Буклет "Индивидуальный подход к детям на занятиях"
консультация
Буклет "Индивидуальный подход к детям на занятиях"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
К ДЕТЯМ НА ЗАНЯТИЯХ.
Провела воспитатель
Порфирьева Н.А.
Суть индивидуального подхода заключается в поборе средств педагогического воздействия на каждого ребенка в отдельности с учетом всех его особенностей.
Кроме специального багажа знаний, педагогу в этом деле пригодится – творчество, чуткость, умение анализировать и прогнозировать. Он должен знать и понимать воспитанников, быть рядом и на равных, быть мудрым и снисходительным. Итак, педагог должен знать «струны» всех детей и умело воздействовать на них.
Данный подход способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка. Так молчаливые, замкнутые, застенчивые, нерешительные, медлительные дети на занятии становятся другими, если руководствоваться некоторыми правилами:
1. Давать им более простые задания.
2. Спрашивать их не первыми, а то, что они лучше знают или на повторе ответа.
3. Задавать наводящий вопрос.
4. Использовать напоминание.
5. Давать время на ответ.
Следует педагогу помнить об активных и с высоким уровнем развития детях:
1. Не спрашивать всегда только их.
2. Привлекать их к исправлению и уточнению ответов других детей.
3. Подбирать им более сложные задания.
4. Предъявлять к ответам детей повышенные требования.
И общие рекомендации, которые педагог может применять ко всем детям на занятии:
1. Продумать посадку детей (с учетом особенностей физического и психического развития и поведения).
2. Щедро поощрять.
3. Сравнивать результаты ребенка с его собственными достижениями, а не относительно других детей.
4. Развивать инициативу и самостоятельность.
5. Учить детей контролировать себя.
6. «Не вешать» на детей ярлыки, типа «он у нас такой», «а он ничего не знает» и т.д.
7. Прерывать попытки детей высмеивать ответы других.
8. Учить правильно оценивать действия и результаты свои и товарищей.
9. Привлекать детей радоваться успехами сверстников.
10. Планировать индивидуальный подход (например, кому какой вопрос лучше задать).
11. Проводить индивидуальную работу вне занятий.
12. Предлагать родителям задания на дом.
Индивидуальный подход к дошкольникам одного возраста можно осуществлять, деля их на подгруппы по принципу (если позволяют педагогические убеждения, рамки реализуемой программы или приоритеты ДОУ):
В первой подгруппе – дети с большой активностью, интересом к занятию, проявлением креативности. Для них можно подбирать более сложные занятия.
Во второй подгруппе – дети, активность которых внешне не проявляется, особого интереса к занятию нет, могут отмалчиваться или отвечать правильно, но творческие проявления незначительны.
Как правила у детей первой подгруппы выше уровень развития, чем у второй. Таким образом, воспитатель тоже осуществляет индивидуальный подход.
Есть свои сложности, когда дети объединены в разновозрастные группы. Рассмотрим, как примерно можно применять индивидуальный подход на занятиях к детям в разновозрастных группах ДОУ.
Чаще всего тема занятия может быть одна для всех, но задачи программного содержания отличаются в зависимости от возраста и уровня развития детей. Целесообразнее младших детей с опережающим развитием переводить в старшую возрастную подгруппу. И наоборот – старших детей с определенными отставаниями в младшую подгруппу.
Объединение таких детей в подгруппы и умелое руководство – важное условие эффективного обучения. Поэтому следует помнить:
· Материал должен всегда содержать что-то новое, быть доступным и интересным.
· Задачи занятия решаются по-разному – одни дети изучают новый материал, другие закрепляют пройденный или самостоятельно играют.
Своеобразие обучения: на одном занятии проводятся микрозанятия с разными подгруппами. Например, одной подгруппе дается новый материал, а другой закрепление.
Индивидуальный подход педагог в разновозрастной группе может осуществлять на занятиях трех типов:
1. Занятие проводится со всеми детьми по одному разделу программы, но с разным программным содержанием (например, одни лепят куклу-неваляшку, другие девочку в шубке).
2. Занятие проводится со всеми детьми, но по разным разделам программы в подгруппах (у одних рисование, а у других математика).
3. Занятие проводится с детьми одной возрастной подгруппой (другие самостоятельно играют или одеваются на прогулку).
Подробнее рассмотреть особенности организации и методику проведения занятия каждого типа можно в пособие «Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе» Аванесова В.Н., на странице 101.
Таким образом, у педагога всегда есть выбор использования разных приемов на занятии, но индивидуальный подход является отличным средством педагогического воздействия на ребенка с учетом всех его особенностей и признаком настоящего мастерства.
НОД занимает небольшую часть времени в режиме дня, но их воспитательное и развивающее значение очень большое.
На них уточняются, расширяются и углубляются представление детей о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети получают элементарные навыки логического мышления. В процессе НОД у детей развивается восприятие, произвольное внимание, память, воображение, воспитывается воля, организованность, усидчивость, трудолюбие. На НОД все дети должны соблюдать определенные правила поведения: сидеть спокойно, слушать внимательно, не заниматься посторонними делами, не разговаривать, чтобы не мешать другим. Часть детей легко усваивают все правила и ревностно их выполняют. Чаще всего нарушителями являются легко возбудимые дети – сказывается особенности их темперамента, высокая подвижность нервных процессов и недостаточное развитие тормозной реакции. Такие дети не могут сосредоточиться, вертятся, обращаются к товарищам с вопросами, отвлекают их.
Ведь обучение на занятиях это и есть индивидуальная деятельность детей. Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную и физическую работу индивидуально. Для той или иной работы тратятся индивидуальные усилия. Этим подчеркивается необходимость индивидуального подхода к детям на занятиях.
Индивидуальный подход на НОД способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявление инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания, как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе молчаливые, застенчивые, замкнутые, нерешительные дети выявляют такие качества, которые за ним и не замечались. Прежде всего, они теряют молчаливость, а в дальнейшем становятся не менее активными, чем те, которые всегда отличались большой активностью. Для преодоления их молчаливости педагог, прежде всего, должен расположить их к себе, заботиться о том, чтоб они вошли в коллектив, имели товарищей. Таких детей нельзя вызывать первыми, а вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо знают, и постепенно переходить к новому более трудному материалу. Во время занятий следует использовать игровые приемы, которые тоже способствуют развитию активности, произвольного внимания, преодолению нерешительности у робких, малоактивных детей. Очень важен индивидуальный подход к детям, которые медленно соображают. Этих детей нельзя назвать глупыми и ленивыми, так у них много положительного. Они внимательны и аккуратны, умеют хорошо справляться со многими бытовыми заданиями. Такие дети послушны, уступчивы, добродушны.
В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать.
На занятиях по развитию речи мы должны учитывать не только степень усвоения детьми программного материала, но и их индивидуального проявления, обусловленные особенностями темперамента, характера отражающиеся в их поведение. Сразу можно выделить детей, активно участвующих на занятиях, проявляющих живой интерес к обучению, хорошо владеющей речью. Вместе с тем заметны дети, обнаруживающие безразличие к занятиям, нежелание думать, Обычно и речь у них плохо развита, Безусловно, у активных детей надо поддерживать и развивать интерес к занятиям, давать им дополнительные усложненные задания, предлагать исправлять речевые ошибки товарищей.
Пассивных детей чаще вызывать, заставлять, задумываться над своим ответом, приучать размышлять обращаться к личному опыту.
Очень важен индивидуальный подход и на занятиях по изобразительной деятельности. Одни более полно и творчески проявляют себя в рисовании, другие – в лепке, третьи – в вырезании. Мы должны активно помогать ребенку, давая дополнительные указания, советы, внимательно относясь к проявлению его инициативы, выдумки.
Итак, мы видим, что индивидуальный подход органически входит в повседневную, педагогическую деятельность. Работа по осуществлению индивидуального подхода к детям трудная, она требует и терпения, и бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.
Приведем пример осуществления индивидуального подхода на занятии по рисованию в средней группе.
Дано задание нарисовать красками грузовую машину. Согласно намеченному плану воспитатель задает детям вопрос: « Какие вы знаете автомашины?» Среди детей замечается радостное оживление, почти все поднимают руки и всем видом показывают, что им очень хочется ответить на этот вопрос. Дети называют различные марки машин. Только Ира и Коля не поднимают руки, хотя на их лицах отражен интерес к происходящему. Коля и Ира — внимательные и наблюдательные дети, но очень нерешительные. Они особенно нуждаются в поддержке взрослого, в поощрении, в ласковом и спокойном обращении. Воспитатель спрашивает у Иры: «Ирочка, а ты какие видела машины?» Ира тихо отвечает: «Мусорную». Дети начинают смеяться, и Ира еще больше смущается. Педагог же хвалит Иру за то, что она заметила очень полезную машину. «Без такой машины невозможно обойтись в городе»,— говорит он. Слава добавляет: «Из-за мусора и «Волга» не могла бы проехать». Вызванный воспитателем Коля говорит, что он видел машину, которая подметает мусор, чтобы на улицах было чисто.
Затем воспитатель вывешивает рисунок-образец с изображением грузовой машины и помогает детям вспомнить, где они видели такую машину.
Показывая, как нужно рисовать машину, педагог одновременно рассказывает детям о последовательности изображения на рисунке деталей машины. Такой прием поддерживает контакт воспитателя с детьми и привлекает их внимание.
Приведем пример.
Вот в руках воспитателя рисунок Вовы. Это спокойный, исполнительный мальчик, у него хорошие технические навыки рисования, но чувство цвета развито плохо. На его рисунках небо, вода и трава окрашены в грубые резкие тона. И педагог намечает в своем плане предстоящей экскурсии обратить внимание Вовы на цвет неба, на нежный тон его голубизны в сочетании с белыми облачками, на то, какие они разные по форме, как, плывя по небу, они изменяют свои очертания. Судя по прежним записям в дневнике, подобная работа с Вовой проводилась уже, значит, теперь нужно еще раз посмотреть вместе с ним на причудливые контуры облаков, на яркие краски осенней листвы и нежную синеву неба.
Рассматривая рисунки других детей, воспитатель видит, что такими же, как у Вовы, грубыми красками раскрашены рисунки Оли и Пети, а Алла, Коля, Нина и Павлик рисуют стволы деревьев слишком толстыми и непропорциональными, Ира изображает ветки березы только горизонтальными штрихами. И педагог откладывает некоторые рисунки, чтобы взять их с собой на экскурсию: пусть дети сопоставляют их с натурой и сами найдут, в чем тут несоответствие.
Знание индивидуальных особенностей ребенка, сильных и слабых сторон его поведения приходит не сразу. Это длительный процесс, порой противоречивый и требующий от педагога большого терпения и настойчивости. Чтобы сделать правильные, педагогически обоснованные выводы об особенностях личности ребенка, приходится размышлять, часто сопоставлять ряд самых различных фактов и явлений, устанавливать их взаимосвязь.
Используемая литература:
1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе - 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 176 стр., ил.
2. Малокомплектный детский сад (старшая возрастная группа): Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова и др.; под ред. М.В. Васильевой. – М.: Просвещение, 1988. – 271 стр., 8 л. ил.
3. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. – 127 стр.
Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac142.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
личностно-ориентированный подход к детям на занятиях по плаванию для профилактики психо-эмоциональных нарушений у детей.
Игры и игровые ситуации в воде для снятия агрессии, тревожности....
Ознакомление детей с трудом взрослых . Гендерный подход в воспитании на занятиях тестопластикой.
Формирование трудолюбия у дошкольников невозможно без приобщения их к деятельности взрослых. Во все времена родители учили своих детей тому, что знают и умеют сами. В современных семьях недооценивают ...
Индивидуальный подход к детям на занятиях
Индивидуальный подход органически входит в посевдневную педагогическую работу. Приемы и методы его не являются специфическими , они общепедагогичесие. Творческая задача воспитателя- отобрать из общего...
Личностно-ориентированный подход к воспитанникам на занятиях физической культурой
Физическое развитие ребёнка – столь же важная составляющая воспитательного процесса, как и работа по его умственному, эмоциональному развитию. При изучении основ знаний, предусмотренных комплексной пр...
"Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста на занятиях по художественному творчеству в соответствии с ФГОС"
В данной статье рассказано о том, что правильное руководство педагогом эстетическим развитием детей дошкольного возраста может быть осуществлено только в результате изучения и знания их возрастн...
Конспект открытого познавательного – речевого занятия с использованием нетрадиционных методов и интегративного подхода для детей среднего возраста на тему: «Приключение волшебного клубочка» (с демонстрацией видеосъёмки родителям воспитанников)
Каждому родителю интересно знать как проходят заняттия в ДОУ, но к сожалению в период пандемии провести открытое занятие для родителей невозможно. Поэтому мы сняли занятие на видео и послали каждому ж...