Рабочая программа дополнительного образования "Талантливые пальчики"
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему
Рабочая программа дополнительного образования "Талантливые пальчики". Нетрадиционная изобразительная деятельность для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_talantlivye_palchiki.docx | 947.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Ёлочка»
Принята: Педагогическим советом МБДОУ ЦРР-ДС № 53 «Ёлочка» Протокол №________ От « 31» августа 2010 г. |
Рабочая учебная программа
дополнительного образования
«ТАЛАНТЛИВЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
«Нетрадиционная изобразительная деятельность»
для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
Руководитель кружка:
воспитатель: Т.Н.НАЗАРОВА
Тамбов, 2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение детей рисованию – одна из наиболее разработанных проблем дошкольной педагогики. Развитию детского творчества, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных и привычных, поиски новых решений. Нетрадиционная техника рисования – способ создания изобразительного образа с помощью различных материалов (бумага, поролон, вата, нить, пробка и т.д.) безопасных для организации деятельности детей и выразительными средствами ( выдувания, тычок, процарапывания, обрывания, теснения, прикладывания и т. д. ). На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Эмоциональное отношение к объектам эстетического характера (искусство, жизнь, природа). Эмоциональное отношение к художественной деятельности – это важнейший фактор формирования у детей художественно-творческих способностей и эстетического воспитания вообще. Эмоциональное положительное отношение – основа любой деятельности, тем более художественно-речевой, музыкальной, игровой – обеспечивается удовлетворением в деятельности тех или иных потребностей ребенка. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребёнку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приёмов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий, и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приёмы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала.
ЦЕЛЬ:
Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования, развитие художественных способностей путём экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных художественных техник.
ЗАДАЧИ:
- Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных нетрадиционных материалов.
- Развивать художественно – творческие способности в продуктивных видах детской деятельности.
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и радоваться красоте природы, окружающих предметов.
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, дизайном, декоративно – прикладным) и жанров.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Нетрадиционные техники рисования в старшей и подготовительной группах (5-7 лет)
- Тычок жёсткой полусухой кистью - Рисование пальчиками и ладошкой - Оттиск поролоном и пенопластом - Оттиск пробкой и смятой бумагой - Монотопия предметная и пейзажная - Восковые мелки и акварель - Чёрно-белый и цветной граттаж - Кляксография с трубочкой - Рисование нитками, солью, песком - Рисование зубной щёткой - Воздушные фломастеры - Расчёсывание краски - Набрызг - Свеча и акварель - Тиснение, торцевание - Отпечатки листьев и т.д.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА:
Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет и предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут. В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.
В программе используются различные методы и приемы:
- одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
- метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);
- эвристический (развитие находчивости и активности);
- частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
- сотворчество;
- мотивационный (убеждение, поощрение);
- жест руки.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ КРУЖКА:
- Значительное повышение уровня развития творческих способностей детей.
- Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности .
- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
- Развитие креативности.
- Индивидуальный «почерк» детской продукции.
- Развитие общей ручной умелости .
- Склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами.
- Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в МБДОУ.
- Участие в городских и областных, всероссийских выставках и конкурсах в течение года.
Перспективный план кружка
«Талантливые пальчики»
Старшая группа
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание |
1 | 2 | 3 | 4 |
Сентябрь | |||
1 | Бабочки | Монотопия | Познакомить детей с техникой монотопии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное |
2 | Ваза для цветов | Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма – новый образ» | Закрепить умение составлять простыеузоры, используя технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции. |
3 | Гроздь винограда | Рисование пальчиками, аппликация из кленовых листьев | Учить детей создавать сюжетную композицию из природного материала – засушенных кленовых листьев. Учить рисовать ягоду винограда, используя отпечатки пальчиков. Развивать творчество детей. |
Октябрь | |||
4 | Листопад | Тиснение | Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. |
5 | Осенние листья | Тычкование | Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования. Развивать чувство композиции |
6 | Лесные колючки | Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой. | Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной работы (прорисовки) карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе – сухими листьями. |
7 | Золотая осень | Мозаичная аппликация из пластилина | Учить детей самостоятельно выполнять работу, отщипывать маленькие кусочки пластилина и наклеивать их на форму, приготовленную педагогом. |
Ноябрь | |||
8 | Осеннее дерево | Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия | Учить изображать изображаемый предмет, используя различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре – монотипия, в октябре – набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках |
9 | Кошечка | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции |
10 | Осенние фантазии | Техника припечатывания окрашенной нитью. | Учить детей рисовать окрашенной нитью (техника припечатывания окрашенной нитью). Развивать воображение, фантазию детей. Уметь дорисовывать получившийся образ. |
11 | Первый снег | Монотопия. Рисование пальчиками. | Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. |
12 | Необычные превращения | Рисование на скорлупе грецких орехов | Познакомить с новым приёмом рисования на скорлупе грецких орехов. Учить детей создавать художественный образ на основе природных форм (скорлупа грецких орехов + шаблон туловища черепахи). Совершенствовать изобразительную технику. |
Декабрь
13 | Фантазии | Кляксография, «знакомая форма – новый образ» | Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение |
14 | Волшебные снежинки | Рисование солью | Учить детей рисовать солью, используя маленькие палочки- зубочистки. Развивать воображение, чувство композиции. |
15 | Серпантин танцует | Рисование ватными палочками | Закреплять умение рисовать серпантин ватными палочками. Развивать чувство цвета и формы. Учить свободно проводить линии различной конфигурации (волнистые, спиралевидные, с пятнами в разных их сочетаниях). |
16 | Новый год | Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки | Учить изготовлять плоскостные елочные игрушки (в технике акврель+восковой мелок) Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на елочных игрушках. |
Январь
17 | Зимний лес | Печать поролоном, тычок полусухой жёсткой кистью | Учить детей изображать хвойный лес методом тычка полусухой кистью, упражнять в рисовании снега печатью поролоном, придавать «искристость», приклеивая нарезанный дождик. |
18 | Сова | Тычок полусухой жесткой кистью | Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. |
19 | Пингвины на льдинах I занятие (снег, лёд и полярная ночь) | Печать поролоном | Учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая её прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа, изображать пористые облака с помощью печати поролоном. |
20 | Пингвины на льдинах II занятие (пингвины) | Рисование ватными палочками | Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц с помощью ватных палочек. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет. |
Февраль
21 | Подводное царство | Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции |
22 | Жаворонок | Рисование пальчиками | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники (шаблон +рисование пальчиками). |
23 | Валентинка | Монотопия предметная, рисование ватными палочками | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (монотопия предметная +ватные палочки). Развивать чувство ритма. |
24 | Танк | Печать по трафарету | Закреплять умение печатать по трафарету, рисовать пальчиками, пробками. Развивать чувство композиции. |
Март
25 | Пригласите-льная открытка | Аппликация из макаронных изделий + гуашь | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники (макаронные изделия = аппликация). Развивать творчество детей. |
26 | Цветы для мамы | Техника «батик» | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на ткани –«батик». Развивать эстетическое восприятие. |
27 | Фартук для бабушки | Печать крышками | Учить детей при помощи печати крышками от пластмассовых бутылок создавать яркие узоры на фартуке (кармашки от обоев). Развивать чувство ритма, цветовосприятие. |
28 | Паучок в паутинке | Рисование нитью, крышкой, ватными палочками | Закрепить умение рисовать нитью, крышками от пластмассовых бутылок, ватными палочками. Совершенствовать умение работать в разных техниках. Развивать чувство композиции. |
Апрель
29 | Фантастиче-ская планета | Пастельные мелки, рисование ватными палочками | Учить детей при помощи пастельных мелков создавать фантастический рисунок необычной планеты. Развивать воображение, творчество. |
30 | Ракета | Мозаика – рисование цветными карандашами | Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования – стиль «мозаики». Развивать цветовое и эстетическое восприятие, интерес к результатам рисования. |
31 | Весеннее небо | Рисование «по мокрому» | Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому». Развивать творческое воображение. |
32 | Осьминожки | Рисование ладошками и пальчиками | Закреплять умение детей выполнять рисунок не только кистью, но и ладошкой, пальчиками. Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие. |
33 | Птичка - невеличка | Печать ладони | Продолжать совершенствовать умение детей делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа. Развивать творчество детей. |
Май
34 | Гвоздики | Рисование + аппликация из шерстяных ниток и ткани | Учить отражать особенности изображаемых цветов, используя различные техники. Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции. |
35 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение самостоятельно выбирать технику и тему. |
| Итоговая выставка рисунков за год |
Перспективный план кружка
«Талантливые пальчики»
Подготовительная группа
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Сентябрь | ||||
1 | Чудесные превращения кляксы | Кляксография | Показать детям новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать творческое воображение. | |
2 | Рябина | Рисование пальчиками, печать спичечными коробками | Закрепить умение рисовать пальчиками, печатать боковой стороной спичечного коробка.Развивать чувство композиции, цветовосприятие. | |
3 | Козлик | Аппликация из конфетти, ПВА | Учить детей составлять сюжетную композицию из конфетти, не накладывая их друг на друга. Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать навыки организации и планирования работы. | |
Октябрь | ||||
4 | Пушистые животные | Тычок жёсткой полусухой кистью | Продолжать закреплять с детьми технику рисования – «тычок» жёсткой полусухой кистью. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. | |
5 | Яблонька | Рисование ладошкой, пролоном + аппликация из ткани | Закрепить умение делать отпечаток ладони, дорисовывать до определённого образа поролоном и тканью. Развивать чувство композиции. | |
6 | Георгины в вазе (с натуры) | Рисование пастелью | Закрепить приемы рисования пастелью. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой. | |
7 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | |
Ноябрь | ||||
8 | Я рисую море | Рисование зубной щёткой, набрызг по трафарету | Учить изображать изображаемый предмет, используя различные нетрадиционные изобразительные техники (море – рисование зубной щёткой, кораблик – набрызг по трафарету). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках. | |
9 | Листопад | Тиснение + восковые мелки | Познакомить детей с техникой «тиснение». Использовать осенние листья из парка, делать на них тиснение. Развивать чувство композиции. | |
10 | Осенние превращения | Рельефная лепка | Познакомить детей с техникой рельефной лепки. Вызвать у детей желание делать лепные картины. Предложить на выбор приёмы декорирования лепного образа: рельефные налепы, прорезания, процарапывание стекой. Развивать чувство формы и композиции. | |
11 | Грибная поляна | Оттиск пробкой, выдувание коктейльной трубочкой | Познакомить детей с новой техникой рисования – выдуванием («рисуем лёгкими»), закреплять умение печатать пробками (грибы). Развивать чувство композиции. | |
12 | Снегирь | Рисование ватными палочками | Формировать у детей обобщённое представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Учить рисовать снегирей, используя шаблон и ватные палочки. |
Декабрь
13 | Зимняя ночь I занятие | Чёрно – белый граттаж | Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно – белого граттажа. Учит натирать лист бумаги свечой, следить, чтобы весь лист был покрыт стеарином. Учить смешивать гуашь и клей в одинаковой пропорции, наносить состав на покрытую стеарином поверхность листа. |
14 | Зимняя ночь II занятие | Черно-белый граттаж | Учить детей передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в таких средствах выразительности, как линия, штрих. |
15 | Ёлочка | Пластилиновая живопись (цветовая растяжка) | Познакомить детей с новым приёмом лепки – цветовой растяжкой (ветви ели), показав его возможности для колористического решения темы и усиления её эмоциональной выразительности, сочетая белый и зелёный пластилин для передачи образа ели. Развивать творческое воображение. |
16 | Зимний пейзаж | Рисование манкой, опилками, ПВА | Продолжать закреплять умения рисовать необычными изобразительными материалами. Развивать творческое воображение. |
Январь
17 | Девчушка- Снеговушка | Аппликация из ватных дисков, ватных палочек, шерстяных ниток | Учить детей строить композицию , используя различные материалы для создания выразительности образа (ватные диски, ватные палочки, шерстяные нитки, ПВА, конфетти). |
18 | Зайчонок | Работа с ватой, конфети | Совершенствовать умение в художественных техниках рисования и создания образа из разного материала. Закрепить умение составлять композицию. |
19 | Белый медведь | Печать поролоном, по трафарету | Учить создавать выразительный образ белого медведя, используя технику печать по трафарету + поролоном. Развивать чувство композиции, аккуратность. |
20 | Сказочное деревце | Рисование пальчиками + выдувание трубочкой | Продолжать закреплять навыки рисования новой техникой – выдуванием трубочкой (рисуем ствол снежного дерева). Закреплять умения рисовать пальчиками снежок на дереве (синий фон, белая гуашь). Развивать творческие способности детей. |
Февраль
21 | Узоры на окне | Рисование пастелью, палочками от канапэ | Совершенствовать умение рисовать в нетрадиционной изобразительной технике: рисование пастелью + белая гуашь, палочки для канапэ (на тёмном фоне). Развивать воображение, чувство композиции. |
22 | Цветы - валентинки | Печать штампом | Учить изображать цветы-валентинки, печатая штампом в виде сердец, создавая образ ярких и необычных цветов. Развивать цветовое восприятие, самостоятельность. |
23 | Семейка снеговиков | Печать ладошкой | Совершенствовать умение рисовать ладошкой, дорисовывать получившийся образ. Развивать воображение и фантазию детей. Воспитывать аккуратность в работе. |
24 | Машина для папы | Работа с тканью, пуговицами, ватными дисками, ПВА | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
Март
25 | Подарок маме | Квиллинг, выдувание трубочкой, тычок жёсткой полусухой кистью | Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – квиллингом. Учить скручивать полоски - цветы мимозы, выдувание – веточка мимозы, тычок жёсткой кистью – украшение рамки. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания изображений. Учить располагать изображения на листе по – разному. |
26 | Фартук для бабушки | Печать крышками | Учить детей при помощи печати крышками от пластмассовых бутылок создавать яркие узоры на фартуке (кармашки от обоев). Развивать чувство ритма, цветовосприятие. |
27 | Весенние цветы | Акварель + восковой мелок | Учить рисовать цветы восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. |
28 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
Апрель
29 | Именные буквы | Техника обрывной мозаики | Закреплять умения детей пользоваться техникой обрывной мозаики (использовать старые журнальные листы). Учить детей тушевать листы пастелью (плашмя). Развивать творческое воображение. |
30 | Космические дали | Набрызг, печать по трафарету | Учить создавать образ звёздного неба, используя смещение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. |
31 | Цветы | Монотипия | Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью |
32 | Волшебные рисунки | Рисование окрашенной нитью | Закреплять умения детей рисовать техникой нетрадиционного рисования – рисование окрашенной нитью, дорисовывать рисунок до определённого образа. Развивать воображение детей. |
33 | Цветные ладошки | Печать ладошками, пальчиками | Совершенствовать умения детей создавать сюжетную композицию на основе одинаковых элементов (печать ладошками и пальчиками). |
Май
34 | Пчелки | Восковой мелок+акварель, черный маркер+акварель | Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции. |
35 | Одуванчики | Восковой мелок+акварель, обрывание, тычкование | Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно. |
Итоговая выставка рисунков за год |
ДИАГНОСТИКА
Изобразительная деятельность значит для ребёнка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребёнка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень её освоения ребёнком в тот или иной возрастной период. В связи с этим важны показатели и критерии оценки уровня овладения ребёнком изобразительной деятельностью. В качестве их я использую разработанные показатели и критерии по программе И.А.Лыковой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой. На основе этих показателей проводится диагностика обследования умений и навыков дошкольников в изодеятельности. Чтобы проверить, в какой степени ребёнок овладел тем или иным умением, проводится диагностика 2 раза в год. Это позволит педагогам увидеть насколько эффективна их работа по обучению детей изобразительной деятельности и развитие их творчества.
Оценивается не только оригинальность образного мышления, но и качество выполнения рисунков. Учитывается также творческое применение различной техники изображения и материалов, увлечённость и интерес к деятельности. Применение диагностики, позволит педагогу оценить динамику развития ребёнка, спланировать дальнейшую работу с учётом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков. Полный набор критериев и показателей объединены в таблицу, что позволяет оперативно проанализировать более глубоко характеристики уровня овладения детьми изобразительной деятельностью. Для определения уровней развития изобразительных умений и навыков детей и их творчества использую диагностические методики, а критерии объединила в две группы:
1 - анализ процесса деятельности
2 - анализ продуктов деятельности
Обе группы тесно связаны между собой. И позволяют охарактеризовать деятельность ребёнка и его продукт деятельности (рисунки).
I этап Таблица №
Диагностическая карта на выявление уровня технических навыков, умений, изобразительных способностей и освоение техник.
10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | № | ||
ФИ ребенка | ||||||||||||
Самостоятельность в выборе изо-материалов. | Технические навыки и изобразительные способности | |||||||||||
Умение пользоваться инструментами. | ||||||||||||
Умение строить сюжет и композицию. | ||||||||||||
Выбор изо-материалов | ||||||||||||
Умение воспринимать и изображать предметы различной формы. | ||||||||||||
Умение передавать форму, строение предметов. | ||||||||||||
Умение изменять размах и направление движений руки. | ||||||||||||
Смешивание красок. | ||||||||||||
предметная | Монотопия | Освоение техник | ||||||||||
пейзажная | ||||||||||||
кляксография | ||||||||||||
поролон | Оттиск | |||||||||||
мятая бумага | ||||||||||||
штамп | ||||||||||||
Набрызг | ||||||||||||
Метод тычка | ||||||||||||
Пальчики, ладошки | ||||||||||||
Пластилинография | ||||||||||||
Восковые мелки, свеча | ||||||||||||
Мыльная пена | ||||||||||||
Граттаж | ||||||||||||
ИТОГО |
Оценку уровня изобразительной деятельности следует давать исходя из показателей:
1 балл (низкий уровень ) – ставится тем, кто плохо понимает инструкцию, повторить показанные приёмы самостоятельно затрудняется. Изобразительные навыки и умения с использованием нетрадиционных технологий требуют дальнейшего закрепления. В работе почти не проявляет самостоятельности, затрудняется. Плохо развито умение ориентироваться, мелкая и общая моторика. Творчество проявляет редко. Несмотря на то, что ребёнок проявляет интерес к окружающему его миру, отразить это в рисунке предлагаемыми нетрадиционными способами изображения, он не может. 2 балла (средний уровень) – ставится тем, кто охотно интересуется новыми способами изображения предметов и явлений окружающего мира. Инструкцию воспитателя в основном понимает, но для большей ясности требуется дополнительный повтор, уточнение, показ способов изображения, так как ребёнок не совсем уверенно владеет ориентацией в пространстве и на плоскости (затрудняется в расположении кистей рук, пальцев в рисовании руками, штампами и т. д). Инициативу проявляет не часто. Пытается применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности. Выполняет легкие задания, знает основные цвета, умеет смешивать краски для получения оттенков, но путает названия составных; техническая сторона требует контроля со стороны взрослого. 3 балла (высокий уровень) – ставится тем детям, которые заинтересованы в усвоении новых способов изображения и хочет научиться им. Внимательно слушает взрослого и по необходимости переспрашивает с целью уяснить непонятные ему детали данной техники изображения. В силу хорошо развитой мелкой мускулатуры пальцев рук, изображения получаются достаточно удачно. Цветовые пятна, выполненные руками или другими материалами, расположены в разных направлениях, в соответствии с логикой изображаемого предмета, явления природы или узора. Самостоятельно подбирает цветовое решение своей работы. Ребёнок применяет полученные знания в самостоятельной творческой деятельности. Для проведения 1 этапа использованы диагностические методики («Свободный рисунок», «Рисунок человека» и т.п.). (Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Под редакцией Т.С. Комаровой).
II этап Таблица 1
Диагностическая карта на выявление уровня развития художественно-творческих способностей детей в рисовании, развитие эмоциональной отзывчивости, воображение.
10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | № |
ФИ ребенка | ||||||||||
Продуктивность | ||||||||||
Оригинальность | ||||||||||
Качество | ||||||||||
Разработанность образа | ||||||||||
Создание новых комбинаций из основных элементов | ||||||||||
Увлеченность и интерес к деятельности | ||||||||||
Творческое применение различных техник и материалов | ||||||||||
Оригинальность выполнения замысла | ||||||||||
Развитие эмоциональной отзывчивости | ||||||||||
Умение отражать впечатления в рисунке | ||||||||||
ИТОГО |
Показатели для более детальной характеристики отношения детей к деятельности и развитие их творчества в рисунке:
1 балл (низкий уровень) – ставится тем, у кого изобразительные умения развиты слабо. Сюжет для изображения выбрать самостоятельно не может. Расположение изображаемых предметов носит случайный характер. У ребёнка полное безразличие к цвету, изображение может быть выполнено полностью одним цветом или случайно взятыми красками. С трудом выполняет задания, пассивен. Допускает большое количество ошибок при повторении однородных движений, но старается и при повторном разборе и объяснении со стороны взрослого выполнить задание правильно. Безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется); оценка ребенком созданного им изображения отсутствует; необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается. Чувствует красоту окружающего мира, Но не может самостоятельно выразить свое эмоциональное состояние через образ, цвет. 2 балла (средний уровень) - ставится ребёнку, который выполняет легкие задания, знает основные цвета, но путает названия составных; техническая сторона требует контроля со стороны взрослого, в рисунке имеются частичные искажения или перемена местами элементов узора.
Отношение к оценке взрослого - эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при критике — сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается). Оценка ребенком созданного им изображения: - неадекватна (завышенная, заниженная). Эмоциональное отношение предложенному заданию; к процессу деятельности; к продукту собственной деятельности - ребенок относится «средне», требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко. Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества. Испытывает затруднения в передаче своего эмоционального состояния через образы. 3 балла (высокий уровень) - уверенно выполняет задания, достаточно точно передает форму, строение предмета, линия, достаточно уверенная, четкая; знает основные и составные цвета, уверенно работает с красками, чувствует и использует в рисунке пространство и место. Отношение к оценке взрослого: - адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности. Активен, проявляет интерес, желание. Оценка ребенком созданного им изображения:- адекватна. Эмоциональное отношение к деятельности, к предложенному заданию; к процессу деятельности, к продукту собственной деятельности – на высоком уровне. Уровень самостоятельности: - выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами. Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества, отражает свое эмоциональное состояние в работе. Увлечен выполнением работы, создает образы самостоятельно, использует в полной мере приобретенные навыки. Для проведения 2 этапа используется тестовое задание с дорисовыванием кругов. Тест предназначен для диагностики творческих способностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «Дружные пальчики»
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский Истоки сп...
Рабочая программа дополнительного образования «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ» для детей от 3 до 4 лет.
Программа Кружка "Ловкие пальчики" с программным содержанием на год для работы с детьми средней группы с ОНР, ЗПР....
Рабочая программа дополнительного образования "Шаловливые пальчики" для детей 4-5 лет
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки...
Рабочая программа дополнительного образования «Дружные пальчики»
Развитие речи детей младшего школьного возраста через пальчиковые игры...
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Ловкие пальчики»
Программа дополнительного образования по подготовке руки к письму для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Ловкие пальчики» предназначена для детей старшего...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшей группы посредством кружковой деятельности «Веселые пальчики»
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. На...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Говорящие пальчики» по художественно – эстетическому направлению.
Пояснительная запискаУченые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В мозгу ребенка центры, отвечающие за речь, и те, что управляют...
Комментарии
Спасибо!
Спасибо!