Физическое воспитание дошкольников: новые приемы и методы работы (из опыта работы инструктора по ФК)
статья по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Формирование основ здорового образа жизни - вот главная цель физического воспитания. Для достижения хорошего результата приемы и методы должны постоянно совершенствоваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st1.lisovskiy.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Лисовский Анатолий Дмитриевич – инструктор ЛФК, педагог 1 кат., врач – педиатр            Конференция ДОУ

Физическое воспитание дошкольников: новые приемы и методы работы (из опыта работы инструктора по ФК)

Задача родителей  и  дошкольного учреждения заложить фундамент здоровья и силы у детей.  В первые семь лет жизни малыша физическое воспитание наиболее тесно связано с общим воспитанием. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития (В.А.Доскин, Л.Г.Голубева, 2002).

Физическое воспитание – это педагогическая система использования средств физической культуры с целью содействия гармоническому развитию человека. Физическое воспитание выступает как деятельная сторона физической культуры, благодаря которой происходит превращение ценностей физической культуры в личное достояние человека (В. Н. Шебеко, 2015).

Цель физического воспитания – формирование основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физического и психического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка (Н.Н.Кожухова, 2003).

Задачи физического воспитания в дошкольных учреждениях определяются общей целью и конкретизируются с учетом особенностей развития детей в каждом возрастном периоде (Д.В.Хухлаева, 1984). В детских садах предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений, также должны предусматриваться физиологическо - педагогические оправданные нагрузки, удовлетворяющие потребность ребенка в движении.

В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

1.Оздоровительные задачи: повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания,  укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки, содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости).

2.Образовательные задачи: формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

3.Воспитательные задачи: воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости др.), содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию (Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, 2004).

Все задачи,   являясь относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому и решаться должны в  комплексе. Только в этом случае ребенок приобретет необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития (Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, 2004).  Это достигается с помощью определенных методов и приемов.

Метод – (от лат. «Способ достижения цели») – система действий педагога в процессе обучения движениям, в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения (Н.Н.Кожухова, 2003).

Прием – составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие каждого ребенка (Э.Я.Степаненкова, 2005).

Основные используемые методы.

1.Словесный метод:  объяснение, пояснение, указания, подача команд, распоряжений, сигналов, вопросы к детям, образный сюжетный рассказ, беседа, словесная инструкция. Цель: обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения.

2.Наглядный метод: Наглядно-зрительные приемы:  показ физических упражнений, использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии), имитация (подражание), зрительное ориентиры (предметы, разметка поля). Наглядно-слуховые приемы:  музыка, песни. Тактильно-мышечные приемы: непосредственная помощь воспитателя.  Цель: создать зрительное, слуховое, мышечное представление о движении. Важно обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка.

3.Практический метод: повторение упражнений без изменения и с изменениями, повторение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме (Н.Н. Кожухова, 2002). Цель: закреплять на практике знания, умения и навыки основных движений, способствует созданию мышечных представлений о движении.

Я, занимаясь с детьми 3-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, чаще всего использую наглядный метод, в частности показ упражнений. Он должен быть образцовым, побуждающим к подражанию. Чтобы показ был эффективным, необходимо хорошо организовать детей и создать условия для наблюдения. Упражнение демонстрируется перед разомкнутой колонной. Если показываю упражнение во время движения детей, то  иду им навстречу, а если в кругу – то стою рядом с детьми. Обычно упражнение демонстрируется несколько раз, в медленном темпе. Первый показ дает общее представление об упражнении. Для усвоения упражнения демонстрируются отдельные элементы, детали, т. е. используется частичный показ. Перед показом детям сообщаю, на какой элемент им нужно обратить особое внимание. Наиболее сложные упражнения следует показывать в различном положении по отношению к детям (лицом, спиной, боком). Показ всегда сочетается с объяснением, т. е. упражнение показывается и объясняется одновременно. Иногда к показу  привлекается  и ребенок. Такой прием влияет на них положительно. Возникает интерес к упражнению, желание выполнить его как можно лучше. Обязательно подхожу к каждому малышу и индивидуально поправляю неправильное движение. Для формирования у детей прочных двигательных навыков необходимо многократное повторение изучаемых упражнений. Вначале целесообразно повторять упражнение без изменений. Затем идет освоение элементов техники.

Большое внимание в моей работе уделяю зрительным ориентирам (предметы, игрушки, разметка пола), побуждающим ребенка более успешно осваивать технику движения. Дети с желанием перебрасывают мяч через заборчик, перешагивают через веревочку, подпрыгивают и прочее. Занятие проходит интереснее, эмоциональнее, с высокой активностью детей.

Используя объяснение (всегда краткое, конкретное, доступное, образное, эмоциональное, соответствующее уровню развития детей в коррекционном детском саду) раскрываю детям суть упражнения.  В объяснении важно подчеркнуть существенное в упражнении и выделить тот элемент техники, к которому необходимо привлечь внимание. Содержание объяснения может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности детей.

Оценка всегда определяет качество выполнения упражнений детьми, играет ориентирующую и стимулирующую роль и дается детям с учетом сегодняшних успехов в области двигательной деятельности по сравнению с прежними достижениями. Отрицательная оценка  не переносится на общую оценку личности («Ты плохой»). Всегда следует помнить о легкой внушаемости ребенка и не допускать накопления «опыта непослушания», так как частое повторение отрицательной оценки приводит к тому, что нарушение требований педагога становится нормой. В младшем дошкольном возрасте результат действия малышей часто зависит не от желания, а от умения, общего двигательного развития. В среднем дошкольном возрасте детей следует привлекать к анализу собственных действий, осознанию того, чему они научились, что хорошо получается. В старшем дошкольном возрасте на основе самооценки происходит саморегуляция деятельности (контроль своего поведения). Но чаще всего дети прибегают к самопроверке, когда этого требует педагог.

В своей работе использую:

- команды (распоряжение имеющее определенную форму, установленный порядок произнесения и совершенно точное содержание.) Каждая команда – это сигнал к выполнению или прекращению действия. Команда состоит из двух частей: предварительной и исполнительной. В предварительной части указывается то, что надо делать и каким способом. Исполнительная часть содержит сигнал к немедленному выполнению действия. В команде имеет значение интонация, благодаря которой выполнение упражнения может стать более выразительным. Команды «Равняйсь!», «Кругом!», «На месте шагом марш!» и другие подаются только детям старшего дошкольного возраста,

-распоряжения (словесное указание, которое не имеет определенной формы, но связано с выполнением детьми упражнений или других действий). Применяются во всех возрастных группах, но подаются они, как и команды, в повелительной форме («К дереву – бегом!»), должны быть ясными и четкими,

-указания (для уточнения задания, для напоминания о том, как действовать, для предупреждения ошибок). Могут относиться ко всем детям или к одному из них («Спину держите прямее», «Выше голову» и др.). Своевременное указание помогает ребенку лучше выполнять упражнение.

При выполнении упражнений в соревновательной форме возникает особый физиологический и эмоциональный фон, усиливающий воздействие упражнений на организм. В соревновательном методе процесс выполнения действия полностью подчинен задаче победить в соответствии с заранее установленными правилами. Этот метод применяется в том случае, когда дети хорошо освоили движение, но пользоваться им нужно с осторожностью, чтобы не вызвать у детей сильного нервного перевозбуждения, что отрицательно скажется на их самочувствии, поведении и взаимоотношениях. Не следует злоупотреблять эстафетами: поочередное выполнение упражнений в напряженной обстановке перевозбуждает нервную систему ребенка. В младших группах элементы соревнования нужно ограничить подвижными играми, имеющими соревновательный характер (например, «Солнышко и дождик»). В старших группах соревновательный метод можно использовать при любой форме организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. На практике методы физического воспитания выбираются в зависимости от поставленных задач, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их подготовленности, сложности упражнений и этапа обучения.

Структура занятия у меня, не зависимо от методов и приемов, всегда традиционная:  вводно-подготовительная,  основная  и  заключительная  часть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: НОВЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ИЗ ОПЫТА ВОСПИТАТЕЛЯ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: НОВЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ИЗ ОПЫТА ВОСПИТАТЕЛЯ...

Статья на тему:Развитие художественной деятельности детей младшей группы:приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)

Какие есть методы и приемы в художественно-эстетической деятельности в второй младшей группе...

Развитие художественной деятельности детей подготовительной группы: приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)

Статья о развитии художественной деятельности  детей в подготовительной группе (Из опыта работы)...

Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы ( из опыта работы)

Разработка обоснованных методических разработок пополнения словарного запаса дошкольников с помощью проектной деятельности....

«Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)»

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...

Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя ДОО)

Статья "Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы" (из опыта работы воспитателя ДОО)...