Консультация для педагогов на тему "Адаптационный период"
консультация (младшая группа)
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_adaptatsionnyy_period.docx | 15.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.
Период лёгкой адаптации продолжается одну - две недели. У ребёнка со временем нормализуются аппетит и сон, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру. Налаживается взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок не возбуждён, но достаточно активен. Острых заболеваний не возникает. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу второй - третей недели они восстанавливаются.
Во время адаптации средней тяжести общее состояние ребенка и нарушения в поведении выражены несколько ярче, привыкание к яслям или детскому садику проходит дольше. Сон и аппетит нормализуются лишь через 2 - 6 недель, настроение меняется в течение месяца, сильно снижается активность ребенка, он часто плачет, мало двигается, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Такое состояние может продолжаться до полутора месяцев.
Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: могут возникнуть функциональные нарушения стула, бледность, потливость, появятся тени под глазами, усилятся проявления экссудативного диатеза.
Состояние тяжёлой адаптации особенно беспокоит родителей и воспитателей.
Ребёнок может длительно и тяжело болеть: то есть одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль - не предохраняют малыша от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребёнка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами, его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно. Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития ребёнка в этот период замедляются по всем направлениям.
Тяжёлая степень адаптации может проявляться в 2 вариантах:
- нервно-психическое развитие отстаёт на 1-2 квартала, респираторные заболевания более 3 раз, сроком более 10 дней, ребёнок не растёт и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов;
- дети старше 3 лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском саду, нервно-психическое развитие отстаёт на 2-3 квартала (от исходного), замедляются рост и прибавка в весе.
Невротические реакции:
- вегетативные реакции организма: усиленное слюноотделение, частые глотательные движения, нервный кашель, нервные рвоты, слёзы без повода, снижение звучности голоса, истерические реакции;
- быстрая утомляемость, вялость;
- навязчивые движения: подёргивание головой, плечами,
- однообразные повторяющиеся движения руками и ногами;
- тремор (дрожание) подбородка, пальчиков;
- страх темноты, одиночества;
- пристрастие к личным вещам;
- неуправляемое поведение;
- стремление спрятаться от взрослых;
- заикание (логоневроз);
- нервные тики (непроизвольное сокращение мышц);
- говорение во сне;
- недержание мочи (энурез);
- отказ от пищи (анорексия вследствие потери аппетита).
Умение распознавать начало, истоки этого состояния, предотвратить и ликвидировать его вовремя – важнейшая задача взрослых, жить в ладу с самим собой и окружающими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудности адаптации, пути преодоления с помощью рисования. Консультация для педагогов. Эта консультация поможет родителям преодолеть страх и тревогу за своего ребёнка в период привыкания ребёнка в детском дошкольном учреждении.
Задачи: снизить тревожность родителей по поводу поступления ребенка в детский сад, подсказать, как можно облегчить адаптацию ребенка к детскому саду....
Консультация для педагогов ДОО «Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников в адаптационный период»
Консультация для педагогов ДОО «Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников в адаптационный период»...
Консультация для педагогов «Организация совместной деятельности детей и педагога в летний период в ДОУ»
Консультация...
Консультация для педагогов «Организация совместной деятельности детей и педагога в летний оздоровительный период в ДО»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации летней оздоровительной работы....
Консультация для педагогов на тему: Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников в адаптационный период
Наряду с различными педагогическими проблемами, требующими своего изучения и решения, одной из основных является проблема социально-педагогической адаптации детей в дошкольных образовательных учрежден...
Консультация для педагогов «Особенности адаптационного периода»
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированн...
Консультация для педагогов на тему: «Рекомендации педагогам в период адаптации детей в ДОУ»
Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. В детском саду ребенку нужно привыкнуть:к новым взрослым людям, которые будут о нем заботиться; к новой...