Уроки вежливости
план-конспект занятия (средняя группа)

Лаврентьева Светлана Вячеславовна

Привитие ребенку культуру с детства 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_1.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»  с детьми старшей группы по теме: «Уроки вежливости»

Программное содержание:

Образовательные задачи:  

Формировать у детей представления и потребности в доброжелательном общении с окружающими, формировать умение вежливо общаться со взрослыми и сверстниками.  Расширять знания о значении вежливых слов, активизировать и обогащать словарный запас по данной теме: «вежливость», «вежливые слова», «спасибо», «извините», «здравствуйте», «до свидания» и др. Формировать умение анализировать конфликтные ситуации на примере поступков литературных героев;

Развивающие задачи:

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, наглядно-действенное мышление. Развивать связную речь, общие речевые навыки логической речи, коммуникативные навыки. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные задачи:

Воспитывать культуру общения, умение приветливо и вежливо разговаривать с окружающими, способствовать формированию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости. Закреплять знания детей о правилах культурного поведения и хороших манер.

Оборудование: Мольберт  с заготовкой солнца и лучики с поступками, солнышко на ленточке по количеству детей, карандаши цветные, смайлики (грусть, спокойствие, радость) и ленточки синего, зеленого, красного цвета, мяч, проектор с мультфильмом  «Ценная бандероль» музыкальные записи.

Предварительная работа: Беседы на темы: «Будем вежливы», «Вежливые слова», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Как правильно вести себя за столом» и др. Чтение художественной литературы: С.Маршак «Ежели вы вежливы», «Урок вежливости», С.Погореловский «Что значит быть вежливым», А. Кондратьев «Добрый день», В. Кривошеева «Доброе утро», В.Осеева «Волшебное слово», Э. Мошковская «Вежливое слово», О.Дриз «Добрые слова» и др. Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Доскажи словечко», «Кто знает больше вежливых слов» и др.

Рассматривание картин и иллюстраций на данную тему. Рассматривание иллюстраций положительных и отрицательных поступков детей

Ход занятия:

Дети входят в зал, прогуливаясь парами, друг за другом под песню В. Шаинского «Дорогою добра» после 1 мин 33 сек обрезать лишнюю музыку. Дети поворачиваются друг, к другу произнося вместе с воспитателем, проговаривают слова  

Добрый день – тебе сказали! Первый ряд ребят здоровается словами       Добрый день – ответил ты! Второй ряд ребят здоровается кивая головой Как две ниточки связали теплоты и доброты.     Обнимают друг друга.

Посмотрите сегодня к нам пришли гости поздоровайтесь.

Дети: здороваются.

Воспитатель: «Здравствуйте», какой глубокий смысл у этого слова!  

Что такое «Здравствуй»  лучшее из слов,

Потому что «Здравствуй» значит – будь здоров.

Правило – запомни, знаешь – повтори:

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра,

Значит, слово «Здравствуй» говорить пора.

Воспитатель: Мы поздоровались с гостями, улыбнулись и передали им капельку солнца, тепла, радости. А знаете ли вы другие слова приветствия?

Дети: Доброе утро, добрый день, как дела, как поживаете, как здоровье, добрый вечер.

Воспитатель: А знаете ли вы, откуда пошла традиция, приветствовать друг друга?

Дети: Нет.

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу маленькую историю. Очень давно, охотники на мамонтов вежливо поднимали копье или каменный топор, показывая свое почтение и здороваясь. Позже, здороваясь, люди протягивали друг другу руки, а знаете почему? Встречаясь они опасались друг друга, поэтому, при дружеском расположении протягивали правую руку, тем самым показывая, что в ней нет оружия. (в давние времена люди ходили всегда вооруженными) С той поры это стало традицией – дружеское расположение. А когда научились говорить, они стали при встрече произносить разные слова приветствия, которые и дошли до наших дней.

Воспитатель: Какой сегодня замечательный день! Как приветливо светит солнце, оно дарит нам свет и тепло.  И на нашем столе  лежит солнышко, да только у него нет улыбки. Я предлагаю, напевая   веселую песню  об улыбке, в которой поётся о дружбе, начинающейся с улыбки дорисовать  солнцу улыбку.  

Воспитатель: Ребята, а если вы встретите незнакомого грустного прохожего на улице, то улыбнитесь ему?

Дети: Да.

Воспитатель: А что он в ответ подарит вам.

Дети: Свою улыбку. Подарите и вы друг другу свое улыбающееся солнышко. Я заметила, как улыбка осветила ваши лица.

Воспитатель: Ребята, если человек улыбается, это означает, что у него хорошее настроение. А у вас хорошее настроение?

Дети: Да.

Физкультминутка:

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Определи настроение» с помощью музыки и цвета. Слушая музыку, вы выполняете движения соответствующие ей и выбираете наиболее подходящий цвет ленточки. Синий цвет – грусть; зеленый цвет – спокойствие; красный – радость. Как красиво и дружно вы вальсировали. На вас было очень приятно смотреть. Молодцы.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто такой воспитанный, добрый, вежливый, благородный  человек.

Дети: здоровается, умеет благодарить, извиняться, ни когда не обидит слабого, уступит место в автобусе, поможет пожилому перейти через дорогу, прощается,...

Воспитатель: С помощью сложных вопросов проверим, какие вы у нас воспитанные дети. Игра с мячом: «Доскажи словечко»

1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого…(спасибо)

2. Зазеленеет даже пень, когда услышит… (добрый день)

3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…(здравствуйте)

4. Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите пожалуйста)

5. Если больше есть не в силах, скажем маме мы….. (спасибо)

6. Если невежей прослыть не хотите, очень прошу вас, будьте мудры, вежливым словом просьбу начните: будьте…(любезны) или  будьте…(добры)

7. Во всех странах на прощанье говорят всем…(до свидания)

8. Если, словом или делом вам помог кто – либо, не стесняйтесь громко, смело говорить…(спасибо).

Воспитатель: Молодцы, воспитанные дети. Слова вежливости вы хорошо знаете. Вежливые слова они мягкие, красивые и легкие, как воздушные шарики, а грубые слова – тяжелые и некрасивые. Они могут ранить человека, испортить ему настроение, сделать ему больно, обидеть. Вы в этом убедитесь, когда просмотрите фрагмент из мультфильма «Ценная бандероль»

Воспитатель: Просмотрев мультфильм, я думаю, что каждый задумается о своих поступках и будет вежливым. Вежливость – это наука, которая облегчает жизнь тем, кто знает ее законы. Ребята, а вы знаете законы вежливости?

Дети: Дома и на улице, не надо забывать вежливые слова, добрый день, здравствуй, прости…  Младшие первыми здороваются со старшими, а мальчики приветствуют девочек. Нельзя делать замечания взрослым. Прежде чем что – то сказать, нужно подумать. Нужно следить за своими словами. И слова, и поступки людей должны быть добрыми….

Воспитатель: Ребята, наше  солнышко без лучиков не может согревать,  ваша задача выбрать  и прикрепить лучики с  хорошими поступками  

Дети: Крепят лучики, комментируя картинку.

Воспитатель: В заключении дети исполняют песню В. Шаинского  «Если добрый ты» разместившись по залу врассыпную, с демонстрированием вежливости ( здороваться, обниматься,…).

1. Дождик босиком по земле прошел

Клены по плечам хлопал.

Если добрый день – это хорошо,

А когда наоборот – плохо.

2. Слышишь, как звенит в небе высоко

Солнечных лучей струны?

Если добрый ты – то всегда легко,

А когда наоборот – трудно.

3. С каждым поделись радостью своей

Рассыпая смех звучно.

Если песни петь – с ними веселей,

А когда наоборот – скучно.

Воспитатель: Доброта живет на свете, только в добром сердце дети! Добро всегда побеждает зло.

Игра «Вежливая просьба».

Я буду просить вас выполнить разные движения, а вы должны их выполнить лишь в том случае, если я добавлю слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.

Физкультминутка «Вежливый зайчик».

На заре зайчишка встал.

- С добрым утром,- всем сказал,       (поклониться вперёд)

Солнышку и кочкам,                          (поклоны вправо- влево)

Маленьким цветочкам.

Маме и братишкам,

Елочке и шишкам.

Ветру, небу, облакам,                        (машут руками)

Разноцветным мотылькам.

На дорожку вышел,                           (ходьба на месте)

А навстречу мыши!

- Здравствуйте, сестрёнки! –              (поклониться)

Говорит он звонко.

- Здравствуйте, лисята,                      (повороты в стороны)

- Здравствуйте, лосята!

Он здоровался с друзьями:

С кабанами, муравьями,

С рыбками, стрекозами,

Белками и козами.

Вдруг навстречу страшный волк,     (изображают волка)

Лес испуганно примолк!

Бедный зайка задрожал,                    (изображают испуганного зайчика)

Хвостик маленький поджал.

А потом закрыл глаза,

Тихо «Здравствуйте» сказал.

Даже волк его не съел,

Улыбнулся, подобрел.                       (улыбнуться и поклониться)

Говорит ему в ответ:

- И тебе, косой, привет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Уроки вежливости для самых умных малышей

Для детей в доступной форме показаны правила поведения....

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ»

Развлечение для старших дошкольников "Уроки вежливости", цель котрого-доставить детям радость,создать бодрое настроение.Закрепить    правила культуры  поведения , вежливые формы об...

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ»

Для старших дошкольников, цель которого: доставить детям радость, создать бодрое настроение. Закрепить    правила культуры  поведения , вежливые формы общения.Учить правильному пов...

НОД по воспитанию вежливости "Урок вежливости."

целью данного мероприятия является - воспитание доброжелательных отношений со сверстниками, вежливости. правил этикета....

Урок вежливости Речевая этика, вежливые слова.

Урок вежливости. Речевая этика, вежливые слова....

УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ " Как помочь ребёнку быть вежливым?"

1. В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.2. Убедите окружающих ребёнка, взрослых, сделать использование вежливых слов нормой.3. Покажите ребёнку ...

Урок вежливости «Если вы вежливы»

В статье описывается внеклассное мероприятие, цель которого заключается в воспитании этических норм поведения и общей культуры личности, расширении знаний о правилах вежливого общения в словах, мимике...