Урок вежливости «Если вы вежливы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
В статье описывается внеклассное мероприятие, цель которого заключается в воспитании этических норм поведения и общей культуры личности, расширении знаний о правилах вежливого общения в словах, мимике, жестах и поведении.
Ключевые слова: вежливое общение, вежливость, уважение, речевой этикет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vezhlivosti.docx | 282.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок вежливости «Если вы вежливы»
Задачи:
1. Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.
2. Развивать у детей способности анализировать свои действия.
3. Воспитывать чувство доброты, вежливости, взаимопонимания.
Подготовительная работа:
∙ заучивание стихотворений о вежливости;
∙ изготовление на плакате персоны Её Величество Вежливость;
∙ подготовка слайдов к просмотру;
∙ подготовка инсценировки сказки «Вежливые слова».
Необходимое оборудование:
∙ мультимедийный проект;
∙ презентация «Вежливые слова»;
∙ индивидуальные карточки для групповой работы;
∙ плакаты к заданию «Продолжи предложение»;
∙ конверты с пожеланиями Её Величества Вежливости.
Ход урока 1. Мотивационный момент.
- Добрый день, я дарю вам свою улыбку и хочу, чтобы вы свои улыбки и добрые взгляды подарили друг другу и всем окружающим. Сделайте вдох и выдох. Выдохните все обиды и неприятности, а вдохните весенний воздух и тепло солнечных лучей.
- Доброе день всем тем, кто пришёл на занятие с хорошим настроением!
- Я Желаю всем удачного дня и приподнятого настроения.
2. Постановка целей.
- Ребята, как вы думаете, какому человеку легко жить на свете: доброму или злому?
- Кто, по-вашему, добрый человек?
- Что нужно делать для того, чтобы быть добрым?
- Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с правилами вежливости.
(1-й слайд: тема «Правила вежливости».)
И поможет нам в этом сама ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ВЕЖЛИВОСТЬ. Она пришла не с пустыми руками, а с пожеланиями, которые спрятались в конвертах.
(2-й слайд со стихотворением.)
- Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают.
- Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно!
1-й ученик:
Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная и добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться,
Вежливость, ребята, волшебства частица.
2-й ученик:
Если будем вежливы
Каждый день и час –
Станет мир счастливее
В миллионы раз!
3-й ученик:
На свете есть много чудеснейших слов,
Таких, что нас радуют, греют и лечат.
Я думаю – каждый назвать их готов:
Приветствую, здравствуйте,
Добрый всем вечер!
4-й ученик:
Слова есть, что к людям безмерно добры,
Весь мир освещая, как солнце в зените.
Их знают и люди, и ёж, и бобры:
Спасибо, пожалуйста, ах, извините!
3. Работа над новой темой урока.
(3-й слайд: обозначение слова Вежливость.)
1) Образование слова «Вежливость».
- Я беру у Её Величества ВЕЖЛИВОСТИ первый конверт и читаю, какое первое её желание нам надо исполнить.
Запись в конверте: «Хочу, чтоб вы знали, как образовалось слово «Вежливость»?»
- А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»?
Внимание на экран!
2) Обмен собственным опытом.
- У вас небольшой жизненный опыт, но многие из вас уже знают некоторые правила вежливого отношения с окружающими. Поделитесь с нами своими знаниями.
1. Нужно здороваться при встрече со знакомыми людьми и говорить им «до свидания» при расставании.
2. Всегда нужно быть опрятным, причёсанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.
3. Нужно уважать старших: помогать им по дому, уступать место в общественном транспорте.
4. Почаще в своей речи нужно использовать «волшебные» слова.
5. Нужно быть внимательным к окружающим, не причинять им неприятностей, не оскорблять их ни словом, ни делом.
3) Использование в речи «волшебных» слов.
- Давайте возьмём у Её Величества Вежливости конверт под номером 2 и исполним её второе желание. Открываем конверт.
Запись в конверте: «Хочу, чтобы вы все были вежливыми детьми и чаще употребляли в своей речи «волшебные» слова.»
Учитель: В обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.
Давайте вспомним эти слова с помощью игры (дети называют и эти слова появляются на экране после того, как дети назвали «волшебное» слово).
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (Спасибо.) (4-й слайд)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (Добрый день.) (5-й слайд)
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (Спасибо.) (6-й слайд)
- Когда нас бранят за шалости, говорим мы ... (Прости пожалуйста.) (7-й слайд)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (Здравствуйте.) (8-й слайд)
- И во Франции и в Дании на прощанье говорят ... (До свидания.) (9-й слайд)
Ребёнок читает стихотворение о вежливых словах.
Слова: «До свиданья!»,
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» -
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке
В школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.
4) Из истории происхождения правил вежливости.
- Давайте возьмём у Её Величества Вежливости третий конверт и узнаем о следующем её желании.
Запись в конверте: «Хочу, чтобы вы знали, откуда произошли правила вежливости, а также познакомились с ними.»
Учитель: Интересно вам это знать? Тогда слушайте:
- Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили о чём-либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действий в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения или правила вежливости.
Учитель: В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем – всё это было определено и строго расписано.
- Давайте и мы с вами познакомимся с правилами вежливости, которые преподносит вам Её Величество Вежливость.
(На экране по щелчку мышки появляются одни за другим правила вежливости, дети читают их по очереди.)
1. Не спеши первым сесть за стол.
2. Не разговаривай во время еды.
3. Не забывай закрывать рот, когда жуёшь.
4. Не чавкай.
5. Не рвись первым выскакивать в двери.
6. Не перебивай говорящего.
7. Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.
8. Не размахивай руками.
9. Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
10. Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите»
11. Не забудь извиниться, если кого-нибудь толкнул.
12. Не делай вид в троллейбусе или автобусе, что ты не замечаешь стоящего старика.
13. Не держи руки в карманах.
- Ребята, а зачем человеку нужны эти правила? Неужели нельзя без них обойтись?
Учитель обобщает ответы детей: правила вежливости нам с вами нужны везде и всегда. Иначе люди бы не смогли общаться друг с другом, помогать, уважать друг друга. И вообще были бы на уровне пещерного человека.
4. Инсценировка сказки «Вежливые слова».
- А теперь давайте и мы покажем Её Величеству Вежливости, что мы не простые ученики школы, а ещё в какой-то мере и артисты.
- Давайте на некоторое время представим, что мы находимся в театре на просмотре спектакля. Вашему вниманию наши артисты представят сказку, которая называется «Вежливые слова». Вы её внимательно смотрите, запоминайте. По окончании я задам вам несколько вопросов.
Инсценировка.
Слова автора читает воспитатель, зверей играют дети. Слова детей выделены жирным курсивом.
КАССИР - Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
АВТОР: В три часа открылась касса,
Собралась народу масса, (дети-звери должны правильно стоять и соблюдать очередь)
ЕЖ- Притащился чуть живой…
КАССИР -Подходите, ежик!
Ежик, вам билет в каком ряду?
ЕЖ -Мне поближе, плохо вижу,
Вот спасибо! Ну, пойду.
ОВЕЧКА -Говорит Овечка:
«Мне одно местечко!
Вот мое «благодарю»- (достает слово и отдает кассиру, который его закрепляет на доске)
Доброе словечко.
Утка: «Кряк! Первый ряд!
Для меня и для ребят!»
И достала утка
«Доброе утро!»
А олень: «Добрый день!»
Если только Вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Дайте лучшие места.
Вот мое «Пожалуйста» (отдает слово)
И вдруг, отпихнув старух,
Стариков, барсуков, бурундуков,
Вдруг ворвался Косолапый,
Отдавив хвосты и лапы.
Стукнул Зайца пожилого…
-Касса, выдай мне билет!
-Ваше вежливое слово?
-У меня такого нет!
-Ах, у Вас такого нет?
Не получите билет!
Медведь -Мне билет!
КАССИР -Нет и нет!
Не стучите, не кричите,
До свидания, привет!
Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал,
И ушел он со слезами,
И ушел к мохнатой маме.
Мама шлепнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то…
Развернула и стряхнула,
И чихнула, и вздохнула:
-Ах, слова какие были!
И не мы ли их забыли?
«Изволь», «позволь»…
Их давно уж съела моль».
Бедные «пожалуйста»,
Что от них осталося?
КАССИР: Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово!
Автор: Вот уже второй звонок!
Медвежонок сбился с ног,
Подбегает к кассе:
Медведь -До свиданья, здравствуйте,
Доброй ночи! И рассвета!
Замечательной зари!
АВТОР: И кассир дает билеты,-
Не один, а целых три!
-С Новым годом! С новосельем!
Разрешите вас обнять!
АВТОР: И кассир дает билеты, -
Не один, а целых пять!
Медведь -Поздравляю с днем рожденья!
Приглашаю Вас к себе!
И кассир от восхищенья
Постоял на голове.
И кассиру все под силу,
Очень хочется запеть:
«Очень-очень-очень-очень-
Очень вежливый медведь!»
Медведь -Благодарен, извиняюсь!
Кассир -Славный парень!
Медведь -Я стараюсь.
Вот идет Медведица,
И она волнуется,
И от счастья светится!
КАССИР -Здравствуйте, Медведица!
Знаете, Медведица,
Славный Мишка, Ваш сынок,
Даже нам не верится!
Мама медведица -Почему не верится?-
Говорит Медведица,-
Мой сыночек молодец!
До свидания!
В конце занятия все вежливые слова закреплены на доске или театральной ширме (даже, если дети не умеют читать)
Рефлексия.
- О чем был спектакль?
- Где и когда нужно быть вежливыми и воспитанными?
-Почему мама-медведица слегка шлепнула сынка? Что она почувствовала, когда узнала, что ее сын не знает «вежливых» слов?
-Как вы думаете, почему медведица «светилась от счастья»?
-Какими вас хотят видеть ваши родители и окружающие?
-Какие вежливые слова вы запомнили?
5. Обсуждение сценки по вопросам.
- Почему кассир не дал вначале медвежонку билет?
- Как вёл себя мишутка у кассы? Каким голосом он разговаривал с кассиром?
- Как мама-медведица помогла сыну? Что она сделала?
- Какой урок получил медвежонок у кассы и как он его понял?
- Как он вёл себя у кассы потом?
- Как изменилось отношение кассира к медвежонку при второй встрече?
- Какими словами характеризовали его матери?
- Как вы понимаете выражение «Вот идёт медведица и от счастья светится»?
6. Обыгрывание ситуаций из учебника.
Детям раздаются правила вежливости, только каждое слово по отдельности.
Задача: составить правильное предложение, чтобы трактовалось, как правило вежливости.
1. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек.
2. Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно.
3. Будь внимательным к окружающим, не причиняй им неприятностей.
7. Подведение итогов. Релаксация.
- Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:
На доске:
∙ Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда (прихожу в школу)... .
∙ Мне помогают правила вежливости тогда, когда (общаюсь со взрослыми)... .
∙ Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ... .
Учитель: Спасибо за урок. Мне понравилось с вами общаться и думаю наш урок пойдёт вам на пользу.
Говорю вам до свиданья,
Пожелав при этом всем,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Жизнь чтоб строили вы сами
Только добрыми делами.
Используемая литература:
1. «Праздник в школе. Сценарии, конкурсы, викторины». Маргарита Давыдова, Ирина Агапова. Для уч-ся 1-5 классов. Москва, 2000.
2. «В школе и на отдыхе». М.А. Бесова. Ярославль, «Академия развития», 1997.
3. «Педсовет» №5-2007.
4. Сценарии школьных праздников. Второклассники любят праздники…/Серия «Школа радости»/ Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.
5. «Вежливость на каждый день» Ян Камычек. Москва, 1988, Издательство «Знание».
6. «Поговорим о вежливости» Б. Бушелева. Иркутск, 1988. Восточно-Сибирское книжное издательство.
Воспитатель: Анисимова М.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей «Обучение вежливости: грубо или вежливо?»
Рекомендации для родителей "Обучение вежливости: грубо или вежливо?"...
Урок общения «В городе Вежливости»
Занятие направлено на развитие эмоциональной отзывчивости, дружеских взаимоотношений между детьми....
Если вы вежливы
развлечение...
КВЕСТ «УРОКИ ЭТИКЕТА ОТ ФЕИ ВЕЖЛИВОСТИ» СПОРТИВНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В домике Белоснежки и семи гномиков случилась беда: злая волшебница заколдовала всех ее жителей. Все они перессорились, забыли о вежливости, доброте, хороших поступках и этикете. Задан...
Урок вежливости Речевая этика, вежливые слова.
Урок вежливости. Речевая этика, вежливые слова....
Копмлексно - тематический план на неделю «Столовый этикет и если вы вежливы»
Комплексно - тематический план на неделю для 2 младшей группы "Столовый этикет и если вы вежливы"...
Развлечение во второй младшей группе "День вежливости и этикета, вежливые слова и хорошие манеры"
Цель мероприятия: сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; развивать дружеские, доброжелательные отношения в коллективе, коммуникативные навыки; закреплять ве...