Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы ( из опыта работы)
статья (старшая группа)
Разработка обоснованных методических разработок пополнения словарного запаса дошкольников с помощью проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Кладкевич Татьяна Валентиновна
воспитатель
ГБДОУ №25 Красносельского района
г. Санкт-Петербург
Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя старшей группы)
Дошкольный возраст (возраст 36 лет) это время взрыва фантазии и воображения, время практически неисчерпаемых возможностей для развития речевой активности, момент, когда ещё возможно предотвратить формирование различных речевых комплексов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в содержании программы речевое развитие как отдельное направление развития и образования детей, и показывает, что речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи и др.
В процессе развития речи в дошкольном возрасте возникает противоречие между необходимостью обогащения словарного запаса воспитанников с помощью проектной деятельности и недостаточной методической базой применения данной технологии к дошкольному этапу обучения. На основании выявленного и сформулированного противоречия определяется проблема: разработка обоснованных методических разработок пополнения словарного запаса дошкольников с помощью проектной деятельности, способствующей всестороннему развитию и обогащению речи детей дошкольного возраста. Актуальность темы исследования обусловливается тем, что овладение родным языком, его словарным богатством как средством и способом общения с людьми, является одним из важнейших приобретений детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок очень активно овладевает необходимым для него запасом слов, умением словесно выражать свою мысль обо всем, что его окружает, что входит в круг его нужд и интересов. Педагог больше на проектную деятельность склонен, потому что в результате исследования, получается продукт этого проекта.
Реализация проекта начинается с выбора темы. Овладевая словарным богатством языка, ребенок получает мощное средство общения с людьми, овладевает орудием обмена мыслями, средством познания. Проблема владение языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и преобразования, что развивать ее необходимо с первых лет жизни. В докладе затронута проблема обогащение словаря детей, так как в дошкольном возрасте данный вид является ведущим видом деятельности. Цель: раскрыть особенности применения проектную технологии для развития словаря у детей.
Задачи: • Раскрыть понятие проекта воспитанников в детском саду как средство обогащение словаря • раскрыть виды проектов в дошкольном учреждении • охарактеризовать основные этапы метода проектов в дошкольном учреждении • охарактеризовать проект в старшей группе по теме «В мире животных» 2.1 Понятие проектная технология, проект В настоящее время в ДОУ активно внедряются инновационные технологии. Одной из таких технологий является проектная деятельность (метод проектов). Проект (от лат.рrojectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени и направленная на достижение заранее определённого результата или цели. Результатом проектной деятельности является создание уникального продукта, к качеству которого предъявляются определённые требования. Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Проектная технология – технология, имеющая начало и конец направленная на достижение определенной цели или определенного результата Основной целью проектной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей по речевому развитию. В процессе внедрения проектного метода в ДОУ воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ: игру, чтение художественной Он побуждает литературы, практикоориентированной деятельности. педагогов повышать свой профессиональнотворческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса.
Задачи проекта: Развитие речи, мышления, воображения, любознательности, обогащение словарного запаса детей. Учить употреблять в речи правильные формы названий детенышей домашних животных щенята, телята, жеребенок утенок, селезенок, гусенок, индюшонок, котенок, крольчонок Учить детей приёмам лепке, рисованию в изображении домашних животных. закрепление и расширение представлений о домашних животных, Формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детенышей животных в именительном и винительном падеже (жеребята, котята, щенята и т.д.) Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы. Учить отгадывать загадки; Воспитывать любовь и заботливое отношение к домашним животным.
Задачи к содержанию: Учить детей наблюдать за собакой, кошкой на участке детского сада и выявлять их особенности и повадки. Развивать элементарные представления о домашних животных. Воспитывать интерес детей к рассматриванию картин, иллюстраций к прочитанному. Формировать навыки составления описательных рассказов. Учить детей правильно воспринимать содержание произведения. Продолжать приучать слушать рассказы, стихотворения, запоминать небольшие по содержанию стихотворения. Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за домашними животными; Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке в изображении домашних животных; развивать творческие способности; Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности; Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки; Дать представления о потребностях животных для их роста и развития. Познакомить детей с внешним видом кошки и собаки, с особенностями их поведения; показать, что жизнь этих животных связана с человеком: он создает им условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Научить детей правильному общению с домашними животными. Воспитать бережное отношение и любовь к животным, чувства сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы и умозаключения. Расширять представления у детей о разнообразии домашних питомцев (кошка, собака, аквариумные рыбки, попугай, хомяк). Формирование и обогащение представления у детей об уходе за домашними обитателями. Ожидаемые результаты: В результате работы по данной теме: дети усваивают, что домашние животные играют в природе и в жизни человека важную роль. Заключение:
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения. Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. Нужно отметить, что из таких методов, как: индивидуальная работа, игровые, наглядные, нагляднодейственные методы, сотворчество с экспериментальная воспитателями, деятельность и др.. Дни открытых дверей, досуги, мастерклассы, наблюдение, проект по развитию речи в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-362099-1386529756.jpg)
«Физическое воспитание младших дошкольников: Новые приемы и методы работы» (из опыта работы воспитателя)
laquo;Физическое воспитание младших дошкольников: новые приемы и методы работы»(из опыта работы воспитателя)...
Физическое воспитание дошкольников: новые приемы и методы работы (из опыта работы инструктора по ФК)
Формирование основ здорового образа жизни - вот главная цель физического воспитания. Для достижения хорошего результата приемы и методы должны постоянно совершенствоваться....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/19/picture-686515-1450545165.jpg)
«Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)»
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/22/picture-514305-1421946011.jpg)
Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы
Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:1) Расширение словаря ребе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/22/picture-940002-1503397697.jpg)
Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя ДОО)
Статья "Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы" (из опыта работы воспитателя ДОО)...
Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы
Обогащение словарного запаса является одним из необходимых условий для коммуникативных умений детей....
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/27/picture-1534348-1727454618.jpg)
Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта учителя логопеда)
Обогащение словаря является одним из основных условий развития не только речи, но и всестороннего развития личности ребенка.Актуальность данной темы обусловлено ограниченным устным общение...