Исследовательский проект Фитотерапия
материал (младшая группа)

Исследовательский проект "Фитотерапия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fito.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь воспитателя к детям – это любовь не к избранным, а к каждому, к любому ребенку: покладистому и трудному, подвижному и медлительному, дерзкому и вежливому, застенчивому и бойкому. Нам, воспитателям, доверено самое дорогое – ДЕТИ! Слова В. А. Сухомлинского очень близки и понятны каждому педагогу.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

В группе у нас дети в возрасте  2 -3 лет. В этот период происходит быстрый рост тела, перестройка психики, адаптация к детскому коллективу (группа в детском саду, сверстники во дворе и т. д.). Все это может повлечь за собой различные расстройства.

Вот некоторые симптомы таких расстройств, которые часто списывают на возрастные особенности: беспокойный сон, детский сомнамбулизм (лунатизм), мышечный гипертонус, гиперактивность и чрезмерная возбудимость, навязчивые идеи, а также боли и другие неприятные ощущения в различных частях тела (голова, живот, конечности).

На основе этих знаний и педагогического опыта основной целью, стоящей перед нами, является воспитание здорового подрастающего поколения, сохранение и укрепление здоровья детей.

Сегодня для поддержания и укрепления здоровья применяются различные способы: традиционная лекарственная терапия, гомеопатия, биологически активные добавки к пище и многое другое. Однако самым древним и проверенным временем способом остается фитотерапия.

Хочется отметить, что Фитотерапия, как одно из направлений здоровьесберегающей технологии используемых  в группе. Так как в профилактической педиатрии лекарственным растениям отводится важная роль в связи с их мягким действием, возможностью длительного применения, отсутствием привыкания и побочных эффектов, широким спектром рабочих концентраций. Они усваиваются гораздо лучше, чем витамины выделенные синтетическим путём.

А что же это такое фитотерапия?

Фитотерапия — это метод лечения с использованием частей растений, обладающих целебными свойствами, — лекарственных трав, листьев кустарников, коры деревьев.

А когда появилась фитотерапия?

Никто точно не знает, когда люди начали использовать травы в лечебных целях. Первый письменный отчет о травяной медицине появился в 2800 году до нашей эры в Китае. С тех пор использование трав получило и выпало из, много раз пользуясь медицинской сферой.
Семена, листья, стебли, кора, корни, цветы и экстракты из всех этих веществ использовались в фитотерапии на протяжении тысячелетий. Вначале растения потреблялись в сыром виде или в сочетании с горячей водой в виде супа или чая. Позднее растения высушивали и измельчали для длительного сохранения их свойств. Растения часто использовались для лечения организма, потому что они были сформированы как эта часть тела или потому, что они росли в определенной области. Когда наука стала более внимательно относиться к растительным средствам, их использование стало более точным.

Сегодня многие современные российские и западные врачи начинают изучать возможности применения травяных средств для некоторых распространенных и редких болезней. Более низкая стоимость производства лекарства на основе травы и часто более безопасное использование привлекли многих медицинских ученых в это направление. Некоторые врачи используют травы, чтобы компенсировать побочные эффекты фармацевтических препаратов.

Понятие «фитотерапия» введено в науку французским врачом Анри Леклером (1870-1955).

Чтобы нам начать использовать фитотерапию в группе, совместно со старшей медсестрой был проведён мониторинг здоровья детей в нашей группе. С результатами его мы сейчас Вас ознакомим.

Первая группа – это полностью здоровые дети, которые не имеют никаких дефектов, проблем. Их психическое и физическое здоровье соответствуют стандартным измерениям, у них не имеется никаких пороков развития, дефектов и иных нарушений в организации и деятельности органов таких в группе 8 детей,

Вторая группа – является самой распространенной на фоне других, здесь есть небольшие отклонения в здоровье, сопротивляемость к внешним факторам и заболеваниям снижена. Нет яркого выраженного отставания в развитии, например, нет хронических болезней, но есть функциональные нарушения. Общая задержка в физическом развитии – избыточная масса тела, дефицит массы, ослабленное зрение и другое. Если ребенок зачастую болеет острыми респираторными болезнями, то у него так же 2 группа, таких – 9 детей

Третья группа – детишки, у которых есть хронические болезни, но они находятся в процессе ремиссии, иногда случаются обострения, осложненность основного заболевания отсутствует. Дети, относящиеся к такой группе, имеют нормальное физическое здоровье, но у них выявлены некоторые отклонения в массе – избыток или дефицит, маленький рост. Психологическое развитие зачастую отстает от нормальных показателей, таких– 10 детей.

По результатам видно, что в группе преобладают дети с III и II группой здоровья. По этому использование фитотерапии считаем целесообразным в группе.

По результатам мониторинга здоровья детей, опираясь на медицинские показания детей с ранней неврологией и детей без особенностей по здоровью, мы со старшей медсестрой разработали мероприятия, которые касались одного из направлений здоровьесбережения – фитотерапия., а так же создали проект по данной теме. Участниками  проекта являются  дети, родители, воспитатели, старшая медсестра;

Цель проекта: создание условий для повышения качества здоровья и развития детей, формирования основ здорового образа жизни.

Задачи данного проекта следующие:

Формировать представления родителей о пользе и применении лекарственных растений их ценности для здоровья;

Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста;

Включить родителей в процесс воспитания дошкольников.

Для ознакомления родителей с фитотерапией и включении родителей в проект «Фитотерапия для детей младшего возраста», стало родительское собрание. При подготовке к родительскому собранию провели анкетирование родителей по теме «Фитотерапия». На собрании мы озвучили результаты по анкете, рассказали о пользе фитотерапии на здоровье детей, какие противопоказания существуют при использовании этого направления, какие мероприятия мы бы хотели вместе сделать для укрепления здоровья детей, выслушали предложения родителей по этому направлению здоровьесбережения.

 По окончанию собрания, мы раздали согласия на участие в проекте.  Согласие 100% участия.

Провели индивидуальные консультации с родителями по особенностям использования фитотерапии с детьми раннего возраста. Старшая медсестра рассказывала в индивидуальном порядке, как будет проходит мероприятия по фитотерапии, какие побочные эффекты могут быть и как действовать при их выявлении . Для родителей оформили индивидуальные консультации о растениях и их пользе.

Так же провели с родителями мастер–класс «Травяная подушечка для ребенка». Родители с большим удовольствием собственными руками изготавливали подушечки для детей, сами подбирали травы. Внутри в подушечку вложен сбор трав, аромат которых может успокоить ребенка, и будет полезен для его здоровья. Это такие травы, как: листья мелиссы, шишки хмеля, цветки лаванды, зверобой, укроп, хмель, мята, пустырник, душица, и т.д. Под воздействием тепла от тела травы выделяют эфирные масла, успокаивающие и благоприятно воздействующие на сон. Можно положить подушечку для сна в кроватку, на подушку, или подвесить над кроваткой. Дети часто не могут заснуть: переволновались, зубки режутся, животик беспокоит, новое место и т.п. Ароматная подушечка в таких случаях очень помогает. Кроме этого, если ребенок простудился, в такую подушку можно положить соответствующие травы (шалфей, эвкалипт, чабрец, ромашка, сосновые, березовые почки, и т.д.), аромат которых оказывает лечебный эффект. Такую подушку можно использовать 1-1,5 месяца, затем ее нужно менять на новую. Так же можно комбинировать различные травы и масла. Травяная подушка – элемент еще одного направления здоровьесбережения, как ароматерапия.

Посмотрите пожалуйста, как наши дети полюбили спать с ними, сон стал более глубоким и спокойным, что очень важно для здоровья ребенка. Сразу вспоминается стишок.

Любят мои ушки
Мягкую подушку.
Сразу глазки засыпают,
Ручки, ножки отдыхают,
Широко зевает ротик
И посапывает носик.


Родители нашей группы оказали помощь в создании уголка по фитотерапии. Каждая семья приносила разные рецепты фиточаёв, фитококтейлей и т.д. Кто-то делился своими традициями  заваривания фиточаев. Кто-то делился ритуалом чаепития лекарственного отвара. А некоторые описывали благотворное влияние чаев на здоровье всего организма.

Так же мы используем настои и отвары  для пульверизации помещения, опрыскивания.  Младший воспитатель обрабатывает групповую комнату, спальню. Это называется местная фитотерапия - опрыскивание травяными отварами. Можно использовать разные отвары, но чаще всего используем отвары из ромашки, валерьяны, пустырника, пиона.

С детьми мы готовим фиточай, согласно их индивидуальным особенностям здоровья, соблюдая все пропорции. А потом за большим столом в спокойной обстановке под ароматы трав пьем его.

Хочется уделить ваше внимание на то, что дети в период адаптации очень возбудимые, плаксивые и т.д. На данный момент у нас идет адаптация и мы используем успокаивающие чаи.

Успокаивающие чаи для детей используются при наличии следующих жалоб на состояние ребенка: повышенная возбудимость, плаксивость или постоянные капризы; истерики и стрессы без веских оснований; плохой сон и нарушение засыпания; переходный возрастной период – кризис 3 лет; сложное привыкание к садику.

Травы, на основе которых можно делать чаи:

 Ромашка, Череда, в составе которой присутствуют биологически активные компоненты. Последние в силах оказать на детский организм бактерицидное, и противоаллергическое влияние.

Календулу можно и вовсе считать универсальной, поскольку она с равноценным успехом справляется с проблемами в работе ЖКТ ребенка, воспалительными процессами в селезенке и прочими проблемами, повышающими нервозность и возбудимость.

 Мятный чай отлично подходит не только для успокоения ребенка, но и дает возможность унять рвотный рефлекс, тошноту, желудочные спазмы и колики.

Родители дома готовят детям чаи, настои и отвары, а так же приучают детей к здоровому образу жизни.

Фитотерапия  очень нравится и родителям и детям. Дома, вместе с родителями дети готовят себе ванночки с травами. Ванна с добавлением в неё отваров лекарственных трав оказывает на здоровье человека целебное действие.

Для того, чтобы фитованна действительно принесла ребенку только пользу, следует убедиться в том, что у ребёнка не возникнет аллергической реакции на используемое в её приготовлении растение. Особую осторожность нужно соблюдать, если у ближайших родственников ребёнка есть аллергия на пыльцу, цветы, растения.

В рамках проекта и согласно плану мероприятий профилактической работы по фитотерапии, мы запланировали с семьями воспитанников и детьми группы отправиться в путешествие в мир лекарственных растений, которые помогают сохранить здоровье человека. А так же планируем организовать огород на подоконнике в нашей группе, выращивать не только лук, морковь и др. растения, но и лекарственные травы такие как ромашка, лаванда, мелисса и т.д. Дети вместе с родителями тоже будут организовывать на даче клумбы с различными лекарственными растениями. Делать запасы на зимний период.

Применение фитотерапии является эффективной методикой в формировании психофизического здоровья воспитанников в условиях инновационно-образовательного процесса. Это положительно влияет на уменьшение роста заболеваемости детей, в целом благоприятно сказывается на состоянии здоровья ребенка. Используя фитотерапию с детьми раннего возраста в ДОУ, мы создаем условия для повышения качества здоровья и развития детей, формирования основ здорового образа жизни.

Считаем, что работу с детьми в данном направлении целесообразно продолжить в дальнейшем, изучая методическую литературу по данной теме и активно внедряя полученные знания в практику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ...

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»...

Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».

Актуальность  проекта:Все живое  на  Земле  нуждается в  чистой воде. Она  основа  здоровья  и  жизни.Проблема:Зависит  ли  жизнь  обитателе...

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

Научно-практическая конференция детских исследовательских проектов «Творчество народов России» Тема исследовательского проекта: «Кукла-оберег»

Краткая аннотацияТряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими ру...

Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...