Проект "Развивающая книжка- игрушка «Пампагар, дампагар номхон» для знакомства с бурятским языком детей младшего дошкольного возраста"
проект (младшая группа)

Серен Баирма Батомункуевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ульгэр» городского округа «Поселок  Агинское»

 

 

 

 

Проект

Развивающая книжка- игрушка «Пампагар,  дампагар  номхон»

для знакомства с бурятским языком детей младшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила проект: Серен Б.Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пгт. Агинское, 2020 г.

 

Краткое обоснование проекта

Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей обучения дошкольника. Для этого мы используем развивающую книжку-игрушку «Пампагар, дампагар номхон». Она помогает познавать мир и развивать мелкую моторику одновременно, обогащает словарный запас ребенка, активизируя его речевое общение с учетом возрастных особенностей младшего дошкольного возраста (развитие мелкой моторики рук, формирование сенсорных эталонов восприятия окружающего мира, привлекает и запоминается все яркое и то, чем можно манипулировать, продолжает развиваться предметная деятельность и др.)

Игрушки для детей должны быть не только красивыми, но и развивающими, безопасными. Именно к таким игрушкам относятся книжки из ткани. Они помогают деткам приобрести полезные навыки, странички, которой развивают цветовосприятие, воображение, мелкую моторику, решают веселые задачки на внимание и сообразительность. Деток ожидают великие открытия. Они знакомятся с животными, растениями. Это идеальное дидактическое средство - его невозможно помять или порвать и с ним не захочется расставаться.

Уникальность нашей книжки-игрушки состоит во включении элементов национального стиля – бурятского этноса. Сейчас бурятский язык начинает терять свою красоту, и чтобы наше будущее поколение не забыл свой родной язык, мы  считаем, что дети уже с малых лет должны изучать язык своего народа, культуру, обычаи и сохраняли память к традициям, и в этом им будет помогать наша развивающая книжка-игрушка.

Маленькие дети очень любят яркие, необычные, веселые, привлекающие внимание предметы.

Для своего изделия мы использовали экологически чистые материалы: хлопчатобумажные, льняные, шелковые вискозные ткани, не вызывающие аллергию. При этом их производство не наносит вреда здоровью человека и окружающей среде, а также использованы лоскуты, которые могли пойти в утиль, что предотвратило загрязнение окружающей среды.

Цель проекта: создание развивающей книжки-игрушки «Пампагар, дампагар номхон» для знакомства с бурятским языком детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1.Изучить способы изготовления мягкой книжки-игрушки для детей младшего дошкольного возраста.

2. Изготовить книжку-игрушку в национальной стилистике.

3.Создать картотеку приемов для использования книжки-игрушки для знакомства с бурятским языком

4.Обобщить опыт использования развивающей книжки-игрушки для знакомства с бурятским языком.

Тип проекта: краткосрочный, открытый, практический.

Основная идея проекта: изготовление развивающей книжки-игрушки в национальном стиле для детей младшего дошкольного возраста, с целью знакомства с бурятским языком.

Ожидаемые результаты:

- создание развивающей книжки-игрушки для детей младшего дошкольного возраст в национальном стиле;

- создание картотеки методов и приемов по знакомству с бурятским языком посредством развивающей книжки-игрушки;

- изготовление буклета с презентацией опыта по использованию развивающей книжки-игрушки для детей младшего дошкольного возраста для знакомства с бурятским языком.

Новизна проекта:

- изготовление развивающей книжки-игрушки «Пампагар, дампагар номхон» в национальной стилистике для знакомства дошкольников с бурятским языком;

- картотека методов и приемов использования книжки-игрушки с детьми младшего дошкольного возраста для знакомства с бурятским языком.

Перспективы проекта:

- создание развивающей книжки-игрушки в национальной стилистике других этносов;

- вовлечение детей подготовительной группы в создание книжки-игрушки.

Требования к изделию

Как всем известно, в младшем дошкольном возрасте игра считается ведущей деятельностью детей и поэтому к игрушкам предъявляют особые требования, поэтому они должны быть:

  1. Безопасными
  2. Эстетичными на вид
  3. Соответствовать возрасту
  4. Многофункциональными
  5. Размер книжки должен быть не большим и не маленьким
  6. Соблюдать тематику аппликации в бурятском стиле
  7. Качественно выполнено, низкая цена

Что такое игрушка?

Игрушка - это предмет, предназначенный для игры.

Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества.

Уже с возникновением первых людей и началась история появления игрушек. И сейчас, в наше время, выбор игрушек огромен. Каждая игрушка по- своему индивидуальна, многофункциональна и может использоваться по-разному. Именно, такой и является мягкая развивающая книга-игрушка.

В этих книгах игры на изучение чисел, алфавита, времен года, часов, детские настольные игры, пазлы, конструкторы, лото, книжки, развивающие доски и так далее. Игрушки своими руками можно изготавливать из различных материалов (лоскутков ткани, пряжи, старой одежды), с использованием разнообразной фурнитуры (липучки, крупные пуговицы, молнии, кнопки, пряжки, нашивки и так далее – главное, чтобы ребенок не смог их оторвать и засунуть в рот), оберток от конфет, крупы, макарон, колокольчиков, фольги, наполнителей вроде поролона или синтепона и прочего. К развивающим игрушкам для детей младшего дошкольного возраста относятся сюжетные и предметные игры на проверку знаний и умений, самодельные карточки, моделирующие ситуации, которые развивают мелкую моторику, но и умения различать мир вокруг.

Развивающая, красочная и интересная книга. Странички этой книжки-игрушки развивают цветовосприятие, воображение, мелкую моторику, а также там есть веселые игры на сообразительность и логику.

Данная книжка-игрушка будет содержать элементы бурятской культуры, так как мы считаем, что дети с раннего возраста должны уже знать свой родной язык, обычаи, традиции своего народа.

В нашей книжке-игрушке будут содержаться страницы, где дети могут научиться:

-Понимать разницу между большими и маленькими предметами;

-Узнавать геометрические фигуры – как выглядят и как называются круг, квадрат, треугольник и прямоугольник;

-Считать до десяти на бурятском языке;

-Решать логические задачи, в которых ребенок определяет, соответствует ли цвет и предмет своему месту;

-Завязывать бантик и плести косичку, расстегивать и застегивать пуговицы, замок «молнию»;

-Разбираться в  национальной одежде, традициях, обычаях.

 

 

Срок реализации проекта 2020-2021 учебный год

Этапы реализации проекта:

I этап. Подготовительный

Мероприятия

Содержание

Срок

Подбор литературы

Сбор информации о развивающих книжках. Изучение материала о шитье мягкой книжки.

Сентябрь

Подготовка и обработка материала

Ознакомить родителей  и детей

Первая половина октября

Создание эскизов

Утвердить окончательный эскиз будущей развивающей книжки

Вторая половина октября

Изготовление развивающей книжки-игрушки

Подбор игр для детей

Вторая половина октября

 

II этап. Основной

Мероприятия

Содержание

Срок

Мастер класс с родителями. Презентация для родителей

Ознакомление родителей с развивающей книжкой-игрушкой

ноябрь

Организация работы по знакомству детей с развивающей книжкой-игрушкой

   Методы и приемы работы с развивающей книжкой игрушкой по знакомству с бурятским языком:

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности. Этот метод способствует формированию у детей интереса к изучению, воспитывает потребность в познании, желание учиться новому:

  • Различные виды игры.
  • Проблемные ситуации
  • Словесные: объяснение, рассказ, беседа.
  • Наглядные: наблюдение, рассматривание, демонстрация наглядного материала.
  • Практические методы: упражнения, игры.

 

 

Создание картотеки

Подбор и пополнение содержания картотеки игр и упражнений с развивающей книжкой-игрушкой

Декабрь

 

 

III этап. Заключительный

Мероприятия

содержание

срок

Творческая презентация развивающей книжки-игрушки на педагогических советах, методических объединениях

Представление результатов реализации проекта. Апробация

Вторая половина марта

Публикация на сайте и facebook

презентация опыта

Первая половина апреля

Создание буклета

Систематизация методического материала изготовлению и использованию развивающей книжки-игрушки для знакомства детей с родным языком

Апрель

 

                                    

      Материальные затраты

Наименование товара

Расход материала

Цена

Итого

Ткань:

  • Бязь (зеленая, желтая)
  • Вискозные салфетки
  • Цветной самоклеящийся фетр
  • Синтепон

 

 

2 м*135

 

6шт*21

 

6шт*105

 

 

15м*48

 

270

 

126

 

630

 

 

720

 

270

 

126

 

630

 

 

720

 

Флизелин

 

6шт*45

270

270

Нитки

10шт*178

178

178

Пуговицы:

  • Маленькие
  • Большие

 

50*2

50*3

 

100

150

 

100

150

Люверсы

50шт*10

500

500

Бусинки:

  • Стеклянные
  • Полосатые
  • В форме сердца

 

2уп*257,30

2уп*257,30

2уп*257,10

 

514,6

514,6

514,2

 

514,6

514,6

514,2

Контур по ткани желтый перламутровый

 

6шт*264

1584

1584

Резинка

1м*569

569

569

Молния

2м*480

960

960

Тесьма

2м*168

336

336

Лента

10см*15,61

156,1

156,1

Аппликация на клеевой основе

1*143

143

143

 

 

 

8235,5

 

Технология изготовления развивающей книжки-игрушки

Выбор техники изготовления изделия

Свое изделие мы будем изготавливать в технике аппликации и вышивки.

Аппликация – вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).

Технологическая последовательность изготовления книжки

1.Для фона лучше использовать плотную хлопчатобумажную яркую однотонную ткань, или фетр которую нужно продублировать размер фона 20 х 24 (по размеру книжки).

2.Детали аппликации кроим по шаблону с учетом направления долевой нити. (Лоскутки деталей тоже дублирую, и они должны быть контрастны к общему фону).

Изготовление шаблонов:

-Выполнить эскиз рисунка страницы книжек в масштабе 1:1 (в 2 экземплярах);

см. Приложение

-Пронумеровать все отличающиеся друг от друга детали, указать их количество;

-Разрезать эскиз на детали или перевести на кальку контуры всех отличающихся деталей и вырезать их. Это будут выкройки детали;

-Наложить выкройку детали на плотную бумагу или картон, обвести тонкой линией. Получившийся шаблон можно использовать многократно.

1. Выкроенные лоскутные детали разместите на подготовленном к работе (отутюженном и выровненном) лоскуте фоне в соответствии с задуманным рисунком и прикрепите их булавками или наметочным швом.

2.Пришивать детали машинным шов «зигзаг», для этого выкройте деталь точно по рисунку, закрепите ее на лоскуте фона и обработайте границы детали швом «зигзаг» на швейной машинке - так, чтобы полностью перекрыть срез детали. Выступающую из-под шва лишнюю ткань срежьте маленькими ножницами.

3.Особую выразительность рисунку аппликации придают также специальные вышивальные швы. Ими одновременно обрабатывают края детали и пришивают ее к ткани фона. Выполнять эти швы лучше толстыми нитками, контрастными по цвету, и к ткани фона, и к детали аппликации. Я использовала ручные швы тамбурный, петельный, стебельчатый, гладь.

4.Готовую страничку отпарить с лицевой стороны через влажный проутюжил ник. Отпаривание производить прессовыми движениями, без скольжения утюга. Эта операция придает ровность поверхности рисунка и маскирует небольшие погрешности, допущенные при его сборке.

5.После того как будут пришиты все аппликации, пуговицы, шнурки и другие детали можно приступать к пошиву страниц и сбору книжки. Возьмите ткань с нашитыми аппликациями, положите ее лицом на стол, сверху наложите синтепон чуть больше размера страницы и вторую часть страницы лицом вверх сколоть их между собой, затем сметать, после чего обрезать выступающие края синтепона. Край страницы обшивается бейкой.

6.Книжка состоит из 7 листов или 14 обработанных страниц вместе с обложкой. Каждый лист обработан окантовочным швом бейкой контрастного цвета ширина бейки 4,7 см.

7.Чтобы собрать страницы книжки в переплет к ним пристрачивают полосу ткани, длиной 35см и шириной 14см. Строчка идет с изнанки, поэтому при развороте книжки виден аккуратный переход от одной страницы к другой. Когда страницы пришиты, осталось красиво закрыть переплет кусочком ткани. Его шьют вручную и потом одной зигзагообразной строчкой пришивают к книжке.

 

Выбор материалов, инструментов и оборудования

Выбор материалов:

-Ткань бязь, фетр, синтепон, лоскутки (парча, лен, шелк, вискоза)

-Пряжа акриловая черного, белого, серого цветов

-Флизелин

-Кожа натуральная

-Нитки, пуговицы, люверсы, бусинки, бисер

-Контур по ткани желтый перламутровый

-Лента-липучка для ткани

-Тесьма

Инструменты и приспособления:

-Ножницы большие и маленькие с прямыми и загнутыми концами

-Булавки

-Сантиметровая лента

-портновский мелок

-Гелиевая ручка

-Наперсток

-Выкройки и шаблоны

-Гладильная доска

Оборудование

-Швейная машинка

-Утюг

Список литературы:

  1. ООП ДОУ
  2. Вербенец А.М. методический комплект программы «Детство». Образовательная область «Художественное творчество». М.: Творческий центр СФЕРА, 2012.
  3. Дергунская В.А. Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2013.
  4.  Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. М.: Творческий центр СФЕРА, 2009.
  5. Гунжитова Г-Х.Ц., Дармаева О.А., Шожоева Б.Д. Начальный курс бурятского языка для детей младшего школьного возраста. г.Улан-Удэ «Бэлиг», 2014
  6. Могоева Д.Д. Амар сайн yхибууд! г. Улан-Удэ издательство «Бэлиг», 2002
  7. Гунжитова Г-Х.Ц., Дармаева О.А., Шожоева Б.Д. Хуугэдэй сэсэрлигтэ хэрэгдэхэ буряад хэлэнэй эхин хэшээлнууд г. Улан-Удэ; «Бэлиг» 2014
  8. Алтан туяа г. Улан-Удэ: издательство БНЦ СО РАН 2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Правила охраны труда при шитье

Охрана труда включает правила техники безопасности при работе с тканью, а именно:

- работа с иголками и булавками;

- работа с ножницами;

- работа на швейной машине;

- работа с электрическим утюгом.

Правила техники безопасности

Правила техники безопасности при работе с ножницами, иголками и булавками:

-Ножницы класть справа, лезвия у них должны быть сомкнуты; кольцами к себе, чтобы при движении не уколоться об их острые концы

-Передавать ножницы, кольцами вперед, сомкнув лезвия

-Во время работы не вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или другие предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку

-Не перекусывать нитку. Иголки хранить в игольнице или подушечке. Кусочки сломанной иглы не бросать, а собрать и вколоть в подушку (игольницу)

-Шить с наперстком.

-Хранить иголки и булавки в определенном месте.

Правила техники безопасности при работе на электрической швейной машине:

-Не наклоняться близко к движущимся частям машины.

-Не держать пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой.

-Перед стачиванием удалить все булавки на линии шва изделия.

-Швейную машинку включать и выключать сухими руками, держась за корпус вилки.

-После окончания работы выключить швейную машинку.

Правила техники безопасности при работе с утюгом

     -Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.

     -Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура.

      -Подготовить рабочее место к работе, убрать всё лишнее.

      -Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места глажения.

      - Перед работой установить необходимую температуру нагрева платформы утюга.

-Включать утюг в сеть и выключать из неё только сухой рукой, держась за корпус вилки.

-При кратковременных перерывах в работе утюг ставить на подставку платформой вниз.

-Следить за тем, чтобы горячая платформа утюга не касалась электрического шнура.

-Не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой во избежание ожога рук.

-Не оставлять без присмотра включённый утюг в электрическую сеть во избежание пожара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Эскизы развивающей книжки-игрушки

Обложка

image

 

 

 

 

 

 

 

Страница № 1,2

«Табан хушуун мал» - «Пять драгоценностей»

 

          

 

image

 

image

 

 

 

Страница №3                                                  Страница №4

«Учимся заплетать косы,                               «Изучаем национальную одежду»

завязывать банты»

image

image

 

 

 

 

 

 

 

Страница №5

«Учимся застегивать и расстегивать пуговицы, изучаем цвета»

imageimage

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение «Украсим одежду»

Задача:. Расширение и углубление представления детей о традициях украшения одежды  бурят. Упражнение в составлении узоров на силуэтах одежды, соблюдая ритм, симметрию, чередование элементов.

Усложнения. Цветные плоскостные силуэты, элементы узора сочетать с цветом силуэта.

«Найди одежду»

Задача: Закрепление представлений детей о одежде бурят. Упражнение в умении правильно называть предметы одежды, рассказывать о них: кто носит, из какого материала шьют, чем украшают.

 

«Застегивание-расстегивание пуговиц»

 

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Задачи: развитие тактильного восприятия, координации движений обеих рук, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, а также игра служит обучающим средством в развитии навыков самообслуживания.

 

Упражнение «Учимся заплетать косу». Цель – способствовать развитию мелкой моторики руки и координацию движений пальцев рук.

 

Упражнение «Узнайте животного по описанию».

Цель: совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки по описанию; развивать внимательность, память, мышление.

Упражнение  «Назови семью»

Цель: закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах.

Он – бык(буха), она – корова(ухэр), детеныш (и) – теленок (тугал).

Он – конь, она – лошадь, детеныш (и) – жеребенок (жеребята).

Упражнение «Кто кем был»

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать форму творительного падежа имен существительных. Закреплять название детенышей животных.

- Кем был бык? – Бык был теленком(тугал).

- Кем был пес? – Пес был щенком(гулгэн).

Упражнение «Отгадай, кто это?»

Цель: учить подбирать предмет к действию.

Сторожит, грызет, лает? - … .

Хрюкает, роет? - … .

Ржет, бегает, скачет? - … .

Мяукает, лакает, царапается? - … .

Мычит, жуёт, ходит? - … .

 

«Домашние животные»

Словарь по теме «Домашние животные»(Гэрэй амитад) 

Существительные:        Животные, корова, теленок, коза, козел, баран, овца, ягненок, конь, лошадь, жеребенок, верблюд, конюх, грива, вымя, копыта, рога, хвост, морда.

Глаголы:                Ходит, лежит, бегает, спит, сидит, грызет, скачет, перевозит, сторожит, бодает, царапается, жуют, ржут, мычат, блеет.

Прилагательные:        Пушистая,  лохматая,  мягкая,  красивая, добрая, злая, рогатая, густая, домашнее, бодливая, породистая.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушка – мобиле «Времена года» и дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста

Цель: формировать представления о временах года, о сезонных явлениях в природе.  и на других занятиях. Например: Осень принесла листья для аппликацииСундучки времен года можно использовать п...

НОД "Знакомство с космосом"для детей младшего дошкольного возраста

Цель: формировать первоначальные знания о космосе, о профессии космонавта....

"Мои игрушки" мульт-песенки на стихи А.Барто для детей младшего дошкольного возраста.

Цель: закрепить знания детей о произведениях А. Л. Барто, развивать активность детей, выразительность речи, память, артистизм, формировать у детей чувство уверенности в себе, эстетические чувства, люб...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;Детский сад «Журавлик» прежде всего создаем как комфортную и безопасную для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения В дошкольной педагогике под т...

Картотека развивающих игр с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича для детей младшего дошкольного возраста

В ходе игры ребенок приобретает необходимые навыки, а также практику. В процессе практических упражнений закладываются основные данные о теории. Благодаря методике Воскобовича удается максимально разв...

Картотека развивающих игр с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича для детей младшего дошкольного возраста.

Картотека развивающих игрс использованием игровых технологий В.В. Воскобовичадля детей младшего дошкольного возраста....

Картотека развивающих игр с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича для детей младшего дошкольного возраста.

Картотека развивающих игрс использованием игровых технологий В.В. Воскобовичадля детей младшего дошкольного возраста....