"Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста на занятиях по художественному творчеству в соответствии с ФГОС"
статья по аппликации, лепке на тему

Ольга Ивановна Смирнова

В данной статье рассказано о том, что  правильное руководство педагогом эстетическим развитием детей дошкольного возраста может быть осуществлено только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ_podhod_k_hudozhestvennomu_razvitiyu_detey.docx15.89 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный подход к детям

на занятиях по художественному творчеству

Для всестороннего развития дошкольников в детском саду большое значение имеют занятия по художественному творчеству.

В рисунках, лепке, аппликации дети выражают свои мысли и чувства, свои представления об окружающей жизни. В процессе этих занятий дети обучаются правильно воспринимать окружающие предметы и явления, знакомятся с различными формами и положением предметов в пространстве. Дети овладевают практическими навыками пользования карандашом, кистью, красками, ножницами, что является хорошей подготовкой руки к письму. Занятия по рисованию, лепке, аппликации развивает наблюдательность, воображение, инициативу, побуждают к практической деятельности, способствуют умственному развитию, воспитанию нравственных качеств, развитию эстетического потенциала.

Правильное руководство эстетическим развитием детей может быть осуществлено только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Наряду с проведением фронтальных занятий используются индивидуальные формы занятий с воспитанниками, которые в этом особенно нуждаются. Воспитывая интерес к рисованию, мы стараемся быть особенно внимательными к каждому ребенку, чтобы помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление к исполнению и объективной оценке своего труда.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, поэтому каждый ребенок должен иметь возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Реальным результатом занятия являются работы, отражающие индивидуальность и в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла. По работам детей определяется, кто хорошо владеет техническими умениями и навыками, а кто чувствует себя беспомощным в этом отношении.

У одних детей сюжет сложный и интересный, что свидетельствует о широте их интересов и о высоком уровне развития, наблюдательности. Другие выбирают простой сюжет и самые простые средства изображения. Есть дети, проявляющие стойкий интерес в выборе сюжета, темы рисования. Например, некоторых детей привлекает военная тематика, они любят рисовать пароходы, машины, ракеты и самолеты, другим нравится рисовать сказочные сюжеты, растительный мир, третьи увлекаются декоративным рисованием и т. д.

Специфической особенностью занятий по художественному творчеству является то, что они тесно связаны с областями «Речевое развитие»«Познавательное развитие»«Социально-коммуникативное развитие» и т. д.

Задачи воспитателя:

1. Учитывать индивидуальность детей;

2. Воспитывать наблюдательность ;

3. Развивать эстетический вкус;

4. Формировать положительные нравственные ориентации.

Цель: психологическая подготовка к обучению в школе.

Подготовительная работа к занятию по художественному творчеству способствует приобретению детьми определенного жизненного опыта, обогащению впечатлений, пониманию окружающих явлений природы и общества. Рисунки детей на каждом занятии сохраняются в папках-накопителях, но если ребенок хочет забрать свой рисунок домой, то его желание удовлетворяется.

Каждое занятие по художественному творчеству заканчивается оценкой детских работ. Ребенок пробует оценивать работы своих друзей и свою собственную. Мы вместе с детьми анализируем все работы, предлагая замечания по существу, тактично обсуждая каждую, что содействует укреплению между детьми дружеских отношений. Коллективный просмотр работ имеет большое значение для развития интереса к занятиям, укрепления мотивации. Получая возможность сравнивать свои результаты деятельности с другими, дети знакомятся с возможностью разнообразных решений, учатся быть тактичными, ответственными, сдержанными.

Довольно часто встречаются дети, которые медленно включаются в работу из-за того, что чрезмерно отвлекаются, с любопытством наблюдают за тем, как другие рисуют или лепят, забывая, что им самим необходимо работать. Такие дети нуждаются в развитии сосредоточения внимания, для этого необходимо напоминать об оставшемся времени.

Отставание некоторых детей связано с медлительностью или старанием выполнить работу тщательно и аккуратно, таким детям предлагается закончить работу после занятия (по желанию). Это помогает детям овладеть необходимыми навыками, обрести уверенность в своих силах. Постепенно и эти дети приучаются работать в нужном темпе.

В рамках реализации занятий по художественному творчеству применяются различные методы и приемы: элементы театрализованной игры, использование музыкальных композиций, игровых ситуаций. Это активизирует внимание, эмоции детей, способствует успешному усвоению программного материала, следовательно, позволяет формировать необходимые знания, умения, навыки и уверенность в собственных силах.

В заключении можно сказать, что занятия по художественному творчеству представляют широкие возможности для изучения особенностей воспитанников и осуществления индивидуального подхода для развития не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста. Консультация

Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста.Индивидуальный подход - осуществление педагогического процесса сучетом индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера,способностей и скло...

Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста. Консультация

Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста.Индивидуальный подход - осуществление педагогического процесса сучетом индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера,способностей и скло...

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС ДО»

Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.  Эт...

«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как компонент социально - коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО»

    Главной  идеей образования последнего десятилетия является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жиз...

«Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...