Программа дополнительной образовательной услуги "Говорящие пальчики"
рабочая программа (младшая группа)
Возраст 2 -3 года
Дополнительная образовательная услуга, расчитана на год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_govoryashchie_palchiki.docx | 47.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент по социальным вопросам
Администрации Заводоуковского городского округа
Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования
Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка-детский сад «Светлячок»
Принята на заседании Утверждаю
Педагогического совета _____ директор Е. В. Бушмелёва
От «____»______________2021г. Детский сад «Светлячок»
.Протокол №______ «_____»__________2021г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально - гуманитарной направленности
«Говорящие пальчики»
Возраст обучающихся: 2-3 года
Срок освоения программы: 1 год
Автор-составитель: Геращенко Ирина Евгеньевна,
воспитатель
г. Заводоуковск, 2021 год
Содержание
1. Содержание | 1 |
2. Пояснительная записка | 2-3 |
3. Цели, задачи | 4 |
4. Учебный план программы | 5-7 |
5. Календарный учебный график | 8-9 |
6. Содержание программного материала 7. Методические материалы | 10 11 |
| 12 |
9. Организация мероприятий с обучающимися и родителями | 12 |
10.Оценочные материалы | 13-14 |
| 15 |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Говорящие пальчики» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
- .Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- .Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (09.11.2018 г. № 196)
- Приказ Минпросвещения России от 03 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»
- Письмо Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».
6. Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
7. СанПиН 2.4.4. 3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
8. Устав образовательной организации.
9. Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Говорящие пальчики» носит социально-педагогическую направленность. И направлена на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности и отвечает современным передовым взглядам по содержанию и организации игровой деятельности с детьми раннего возраста.
За основу построения дополнительной образовательной программы «Говорящие пальчики» взят принцип игрового общения ребенка с взрослым, с другими детьми и решения проблемной задачи.
Игра как деятельность успешно решает задачи познавательного и речевого развития, так как игра - ведущий вид деятельности детей, она понятна и доступна детям.
Актуальность данной программы обусловлена более ранним началом систематического обучения, и заключается в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
При составлении программы руководствовалась авторской программой «Пальчиковые игры» Е. и С. Железновых
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в том, что каждое занятие проводится в виде игр, что не утомляет детей и способствует лучшему запоминанию действий. При подборе игр учитывается то, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой - только в этом случае игра приносит детям пользу и радость.
Отличительной чертой данной программы является связь изобразительного с физическим и речевым развитием. Совокупность, вариативность педагогической технологии обеспечит интеллектуальное, личностное развитие ребенка.
Цель программы: Понимание и развитие речи детей 2-3лет.
Программа предусматривает решение следующих задач:
Образовательные:
Учить понимать на слух тексты пальчиковых игр, обогащать активный и пассивный словарь детей
Развивающие :
Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.
Развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие.
Воспитательные:
Вызвать у детей положительные эмоции в процессе совместной деятельности с воспитателем.
Воспитывать усидчивость, внимание.
Прогнозируемый результат
Ребенок:
· самостоятельно или с помощью взрослого выполняет различные движения пальцами, руками;
· слушает и выполняет инструкцию взрослого;
· имеет представление о частях своей руки (рука, кисть, ладошка, пальцы), знает названия пальцев рук;
· сочетает пальцевые упражнения с речевым сопровождением;
· соблюдает приемы и правила работы с пластилином, красками, мелкими игрушками;
· концентрирует внимание на одном виде деятельности.
Режим занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы организации – образовательная деятельность, 2 раза в неделю, продолжительностью 8-10 минут.
Общее количество часов, отведённых на реализацию программы - 92.
1. Учебный план
№п/п | Тема | Всего часов | В том числе | Форма аттестация/ контроля | |
теория | практика | ||||
| |||||
1.1 | «Кыш муха» | 1 | 1 | ||
1.2 | «Есть в лесу» | 1 | 1 | ||
1.3 | «Мальчик с пальчик» | 1 | 1 | ||
1.4 | «Что мы любим» | 1 | 1 | ||
1.5 «Воздушный шарик» | 1 | 1 | |||
1.6 «Зайка прыгал» | 1 | 1 | |||
1.7 «Обезьянки» | 1 | 1 | |||
1.8 «Пальчик» | 1 | 1 | |||
1.9 «Пора начинать» | 1 | 1 | |||
1.10 «Приветствие» | 1 | 1 | |||
1.11 «Я хочу построить..» | 1 | 1 | |||
1.12 «Кошка и мышка» | 1 | 1 | |||
1.13 «Весёлые маляры» | 1 | 1 | |||
1.14 «Повар» | 1 | 1 | |||
1.15 «Колобок» | 1 | 1 | |||
1.16 «Пила,пила» | 1 | 1 | |||
1.17 «Лодочка» | 1 | 1 | |||
1.18 «Птички в гнезде» | 1 | 1 | |||
1.19 «Ладошки» | 1 | 1 | |||
1.20 «Мой зонтик» | 1 | 1 | |||
1.21 «Тук - ток» | 1 | 1 | |||
1 22 «Пчёлки» | 1 | 1 | |||
1.23 «Горочка» | 1 | 1 | |||
23 | 23 |
| |||||
2.1 | «Спрячь и достань игрушку» | 1 | 1 | ||
2.2 | «Кати мяч» | 1 | 1 | ||
2.3 | «Волшебные бусины» (Фрёбеля) | 1 | 1 | ||
2.4 | «Втулочки» | 1 | 1 | ||
2.5 | «Гусеница» | 1 | 1 | ||
2.6 | «Нанизывание колец на стержень» | 1 | 1 | ||
2.7 | «Сортер» | 1 | 1 | ||
2.8 | «Чудесный мешочек» | 1 | 1 | ||
2.9 | «Собери счётные палочки» | 1 | 1 | ||
2.10 | «Лабиринт» | 1 | 1 | ||
2.11 | «Сухой бассейн» | 1 | 1 | ||
2.12 | «Собери матрёшку» | 1 | 1 | ||
2.13 | «Золушка» | 1 | 1 | ||
2.14 | «Прищепки» | 1 | 1 | ||
2.15 | «Плыви кораблик» | 1 | 1 | ||
2.16 | «Поймай рыбку» | 1 | 1 | ||
2.17 | «Моталочка» | 1 | 1 | ||
2.18 | «Мозаика» | 1 | 1 | ||
2.19 | «Зашнуруй» | 1 | 1 | ||
2.20 | «Игры с водой» | 1 | 1 | ||
2.21 | «Игры с песком» | 1 | 1 | ||
2.22 | «Легоконструирование» | 1 | 1 | ||
2.23 | «Обведи пальчиком» | 1 | 1 | ||
23 | 23 |
| |||||
3.1 | «Этот пальчик хочет спать» | 1 | 1 | ||
3.2 | «Дружат наши дети» | 1 | 1 | ||
3.3 | «Этот пальчик в лес пошёл» | 1 | 1 | ||
3.4 | «Птички пьют из бочонка» | 1 | 1 | ||
3.5 | «Поросята» | 1 | 1 | ||
3.6 | «Котята» | 1 | 1 | ||
3.7 | «Сорока - белобока» | 1 | 1 | ||
3.8 | «Капуста» | 1 | 1 | ||
3.9 | «Баиньки - баиньки» | 1 | 1 | ||
3.10 | «Моя семья» | 1 | 1 | ||
3.11 | «Тук - тук» | 1 | 1 | ||
3.12 | «Сидит белка на тележке» | 1 | 1 | ||
3.13 | «Песенка моя» | 1 | 1 | ||
3.14 | «Ля,ля,ля» | 1 | 1 | ||
3.15 | «Мама, мама» | 1 | 1 | ||
3.16 | «Замок» | 1 | 1 | ||
3.17 | «Петушок» | 1 | 1 | ||
3.18 | «Весёлый крик» | 1 | 1 | ||
3.19 | «Спуск по лестнице» | 1 | 1 | ||
3.20 | «Поехали потихонечку» | 1 | 1 | ||
3.21 | «Дом» | 1 | 1 | ||
3.22 | «Мишка косолапый» | 1 | 1 | ||
3.23 | «Чай» | 1 | 1 | ||
23 | 23 | ||||
| |||||
4.1 | «Забавная игра» | 1 | 1 | ||
4.2 | «Пластилиновая мозаика» | 1 | 1 | ||
4.3 | «Соломка» | 1 | 1 | ||
4.4 | «Булка с изюмом» | 1 | 1 | ||
4.5 | «Снег идёт» | 1 | 1 | ||
4.6 | «Пирожки» | 1 | 1 | ||
4.7 | «Колбаска» | 1 | 1 | ||
4.8 | «Сушки» | 1 | 1 | ||
4.9 | «Шарики» | 1 | 1 | ||
4.10 | «Цветочек» | 1 | 1 | ||
4.11 | «Мухомор» | 1 | 1 | ||
11 | 11 |
2.Календарный учебный график
Месяц | Число | Время проведения занятия | Кол-во часов | Содержание занятия (раздел подготовки, тема, форма занятия, форма контроля и т.д.) | Мероприятия за рамками учебного плана |
сентябрь | 02 07 09 14 17 21 24 28 | В 15.30 каждый день | 8 в неделю |
2.1 «Спрячь игрушку» 3.1 «Этот пальчик...» 4.1 «Забавная игра» 1.2 «Есть в лесу» 2.2 «Кати мяч» 3.2 «Дружат в нашей ...» Итог (повторение) Наблюдение, опрос | Диагностика Рисование «Дождик», |
октябрь | 05 07 12 14 19 21 26 28 | 8 | 1.3 «Мальчик с пальчик» 2.3 «Волшебные бусины» 3.3 «Этот пальчик в лес...» 4.2 «Пластилиновая мозаика» 1.4 «Что мы любим» 2.4 «Втулочки» 3.4 «Птички пьют из бочонка» Итог (повторение) Наблюдение, опрос | Рисование «Осенние листочки» | |
ноябрь | 02 04 09 11 16 18 23 25 | 15.30 | 8 | 1.5 «Воздушные шары» 2.5 «Гусеница» 3.5 «Поросята» 4.3. «Соломка» 1.6 «Зайка прыгал» 2.6 «Нанизывание колец» 3.6 «Котята» Итог (повторение) Наблюдение, опрос | Рисование «Украсим шапку» |
декабрь | 02 07 09 14 16 21 23 28 | 15.30 | 8 | 1.7 «Обезьянки» 2.7 «Сортер» 3.7 «Сорока - белобока» 4.4 «Булка с изюмом» 1.8 «Пальчик» 2.8 «Чудесный мешочек» 3.8 «Капуста» Итог (повторение) Наблюдение, опрос | Рисование «Елочка с игрушками» |
январь | 18 20 25 27 | 15.30 | 4 | 1.9 «Пора начинать» 2.9 «Собери сч. палочки». 3.9 «Баиньки» Итог (фотоотчёт) Наблюдение, инд.опрос | Рисование «Снеговик» |
февраль | 01 03 08 10 15 17 22 24 | 15.30 | 8 | 1.10 «Приветствие» 2.10 «Лабиринт» 3.10 «Моя семья» 4.5 «Снег идёт» 1.11 «Я хочу построить дом» 2.11 «Сухой бассейн» 3.11 «Тук - тук» Итог (оформление газеты папам) Наблюдение, опрос | Рисование «Подарок папе» |
март | 01 03 08 10 15 17 22 24 | 15.30 | 8 | 1.12 «Кошка и мышка» 2.12 «Собери матрёшку» 3.12 «Сидит белка» 4.6 «Пирожки» 1.13 «Веселые маляры» 2.13.»Золушка» 3.13 «Песенка моя» Итог (выставка поделок для мам) Наблюдение, опрос | Рисование «Подарок маме» |
апрель | 05 07 12 14 19 21 26 28 | 15.30 | 8 | 1.14 «Повар» 2.14 «Прищепки» 3.14 «Ля - ля» 4.7 «Колбаски» 1.15 «Колобок» 2.15 «Плыви кораблик» 3.15 «Мама - мама» Итог (видеопрезентация игр) Наблюдение,опрос | Рисование «Одуванчик» |
май | 03 05 10 12 17 19 24 26 | 15.30 | 8 | 1.16 «Пила -пила» 2.16 «Поймай рыбку» 3.16 «Замок» 4.8 «Сушки» 1.17 «Лодочка» 2.17 «Моталочка» 3.17 «Петушок» Итог (открытое занятие) | Рисование ладошкой |
июнь | 07 09 14 16 21 23 28 30 | 15.30 | 8 | 1.18 «Птички в гнёздышке» 2.18 «Мозаика» 3.18 «Весёлый круг» 4.9 «Шарики» 1.19 «Ладошки» 2.19 «Зашнуруй» 3.19 «Спуск по лесенке» Итог: игры по замыслу | Рисование ладошкой |
июль | 05 07 12 14 19 21 26 28 | 15.30 | 8 | 1.20 «Мой зонтик» 2.20 «Игры с водой» 3.20 «Поехали потихонечку» 4.10 «Цветочек» 1 21 «Тук - ток» 2.21 «Игры с песком» 3.21 «Дом» Итог: игры по замыслу | Рисование ладошкой |
август | 02 04 09 11 16 18 23 25 | 15.30 | 8 | 1.22 «Пчёлки» 2.22 «Легоконструирование» 3.22 «Мишка косолапый» 4.11 «Мухомор» 1.23 «Горочка» 2.23 «Обведи пальчиком» 3.23 «Чай» Итог: диагностика | Рисование ладошкой |
- Содержание программного материала
Пальчиковые игры:
- обучать точным движениям пальцев правой и левой руки,
- развивать умение загибать пальчики в порядке очерёдности,начиная с мизинца,
- договаривать выделенное слово,
- развивать умения координировть движения пальцев правой и левой руки,
- совершенствовать действия на поверхности стола,
- развивать умения показывать по очереди пальцы на поверхности стола,
- развивать умение вращать кистями рук,
- закреплять умение выполнять различные движения пальцами в соответствии текста,
- формировать умение выполнять движения ладонями, кулачками, проговаривая слова,
- формировать движения пальцами и ладонями в разном темпе,
- совершенствовать ручную умелость.
Сенсорные игры:
- Развивать тактильную чувствительность,
- продолжать знакомить с игрушками и их свойствами,
- развивать мелкую моторику,
- учить выполнять простейшие действия с предметами,
- развивать координацию движений рук под зрительным и осязательным контролем,
- упражнять в практическом действии с мелкими предметами.
Лепка:
- познакомить детей с пластилином,
- научить разминать его пальцами и ладонями обеих рук,
- продолжать знакомить с пластилином и его свойствами,
- учить отщипывать маленькие кусочки от большого куска и прикреплять к плоской поверхности,
- учить раскатывать пластилин прямыми и скатывать круговыми движениями,
- развивать умение вдавливать детали в пластилиновую основу,
- учить прикреплять шарики к основе,
- развивать умение создавать изображение из пластилина,
- развивать воображение,
- развивать умение действовать по показу
- Методические материалы
4.1Методические обеспечение программы
№п/п | Название темы (базовые разделы) | Форма проведения занятий | Методы и приемы проведения занятий | Дидактические материалы, техническая оснащенность | Форма проведения итогов |
1. | «Пальчиковые игры» Е. и С Железновых | групповая | Наглядные, словесные | Картотека музыкальных пальчиковых игр, аудио пособие | Видеопрезентация |
2. | «Сенсорные игры» | Групповая, индивидуальная | Наглядные, словесные, практические, исследовательские, проблемно - поисковые | Игры и игрушки:
| фотоотчёт |
3. | «Пальчиковые игры» (детский фольклор) | Наглядные, словесные | Картотека пальчиковых игр | Видеопрезентация | |
4. | Лепка | Групповая, индивидуальня | Наглядные, словесные, практические, исследовательские, проблемно - поисковые | Пластилин, Доски для лепки | выставка |
4.2. Требования техники безопасности в процессе реализации программы
Результат реализации Программы «Говорящие пальчики» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПиНа и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
4.3.Организация мероприятий с обучающимися и родителями вне учебного плана
- образовательная деятельность по рисованию пальчиками и ладошками,
- организация выставок творческих работ детей,
- фотоотчёты,
- видеоролик,
- изготовление дидактических игр.
5. Оценочные материалы.
Диагностирование направлено на установление уровня управления своими руками и пальцами.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям представить, что они в лесу: поднялся сильный ветер, сорвал листья с деревьев, закружил их, и они медленно падают на землю. Дети вместе читают знакомый стишок и изображают обеими руками плавные движения падающих листьев.
Падают, падают, листья,
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Листья многие облетели, и все увидели зайчика — дети руками изображают его (подняты два пальца: указательный и средний, остальные соединены). Воспитатель: «Зайчик скачет по дорожке — прыг-скок, прыг-скок, ушками — хлоп-хлоп. Прислушался (пальцы напряжены), где-то лиса рядом, испугался и спрятался, ушки опали (пальцы вяло сложились)». Затем дети вспоминают всю свою «Храбрую семейку»: у детей пальцы сжаты в кулачки перед собой и они постепенно разжимают их, начиная с большого, приговаривая: пошел в лес дедушка (большой палец), пошла в лес бабушка (указательный), пошел папа (средний), мама (безымянный) и я (мизинец). Потом семейка собирается дома: пришел я, мама, папа, … пальчики поочередно складываются в кулачки.
ОЦЕНКА
1-й показатель — управление руками (плавность движений).
Низкий уровень — ребенок на неоднократные предъявления взрослого отказывается участвовать в игровой ситуации.
Средний уровень — ребенок выполняет задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения, а ребенок выполняет вслед за ним, включаясь в движения.
Высокий уровень — ребенок по первому предъявлению взрослого включается в игровую ситуацию и самостоятельно читает стишок и выполняет руками соответствующие плавные движения.
2-й показатель — управление пальцами рук «Зайчик».
Низкий уровень — ребенок не включается в ситуацию и не может сложить пальцы рук (хотя бы на одной руке), чтобы изобразить зайчика.
Средний уровень — ребенок выполняет с помощью взрослого: после показа или на одной руке, помогая себе другой.
Высокий уровень — ребенок сразу включается в игровую ситуацию и самостоятельно на обеих ручках изображает зайчика сначала с напряженными ушками (пальчиками), потом вялыми.
3-й показатель — управление пальцами рук – «Семейка»
Низкий уровень — ребенок выполняет движения несинхронно или только на одной руке, или открывает сразу по два пальчика и проговаривает стишок вместе с взрослыми.
Высокий уровень — ребенок синхронно и самостоятельно разжимает поочередно все пальчики на обеих, проговаривая стишок. Результаты заносятся в таблицу.
Литература
1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПБ: Паритет, 2002.-140с..
2. Ермакова И.А. Развиваем моторику у малышей. – СПБ: 2007.-66с.
3. Новосёлова И.А. Динамические черты и занятия с детьми раннего возраста. – М: Просвещение, 1985.-168Сс.
4. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПБ: 2007.-217с.
5. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» ТЦ Сфера 2007г.
6. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» И. Е. Аверина. – М.: Айрис – пресс, 2005.
7. Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М.: «Генезис», 2008.
8. РазенковаЮ.А., Одинокова Г.Ю.«Эй, ладошка! Игры с пальчиками». – М.: Карапуз, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования "Талантливые пальчики"
Рабочая программа дополнительного образования "Талантливые пальчики". Нетрадиционная изобразительная деятельность для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет....
Программа дополнительного образования "Послушные пальчики"2 младшая группа
Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. В этой программе используются нетрадиционные техники для ручной умелости.Тесное сотрудничество с...
программа дополнительного образования " Волшебные пальчики"
пальчиковая игра...
Рабочая программа дополнительного образования «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ» для детей от 3 до 4 лет.
Программа Кружка "Ловкие пальчики" с программным содержанием на год для работы с детьми средней группы с ОНР, ЗПР....
Программа дополнительного образования "Чудо-пальчики"
Программа дополнительного образования "Чудо-пальчики"...
Рабочая программа дополнительного образования "Шаловливые пальчики" для детей 4-5 лет
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки...
Программа дополнительного образования «Разноцветные пальчики» (с использованием нетрадиционных техник рисования) для детей 2 - 4 лет
Рисование - интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает...