Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Чепурова Мария Вячеславовна

Актуальность проекта:

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трёх лет – период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребёнка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребёнок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно – познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребёнка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Огромная роль в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста отводится дидактической игре, так как ребёнок практически всё в этом мире познаёт через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребёнка - детский сад «Дружба»

Педагогический проект

 «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

                                                     разработчик: Чепурова М.В. – воспитатель

                                                                               Дербенёва М.Н. - воспитатель

г. Качканар, 2016г.

Информационная карта

Актуальность проекта:

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трёх лет – период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребёнка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребёнок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно – познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребёнка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Огромная роль в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста отводится дидактической игре, так как ребёнок практически всё в этом мире познаёт через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Цель проекта:

Обеспечить накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребёнка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Задачи проекта:

  • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • Знакомить детей с дидактическими играми и правилами этих игр;
  • Воспитывать у детей познавательный интерес, любознательность;
  • Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
  • Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
  •  Оказание родителями помощи в изготовлении дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

Участники проекта:

  • Дети группы;
  • Воспитатели;
  • Родители детей.

Продолжительность проекта: сентябрь 2016г. – май 2017г.

Тип проекта: познавательно – игровой.

Продукт проекта:

  • Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков;
  • Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми;
  • Развлечение «В гостях у лесных зверей»;
  • Презентация для родителей;
  • Фотовыставка «Учимся играя».

Содержание проекта:

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

Подготовительный этап:

  • Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС;
  • Проведение мониторинга;
  • Анализ полученных данных;
  • Проведение анкетирования родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»;
  • Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

Практический этап:

Работа с детьми:

  • НОД;
  • Современные игры с песком и водой в группе в центре «Вода и песок»;
  • Дидактические игры с детьми:
  1. Для зрительного восприятия: цвет, форма, величина («Спрячем в домике»; «Найди такой же»; «Украсим ёлочку» и т.д.);
  2. Для слухового восприятия: слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух («Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.);
  3. Для развития моторики (предметы – вкладыши; стержни для нанизывания колец; коробочки для проталкивания фигур; дидактические игрушки, включающие различные виды застёжек – пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии; мозаика: настольная и напольная);
  4. Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками разными по размеру, цвету, форме; с матрёшками; с геометрическими вкладышами и т.д.
  • Настольно – печатные дидактические игры;
  • Самостоятельные игры детей;
  • Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

Работа с родителями:

  • Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста»;
  • Беседы о роли развивающих игр для малышей;
  • Наглядная информация «Значение сенсорного воспитания в познавательном развитии детей», «Дидактическая игрушка в жизни ребёнка»;
  • Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Перспективное планирование работы с детьми по проекту

Тема

Задачи

Сроки

Д.и. «Соберём пирамидку»

Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине.

Сентябрь

Д.и. «Вкладыши и башенки»

Знакомить с величиной в ходе практических действий.

Д.и. «Весёлые матрёшки»

Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.

Д.и. «Соберём пирамидку»

Учить собирать пирамидку из 3 – 4 колец одного цвета, последовательно уменьшающихся в размере.

Д.и. «Соберём пазлы»

Учить отличать различные предметы, помещая формы в соответствующие пазлы.

Октябрь

Д.и. «Цветные грибочки на поляне»

Учить размещать грибочки на поляне, по показу цвета, развивать моторику рук.

Д.и. «Найди такую же фигуру»

Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.

Д.и. «Разложи фигурки по домикам»

Учить сортировать предметы в соответствии с их формой методом зрительного соотнесения.

Д.и. «Две предмета»

Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.

Ноябрь

Д.и. «Соберём пирамидку»

Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающихся колец.

Д.и. «Занимательная коробочка»

Продолжать знакомить детей с предметами различной величины и формы.

Д.и. «Один - много»

Учить детей различать количество предметов, обозначая словами: один, мало, много.

Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырёх

Закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме и величине.

Декабрь

Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырёх

Закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме

Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы

Закреплять у детей умение группировать однородные предметы по цвету.

Размещение предметов на две группы соответствующего цвета

Закреплять умение группировать предметы по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.

Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырёх

Обучать детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырёх возможных.

Январь

Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята»

Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов.

Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки»

Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Выкладывание из мозаики на тему «Ёлочки и грибочки»

Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать.

Д.и. «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игра с песком)

Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями.

Февраль

Д.и. «Сделаем кукле бусы»

Закреплять умение чередовать предметы по цвету.

Д.и. «Башенки для гномиков»

Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятиями – высокий, низкий.

Д.и. «Забавные бутылочки»

Учить детей определять количество жидкости в ёмкостях одинакового размера.

Д.и. «Где мишка?»

Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга

Март

Д.и. «Тут и там»

Знакомить с пространственными отношениями выраженными словами: тут, там, далеко, близко.

Д.и. «Цирковые собачки»

Учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами.

Д.и. «Поручения»

Обучать детей различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер, форму). Развивать слуховое восприятие.

Разрезные картинки

Развивать сенсорные способности детей: умение по части восстанавливать целое.

Апрель

Д.и. «Что потеряли котики», «Чудесный мешочек»

Закреплять умение действовать с предметами окрашенные в разные цвета; умение подбирать предметы по цветовому тождеству.

Д.и. «Пирамидки в гостях у малышей»

Учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению.

Д.и. «Собери урожай»

Закреплять знания детей о цвете предметов; умение соотносить предметы по цвету.

Май

Д.и. «Ловись рыбка»

Продолжать учить простейшим способом использования вспомогательных предметов в качестве орудия для выполнения той или иной задачи.

Д.и. «тонет или нет?»

Используя игровую ситуацию обратить внимание детей на то, что одни предметы (лёгкие) на воде держатся, а другие (тяжёлые) – тонут. Организовать детское экспериментирование.

Заключительный этап:

Анализ результатов проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

Используемая литература:

  1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от   1 до 3 лет».
  2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
  3. Л. А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.
  4. Л. А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
  5. Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.
  6. Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Маскаева Е.В.Продолжительность проекта: сентябрь – май.Тип проекта: познавательно – игровой.Участники пр...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вк...

Познавательно-игровой проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Паспорт проекта.Продолжительность проекта: долгосрочныйТип проекта: познавательно – иг...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В р...

Информационная карта проекта " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводится дидактической игре .Ребенок практически все в этом мире познает через игру. Успешность умственного , физического , здор...

2020.04.10. Проект: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Данный проект беспечит накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являю...