105946-1627883150.jpg)
диагностика освоения программы дополнительного образования художественно-эстетического цикла "Фантазия"
Диагностика освоения программы дополнительного образования художественно-эстетического цикла "Фантазия"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/30/picture-1309109-1611997525.jpg)
Программа дополнительного образования кружок по ИЗОдеятельности "Фантазия"
Парциальная программа «Фантазия» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развития у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомления...