Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение «Детский сад № 21» г. Сыктывкара
Перспективный план по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Выполнили воспитатели:
Кочеткова С.В.
Мурадова Ш.Ш
Тема Цель опыта или эксперимента | Описание | Вывод |
Сентябрь Занятие №1 Тема: «Вода и её свойства» Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета). Материалы. Сосуды разной формы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка. Стаканы с водой, краска гуашь разного цвета | Прозрачные сосуды разной формы наполняются водой, чтобы показать детям, что вода принимает форму сосудов.
Опрос детей перед проведением опыта, какого вкуса вода. Дать детям попробовать кипяченую воду. Затем положить в один стакан с водой соль, в другой сахар, размешать и дать попробовать детям. Предложить детям сделать вывод какой вкус приобрела вода? Предложить детям положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Предложить детям сделать вывод какого цвета стала вода? | Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено. Вода бесцветная и она принимает цвет того вещества, которого в нее добавлено. |
Занятие №2 Тема: «Вода и её свойства» Эксперимент «Фильтрование воды» Цель: дать детям представление об очистке воды. Материалы и оборудование: два стакана с водой (грязной и чистой), ватные диски, стакан, воронка. | Предложить детям сравнить воду в двух стаканах. - Чем она отличается? (В одном стакане – чистая вода, в другом - грязная) - В какой воде могут жить рыбы, раки, растения, а в какой не могут? Предложить детям очистить грязную воду с помощью фильтра (ватные диски), чтобы она стала чистой. - А теперь перелейте воду из этого стакана через ватный диск, для этого положите его в воронку, (деятельность детей) - Что вы видите на бумаге? (Мелкие частицы песка) - Сравните профильтрованную воду со стаканом с чистой водой, где вода чище? (Одинаковая) Объясняет, что есть большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку из заводов. | Прозрачность воды зависит от количества находящихся в ней посторонних веществ, чем больше веществ, тем меньше прозрачность воды. |
Октябрь Занятие № 1 Тема: «Воздух» Свойства воздуха Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха Материал. Ароматизированные мыло, корки апельсина, дольки чеснока. Опыты по обнаружению воздуха Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении. Занятие №2 Опыт «Почему появляется ветер» Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, учить устанавливать причинно - следственные связи. Материалы и оборудование: ленточка «Опыт Вертушка» Цель: выявить, что воздух обладает упругостью; понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Материалы и оборудование: вертушка, материал для её изготовления на каждого ребенка – бумага, ножницы, палочки, гвоздики. | Взять ароматизированные мыло, корки апельсина, дольки чеснока и предложить детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом.
Зажечь свечу и подуть на нее.
Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой.
Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги).
Предложить детям подуть на ленточку слегка, сильно, умеренно. Предложить детям изготовить вертушку, затем рассмотреть и обсудить особенности её конструкции. И организовать игры с вертушкой на улице; дети делают выводы, при каких условиях она вертится быстрее. | Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.
Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух. Теплый воздух поднимается и идет снизу-вверх (так как он теплый), а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе. Если сильно дуть на ленточку, то движения воздуха будет очень быстрым, получится «сильный ветер», а если дуть легко - движение воздуха будет слабым, получится «ветерок». Ветер - это движение воздуха. Показать детям вертушку в действии. Затем обсудить вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки). |
Ноябрь Занятие №1 Тема: «Стекло и его свойства» Эксперимент «Необычные кораблики» Цель: познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом. Материал и оборудование: две стеклянные бутылки, пробка, ванночка с водой, салфетка. | - Показать детям бутылочки из стекла, одна из которых закрыта пробкой. 1. Опустить одну бутылку без пробки на воду. Сделать вывод что с ней происходит? (Бутылка наполняется водой, становится тяжёлой и тонет) 2. Другую бутылочку с пробкой, опустить на воду. Погружая бутылку в воду, она всплывает. Сделать вывод почему она не тонет? | Легкая бутылочка может плавать, а тяжёлая нет |
Занятие№2 Тема: «Мыло и его свойства» Эксперимент «Игра с мылом» Цель: познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность; закрепить правила безопасности при работе с мылом. Материалы и оборудование: ванночка, кусочек мыла, губка, трубочка, салфетка из ткани. | Предложить детям исследовать кусочек мыла. Дети трогают и нюхают мыло. (Оно гладкое, душистое) Затем предложить исследовать воду. (Тёплая, прозрачная) Сделать быстрые движения руками в воде, наблюдая за тем, что происходит? (в воде появляются пузырьки воздуха) Предложить погрузить мыло в воду на некоторое время, затем взять его в руки и определить каким оно стало. (Скользким) Предложить детям натереть мокрую губку мылом и погрузить её в воду. После отжимания губки проследить что происходит (В воде появилась пена) Предложить поиграть с пеной. Опустить в воду конец трубочки, вынимают и медленно дуть в неё. Понаблюдать что происходит? (Из трубочки появляются пузыри). | Мыло бывает жидкое и твёрдое, растворяется в воде, происходит пенообразование, им можно мыть. |
Декабрь Занятие№ 1 «Измерительные приборы» Эксперимент «Как согреть руки», «Термометр» Цель: выявить условия, при которых предметы могут нагреваться (трение, движение, сохранение тепла). Материалы и оборудование: варежки тонкие и толстые. Занятие №2 Тема: «Вода и ее состояния» Эксперимент «Лед – твердая вода» Цель: Материалы и оборудование: |
Предложить детям надеть на прогулке разные варежки – толстые и тонкие и сделать вывод, что чувствуют руки (одной тепло, другой прохладно). Затем предложить детям похлопать в ладоши, потереть рука об руку и сделать вывод, что почувствовали (рукам стало жарко). Предложить потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и сделать вывод, что почувствовали. Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Организовать опыт с сосульками, разных размеров, внеся их в теплое помещение; Наблюдать за тем, как они постепенно уменьшаются в размере (Тают и образуется вода). Сделать выводы, что | Предметы могут согреваться при трении и движении. Лед – это тоже вода в твердом состоянии. |
Январь Занятие №1 Тема: «Природные материалы. Камни» Материал: Набор камней, лупа. стакан с водой, ложка. Занятие №2 Эксперимент: «Можно ли менять форму камня и глины» Цель: расширять знания детей о природных материалах и их свойствах: камня и глины. Материалы и оборудование: Дощечки для лепки, глина, камень речной, |
Предложить детям познакомиться с разнообразием мира камней и их свойствами, обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома. Предложить детям рассмотреть камень и кусочек глины. Сделать вывод об их свойствах: глина (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить), камень (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части). | Камень - это материал природного происхождения. Имеет разные размеры, поверхности, не обладает плавучестью Камень имеет твердую поверхность и не может менять форму |
Февраль Занятие №1 Тема: «Магнит» Цель: способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах. Опыт №1 «Как достать скрепку из воды не намочив рук» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде. Материалы и оборудование: стакан с водой скрепка, магнит.
Занятие№2 Опыт №2 «Магнитный театр» Цель: развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра; расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности (распределение обязанностей); развивать эмоционально-чувственный опыт, речь детей в процессе игр-драматизаций. Материалы и оборудование: магнит, стальные скрепки, листы бумаги. Материалы, необходимые для рисования, аппликации, оригами (бумага, кисти и краски или карандаши, фломастеры, ножницы, клей). | Предложить детям опустить в стакан с водой скрепку и с помощью магнита достать ее не намочив при этом руки. Предложить детям подготовить спектакль в театре, в котором используются магниты. «Подсказкой» для устройства магнитного театра служит опыт, в котором по бумажному экрану движется скрепка под действием магнита. После выбора сказки для инсценировки в магнитном театре дети рисуют декорации на бумажной сцене-экране и делают «актеров» - бумажные фигурки с приделанными к ним кусочками стали (они движутся под действием магнитов, которыми управляют дети). При этом каждый ребенок выбирает наиболее приемлемые для него способы изображения «актеров»: рисуют и вырезают;− делают аппликацию;− изготовляют способом оригами и др.− | Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой. В результате поисков – экспериментирования, раздумья, обсуждений – дети приходят к выводу о том, что если к бумажным фигуркам прикрепить какие-либо легкие стальные предметы (скрепки, кружочки и т.д.), то они будут удерживаться магнитом и двигаться по экрану сего помощью (магнит при этом подносят к экрану с другой – невидимой зрителю – стороны). |
Март Занятия №1 Опыт «Разноцветные огоньки» Цель: узнать, из каких цветов состоит солнечный луч. Материалы и оборудование: противень, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования. Занятия № 2 Опыт «Теневой театр» Цель: учить определять и сравнивать, при каких условиях образуется чёткая тень. Материалы и оборудование: настольная лампа, ватман, игрушки. | В ясный солнечный день предложить детям опыт. Наполнить противень водой и положить его на стол около окна, чтобы на него падал утренний свет солнца. Поместить зеркало внутри противня, положив его верхней стороной на край противня, а нижней – в воду под таким углом, чтобы оно ловило солнечный свет. Одной рукой держать перед зеркалом лист бумаги, другой - слегка приближать зеркало. Регулировать положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится разноцветная радуга. Дети наблюдают, как на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Взрослый предлагает запомнить цвета радуги, выучив фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дети делают вывод, что каждое слово начинается с той же буквы, что и соответствующий цвет радуги, и располагаются они в том же порядке.
Направить источник света так, чтобы на листе ватмана чётко обозначилась тень. Дети по своему желанию и по показу воспитателя играют и экспериментируют с тенями: от рук, игрушек, предметов, разыгрывая мини-спектакли. | Свет можно многократно отразить, увидеть его там, где его не должно быть; солнечный луч можно разделить на семь цветов, которые располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Для появления тени необходим источник света, предмет, поверхность (экран); свет движется по прямой линии; когда что-либо преграждает путь световому лучу, свет останавливается и за предметом образуется тень. |
Апрель Занятие № 1 Опыт №2 «День и ночь» Цель: объяснить детям, почему бывает день и ночь. Материалы и оборудование: фонарик, глобус. Занятие № 2 Тема: «Солнечная система» «Солнечная система» Цель: объяснить детям, почему все планеты вращаются вокруг Солнца. Материалы и оборудование: желтая деревянная палочка, нитки, 9 шариков. | Предложить создать модель вращения Земли вокруг своей оси и Солнца. Для этого нам понадобится глобус и фонарик. Рассказать детям, что во Вселенной ничто не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по-своему, строго определенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара, которая обращена к солнцу (в нашем случае – к фонарю) – день, на противоположной – ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь. Пусть ребята сами убедятся, что как бы не вращался глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен. Рассказать детям про особенности полярного дня и ночи и о том, как живут люди за полярным кругом. Предложить детям создать модель солнечной системы. Представить, что желтая палочка - Солнце, а 9 шариков на ниточках – планеты. Вращать палочку, чтобы все планеты летели по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Сделать вывод, что солнцу удерживать всю солнечную систему помогает вечное движение. | Благодаря вращению планеты Земля вокруг своей оси, наступает ночь и день. Если Солнце не будет двигаться, вся система распадётся, и не будет действовать это вечное движение. |
Май Занятие № 1 Тема «В мире электричества» «Как увидеть и услышать электричество» Опыты: «Волшебные шары» «Чудо прическа», Цель: Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Материалы и оборудование: Воздушные шарики, расчески, Занятие № 2 Тема: «Волшебные стеклышки» Цель: Знакомство детей с увеличительными приборами: лупа, микроскоп Материал и оборудование: Лупы, микроскоп, мелкие предметы, семена, листья | Предложить детям превратить воздушные шарики в волшебные. Шарики потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Шарики остались висеть на стене – стали волшебными. Сделать выводы о том, что это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество. Он стал электрическим, когда его потерли о волосы, поэтому и «прилип» к стене. Когда еще можно почувствовать статическое электричество? Предложить детям понаблюдать за опытом расчесывания волос. Что тогда происходит с волосами? (Они становятся непослушными, торчат в разные стороны.) Предложить детям рассмотреть семена. Затем взять в руки лупу и еще раз рассмотреть с помощью нее. Сделать вывод, что лупа увеличивает предмет в размере. И дает более четкое изображение. Мы рассматривали в лупу и маленькое становилось большим. В лупе только одно стеклышко, а если взять 2-3 стёклышка, они станут увеличивать сильнее. Все самое крохотное они сделают большим, видимым. Такое волшебное стеклышко находится в микроскопе Предложить детям рассмотреть под микроскопом листик | Человек является проводником электричества, шарик наэлектризовался с помощью трения. Микроскоп и лупа дают возможность рассмотреть очень маленькие предметы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по нетрадиционной изобразительной деятельности в подготовительной группе.
Перспективное планирование НОД в области "Художественное творчество" с применением нетрадиционных техник изобразительной деятельности....
Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...
Перспективное планирование «Использование экспериментально - исследовательской деятельности в подготовительной группе »
Краткий перспективный план работы в области "Познание" с использованием мини-лаборатории группы детского сада....
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы № 17 на 2018-2019 учебный год.
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы № 17 на 2018-2019 учебный год...
Перспективное планирование по опытно экспериментальной деятельности в подготовительной группе.
Познакомить детей с составом земли( то, почем мы ходим)- камни, песок, глина, почва.Дать знания о том, что почва образуется из погибших растений, животных, насекомых.Это самая плодородная часть ...
Перспективное планирование по «Конструктивно-модельной деятельности» в подготовительной группе
Перспективное планирование по «Конструктивно-модельной деятельности»в подготовительной группе...
Перспективное планирование по "Конструктивно-модельной деятельности" в подготовительной группе
Конструктивно-модельная деятельность...