программа дополнительного образования " Волшебные пальчики"
методическая разработка (младшая группа) на тему

пальчиковая игра

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Алтай

Филиал № 1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок»

Турочакского района с. Турочак

Программа дополнительного образования дошкольников

«Волшебные пальчики»

руководитель:

Хабарова Людмила Дмитриевна,

воспитатель филиала № 1 «Чебурашка»

МДОУ детский сад «Родничок»

с. Турочак, 2015 г.

Пояснительная записка

Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитие речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение ладошек.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Дошкольник научиться понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьёзные трудности. Поэтому работа по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Программа рассчитана на 1 год обучения детей 3-4 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 15 минут.

Основной целью является укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. Формировать и воспитывать нравственно – волевые качества: целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности. Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.

Задачи реализации программы

-формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

-формирование практических умений и навыков;

-развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

-совершенствование движений рук;

-развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

-развитие речи детей;

-воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

-воспитывать и развивать художественный вкус;

Педагогические принципы реализации программы

- принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);

- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;

- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;

- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

Образовательные области:

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Методы и приёмы

Наглядные.

Словесные.

Практические.

Игровые.

Целевые ориентиры

- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.

Список литературы

1. «Играем пальчиками и развиваем речь» – В. В. Цвынтарный - Лань, Санкт-Петербург, 1997г.

2. «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Н. Рымчук – Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик 2008г.

3.«Тренируем пальчики – развиваем речь» О. И. Крупенчук - СПб.: Издательский Дом «Литера - Детям», 2009г.

4. «Цветные ладошки» И. А. Лыкова – Программа по художественному творчеству.

5. «Пальчиковые игры и упражнения» Т. В. Калинина, С. В. Николаева издательство «Учитель» 2009г.

Перспективное планирование

Сентябрь.

1.Сжимание маленьких резиновых мячей.

2. Игра «Прятки» - поиск игрушек в емкости, засыпанной крупой (на ощупь)

3.  Пальчиковая игра «Моя семья».

4. Пальчиковая игра «Профессии».

Октябрь.

1.  Пальчиковая игра «Осень».

2. Пальчиковая игра «Овощи».

3. Массаж пальцев бельевой прищепкой «Сильно кусает котенок – глупыш».

4.Пальчиковая игра «Уточки».

5.Пальчиковая игра «Дети бегут на перегонки».

Ноябрь.

1.Пальчиковая игра «Дети бегут на перегонки».

2.Пальчиковая игра «Что стряслось в лесу».

3. Пальчиковая игра  Потешка: «Сидит белка на тележке…».

4. Пальчиковая игра «Снежинки».

Декабрь.

1.«Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем между ладонями.

2.Пальчиковая игра «Перчатка».

3. Пальчиковая игра «Праздник» .

4.Пальчиковая гимнастика «Ёлочка».

Январь.

1.Пальчиковое упражнение «Цветок».

2. Пальчиковая игра «Части тела ».

3. Пальчиковая игра «Мой домик».

Февраль.

1.Пальчиковая игра «Чайник».

2. Пальчиковая игра «Солдаты».

3. Пальчиковая игра «Мамочка моя».

4. Пальчиковая игра «Ах мороз-мороз».

Март.

1. «Бусы для мамы» - нанизывание бус на нитку.

2. «Весна» - массаж (соединение одноименных пальцев).

3. Пальчиковая игра «Весенний дождик».

4. Сжимание маленьких резиновых мячей.

Апрель.

1.Пальчиковая игра «Паучок».

2.Пальчиковая игра «Дерево».

3. Пальчиковая игра «Правила дорожного движения».

4. Пальчиковая игра «Мой дом».

Май.

1. Пальчиковая игра «У Матрешиной сестрицы».

2.Пальчиковая игра «В домике живёт волчок».

3. Речевая игра «Здравствуй Солнце».

Приложение 1

Сжимание маленьких резиновых мячей.

Описание упражнения.

Ладошку сделать “лодочкой”. В неё вложить мячик. С силой сжать ладошку с мячиком. Затем ладошку разжать. На руке должны остаться вмятинки от колючек мячика. Следить за тем, чтобы ребенок старался сжимать мячик одной рукой. Упражнение повторить 8-10 раз одной рукой, потом тоже повторить другой рукой. Потом можно предложить выполнить это упражнение двумя руками сразу же.

Примечание.

Чтобы ребенок понял, с какой силой необходимо сжимать мячик, взрослый сначала сам выполняет это упражнение, демонстрируя ребенку вмятинки на своей ладошке от колючек мячика. Обратите внимание ребенка на то, что при правильном выполнении этого упражнения, ему будет больно. Это делается для того, чтобы ребёнок почувствовал момент, когда у него рука напряжена (сжимает мячик и при этом ему больно), а когда рука расслаблена и мячик свободно лежит в ладошке.

Игра «Прятки» - поиск игрушек в ёмкости с крупой.

В большую емкость насыпаем крупу (манку, гречку, ячневую крупу, перловку, пшеничку и т.д.) и бросаем туда мелкие игрушки из киндер- сюрпризов, пуговицы, монетки или любые другие мелкие предметы. Далее просим ребенка отыскать клад и сложить его в специальный сундук для сокровищ (любая коробочка или мисочка). Вначале стоит показать малышу, как это нужно делать, а потом отпустить в свободное плавание. При первом и последующих успехах ребенка обязательно его хвалить! Искать клад можно и с помощью маленького ситечка, ложечки или пальчиками.

 Пальчиковая игра «Моя семья»

Данная игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста.

Цели: развитие мелкой моторики рук, речи, интереса к фольклорным произведениям, внимательности, способности сосредотачиваться; воспитание добрых взаимоотношений между детьми, взрослым и ребенком.

Игра заключается в произнесении потешки:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья.

С одновременным показом на пальцах правой или левой руки (сначала рука сжата в кулачок, с произнесением каждой строки потешки, ребенок разжимает по одному пальчику, начиная с большого; произнося последнюю строчку потешки ребенок хлопает в ладоши).

Пальчиковая игра «Профессии».

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

«Осень»

Ветер северный подул: "С-с-с-с», (дуем)

Все листочки с веток сдул...(пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил,    (щепотью правой руки постучать по левой  ладошке)

Листья все насквозь пробил (постучать кулачком правой руки  по  левой ладошке).

 Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)

 Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)

Овощи.

У Лариски- (загибаем / разгибаем по парно пальчики на ручках в кулачек начиная с большого)

Две редиски.

У Алешки-

Две картошки.

У Сережки-сорванца-

Два зеленых огурца.

А у Вовки-

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

Игра «Играем с прищепкой»

Цель: Развитие мелкой моторики.

Берем обычную прищепку, прикрепляем на фалангу своего пальца, проверяя, чтобы она не была слишком тугой. Теперь можно играть с малышом. Прищепкой «кусаем» поочередно пальчики малыша на ударные слоги стихотворения (двигаем от указательного пальчика к мизинчику, потом обратно):

Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе «кыш»!

«Уточка»

Уточка, уточка,
По реке плывет.
Плавает, ныряет, (плавные движения кистями рук справа налево)
Лапками гребет. (имитация движения лапок утки в воде)

ПОБЕЖАЛИ ВДОЛЬ РЕКИ

 

Побежали вдоль реки                      движение указательного и среднего  

                                                           пальцев

Дети наперегонки                            обеих рук по бедру и коленям (пальцы

                                                           бегут)

Пальчики в лесу.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
(взрослый держит перед собой кулачок ребенка)
Этот пальчик в лес пошел,
(разгибает мизинчик)
Этот пальчик гриб нашел,
(разгибает безымянный пальчик)
Этот резал,
(разгибает средний пальчик)
Этот ел,
(разгибает указательный пальчик)
Ну, а этот лишь глядел!
(разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)

Сидит белка на тележке…

Сидит белка на тележке, (стучать кулачками друг о друга)

Продает она орешки

Лисичке-сестричке, (загибают пальчики по одному начиная с большого)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок, (стучать кулачками друг о друга)

Кому в зубок,

Кому в лапочки.

 Пальчиковая игра «Снежинка»
Маленькая снежинка села на ладошку -       Дети показывают снежинку
Я ее поймаю, посиди немножко.                   Накрывают ее ладошкой
Раз, два, три, три, четыре, пять                      Загибают пальчики
Отпускаю полетать                                         Дуют на снежинку.
Дети кладут снежинку на другую ладошку и игра повторяется.

Игра "Перчатка"

Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх). 
Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши "ковшом").
Мышат позвала. 
(Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест).
Им корочку хлеба
Дала покусать, 
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков). 
Погладила (отшлёпала) всех 
(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
и отправила спать. 
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

Праздник

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай — 
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Ёлочка

Перед нами елочка: Пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «елочки». 
Шишечки, иголочки: Кулачки, указательные пальчики выставлены. 
Шарики, фонарики: Шарики из пальцев вверх, вниз. 
Зайчики и свечки: Ушки из указательного и среднего пальцев: обе ладони сложены. 
Звезды, человечки: Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе.

Цветок.

Вырос высокий цветок на поляне,

(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье.

(ритмично двигать пальцами вместе-врозь)

Дружно дают под землей корешки.

(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

Части тела
Рот, нос, голова,
Уши, щёки, лоб, глаза,
(просто показываем на себе или на малыше; своими руками или ручками малыша)
Плечи, плечи, шея, грудь
(хлопаем по плечам, шею гладим и простукиваем по груди пальчиками)
Не забыть чего-нибудь
(разводим руки в стороны)
Руки-руки — хлоп-хлоп,
(хлопнуть в ладоши ручками малыша, а можно и своими)
Ноги-ноги — топ-топ,
(так же ножками в лежачем или сидячем положении)
Раз сюда и раз туда,
(повороты головы вправо-влево; можно поворачивать своей головой, чтобы малыш видел; гораздо интереснее из своей кисти сделать человечка, и даже нарисовать на ней глазки и носик)
Это — нет, а это — да.
(жесты головой «нет» и «да»; также можно кистью покрутить вправо-влево и вверх-вниз)

Мой дом.

Целый день тук да тук - раздается звонкий стук.

(руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)

Молоточки стучат,

(стучать кулаком о кулак)

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).

(пальцы соединить, показать «крышу»)

Вот какой хороший дом,

(сжимать-разжимать пальцы)

Как мы славно заживем.

(вращать кисти рук)

Посуда.

 Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку .

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Солдаты.

Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы - порог избы.
(Ночь, в избе все спят. Раздается стук.)
Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.)
Дети: Кто там? (Постукивают друг о друга мизинцы.)
Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.)
Дети: Спросим у мамы. Мама! (Постукивают мизинцы.)
Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Мама: Спросите у папы. (Постукивают безымянные.)
Дети: Папа! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.)
Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! (Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения.)
Солдаты: Войдем! (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.)
(Руки вытягиваются вперед.)

Мамочка моя.

 Мама, мама!
- Что, что, что?
- Гости едут.
- Ну и что.
- Здравствуй, здравствуй.
Чмок, чмок, чмок.
- Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой – указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются».

Мороз.

Ветер тучу-мельницу
Крутит во весь дух (крутим ручками, словно мельница),
И на землю стелется
Белый-белый пух (встряхиваем ладошки).
Закрывайте окна,
Закрывайте двери (соединяем ладошки вместе).
Закрывайте уши (закрываем ушки),
Закрывайте нос (закрываем нос).
Ходит, бродит по дорогам
Старый дедушка Мороз (ходим указательным и средним пальцами)
Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щёчки дед Мороз (щипаем названные части тела).

ВЕСНА

«Кап-кап-кап»,- капель звенит,      (Хлопаем в ладоши)

Словно с нами говорит.             (Хлопаем ладонями по ногам)

Плачут от тепла сосульки            (собираем слезы в ладошку)

И на крышах талый снег.            (Гладим себя по голове)

А у всех людей весною

Это вызывает смех!        (Покружимся вокруг себя и улыбнемся)

Дождик.

Дож-дик, Дож-дик, по-ли-вай 
(на каждый слог пальцами обеих рук поочередно стучите по столу, изображая дождь), 
Будет хлеба каравай 
(указательным пальцем правой руки загните большой палец на левой руке). 
Будут булки 
(перечисляя сдобы, этим же пальцем по очереди загибайте остальные пальчики на левой руке), 
Будут сушки, Будут пряники, Ватрушки. 

ПАУЧОК 
Паучок ходил по ветке, Руки скрещены. 
А за ним ходили детки. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью,а затем по плечу другой руки. 
Дождик с неба вдруг полил, Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик). 
Паучков на землю смыл. Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит) 
Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным 
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. "Паучки" ползают на голове.

Деревья

1, 2, 3, 4, 5. 
(сжимаем и разжимаем кулачки)
Будем листики считать. 
Листья березы, листья рябины, 
Листики тополя, листья осины, 
Листики дуба мы соберем, 
Маме осенний букет отнесем. 
(загибаем пальчики)

Правила дорожного движения

Дорожных правил очень много:

Раз - Внимание дорога!

Два  - сигналы светофора,

Три – смотри дорожный знак,

А четыре – «переход».

Правила все надо знать

И всегда их выполнять.

У Матрёшкиной сестрицы

У Матрешиной сестрицы Ритмичные удары пальцами правой руки,
начиная с указательного, по левой ладони.
По деревне небылиц Ритмичные удары пальцами левой руки, на-
чиная с указательного, по правой ладони.
Ходит утка в юбке, На каждое название животного загибают
В теплом полушубке, пальцы на руках, начиная с больших.
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане,
А всех их пригоже Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и
Корова в рогоже. удары кулачками.

«В домике живёт волчок»

Цель: Активизировать движения пальцев рук

Ход игры:

В домике живёт волчок,                               Из обеих кистей рук делаем «подзорную трубу» или

Он глядит на вас в глазок,                            «бинокль» и приставляем к глазам

Может дверку приоткрыть                          Из одной ладони делаем  «волчью пасть», а пальцы  

И за пальчик укусить.                                    другой  руки подносим к «пасти» и захватываем их ею,      

                                                                                   выполняя поглаживающие движения подушечками.              

Если больно, то немножко                    Легкими движениями растираем ладони одна о другую

Разотри свои ладошки!

«Здравствуй, солнце золотое!»

Ход  игры:

Здравствуй, солнце золотое!                    Пальцами правой руки по очереди «здороваться»

Здравствуй, небо голубое!                             С пальцами левой руки, похлопывая по кончикам.

 Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования "Талантливые пальчики"

Рабочая программа дополнительного образования "Талантливые пальчики". Нетрадиционная изобразительная деятельность для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет....

Программа дополнительного образования "Послушные пальчики"2 младшая группа

Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. В этой программе используются нетрадиционные техники для ручной умелости.Тесное сотрудничество с...

Программа кружка по дополнительному образованию «Волшебные пальчики» Во II младшей группе

Пояснительная записка            Вся история развития человечества доказывает, что движение руки тесно связаны с речью. Первой ...

Программа кружка дополнительного образования Волшебные пальчики

Формирование творческих способностей воспитанников посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка...

Программа по дополнительному образованию "Волшебные пальчики"

Программа по изобразительной деятельности "Волшебные пальчики" с детьми младшей и средней групп....

Дополнительное образование «Волшебные пальчики»

Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности. Формировать технические умения и навык...

Программа дополнительного образования "Волшебные пальчики"

Образовательная программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности  «Волшебные пальчики» направлена на развитие мелкой моторики  и творчества ребен...