«Инновационные подходы к формированию творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности».
статья

Пашетко Анна Владимировна

Предварительный просмотр:

 «Инновационные подходы к формированию творческих       способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности».

 

Проблема развития творческих способностей личности стала в настоящее время особенно актуальной. В педагогической практике в разных областях деятельности идет активный поиск методов, которые позволили бы открыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развить творческие начала, проявить себя наиболее полно и активно. Основной причиной такого направления педагогики является представление о человеке как о неординарной  личности, самостоятельно определяющей свое место в жизни, свой путь, свое направление деятельности. Поэтому перед педагогикой сегодня, наряду с традиционными задачами передачи общественного опыта, знаний, выработанных предшествующими поколениями, встают задачи творческого развития личности, где каждый человек приобретает особую значимость и ценность, уникальность своего существования. Развитие творческих способностей является одним из ведущих направлений в инновационной деятельности ДОУ. Педагогика творчества должна решить одну из главных проблем данных учреждений – уйти от повседневности, обыденности, где ребенок существует в границах житейского опыта, систематически расчлененного и упорядоченного средствами педагогических методик. Для решения данной проблемы нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Поэтому в практике работы с детьми дошкольного возраста отдаю  предпочтение нетрадиционным технологиям, формам и методам.  

Исходя из актуальности данной проблемы, я поставила перед собой цель – формирование творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, через современные инновационные подходы (здоровьесберегающие технологии (арттерапия), технологию проектирования, моделирование, технологию ТРИЗ).

Для реализации поставленной цели, выделила следующие задачи:

  • Развивать у ребенка оценочные суждения и способы творческой деятельности как результат осуществления конструктивного замысла с учетом законов гармонии и красоты, креативных способностей.
  • Создать оптимальные условия для творческого развития детей в группе и ДОУ;
  • Продолжать знакомить детей с инновационными технологиями: ТРИЗ, моделирование, проектирование;
  • Внедрять элементы здоровьесберегающих  технологий в практику ДОУ;
  • Формировать яркие положительные эмоции в процессе  творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения ребенка с родителями.

 Самое главное – не дать пропасть желанию ребенка творить, не навязывать какой то определенный стереотип. Ребенок должен самовыражаться.

Мне хотелось видеть в детских работах, как у ребенка возникает желание поделиться с другими своим настроение, эмоциями, переживаниями. Именно поэтому в свою работу включила технологию Г.С. Альтшуллера «ТРИЗ». Наиболее продуктивными ТРИЗовскими  приемами считаю: морфологическая дорожка, системный оператор, задания на развитие воображения. Для того, чтобы привлечь детей к рисованию,  использую нестандартные средства, такие как: тычки, штампики, зубные щетки, губку, трубочки, мелки, свечки, разные виды круп и др. В своей работе я использую разнообразные нетрадиционные способы рисования: пальцевая живопись, печатка, монотипия, набрызг, рисование по мокрой бумаге, рисование свечой, кляксография и пр.

Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творческими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.      

  Детский дизайн широко вошел  в практику дошкольных учреждений. Дизайн – символ современной цивилизации, а его принципы созвучны синтетическому мышлению дошкольников. Многие неоправданно боятся слова «дизайн», хотя все дети стихийно занимаются дизайном, оформляют свою жизнь. Тенденция к использованию результатов деятельности детей к оформлению пространства их жизни отражает  демократические принципы воспитания дошкольников. Дети с большим удовольствием оформляют группу и музыкальный зал к праздникам «День матери», «День защиты детей», «Выпуск в школу»; готовят декорации к театрализованным представлениям, изготавливают открытки-приглашения и сувениры для родителей.  

Повышая самоценность продукта детского творчества, устраиваю персональные выставки рисунков детей: «Эти забавные животные», «Золотая осень», «Далекие планеты», «Мир леса» и др.

 Чему бы мы ни обучали детей, какие бы программы и методики не использовали в своей работе, самое важное, о чем мы должны помнить – это психологическое здоровье каждого ребенка. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения (неуверенность, агрессию, тревогу…), это сразу же отражается в его рисунке. Поэтому основной целью педагога, по словам Яковлевой Е.Л., является предоставление детям психологических средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире других людей, а так же закономерностей мира, в котором они живут, понимание перспектив будущего, которые затронут их самих.

На занятиях по изобразительной деятельности могут использоваться множество методов, приемов, игр позволяющих сохранить и укрепить психологическое здоровье ребенка. Одной из здоровьезберегающей технологией является арттерапия (музыка). Именно ее я решила применять в работе с детьми.

В.А. Сухомлинский писал: “Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки....”.   Таким образом, на занятиях музыкальное пространство и мелодия обретают новую жизнь в цвете и линии, становятся видимыми, а цвет и линии на листе бумаги дышат  

Сначала я учила детей замечать разнообразные цветовые гаммы в жизни, а затем подводила к пониманию, что цвет, имея в себе эмоциональную нагрузку, влияет на чувства человека. Дети хорошо воспринимают эту эмоциональность через музыку. Задавала вопрос: «Какой на ваш взгляд, цвет сейчас прозвучал в музыке? Почему?». Ответы детей интересны, так как отражены с природными впечатлениями: называют зеленый – потому что мы слышим шелест листвы, шум летнего ветра; синий – потому что музыка напоминает бегущий по камням ручеек; утреннее ярко-синее небо ассоциируется с голубым цветом.

В игре "Рисуем музыку" детям предлагается, закрыв глаза, проводить линии, затем найти в этих линиях образы и закрасить; предлагается раскрашивание образов или предметов, противоположных по характеру, например, "добрый волшебник - злой колдун", "веселый сон - страшный сон". Все эти игры способствуют гармонизации личности, они учат соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным состоянием и особенностями.

        Для того чтобы детские рисунки получились выразительными,  мои занятия сопровождаются мелодичной, образной музыкой, которая позволяет детям расслабиться и насладиться ее легким звучанием. Многие занятия проходят в необычной обстановке за столами, а иногда мы рисуем на мольберте, на большом ватмане, расположенном на ковре. Звучит музыка, и начинается «рождение мира» на белых листах.

        Еще одна инновационная технология, которую я применяю в своей практике для развития творческих способностей у детей – это метод моделирования.

Модель – это символ, предмет-заместитель, схематическое изображение предмета с его характерными признаками.

        Работая над развитием изобразительных способностей дошкольников, нужно помнить, что использование любых моделей возможно при условии сформированности таких психических качеств, как анализ, синтез и т.д., то есть не ранее четырех лет.   В своей практике использую такие дидактические игры, как «Законы юных художников», «Модель последовательности восприятия или изображения предмета», «Предметно-схематическая модель композиции рисунка».

Использование игр с основами моделирования, таких как "Пиктография", "Опорные сигналы", "Игры в художников", а также "Кляксография", "Пальцевая живопись", способствуют развитию чувства уверенности, самостоятельности, умения общаться друг с другом и взрослыми.  

Так же очень помогают в развитии воображения задания на создание новых образов: «Дорисуй все, что захочется», «Оживи камешки», «Превращения», «Какая игрушка?», «Нарисуй такое животное, какого не и не было на белом свете» и другие.

Вышеназванные задания, упражнения, являются прекрасным приемом на играх-занятиях, когда разные виды деятельности переплетаются между собой.     Такой подход к проведению занятий по изобразительной деятельности позволил избежать штампов и шаблонов при выполнении заданий и повысил творческую активность детей.

Одним из перспективных инновационных методов, способствующих развитию мышления, помогающих ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, стал метод проектной деятельности. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.

Метод проектной деятельности я использовала в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, а так же стремлением к совместной деятельности.

Мною были разработаны и реализованы следующие проекты: «Знакомство детей с произведениями Е.Чарушина, через образы в рисунках», «Мир леса в рисунках детей», «Беленькие зубки – здоровые детки», «Чтоб здоровым был малыш». В результате проекта создан альбом, посвященный лесу и его обитателям, а так же книга рисунков, посвященная творчеству Е. Чарушина, библиотека книг, дидактические пособия и др.

Работая над проектами, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Именно родители стали помощниками в создании проектов. Они вместе с детьми рисовали, сочиняли стихи, просматривали литературу, ходили в библиотеку и др. Была проведена выставка «Дары леса», где дети и родители изготовили поделки из природного материала, проведен конкур рисунков «Давай раскрасим вместе мир!», выставка рисунков «Природа и фантазия» и др.

 Для того чтобы родители были педагогически обучены я предоставляю информацию, игры, советы, связанные с изобразительным творчеством. На семинаре – практикуме по теме «ТРИЗ» - рисуем по-новому», родители проявили свои творческие способности, дорисовывали детские рисунки, и познакомились с нетрадиционными методами и приемами в рисовании. Родители были заинтересованы и увлечены работой.  Я стараюсь научить родителей умению наблюдать вместе с детьми, помогать им, творчески видеть окружающий мир, вместе с ними переживать и размышлять.

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения.  Поэтому так важно познакомить детей с разнообразными инновационными технологиями в рисовании.  В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра.   Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.

 Таким образом, вводить детей в “большое искусство” следует как можно раньше, создавая предпосылку для “самостоятельного вхождения” и определяя фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными способами рисования, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей на занятиях по изобразительной деятельности".

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей на занятиях по изобразительной деятельности"...

Консультация для родителей "Формирование личности ребенка на занятиях по изобразительной деятельности"

В  материале раскрывается роль изобразительной деятельности в формировании личности ребенка....

Консультация для воспитателей "Инновационный подход к формированию у детей представления о русской народной культуре"

В настоящее время приобщение детей к истокам русской народной культуры является актуальной задачей. Российские педагоги выделяют большое количество способов формирования у детей представления об истор...

Доклад на тему «Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности»

Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше маст...

Консультация для воспитателей "Сенсорное развитие детей на занятиях по изобразительной деятельности"

Консультация для воспитателей "Сенсорное развитие детей на занятиях по изобразительной деятельности"...