Обобщенный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр».
методическая разработка (младшая группа)
Проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других,
более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.pptx | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: П роблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Теоретическое обоснование опыта Сенсорное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Глубокий гуманизм воспитательной работы, отсутствие авторитаризма выдающегося педагога Марии Монтессори привлекают к себе внимание уже 100 лет. Ряд ее идей положен в основу сенсорного воспитания, разработанного советским психологом Л.А. Венгером и его учениками. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности; в качестве эталонов формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер. Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и др. – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. Исследования группы ученых Запорожца, Лисиной и др. показали, что сенсорные процессы развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности. Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским , Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др. Авторами ранней системы дидактических игр являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер , А.П. Усова, В.Н. Аванесова и другие. Много таких дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов (Е.И. Тихеевой, Ф.И. Блехер , Б.И. Хачапуридзе , А.И. Сорокина, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Удальцовой и др.), а также в специальных сборниках игр. Мотивом выполнения дидактической задачи становится естественное для дошкольника стремление играть. Российский педагог-психолог В.М. Букатов говорит, что дидактическая игра будет интересна детям до тех пор, пока в ней есть какая-то тайна, загадка, неизвестность. Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. Педагог и автор многих книг по дошкольному воспитанию В.Н. Аванесова, исходя из опыта сенсорного воспитания, приводит следующие виды дидактических игр по игровому действию: игры-поручения, игры с прятанием и поиском. игры с загадыванием и отгадыванием, сюжетно-ролевые дидактические игры, игры-соревнования, игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет). Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из–за неудачного результата.
Цель опыта: Т еоретически обосновать и экспериментальным путем выявить психолого-педагогические условия сенсорного развития младших дошкольников средствами дидактических игр.
Задачи опыта: 1 . Изучить сенсорное развитие как психолого-педагогическую проблему. 2 . Рассмотреть особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. 3 . Проанализировать специфику использования дидактических игр для сенсорного развития детей. 4. Изучить показатели и уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. 5 . Реализовать экспериментальную работу по сенсорному развитию младших дошкольников посредством дидактических игр.
Этапы накопления и систематизации опыта: 1 этап - констатирующий . На этом этапе была проведена первичная диагностика сенсорного развития детей. 2 этап - формирующий . На этом этапе проводилась образовательная деятельность, направленная на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр по составленному перспективному плану. 3 этап - контрольный . На этом этапе была осуществлена повторная диагностика развития детей, проведен анализ полученных результатов.
Технология реализации опыта Диагностический инструментарий Констатирующий этап Цель: Выявить уровень развития младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на начало эксперимента. Дата проведения: октябрь 2018 г . Задачи : - провести диагностический опрос младших дошкольников на восприятие цвета , формы, величины; - зафиксировать полученные данные в виде диаграммы Приемы: сенсорное обследование предметов с наглядным объяснением. Оборудование : набор геометрических плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый ), двух разных величин (большой, маленький). Форма организации: групповая (по шесть человек в подгруппе ).
Задание 1. Определение величины предметов (диаграмма № 1) Некоторые дети показали низкий уровень в умении ориентироваться в двух и трех контрастных величинах и в отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами. Возникли некоторые трудности в складывании трех матрешек. Дети, выполняя задание, допускали ошибки . 15 детей с заданием не справились, несмотря на помощь педагога. Технология реализации опыта Диагностический инструментарий
Задание 2. Определение цвета предметов (диаграмма № 2) Исходя из результатов, видно, что дети недостаточно владеют практическими действиями по отбору и группировки предметов по цвету, не видят сходства и различия основных цветов, размещая цвета по наглядному образцу, дети путают названия цветов, в активном словаре некоторых детей отсутствуют названия некоторых основных цветов. Дети, выполняя задание, допускали ошибки. Из диаграммы видно, что 12 детей с заданием не справились, несмотря на помощь педагога. Задания выполнили 4 человека, 11 человека назвали не все основные цвета (затруднения вызвали синий и зеленый цвета), 12 – испытывали большие затруднения при назывании основных цветов. Технология реализации опыта Диагностический инструментарий
Технология реализации опыта Диагностический инструментарий Задание 3. Определение формы предметов (диаграмма № 3) У большинства детей не достаточно сформировано восприятие формы предметов; наибольшие затруднения вызывают треугольник и квадрат. Трудности также вызывают умения соотносить объемные геометрические фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец, группировать однородные по форме предметы и соотносить разные предметы. На основе исследований, проведенных в ходе констатирующего этапа эксперимента, направленного на выявление уровня сформированности сенсорных способностей, я определила, что у многих детей сенсорные способности развиты не достаточно. Можно предположить, что при активном использовании дидактических игр результаты детей станут лучше.
Технология реализации опыта Формирующий этап В ходе констатирующего эксперимента были зафиксированы данные, которые стали исходными для следующего, формирующего этапа эксперимента. Главная цель на этом этапе – проверка эффективности применения дидактических игр для развития сенсорных способностей младших дошкольников . Время проведения: ноябрь 2018 г. – март 2019 г. Приемы: с енсорное обследование с одновременным наглядным объяснением. Оборудование: дидактические игры на развитие восприятия детьми цвета, формы, величины .
Технология реализации опыта Дидактические игры « Геометрическое лото .» Дидактическая задача: закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура). Дидактические игры на развитие восприятия формы: «Подбери фигуру». Дидактическая задача: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания. « Кому какая форма». Дидактическая задача: закрепить навыки детей при группировке геометрических фигур.
Технология реализации опыта Дидактические игры «Спрячь мышку». Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 цветах (красный, синий, желтый, зеленый). « Подбери по цвету » Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), научить классифицировать предметы по цвету. « У кого какое платье.» Дидактическая задача: закрепить умение детей выбирать по слову, обозначающему цвет, различать основные 4 цвета. Дидактические игры на развитие восприятия цвета:
Технология реализации опыта Дидактические игры «Сбор урожая» Дидактическая задача: развить глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. Дидактические игры на развитие восприятия величины: « Башня» Дидактическая задача: закрепить представление об относительности величины предмета, дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами. «Что там ?» Дидактическая задача: закрепить умения детей устанавливать соотношение двух предметов по величине при составлении матрешки.
Результативность опыта Контрольный этап После реализации деятельности, направленной на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр, был проведён контрольный эксперимент по определению эффективности проделанной нами работы. Цель : Выявить уровень развития младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины, участвующих в эксперименте. Сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов . При проведении тестовых испытаний были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте , т.к. для измерения были необходимы постоянные показатели, относительно которых можно проследить динамику сенсорного развития дошкольников в группе. На диаграммах № 4 - 6 показаны результаты проведения теста после формирующего эксперимента. Время проведения: апрель – май 2019 г.
Результативность опыта Задание 1. Определение величины предметов (диаграмма № 4)
Результативность опыта Задание 2. Определение цвета предметов (диаграмма № 5)
Результативность опыта Задание 3. Определение формы предметов (диаграмма № 6)
Результативность опыта Сравнительный анализ контрольного эксперимента позволил сделать вывод о том, что планомерная и систематическая работа по сенсорному развитию посредством дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста значительно влияет на сенсорное развитие детей, и на развитие личности дошкольника в целом. Это выразилось в количественных и качественных показателях. Дети стали лучше различать цвета, выделять предметы по форме и величине. У 11 детей достаточный уровень сенсорного развития; у одного ребенка средний уровень, детей с низким уровнем сенсорного развития не наблюдается. В ходе бесед с детьми, я заметила, что у детей появился интерес к окружающему миру, они стали обращать внимание на свойства окружающих предметов и демонстрировать эти знания окружающим. Таким образом, данные, полученные в ходе эксперимента, подтверждают, что дидактические игры повышают уровень сенсорного развития младших дошкольников при условии их планомерного и систематического использования в работе. Это способствует развитию личности дошкольника в целом, а именно благотворно влияет на познавательную активность ребенка в повседневной жизни .
Самооценка обобщенного опыта работы: Теоретическое обоснование опыта Актуальность: проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Новизна моей педагогической идеи заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
Самооценка обобщенного опыта работы: Теоретическое обоснование опыта Практическая значимость : состоит в том, что мною подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного использования игр. Материалы исследования могут быть использованы в деятельности воспитателей и родителей в работе с дошкольниками. Технологичность : Диагностический инструментарий соответствует теме опыта ; На констатирующем этапе (октябрь 2018 г.) разрабатывается системный комплекс дидактических игр На формирующем этапе (ноябрь 2018 г. - март 2019 г.) проводятся дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей На контрольном этапе (апрель - май 2019 г.) анализируются результаты проведенной работы, проводятся обобщения, математическая обработка полученных результатов, планируется ее усовершенствование. Результаты опыта фиксируются в диагностических таблицах.
Востребованность : Педагогический опыт был представлен на заседании педагогического совета Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования №8 имени Героя Советского Союза Леонида Павловича Тихмянова » ( протокол заседания педагогического совета № 5 от 29.05.2019 г.) Рецензия на опыт заместителя директора (руководителя учебного корпуса) Е. А. Крюковой Опыт распространён на уровне МБОУ ЦО № 8 Самооценка обобщенного опыта работы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта "Сенсорное развитие детей младшего возраста, через дидактические игры".
Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельност...
ОПЫТ РАБОТЫ «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр»2 Содержание: Введение………………………………………………………………………
ОПЫТ РАБОТЫ «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр...
Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Актуальность проекта:Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а...
Проект «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр»
Проект«Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр»...
Презентация проекта на тему: Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр.
Презентация проекта была предсавленна вниманию коллег во время семинара - практикума на тему: «Создание РППС для успешной адаптации детей дошкольного возраста»....
Моя педагогическая находка " Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры
Необходима ли современному человеку хорошо развитая способность восприятия, и нужно ли развивать ее у ребенка?Эта тема как никогда актуальна, так как в последние годы у дошкольников отмечаются на...
Проект на тему: Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр.
Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте — это неоценимый вклад в общее развитие ребенка. Этот возраст самый благоприятный для улучшения работы органов чувств ...