Уроки вежливости
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшей группы по теме: «Уроки вежливости»
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Формировать у детей представления и потребности в доброжелательном общении с окружающими, формировать умение вежливо общаться со взрослыми и сверстниками. Расширять знания о значении вежливых слов, активизировать и обогащать словарный запас по данной теме: «вежливость», «вежливые слова», «спасибо», «извините», «здравствуйте», «до свидания» и др. Формировать умение анализировать конфликтные ситуации на примере поступков литературных героев;
Развивающие задачи:
Развивать зрительное восприятие, внимание, память, наглядно-действенное мышление. Развивать связную речь, общие речевые навыки логической речи, коммуникативные навыки. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные задачи:
Воспитывать культуру общения, умение приветливо и вежливо разговаривать с окружающими, способствовать формированию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости. Закреплять знания детей о правилах культурного поведения и хороших манер.
Оборудование: Мольберт с заготовкой солнца и лучики с поступками, солнышко на ленточке по количеству детей, карандаши цветные, смайлики (грусть, спокойствие, радость) и ленточки синего, зеленого, красного цвета, мяч, проектор с мультфильмом «Ценная бандероль» музыкальные записи.
Предварительная работа: Беседы на темы: «Будем вежливы», «Вежливые слова», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Как правильно вести себя за столом» и др. Чтение художественной литературы: С.Маршак «Ежели вы вежливы», «Урок вежливости», С.Погореловский «Что значит быть вежливым», А. Кондратьев «Добрый день», В. Кривошеева «Доброе утро», В.Осеева «Волшебное слово», Э. Мошковская «Вежливое слово», О.Дриз «Добрые слова» и др. Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Доскажи словечко», «Кто знает больше вежливых слов» и др.
Рассматривание картин и иллюстраций на данную тему. Рассматривание иллюстраций положительных и отрицательных поступков детей
Ход занятия:
Дети входят в зал, прогуливаясь парами, друг за другом под песню В. Шаинского «Дорогою добра» после 1 мин 33 сек обрезать лишнюю музыку. Дети поворачиваются друг, к другу произнося вместе с воспитателем, проговаривают слова
Добрый день – тебе сказали! Первый ряд ребят здоровается словами Добрый день – ответил ты! Второй ряд ребят здоровается кивая головой Как две ниточки связали теплоты и доброты. Обнимают друг друга.
Посмотрите сегодня к нам пришли гости поздоровайтесь.
Дети: здороваются.
Воспитатель: «Здравствуйте», какой глубокий смысл у этого слова!
Что такое «Здравствуй» лучшее из слов,
Потому что «Здравствуй» значит – будь здоров.
Правило – запомни, знаешь – повтори:
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра,
Значит, слово «Здравствуй» говорить пора.
Воспитатель: Мы поздоровались с гостями, улыбнулись и передали им капельку солнца, тепла, радости. А знаете ли вы другие слова приветствия?
Дети: Доброе утро, добрый день, как дела, как поживаете, как здоровье, добрый вечер.
Воспитатель: А знаете ли вы, откуда пошла традиция, приветствовать друг друга?
Дети: Нет.
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу маленькую историю. Очень давно, охотники на мамонтов вежливо поднимали копье или каменный топор, показывая свое почтение и здороваясь. Позже, здороваясь, люди протягивали друг другу руки, а знаете почему? Встречаясь они опасались друг друга, поэтому, при дружеском расположении протягивали правую руку, тем самым показывая, что в ней нет оружия. (в давние времена люди ходили всегда вооруженными) С той поры это стало традицией – дружеское расположение. А когда научились говорить, они стали при встрече произносить разные слова приветствия, которые и дошли до наших дней.
Воспитатель: Какой сегодня замечательный день! Как приветливо светит солнце, оно дарит нам свет и тепло. И на нашем столе лежит солнышко, да только у него нет улыбки. Я предлагаю, напевая веселую песню об улыбке, в которой поётся о дружбе, начинающейся с улыбки дорисовать солнцу улыбку.
Воспитатель: Ребята, а если вы встретите незнакомого грустного прохожего на улице, то улыбнитесь ему?
Дети: Да.
Воспитатель: А что он в ответ подарит вам.
Дети: Свою улыбку. Подарите и вы друг другу свое улыбающееся солнышко. Я заметила, как улыбка осветила ваши лица.
Воспитатель: Ребята, если человек улыбается, это означает, что у него хорошее настроение. А у вас хорошее настроение?
Дети: Да.
Физкультминутка:
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Определи настроение» с помощью музыки и цвета. Слушая музыку, вы выполняете движения соответствующие ей и выбираете наиболее подходящий цвет ленточки. Синий цвет – грусть; зеленый цвет – спокойствие; красный – радость. Как красиво и дружно вы вальсировали. На вас было очень приятно смотреть. Молодцы.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто такой воспитанный, добрый, вежливый, благородный человек.
Дети: здоровается, умеет благодарить, извиняться, ни когда не обидит слабого, уступит место в автобусе, поможет пожилому перейти через дорогу, прощается,...
Воспитатель: С помощью сложных вопросов проверим, какие вы у нас воспитанные дети. Игра с мячом: «Доскажи словечко»
1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого…(спасибо)
2. Зазеленеет даже пень, когда услышит… (добрый день)
3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…(здравствуйте)
4. Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите пожалуйста)
5. Если больше есть не в силах, скажем маме мы….. (спасибо)
6. Если невежей прослыть не хотите, очень прошу вас, будьте мудры, вежливым словом просьбу начните: будьте…(любезны) или будьте…(добры)
7. Во всех странах на прощанье говорят всем…(до свидания)
8. Если, словом или делом вам помог кто – либо, не стесняйтесь громко, смело говорить…(спасибо).
Воспитатель: Молодцы, воспитанные дети. Слова вежливости вы хорошо знаете. Вежливые слова они мягкие, красивые и легкие, как воздушные шарики, а грубые слова – тяжелые и некрасивые. Они могут ранить человека, испортить ему настроение, сделать ему больно, обидеть. Вы в этом убедитесь, когда просмотрите фрагмент из мультфильма «Ценная бандероль»
Воспитатель: Просмотрев мультфильм, я думаю, что каждый задумается о своих поступках и будет вежливым. Вежливость – это наука, которая облегчает жизнь тем, кто знает ее законы. Ребята, а вы знаете законы вежливости?
Дети: Дома и на улице, не надо забывать вежливые слова, добрый день, здравствуй, прости… Младшие первыми здороваются со старшими, а мальчики приветствуют девочек. Нельзя делать замечания взрослым. Прежде чем что – то сказать, нужно подумать. Нужно следить за своими словами. И слова, и поступки людей должны быть добрыми….
Воспитатель: Ребята, наше солнышко без лучиков не может согревать, ваша задача выбрать и прикрепить лучики с хорошими поступками
Дети: Крепят лучики, комментируя картинку.
Воспитатель: В заключении дети исполняют песню В. Шаинского «Если добрый ты» разместившись по залу врассыпную, с демонстрированием вежливости ( здороваться, обниматься,…).
1. Дождик босиком по земле прошел
Клены по плечам хлопал.
Если добрый день – это хорошо,
А когда наоборот – плохо.
2. Слышишь, как звенит в небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты – то всегда легко,
А когда наоборот – трудно.
3. С каждым поделись радостью своей
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь – с ними веселей,
А когда наоборот – скучно.
Воспитатель: Доброта живет на свете, только в добром сердце дети! Добро всегда побеждает зло.
Игра «Вежливая просьба».
Я буду просить вас выполнить разные движения, а вы должны их выполнить лишь в том случае, если я добавлю слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.
Физкультминутка «Вежливый зайчик».
На заре зайчишка встал.
- С добрым утром,- всем сказал, (поклониться вперёд)
Солнышку и кочкам, (поклоны вправо- влево)
Маленьким цветочкам.
Маме и братишкам,
Елочке и шишкам.
Ветру, небу, облакам, (машут руками)
Разноцветным мотылькам.
На дорожку вышел, (ходьба на месте)
А навстречу мыши!
- Здравствуйте, сестрёнки! – (поклониться)
Говорит он звонко.
- Здравствуйте, лисята, (повороты в стороны)
- Здравствуйте, лосята!
Он здоровался с друзьями:
С кабанами, муравьями,
С рыбками, стрекозами,
Белками и козами.
Вдруг навстречу страшный волк, (изображают волка)
Лес испуганно примолк!
Бедный зайка задрожал, (изображают испуганного зайчика)
Хвостик маленький поджал.
А потом закрыл глаза,
Тихо «Здравствуйте» сказал.
Даже волк его не съел,
Улыбнулся, подобрел. (улыбнуться и поклониться)
Говорит ему в ответ:
- И тебе, косой, привет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Уроки вежливости для самых умных малышей
Для детей в доступной форме показаны правила поведения....
КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ»
Развлечение для старших дошкольников "Уроки вежливости", цель котрого-доставить детям радость,создать бодрое настроение.Закрепить правила культуры поведения , вежливые формы об...
КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ»
Для старших дошкольников, цель которого: доставить детям радость, создать бодрое настроение. Закрепить правила культуры поведения , вежливые формы общения.Учить правильному пов...
НОД по воспитанию вежливости "Урок вежливости."
целью данного мероприятия является - воспитание доброжелательных отношений со сверстниками, вежливости. правил этикета....
Урок вежливости Речевая этика, вежливые слова.
Урок вежливости. Речевая этика, вежливые слова....
УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ " Как помочь ребёнку быть вежливым?"
1. В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.2. Убедите окружающих ребёнка, взрослых, сделать использование вежливых слов нормой.3. Покажите ребёнку ...
Урок вежливости «Если вы вежливы»
В статье описывается внеклассное мероприятие, цель которого заключается в воспитании этических норм поведения и общей культуры личности, расширении знаний о правилах вежливого общения в словах, мимике...