Моя педагогическая находка – развитие познавательной активности детей через экспериментирование в неживой природе.
статья (подготовительная группа)
Моя профессия немыслима без постоянного творческого поиска. Работая воспитателем в логопедической группе, я заметила, что детям нравится познавать что-то новое, экспериментировать, наблюдать. А ведь развитие познавательной активности и исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Поэтому я решила дать возможность напрямую удовлетворить присущую ребёнку любознательность. Наблюдая за детьми, я отметила те объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_pedagogicheskaya_nahodka-issledovatel.docx | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Моя педагогическая находка – развитие познавательной активности детей через экспериментирование в неживой природе.
Моя профессия немыслима без постоянного творческого поиска. Работая воспитателем в логопедической группе, я заметила, что детям нравится познавать что-то новое, экспериментировать, наблюдать. А ведь развитие познавательной активности и исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Поэтому я решила дать возможность напрямую удовлетворить присущую ребёнку любознательность. Наблюдая за детьми, я отметила те объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес у детей.
С учетом приоритетов моей деятельности, в группе особое место занимает уголок экспериментирования, мини-лаборатория. Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, я пополняю наш уголок. Материалы распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина». Расположены они в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Для безопасности детей при экспериментировании вместе с детьми разработали правила работы в лаборатории. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую – это опыты. Проводим их как во время организованной деятельности, так и самостоятельной.
Выслушав и выполнив одно задание, мои юные исследователи получают новое, более сложное. Внимательно слежу за ходом работы, напоминаю о правилах безопасности, в сложных моментах оказываю помощь, задаю вопросы, стимулирующие развитие логического мышления. Проводим опыты с магнитами, тенью, водой, снегом, песком, воздухом. В помощь для самостоятельного воспроизведения опытов я предлагаю детям алгоритмы, которые служат для развития способностей, для систематизации познавательного опыта.
Использую ошибочные умозаключения, сомнительные результаты опытов для активизации исследовательской позиции детей, а создавшиеся проблемные ситуации – для решения вопросов: «Как это изменить, чтобы…», «Можно ли найти другое решение?», «Что будет если…».
Через систему работы с родителями, которая включает такие формы как: родительские собрания, педагогические гостиные, консультации, индивидуальные беседы стараюсь убедить родителей в том, что экспериментирование способствует развитию таких важных мыслительных процессов. Многие родители согласились с важностью данного вопроса и приняли участие в создании предметно-развивающей среды, участвовали в совместной с детьми исследовательской работе. Для организации опытов в домашних условиях, даю рекомендации родителям:
1. Чаще обращать внимание детей на явления неживой природы.
2. Поощрять даже малейший интерес детей к неживой природе, не игнорировать вопросы детей, особенно те, которые носят познавательный характер.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Благодаря систематической работе по детскому экспериментированию, я смогла заинтересовать детей, у них появился активный познавательный интерес к объектам неживой природы и экспериментов с ними. Ребята неоднократно принимали участие во Всероссийском конкурсе «Я-исследователь». Мои юные исследователи участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выясняется в беседах с родителями и детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе по теме «Формирование навыков безопасного поведения через экспериментирование с неживой природой».
Привитие детям безопасного поведения в природе, как правильно обезопасить , путем через экспериментирование....
Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности в группе старшего возраста «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование с неживой природой».
Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к реш...
Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Развитие познавательной активности через экспериментирование". Рекомендации для педагогов.
Роль опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей....
Выступление из опыта работы "Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе"
Организация познания мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей в процессе опытнической деятельности и экспериментирования в условиях детского сада....
Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе.
Экологическое воспитание - новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире при...
Проект -презентация " Развитие познавательного интереса через экспериментирование"
Проект " Развитие познавательного интереса через экспериментирование"...
«Развитие познавательных способностей через экспериментирование с неживой природой».
Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей первой младшей группы (2,5-3 года) по теме «Развитие познавательных способностей через экспериментирование с неживо...