Проект "Развивающая книжка- игрушка «Пампагар, дампагар номхон» для знакомства с бурятским языком детей младшего дошкольного возраста"
проект (младшая группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ульгэр» городского округа «Поселок Агинское»
Проект
Развивающая книжка- игрушка «Пампагар, дампагар номхон»
для знакомства с бурятским языком детей младшего дошкольного возраста
Выполнила проект: Серен Б.Б
пгт. Агинское, 2020 г.
Краткое обоснование проекта
Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей обучения дошкольника. Для этого мы используем развивающую книжку-игрушку «Пампагар, дампагар номхон». Она помогает познавать мир и развивать мелкую моторику одновременно, обогащает словарный запас ребенка, активизируя его речевое общение с учетом возрастных особенностей младшего дошкольного возраста (развитие мелкой моторики рук, формирование сенсорных эталонов восприятия окружающего мира, привлекает и запоминается все яркое и то, чем можно манипулировать, продолжает развиваться предметная деятельность и др.)
Игрушки для детей должны быть не только красивыми, но и развивающими, безопасными. Именно к таким игрушкам относятся книжки из ткани. Они помогают деткам приобрести полезные навыки, странички, которой развивают цветовосприятие, воображение, мелкую моторику, решают веселые задачки на внимание и сообразительность. Деток ожидают великие открытия. Они знакомятся с животными, растениями. Это идеальное дидактическое средство - его невозможно помять или порвать и с ним не захочется расставаться.
Уникальность нашей книжки-игрушки состоит во включении элементов национального стиля – бурятского этноса. Сейчас бурятский язык начинает терять свою красоту, и чтобы наше будущее поколение не забыл свой родной язык, мы считаем, что дети уже с малых лет должны изучать язык своего народа, культуру, обычаи и сохраняли память к традициям, и в этом им будет помогать наша развивающая книжка-игрушка.
Маленькие дети очень любят яркие, необычные, веселые, привлекающие внимание предметы.
Для своего изделия мы использовали экологически чистые материалы: хлопчатобумажные, льняные, шелковые вискозные ткани, не вызывающие аллергию. При этом их производство не наносит вреда здоровью человека и окружающей среде, а также использованы лоскуты, которые могли пойти в утиль, что предотвратило загрязнение окружающей среды.
Цель проекта: создание развивающей книжки-игрушки «Пампагар, дампагар номхон» для знакомства с бурятским языком детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1.Изучить способы изготовления мягкой книжки-игрушки для детей младшего дошкольного возраста.
2. Изготовить книжку-игрушку в национальной стилистике.
3.Создать картотеку приемов для использования книжки-игрушки для знакомства с бурятским языком
4.Обобщить опыт использования развивающей книжки-игрушки для знакомства с бурятским языком.
Тип проекта: краткосрочный, открытый, практический.
Основная идея проекта: изготовление развивающей книжки-игрушки в национальном стиле для детей младшего дошкольного возраста, с целью знакомства с бурятским языком.
Ожидаемые результаты:
- создание развивающей книжки-игрушки для детей младшего дошкольного возраст в национальном стиле;
- создание картотеки методов и приемов по знакомству с бурятским языком посредством развивающей книжки-игрушки;
- изготовление буклета с презентацией опыта по использованию развивающей книжки-игрушки для детей младшего дошкольного возраста для знакомства с бурятским языком.
Новизна проекта:
- изготовление развивающей книжки-игрушки «Пампагар, дампагар номхон» в национальной стилистике для знакомства дошкольников с бурятским языком;
- картотека методов и приемов использования книжки-игрушки с детьми младшего дошкольного возраста для знакомства с бурятским языком.
Перспективы проекта:
- создание развивающей книжки-игрушки в национальной стилистике других этносов;
- вовлечение детей подготовительной группы в создание книжки-игрушки.
Требования к изделию
Как всем известно, в младшем дошкольном возрасте игра считается ведущей деятельностью детей и поэтому к игрушкам предъявляют особые требования, поэтому они должны быть:
- Безопасными
- Эстетичными на вид
- Соответствовать возрасту
- Многофункциональными
- Размер книжки должен быть не большим и не маленьким
- Соблюдать тематику аппликации в бурятском стиле
- Качественно выполнено, низкая цена
Что такое игрушка?
Игрушка - это предмет, предназначенный для игры.
Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества.
Уже с возникновением первых людей и началась история появления игрушек. И сейчас, в наше время, выбор игрушек огромен. Каждая игрушка по- своему индивидуальна, многофункциональна и может использоваться по-разному. Именно, такой и является мягкая развивающая книга-игрушка.
В этих книгах игры на изучение чисел, алфавита, времен года, часов, детские настольные игры, пазлы, конструкторы, лото, книжки, развивающие доски и так далее. Игрушки своими руками можно изготавливать из различных материалов (лоскутков ткани, пряжи, старой одежды), с использованием разнообразной фурнитуры (липучки, крупные пуговицы, молнии, кнопки, пряжки, нашивки и так далее – главное, чтобы ребенок не смог их оторвать и засунуть в рот), оберток от конфет, крупы, макарон, колокольчиков, фольги, наполнителей вроде поролона или синтепона и прочего. К развивающим игрушкам для детей младшего дошкольного возраста относятся сюжетные и предметные игры на проверку знаний и умений, самодельные карточки, моделирующие ситуации, которые развивают мелкую моторику, но и умения различать мир вокруг.
Развивающая, красочная и интересная книга. Странички этой книжки-игрушки развивают цветовосприятие, воображение, мелкую моторику, а также там есть веселые игры на сообразительность и логику.
Данная книжка-игрушка будет содержать элементы бурятской культуры, так как мы считаем, что дети с раннего возраста должны уже знать свой родной язык, обычаи, традиции своего народа.
В нашей книжке-игрушке будут содержаться страницы, где дети могут научиться:
-Понимать разницу между большими и маленькими предметами;
-Узнавать геометрические фигуры – как выглядят и как называются круг, квадрат, треугольник и прямоугольник;
-Считать до десяти на бурятском языке;
-Решать логические задачи, в которых ребенок определяет, соответствует ли цвет и предмет своему месту;
-Завязывать бантик и плести косичку, расстегивать и застегивать пуговицы, замок «молнию»;
-Разбираться в национальной одежде, традициях, обычаях.
Срок реализации проекта 2020-2021 учебный год
Этапы реализации проекта:
I этап. Подготовительный
Мероприятия | Содержание | Срок |
Подбор литературы | Сбор информации о развивающих книжках. Изучение материала о шитье мягкой книжки. | Сентябрь |
Подготовка и обработка материала | Ознакомить родителей и детей | Первая половина октября |
Создание эскизов | Утвердить окончательный эскиз будущей развивающей книжки | Вторая половина октября |
Изготовление развивающей книжки-игрушки | Подбор игр для детей | Вторая половина октября |
II этап. Основной
Мероприятия | Содержание | Срок |
Мастер класс с родителями. Презентация для родителей | Ознакомление родителей с развивающей книжкой-игрушкой | ноябрь |
Организация работы по знакомству детей с развивающей книжкой-игрушкой | Методы и приемы работы с развивающей книжкой игрушкой по знакомству с бурятским языком: Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности. Этот метод способствует формированию у детей интереса к изучению, воспитывает потребность в познании, желание учиться новому:
|
|
Создание картотеки | Подбор и пополнение содержания картотеки игр и упражнений с развивающей книжкой-игрушкой | Декабрь |
III этап. Заключительный
Мероприятия | содержание | срок |
Творческая презентация развивающей книжки-игрушки на педагогических советах, методических объединениях | Представление результатов реализации проекта. Апробация | Вторая половина марта |
Публикация на сайте и facebook | презентация опыта | Первая половина апреля |
Создание буклета | Систематизация методического материала изготовлению и использованию развивающей книжки-игрушки для знакомства детей с родным языком | Апрель |
Материальные затраты
Наименование товара | Расход материала | Цена | Итого |
Ткань:
|
2 м*135
6шт*21
6шт*105
15м*48 |
270
126
630
720 |
270
126
630
720
|
Флизелин
| 6шт*45 | 270 | 270 |
Нитки | 10шт*178 | 178 | 178 |
Пуговицы:
|
50*2 50*3 |
100 150 |
100 150 |
Люверсы | 50шт*10 | 500 | 500 |
Бусинки:
|
2уп*257,30 2уп*257,30 2уп*257,10 |
514,6 514,6 514,2 |
514,6 514,6 514,2 |
Контур по ткани желтый перламутровый
| 6шт*264 | 1584 | 1584 |
Резинка | 1м*569 | 569 | 569 |
Молния | 2м*480 | 960 | 960 |
Тесьма | 2м*168 | 336 | 336 |
Лента | 10см*15,61 | 156,1 | 156,1 |
Аппликация на клеевой основе | 1*143 | 143 | 143 |
|
|
| 8235,5 |
Технология изготовления развивающей книжки-игрушки
Выбор техники изготовления изделия
Свое изделие мы будем изготавливать в технике аппликации и вышивки.
Аппликация – вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).
Технологическая последовательность изготовления книжки
1.Для фона лучше использовать плотную хлопчатобумажную яркую однотонную ткань, или фетр которую нужно продублировать размер фона 20 х 24 (по размеру книжки).
2.Детали аппликации кроим по шаблону с учетом направления долевой нити. (Лоскутки деталей тоже дублирую, и они должны быть контрастны к общему фону).
Изготовление шаблонов:
-Выполнить эскиз рисунка страницы книжек в масштабе 1:1 (в 2 экземплярах);
см. Приложение
-Пронумеровать все отличающиеся друг от друга детали, указать их количество;
-Разрезать эскиз на детали или перевести на кальку контуры всех отличающихся деталей и вырезать их. Это будут выкройки детали;
-Наложить выкройку детали на плотную бумагу или картон, обвести тонкой линией. Получившийся шаблон можно использовать многократно.
1. Выкроенные лоскутные детали разместите на подготовленном к работе (отутюженном и выровненном) лоскуте фоне в соответствии с задуманным рисунком и прикрепите их булавками или наметочным швом.
2.Пришивать детали машинным шов «зигзаг», для этого выкройте деталь точно по рисунку, закрепите ее на лоскуте фона и обработайте границы детали швом «зигзаг» на швейной машинке - так, чтобы полностью перекрыть срез детали. Выступающую из-под шва лишнюю ткань срежьте маленькими ножницами.
3.Особую выразительность рисунку аппликации придают также специальные вышивальные швы. Ими одновременно обрабатывают края детали и пришивают ее к ткани фона. Выполнять эти швы лучше толстыми нитками, контрастными по цвету, и к ткани фона, и к детали аппликации. Я использовала ручные швы тамбурный, петельный, стебельчатый, гладь.
4.Готовую страничку отпарить с лицевой стороны через влажный проутюжил ник. Отпаривание производить прессовыми движениями, без скольжения утюга. Эта операция придает ровность поверхности рисунка и маскирует небольшие погрешности, допущенные при его сборке.
5.После того как будут пришиты все аппликации, пуговицы, шнурки и другие детали можно приступать к пошиву страниц и сбору книжки. Возьмите ткань с нашитыми аппликациями, положите ее лицом на стол, сверху наложите синтепон чуть больше размера страницы и вторую часть страницы лицом вверх сколоть их между собой, затем сметать, после чего обрезать выступающие края синтепона. Край страницы обшивается бейкой.
6.Книжка состоит из 7 листов или 14 обработанных страниц вместе с обложкой. Каждый лист обработан окантовочным швом бейкой контрастного цвета ширина бейки 4,7 см.
7.Чтобы собрать страницы книжки в переплет к ним пристрачивают полосу ткани, длиной 35см и шириной 14см. Строчка идет с изнанки, поэтому при развороте книжки виден аккуратный переход от одной страницы к другой. Когда страницы пришиты, осталось красиво закрыть переплет кусочком ткани. Его шьют вручную и потом одной зигзагообразной строчкой пришивают к книжке.
Выбор материалов, инструментов и оборудования
Выбор материалов:
-Ткань бязь, фетр, синтепон, лоскутки (парча, лен, шелк, вискоза)
-Пряжа акриловая черного, белого, серого цветов
-Флизелин
-Кожа натуральная
-Нитки, пуговицы, люверсы, бусинки, бисер
-Контур по ткани желтый перламутровый
-Лента-липучка для ткани
-Тесьма
Инструменты и приспособления:
-Ножницы большие и маленькие с прямыми и загнутыми концами
-Булавки
-Сантиметровая лента
-портновский мелок
-Гелиевая ручка
-Наперсток
-Выкройки и шаблоны
-Гладильная доска
Оборудование
-Швейная машинка
-Утюг
Список литературы:
- ООП ДОУ
- Вербенец А.М. методический комплект программы «Детство». Образовательная область «Художественное творчество». М.: Творческий центр СФЕРА, 2012.
- Дергунская В.А. Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2013.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. М.: Творческий центр СФЕРА, 2009.
- Гунжитова Г-Х.Ц., Дармаева О.А., Шожоева Б.Д. Начальный курс бурятского языка для детей младшего школьного возраста. г.Улан-Удэ «Бэлиг», 2014
- Могоева Д.Д. Амар сайн yхибууд! г. Улан-Удэ издательство «Бэлиг», 2002
- Гунжитова Г-Х.Ц., Дармаева О.А., Шожоева Б.Д. Хуугэдэй сэсэрлигтэ хэрэгдэхэ буряад хэлэнэй эхин хэшээлнууд г. Улан-Удэ; «Бэлиг» 2014
- Алтан туяа г. Улан-Удэ: издательство БНЦ СО РАН 2017
Приложение 1
Правила охраны труда при шитье
Охрана труда включает правила техники безопасности при работе с тканью, а именно:
- работа с иголками и булавками;
- работа с ножницами;
- работа на швейной машине;
- работа с электрическим утюгом.
Правила техники безопасности
Правила техники безопасности при работе с ножницами, иголками и булавками:
-Ножницы класть справа, лезвия у них должны быть сомкнуты; кольцами к себе, чтобы при движении не уколоться об их острые концы
-Передавать ножницы, кольцами вперед, сомкнув лезвия
-Во время работы не вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или другие предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку
-Не перекусывать нитку. Иголки хранить в игольнице или подушечке. Кусочки сломанной иглы не бросать, а собрать и вколоть в подушку (игольницу)
-Шить с наперстком.
-Хранить иголки и булавки в определенном месте.
Правила техники безопасности при работе на электрической швейной машине:
-Не наклоняться близко к движущимся частям машины.
-Не держать пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой.
-Перед стачиванием удалить все булавки на линии шва изделия.
-Швейную машинку включать и выключать сухими руками, держась за корпус вилки.
-После окончания работы выключить швейную машинку.
Правила техники безопасности при работе с утюгом
-Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
-Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура.
-Подготовить рабочее место к работе, убрать всё лишнее.
-Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места глажения.
- Перед работой установить необходимую температуру нагрева платформы утюга.
-Включать утюг в сеть и выключать из неё только сухой рукой, держась за корпус вилки.
-При кратковременных перерывах в работе утюг ставить на подставку платформой вниз.
-Следить за тем, чтобы горячая платформа утюга не касалась электрического шнура.
-Не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой во избежание ожога рук.
-Не оставлять без присмотра включённый утюг в электрическую сеть во избежание пожара.
Приложение 2
Эскизы развивающей книжки-игрушки
Обложка
Страница № 1,2
«Табан хушуун мал» - «Пять драгоценностей»
Страница №3 Страница №4
«Учимся заплетать косы, «Изучаем национальную одежду»
завязывать банты»
Страница №5
«Учимся застегивать и расстегивать пуговицы, изучаем цвета»
Упражнение «Украсим одежду»
Задача:. Расширение и углубление представления детей о традициях украшения одежды бурят. Упражнение в составлении узоров на силуэтах одежды, соблюдая ритм, симметрию, чередование элементов.
Усложнения. Цветные плоскостные силуэты, элементы узора сочетать с цветом силуэта.
«Найди одежду»
Задача: Закрепление представлений детей о одежде бурят. Упражнение в умении правильно называть предметы одежды, рассказывать о них: кто носит, из какого материала шьют, чем украшают.
«Застегивание-расстегивание пуговиц»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Задачи: развитие тактильного восприятия, координации движений обеих рук, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, а также игра служит обучающим средством в развитии навыков самообслуживания.
Упражнение «Учимся заплетать косу». Цель – способствовать развитию мелкой моторики руки и координацию движений пальцев рук.
Упражнение «Узнайте животного по описанию».
Цель: совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки по описанию; развивать внимательность, память, мышление.
Упражнение «Назови семью»
Цель: закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах.
Он – бык(буха), она – корова(ухэр), детеныш (и) – теленок (тугал).
Он – конь, она – лошадь, детеныш (и) – жеребенок (жеребята).
Упражнение «Кто кем был»
Цель: расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать форму творительного падежа имен существительных. Закреплять название детенышей животных.
- Кем был бык? – Бык был теленком(тугал).
- Кем был пес? – Пес был щенком(гулгэн).
Упражнение «Отгадай, кто это?»
Цель: учить подбирать предмет к действию.
Сторожит, грызет, лает? - … .
Хрюкает, роет? - … .
Ржет, бегает, скачет? - … .
Мяукает, лакает, царапается? - … .
Мычит, жуёт, ходит? - … .
«Домашние животные»
Словарь по теме «Домашние животные»(Гэрэй амитад)
Существительные: Животные, корова, теленок, коза, козел, баран, овца, ягненок, конь, лошадь, жеребенок, верблюд, конюх, грива, вымя, копыта, рога, хвост, морда.
Глаголы: Ходит, лежит, бегает, спит, сидит, грызет, скачет, перевозит, сторожит, бодает, царапается, жуют, ржут, мычат, блеет.
Прилагательные: Пушистая, лохматая, мягкая, красивая, добрая, злая, рогатая, густая, домашнее, бодливая, породистая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игрушка – мобиле «Времена года» и дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста
Цель: формировать представления о временах года, о сезонных явлениях в природе. и на других занятиях. Например: Осень принесла листья для аппликацииСундучки времен года можно использовать п...
НОД "Знакомство с космосом"для детей младшего дошкольного возраста
Цель: формировать первоначальные знания о космосе, о профессии космонавта....
"Мои игрушки" мульт-песенки на стихи А.Барто для детей младшего дошкольного возраста.
Цель: закрепить знания детей о произведениях А. Л. Барто, развивать активность детей, выразительность речи, память, артистизм, формировать у детей чувство уверенности в себе, эстетические чувства, люб...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
laquo;Детский сад «Журавлик» прежде всего создаем как комфортную и безопасную для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения В дошкольной педагогике под т...
Картотека развивающих игр с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича для детей младшего дошкольного возраста
В ходе игры ребенок приобретает необходимые навыки, а также практику. В процессе практических упражнений закладываются основные данные о теории. Благодаря методике Воскобовича удается максимально разв...
Картотека развивающих игр с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича для детей младшего дошкольного возраста.
Картотека развивающих игрс использованием игровых технологий В.В. Воскобовичадля детей младшего дошкольного возраста....
Картотека развивающих игр с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича для детей младшего дошкольного возраста.
Картотека развивающих игрс использованием игровых технологий В.В. Воскобовичадля детей младшего дошкольного возраста....