«Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)»
статья (старшая группа)

Зейферт  Юлия Робертовна

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Овладение словарным составом родного языка - необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, формирования звуковой стороны речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zeyfrt_1.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Зейферт Ю. Р., воспитатель

ГБДОУ детский сад №34 Красногвардейского района

Санкт - Петербурга

Тема «Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)»

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Овладение словарным составом родного языка - необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, формирования звуковой стороны речи.

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная и письменная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

Язык, как средство общения - это, прежде всего, язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения.

Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

Выделяют две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

1) Непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии.

2) Опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения. 

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.

Мыльные пузыри.

Дети выдувают мыльные пузыри.

Пузыри что делают? Они надуваются, летят, лопаются, падают.

Мы что делаем? Прыгаем, улыбаемся, радуемся, лопаем пузыри.

У кого какой предмет?

Волшебный мешочек

Что каким у нас бывает.

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй»

Игра с мячом «Я знаю три названия животных (цветов)» («Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)».

Игра с мячом «Животные и их детеныши»

Игра с мячом «Кто как разговаривает?»

Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко»

Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?»

Игра с мячом «Скажи ласково»

Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?»

Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение

Игра с мячом «Кто как передвигается?»

Игра с мячом «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?»

Игра «Кто чем занимается?»

Игра «Кто может совершать эти движения?»

Игра «Горячий — холодный»

Игра «Из чего сделано?»

Игра «Лови да бросай — цвета называй»

Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Игра «Чья голова?»

Игра «Что бывает круглым?»

Игра «Один — много»

Игра «Веселый счет»

Игра «Где мяч?»

Игра «Хорошо — плохо»

Игра «Вчера, сегодня, завтра»

Игра «Утро, день, вечер, ночь»

Утро, вечер, день и ночь

Игра «Лови, бросай, дни недели называй»

Игра «Месяцы и их последовательность»

Игра «Что за чем?»

Игра «Бывает — не бывает»

Что же будет, что же нет?

Игра «Кто кем был?»

Игра «Кто кем будет?»

Игра «Семья»

На этом я закончу обзор игр с мячом. Еще раз хочу обратить внимание на то, что игры с мячом универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.

Основной смысл обогащения словаря дошкольников состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те слова, которые будут наиболее точно отражать его замысел. Темпы освоения ребенком, как языковых средств, так и функций речи достаточно высоки. Каждый год жизни здесь характеризуется новыми приобретениями. При всем этом процесс достаточно растянут во времени, вследствие непрочности приобретаемых умений, индивидуальных темпов и путей овладения родным языком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Физическое воспитание младших дошкольников: Новые приемы и методы работы» (из опыта работы воспитателя)

laquo;Физическое воспитание младших дошкольников: новые приемы и методы работы»(из опыта работы воспитателя)...

Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы ( из опыта работы)

Разработка обоснованных методических разработок пополнения словарного запаса дошкольников с помощью проектной деятельности....

Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:1) Расширение словаря ребе...

Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя ДОО)

Статья "Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы" (из опыта работы воспитателя ДОО)...

Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы

Обогащение словарного запаса является одним из необходимых условий для коммуникативных умений детей....

Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта учителя логопеда)

Обогащение словаря является  одним из основных условий развития не только речи, но и всестороннего развития  личности ребенка.Актуальность данной темы обусловлено ограниченным устным общение...