«Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)»
статья (старшая группа)
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Овладение словарным составом родного языка - необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, формирования звуковой стороны речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zeyfrt_1.docx | 16.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Зейферт Ю. Р., воспитатель
ГБДОУ детский сад №34 Красногвардейского района
Санкт - Петербурга
Тема «Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)»
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Овладение словарным составом родного языка - необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, формирования звуковой стороны речи.
Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная и письменная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.
Язык, как средство общения - это, прежде всего, язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения.
Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.
Выделяют две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Первая группа включает методы:
1) Непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии.
2) Опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.
Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.
Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.
Мыльные пузыри.
Дети выдувают мыльные пузыри.
Пузыри что делают? Они надуваются, летят, лопаются, падают.
Мы что делаем? Прыгаем, улыбаемся, радуемся, лопаем пузыри.
У кого какой предмет?
Волшебный мешочек
Что каким у нас бывает.
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй»
Игра с мячом «Я знаю три названия животных (цветов)» («Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)».
Игра с мячом «Животные и их детеныши»
Игра с мячом «Кто как разговаривает?»
Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко»
Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?»
Игра с мячом «Скажи ласково»
Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?»
Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение
Игра с мячом «Кто как передвигается?»
Игра с мячом «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?»
Игра «Кто чем занимается?»
Игра «Кто может совершать эти движения?»
Игра «Горячий — холодный»
Игра «Из чего сделано?»
Игра «Лови да бросай — цвета называй»
Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)
Игра «Чья голова?»
Игра «Что бывает круглым?»
Игра «Один — много»
Игра «Веселый счет»
Игра «Где мяч?»
Игра «Хорошо — плохо»
Игра «Вчера, сегодня, завтра»
Игра «Утро, день, вечер, ночь»
Утро, вечер, день и ночь
Игра «Лови, бросай, дни недели называй»
Игра «Месяцы и их последовательность»
Игра «Что за чем?»
Игра «Бывает — не бывает»
Что же будет, что же нет?
Игра «Кто кем был?»
Игра «Кто кем будет?»
Игра «Семья»
На этом я закончу обзор игр с мячом. Еще раз хочу обратить внимание на то, что игры с мячом универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.
Основной смысл обогащения словаря дошкольников состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те слова, которые будут наиболее точно отражать его замысел. Темпы освоения ребенком, как языковых средств, так и функций речи достаточно высоки. Каждый год жизни здесь характеризуется новыми приобретениями. При всем этом процесс достаточно растянут во времени, вследствие непрочности приобретаемых умений, индивидуальных темпов и путей овладения родным языком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Физическое воспитание младших дошкольников: Новые приемы и методы работы» (из опыта работы воспитателя)
laquo;Физическое воспитание младших дошкольников: новые приемы и методы работы»(из опыта работы воспитателя)...
Физическое воспитание дошкольников: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя).
Физическое развитие детей дошкольного возраста....
Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы ( из опыта работы)
Разработка обоснованных методических разработок пополнения словарного запаса дошкольников с помощью проектной деятельности....
Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы
Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:1) Расширение словаря ребе...
Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя ДОО)
Статья "Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы" (из опыта работы воспитателя ДОО)...
Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы
Обогащение словарного запаса является одним из необходимых условий для коммуникативных умений детей....
Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта учителя логопеда)
Обогащение словаря является одним из основных условий развития не только речи, но и всестороннего развития личности ребенка.Актуальность данной темы обусловлено ограниченным устным общение...